Научная статья на тему 'Использование инновационной образовательной технологии знаково-контекстного обучения в формировании эмпатийной культуры будущего социального педагога'

Использование инновационной образовательной технологии знаково-контекстного обучения в формировании эмпатийной культуры будущего социального педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗНАКОВО-КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭМПАТИЙНАЯ КУЛЬТУРА / EMPATHY CULTURE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PROFESSIONAL INTERACTION / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SEMANTIC-CONTEXTUAL LEARNING / SOCIAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришко Ирина Вильямовна

В статье проводится краткое теоретическое обоснование использования инновационной образовательной технологии знаково-контекстного обучения как необходимого условия формирования эмпатийной культуры будущего социального педагога, рассматриваются направления использования знаково-контекстного обучения в сфере профессиональной подготовки будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of Innovative Educational Technologies of Semantic-Contextual Learning in Formation of Empathy Culture of Future Social Teacher

The article gives a brief theoretical justification for the using innovative educational technologies semantic-contextual learning as a prerequisite of the formation of empathy culture of the future social teacher, considered uses of semantic-contextual learning in the field of professional training of future specialists.

Текст научной работы на тему «Использование инновационной образовательной технологии знаково-контекстного обучения в формировании эмпатийной культуры будущего социального педагога»

ская сторона вопроса. Понадобится не только время для закупки оборудования и обучения обучающего персонала пользовательским основам работы с данными технологиями, но и выполнение большого пласта работы специалистов: от программистов, психологов и технологов до дизайнеров и художников. Чтобы упросить и усовершенствовать процесс обучения, достаточно начать использовать хотя бы меньшую часть уже существующих возможностей применения инфографи-ки, интерактивных компьютерных программ и игр, интерфейсов и гаджетов.

АННОТАЦИЯ

В статье проанализированы существующие методы использования мультимедийных технологий. Предложены возможности применения коммуникационных технологий в высшем учебном заведении при подготовке графических дизайнеров.

Ключевые слова: современные коммуникационные технологии, процесс обучения, конкурентоспособный графический дизайнер, специальные дисциплины.

SUMMARY

In the article the existing methods of using multimedia technologies are analyzed. The possibility of using communication technologies in higher education institution for preparation the graphic designers are suggested.

Key words: modern communications technology, training process, competitive graphic designer, special disciplines.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белов С. А. Формирование коммуникативной составляющей ИКТ-компетентно-сти будущих педагогов профессионального обучения средствами учебного блога: дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 2014. - 190 с.

2. Дегтярева Е. А. Подготовка преподавателей вуза к освоению и использованию образовательных инноваций: дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2015. - 191 с.

3. Интернет-технологии в образовании: учебно-методическое пособие. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2002. - 114 с.

4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: монография /

под ред. Бадарча Дендева. - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 с.

5. Крам Р. Инфографика. Визуальное представление данных. - СПб.: Питер, 2015. -384 с.

6. Carvin A. What Exactly is a Blog, Anyway? [Электронный ресурс]. - URL: //www. pbs.org/teachers/learning.now/2006/05/what_exa ctly_is_a_ blog_anyway.html.

И. В. Гришко

УДК: 37.013.77

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ЗНАКОВО-КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭМПАТИЙНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

п

Уроблема взаимопонимания, взаимодействия, сотрудничества в современных социокультурных условиях, характеризующихся признаками нестабильности и социальных конфликтов, приобретает большое значение во многих сферах нашей жизни. Это особая система отношений, в которой определенное место занимает эмпатийная культура.

Согласно квалификационной характеристике, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761-н, социальный педагог оказывает социальную

помощь и поддержку, способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде, содействует созданию обстановки психологического комфорта. Осуществление эффективной профессиональной деятельности требует от социального педагога, кроме специальных знаний и опыта, сформированности таких моральных качеств, как душевность и отзывчивость, внимательность и коммуникабельность, тактичность и вежливость, нравственная чистота, взаимопомощь и взаимоуважение, терпимость и настойчивость, решительность и выдержка, а также сочувствие и сопереживание, то есть эмпатия - основа эмпатийной культуры. Наиболее важным требованием к социальному педагогу, которое определяет гуманизм его профессии, является постоянная готовность оказывать помощь и поддержку, внимательно относиться к клиенту как к индивидуальности и заботиться о нем, следуя этическому принципу «Non nocere».

Главным моральным принципом социально-педагогической деятельности является принцип гуманизма, отражающий спектр осознанного восприятия собственного достоинства людей со всеми их сильными и слабыми качествами. Гуманизм как качество личности включает в себя и уважение, и сочувствие, и отзывчивость; проявляется в форме отношений, поступков, чувств.

Основой педагогического гуманизма являются общечеловеческие нормы нравственности, четко определенные педагогической этикой и педагогической деонтологией. Одна из таких норм - чуткое отношение к состоянию и положению другого человека. Высокий уровень эмпатийной культуры позволит добиться успеха в процессе понимания клиента, направленном на изучение особенностей его личности, мотивов поведения, системы нравственных ценностей с целью формирования навыков адекватного поведения и четких установок на позитивные изменения.

Доверительные, практически интимные отношения между социальным педагогом и клиентом, которые устанавливаются на основе эмпатии и эмпатийной культуры, обеспе-

чат эффективность квалифицированной помощи лицам и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке. Поэтому приобретают особую актуальность исследования условий формирования эмпатийной культуры будущего социального педагога как фактора высокого профессионализма представителя помогающих профессий типа «человек-человек».

Исследование и анализ структуры эмпа-тии, рассмотрение и обоснование ее функций представлены в работах Р. Бернса, Л. Выгов-ской, Т. Гавриловой, Ю. Гиппенрейтер, И. Кона, В. Мак-Даугола, К. Роджерса, И. Юсупова и др. Т. Ахрямкина, Ю. Гордеев, И. Кузнецова, Ю. Саламатина уделили внимание определению методов и условий формирования эмпатии, эмпатийной культуры учителя. Однако применение знаково-контекстного обучения как эффективного условия формирования эмпатийной культуры будущего социального педагога требует дополнительного исследования.

Концептуальные положения контекстного обучения разработаны М. Бахтиным, А. Вербицким, Н. Лаврентьевой и другими исследователями. Теоретические и практические основы реализации компетентностного подхода к подготовке специалистов в высшей школе раскрываются в исследованиях А. Бермуса, В. Болотова, Г. Голуба, Н. Кузьминой, А. Новикова, Г. Селевко, В. Хутмахера, А. Хуторского, О. Чураковой, С. Шишова и других.

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность, объективные требования к профессиональной культуре специалиста вообще и эмпатийной культуре в частности обусловили выбор темы данной статьи.

Цель статьи - обосновать использование инновационной образовательной технологии знаково-контекстного обучения как необходимое условие формирования эмпатийной культуры будущего социального педагога, рассмотреть направления использования зна-ково-контекстного обучения в сфере профессиональной практической подготовки будущих специалистов.

Современный этап развития системы высшего образования в Российской Федерации

характеризуется высоким уровнем внедрения компетентностного подхода к содержанию образования, который подчеркивает его практическую ориентированность. Компетентный специалист отличается от квалифицированного тем, что не только владеет определенным уровнем знаний, умений и навыков, но и способен адекватно и эффективно применять их в профессиональной деятельности.

Следует отметить, что недостаточность практической ориентированности профессиональных дисциплин, отсутствие систематизации знаний студентов по отдельным курсам приводит к тому, что даже успешный студент не готов выполнять отличные от стандартизированных и алгоритмических профессиональные задания. Поэтому особую значимость и актуальность приобретают образовательные технологии, ориентированные на формирование компетенций. Примером указанных технологий является знаково-конте-кстное обучение, предполагающее максимальное приближение к будущей профессиональной деятельности. Знаково-контекстное обучение реализуется с помощью системы новых и традиционных форм и методов, моделирует на языке знаковых средств предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности.

Сущность указанного обучения состоит в реализации образовательного процесса с помощью моделирования реальных профессиональных связей и отношений, особенностей профессионального взаимодействия, создания условий для решений конкретных профессиональных задач [1]. В основе контекстного обучения лежит идея о качественных различиях в протекании основных процессов, содержании, формах, методах и способах осуществления профессиональной и учебной деятельности. Эти различия становятся препятствием для овладения навыками профессиональной деятельности в рамках традиционного образовательного процесса. Для того чтобы независимая информация (текст учебника, учебного пособия, лекция преподавателя, компьютерная программа) приобрела статус знания как осмысленного отображения

действительности, необходимо ее систематическое освоение в постоянной связи с будущей профессиональной деятельностью.

Организация активности студентов, согласно закономерностям перехода от учебных текстов, знаковых систем как материальных носителей прошлого опыта к профессиональной деятельности, которая реализуется в постоянно и динамично изменяющихся условиях, и составляет содержание того, что А. Вербицкий называет знаково-контекстным (контекстным) обучением [1].

Теоретическими источниками концепции знаково-контекстного обучения служат следующие понятия: контекст как условие осознания смыслообразующего влияния будущей профессиональной деятельности студента на процесс и результаты его учебной деятельности; деятельностный подход к обучению; теоретическое обобщение различного опыта использования форм и методов активного обучения.

В контекстном обучении динамично моделируются предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, обеспечивая тем самым условия трансформации учебной в профессиональную деятельность специалиста. Контекстное обучение представляет собой реализацию модели образовательного движения студента от учебной деятельности через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную к профессиональной деятельности.

По мнению А. Вербицкого, в условиях знаково-контекстного обучения основной целью деятельности обучающегося становится «не овладение системой информации и, тем самым, основами наук, а формирование готовности и развитие способностей к выполнению профессиональной деятельности» [1]. Получение информации является составляющей цели учебной деятельности; далее полученная информация должна дополниться практикой своего использования.

Основной единицей учебного взаимодействия студента и преподавателя в контекстном обучении становится не «порция информации», а ситуация предметной и социальной

неопределенности и противоречия. Система проблемных ситуаций позволяет раскрыть диалектически противоречивое содержание обучения в динамике, а процесс решения проблемных ситуаций обеспечит объективные предпосылки для развития теоретического и практического профессионального мышления и взаимодействия на основе развитой эмпатийной культуры.

Эмпатийную культуру мы понимаем как личностное свойство, которое гармонизирует понимание между людьми на основе усвоения, передачи социальных ценностей как личных, которые доминируют в индивидуальной деятельности, поведении, межличностных отношениях и действуют на уровне личных убеждений, соблюдаются как привычные формы личного поведения [2]. Пространство эмпатийной культуры - сложное образование, которое можно разделить на две структурные сферы, имеющие свою микроструктуру: внутреннюю и внешнюю. Структурные и микроструктурные элементы находятся в динамическом взаимодействии, интегра-тивно связаны и образуют такую целостность, которая составляет неотъемлемую характеристику отношений и взаимодействия личности специалиста с клиентом. Комплексное развитие каждого из структурных и микроструктурных компонентов, на наш взгляд, обеспечит формирование высокого уровня эмпатийной культуры будущего социального педагога.

Начальным элементом внутренней сферы эмпатийной культуры будущего социального педагога является когнитивный компонент, основанный на когнитивной форме эм-патии, предполагающей сформированность системы теоретических знаний о психологических особенностях объекта взаимодействия социального педагога, технологиях, методике и методологии социально-педагогической деятельности. Когнитивная эмпатия основана на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия, обобщение и т. п.), при этом достигается объективное понимание переживаний другого без значительного эмоционального участия в них.

Таким образом, функциональной особенностью когнитивного компонента является познание как процесс, обеспечивающий отражение действительности на основе получения и преобразования объективных знаний, усвоение которых происходит на качественном уровне при условии использования инновационной образовательной технологии зна-ково-контекстного обучения [3].

Для формирования эмпатийной культуры социального педагога важно, что содержанием контекстного обучения становится не только предметная технологическая сторона будущей профессиональной деятельности, определенная системой учебных заданий, моделей и ситуаций, но и ее социальная сторона, которая выражается в разных формах совместной деятельности и коммуникаций. Кроме усвоения предметного содержания обучения (знания, умения, навыки, профессиональный опыт), студент, следуя принятым нормам социального взаимодействия, воспринимая социокультурные и личностные особенности участников образовательного процесса, воспитывается как личность [1]. На основе полученных знаний и приобретенного социального опыта взаимодействия с другими происходит осмысление собранной информации, у личности формируется представление о характеристиках тех постоянно изменяющихся отношений, которые связывают его с объектом восприятия.

Направления использования знаково-кон-текстного обучения в сфере формирования эмпатийной культуры предлагаем рассмотреть на примере освоения студентами - будущими социальными педагогами - профессиональных дисциплин, в частности, курса «Эмпатийная культура социального педагога». Целью преподавания указанной дисциплины является формирование представления студентов об основных теоретико-методологических основах эмпатии и эмпатийной культуры, формирование готовности и развитие способности к пониманию, сочувствию, эмоциональному проникновению, эмоциональному отклику на переживания других людей содействию и поддержке. Для достижения

цели преподавания курса поставлены следующие задачи:

- формирование у студентов целостного представления о предмете, основных теоретических основах эмпатии и эмпатийной культуры;

- осознание студентами предпочтения эмпатийного взаимодействия перед субъект-объектной формой профессиональных взаимоотношений;

- понимание студентами механизмов и критериев развития действенной эмпатии (на вербальном и невербальном уровне);

- осознание равенства собственных личностных особенностей и особенностей личности клиента в детерминации общения;

- формирование у студентов мотивации к ответственной, активной, осознанной профессиональной позиции, то есть к проявлению эмпатийной культуры в ситуациях профессионального взаимодействия, его анализа, прогнозирования и проектирования;

- развитие профессиональных способностей студентов в подготовке к практической деятельности путем перехода от простых к более сложным профессиональным задачам.

Учебная деятельность во время изучения указанного курса осуществляется во время лекций, практических занятий и психолого-педагогического тренинга. Общий объем трудоемкости составляет 108 академических часов, из которых на лекции приходится 30 часов, на практические и тренинговые занятия -34, на самостоятельную работу обучающихся -44 часа.

Главным звеном дидактического цикла в рамках реализации технологии знаково-кон-текстного обучения является лекция, которая должна обладать следующими сущностными характеристиками:

- связь содержания с современной социокультурной ситуацией, использование ярких примеров, образов;

- научная актуальность, насыщенность, методическая проработанность информации;

- научная доказательность, структурированность, обоснованность, убедительность логической и фактической аргументации;

- ясность изложения мыслей и активизация мышления слушателей, постановка вопросов для самостоятельной работы по обсуждаемым проблемам.

Для качественного усвоения обучающимися теоретических знаний, развития теоретического мышления, формирования познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста большую часть лекционных занятий занимают проблемные лекции. В ходе проблемной лекции преподаватель формулирует проблему, до сих пор незнакомую обучающимся, требующую дополнительного осмысления и творческого решения. Компонентами проблемной ситуации являются объект познания (материал лекции) и субъект познания (студент); процесс мыслительного взаимодействия субъекта с объектом и будет познавательной деятельностью, усвоением нового, неизвестного еще для студента знания, содержащегося в учебной проблеме. Для решения проблемы студентам предлагается содержание каждого из существующих научно-методологических подходов к решению указанной проблемы; дается возможность самостоятельно определиться с собственной позицией. Преподаватель входит в контакт со студентами не как «авторитетный законодатель», а как собеседник, который не только признает право студента на собственное суждение, но и заинтересован в нем. Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается взаимодействием преподавателя и студентов. Основная задача преподавателя состоит не только в передаче информации, а в «приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Это формирует мышление студентов, вызывает их познавательную активность. В сотрудничестве с преподавателем студенты узнают новые знания, постигают теоретические особенности своей профессии» [5, с 331].

Во время самостоятельной работы студентам предлагается составление сравнительной характеристики различных подходов к разрешению проблемной ситуации и обосно-

вание наиболее эффективного с их точки зрения; иллюстрирование форм, методов, приемов и техник социально-педагогической деятельности при решении тех или иных конкретных задач. При таких условиях формируется предметный контекст будущей профессиональной деятельности. Следует отметить, что здесь целеполагание не ограничивается простым усвоением знаний и попытками их использования на практике. Важно то, что в рамках проблемной лекции усвоение знаний приобретает личностный смысл и значение, выходит на уровень личных предпочтений и убеждений, а перспектива их использования в будущей профессиональной деятельности становится более очевидной. Таким образом, учебная деятельность студента реализуется в пространственно-временном контексте и играет роль соединительного звена между прошлым, настоящим и будущим.

Отстаивание собственной позиции осуществляется во время дискуссий на практических занятиях на примере фрагментов психолого-педагогических консультаций или элементов решения различных социально-педагогических задач, где студент имеет возможность ее продемонстрировать. Практические занятия носят практико-ориентированный характер: студенты не просто отображают знания, полученные во время лекций, а выражают собственную позицию, моделируют деятельность социального педагога, клиента, группы во время ситуации, возможной в реальной педагогической практике; осуществляют разбор и обсуждение того или иного эмоционального состояния клиента с точки зрения и социального педагога и клиента. Следует заметить, что процесс разворачивания моделируемой ситуации имеет характер неопределенный и зависит от действий «социального педагога» и «клиента»; таким образом, формируется не только предметный, но и социальный контекст будущей профессиональной деятельности.

Ведущим видом деятельности на практических занятиях является квазипрофессиональная деятельность, предусматривающая воссоздание в аудитории условий, сущно-

стных характеристик и динамики реального психолого-педагогического взаимодействия, особенностей актуального эмоционального состояния, чувств и специалиста и клиента. Под квазипрофессиональной деятельностью А. Кузьминский, Н. Тарасенкова и И. Аку-ленко понимают деятельность, в ходе которой реализуются социально-педагогические и методические компетенции в ситуациях смоделированной профессиональной деятельности [4]. Важное место здесь занимает имитация фрагмента отдельного этапа социально-педагогического взаимодействия или воссоздание всей социально-педагогической консультации.

Наиболее яркая форма квазипрофессиональной деятельности - имитационная ролевая игра, в которой моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности, задается ее контекст. Методом ролевых игр создается возможность «проиграть ситуацию» процесса социально-педагогической поддержки, профилактики и коррекции с разных позиций, что создает основу для глубокого понимания обстоятельств, сочувствия и эмпатии.

Психолого-педагогический тренинг как метод формирования эмпатийной культуры будущих социальных педагогов и элемент технологии знаково-контекстного обучения играет роль широкого поля для проведения ролевых имитационных игр и игровых упражнений.

Особенность тренинговых занятий в рамках преподавания курса «Эмпатийная культура социального педагога» состоит в том, что они направлены на изменение поведения и развитие эмоционально-волевых качеств личности будущего специалиста.

В основе продуктивной качественной реализации тренинговой программы лежит сотрудничество, целенаправленность деятельности и искренность в выражении своих мыслей, активность и творческое, исследовательское отношение к теме. Методики развития эмпатии и формирования навыков эмпа-тийной культуры, используемые в тренинго-вой программе, ориентированы на развитие

ценностных ориентаций личности будущих специалистов, отработку вербального и невербального общения, перцептивных навыков восприятия и представления, установления взаимопонимания, понимание себя, изучение основ психофизиогномики, отработку коммуникативных навыков. Кроме этого, тре-нинговая программа включает техники развития эмоциональной сферы, наблюдательной сензитивности будущих социальных педагогов, формирование основ их устойчиво-положительного отношения к другому.

Знаково-контекстное обучение является необходимым условием формирования эмпа-тийной культуры будущего социального педагога - основой успешной профессиональной деятельности, базирующейся на уважении к клиенту, понимании его внутреннего состояния, особенностей его жизненного опыта, осознании мотивов поведения, личностных моральных ценностей, искреннем сочувствии и желании оказать деятельную поддержку. Поэтому считаем, что вопросы использования указанной образовательной технологии в рамках преподавания и других дисциплин базовой части профессионального цикла учебного плана по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование и учебного плана по профилю подготовки «Психология и социальная педагогика» требуют дальнейшего теоретического и методологического обоснования.

АННОТАЦИЯ

В статье проводится краткое теоретическое обоснование использования инновационной образовательной технологии знаково-контекстного обучения как необходимого условия формирования эмпатийной культуры будущего социального педагога, рассматриваются направления использования знаково-контекстного обучения в сфере профессиональной подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: знаково-контекстное обучение, эмпатийная культура, профессиональное взаимодействие, социально-педагогическая деятельность.

SUMMARY

The article gives a brief theoretical justification for the using innovative educational

technologies semantic-contextual learning as a prerequisite of the formation of empathy culture of the future social teacher, considered uses of semantic-contextual learning in the field of professional training of future specialists.

Key words: semantic-contextual learning, empathy culture, professional interaction, social activities.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А. А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С. 31-39.

2. Гришко И. В. Сутшсть емпатшно! куль-тури сощального педагога // Проблеми сучас-но! педагопчно! освгги: зб. статей. - Ялта: РВВ КГУ, 2014. - Вип. 26. - Ч. 2. - 264 с.

3. Гришко И. В. Когнитивный и аксиологический компоненты внутренней сферы эмпатийной культуры социального педагога // Проблемы современного педагогического образования: сб. статей. - Ялта: РИО ГПА, 2015. - Вып. 46. - Ч. 1. - С. 236-245.

4. Кузьминський А. I. Науковi засади методично! тдготовки майбутнього вчителя математики / А. I. Кузьминський, Н. А. Тара-сенкова, I. А. Акуленко. - Черкаси: ЧНУ iм. Б. Хмельницького, 2009. - 320 с.

5. Кузьминский А. И. Педагогика высшей школы: учеб. пособие. - К.: Знание, 2005. -486 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.