Экономика и управление территориями
УДК 004:339
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОГНОЗИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛИ
Ольга Викторовна Лексакова
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры управления и предпринимательства, тел. (913)900-15-82, e-mail: [email protected]
Рассматривается авторский методический подход в прогнозировании, предполагающий использование в рамках сравнительного технико-экономического анализа передового зарубежного опыта. Впервые в качестве первичного источника данных об обеспеченности мощностями торговой инфраструктуры выступают электронные картографические ресурсы.
Ключевые слова: прогнозирование, региональная торговля, обеспеченность торговыми площадями, передовой зарубежный опыт, картографический сервис, Сибирь, Томская область.
IT APPLICATION FOR REGIONAL TRADE DEVELOPMENT FORECASTING
Olga V. Leksakova
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., senior lecturer, Department of Management and Enterprise, tel. (913)900-15-82, e-mail: [email protected]
The author’s methodical approach to forecasting is considered. It is based on the use of up-to-date foreign experience for comparative technical and economic analysis. It is the first time that electronic cartographic resources are used as a primary source of data on the trade infrastructure facilities supply.
Key words: forecasting, regional trade, shopping areas supply, up-to-date foreign experience, cartographic service, Siberia, Tomsk region.
По имеющимся экспертным оценкам, доля муниципальных образований Российской Федерации, имеющих актуализированные документы градостроительного зонирования и территориального планирования, не превышает 3 %. Следствием этого является хаотичная застройка, для которой характерна либо излишняя концентрация объектов торговли, либо их явный недостаток [11].
Важнейшим условием равномерного развития торговой отрасли является разработка градостроительных планов административно-территориальных образований, которые должны быть увязаны с программами их социальноэкономического развития. Важнейшим подготовительным этапом данного процесса является оценка обеспеченности населения торговыми площадями в разрезе различных форматов и типов [6]. Для этого можно проводить самостоятельные исследования применительно к каждому отдельно взятому муниципальному образованию. В настоящее время существуют хорошо зарекомендовавшие себя стандартные методики по формированию основных видов и типов торговых пространств муниципальных образований с различной
101
Экономика и управление территориями
численностью населения, их классификации, методики оценки их экономической привлекательности, факторы, критерии и принципы оптимального размещения розничных торговых предприятий [7].
Однако имеющиеся стандартные методики не учитывают географические и климатические факторы развития потребительского рынка. При этом максимальную региональную специфику имеют административно-территориальные образования Сибири и Дальнего Востока [5, 9]. Среди региональных факторов развития инфраструктуры потребительского рынка макрорегиона можно выделить низкую плотность сельского населения, малочисленность населенных пунктов, низкую плотность всесезонных дорог с твердым покрытием (коэффициент Энгеля значительно ниже среднероссийского), крайнюю разбросанность населенных пунктов (особенно на севере), суровый зимний климат последних лет [10].
Перед автором стояла достаточно трудная задача разработки целевых нормативов количественной и качественной обеспеченности объектами инфраструктуры потребительского рынка Томской области. Нормативы ориентированы на долгосрочную перспективу, причем с учетом не только численности проживающего населения, но и с учетом доходов, возраста, занятости и семейного положения. Данные расчеты предполагалось выполнить по пяти группам административно-территориальных образований: с численностью населения до 10 тыс. человек, от 10 до 50 тыс. человек, от 50 до 100 тыс. человек, от 100 до 500 тыс. человек, от 500 тыс. человек до 1 млн. человек.
Следует отметить, что Томская область по уровню среднедушевых денежных доходов населения занимает относительно высокое 38-е место по стране, значительно превышая аналогичные показатели большинства субъектов Сибирского федерального округа. Выше показатели только в Красноярском крае, Новосибирской и Кемеровской областях. Между тем, оборот розничной торговли на душу населения в Томской области в 2012 г. составил 79 010 руб. при среднероссийском значении 115 215 руб. По данному показателю Томская область находится всего лишь на 62-м месте по стране, значительно уступая большинству других субъектов Сибирского федерального округа, несмотря на то, что сам округ по среднедушевому обороту уступает среднероссийскому уровню.
Выполнение поставленной задачи предполагалось осуществить путем построения имитационной модели зависимости количества и качества объектов потребительского рынка от численности проживающего населения и целевых групп. В настоящее время в научной литературе описываются подобные имитационные модели, однако отсутствуют данные об их практическом использовании.
В качестве альтернативы возможно использование экономико-статистической модели. Но здесь существуют три методологические проблемы.
1. Трудно формализовать такой результируемый фактор, как качество объектов потребительского рынка.
2. Значительная трудоемкость и времяемкость формирования репрезентативной экономико-статистической модели, отсутствие первичной информации.
102
Экономика и управление территориями
3. Сомнительная целесообразность использования подобной модели для целевого планирования, поскольку в модель изначально будут заложены негативные тенденции и неудовлетворительная динамика развития современной инфраструктуры регионального потребительского рынка [1].
Для решения поставленной задачи нами взята за основу методология сравнительного технико-экономического анализа и планирования. И действительно, зачем разрабатывать имитационную (до крайности формализованную) модель, если есть передовой опыт развитых стран, находящихся на стадии «зрелости» развития торговли? Это - Япония, страны Западной Европы и США.
Следует отметить, что Япония и страны Западной Европы характеризуются высокой степенью урбанизации и высокой плотностью населения. Причем в пространственном отношении данные признаки распределены по этим странам достаточно равномерно. В этом отношении нами сделана попытка применить к Томской области опыт развития инфраструктуры потребительского рынка США. Кстати, средняя обеспеченность торговой площадью в США оценивается аналитиками несколько ниже среднеевропейской (на уровне от 1 200 м на 10 тыс. человек) [12]. Понятно, что наименьшая обеспеченность характерна для административно-территориальных образований с наименьшей плотностью населения.
Средняя плотность населения США - 29 чел./км , а без редко заселенной Аляски - 34,8 чел./км . Это значительно меньше, чем во всех других развитых странах мира (за исключением Канады и Австралии). Наивысшая плотность характерна для районов скопления городов. Это - Атлантическое побережье Севера, Приозерье, отдельные ареалы Мексиканского и Тихоокеанского побережья. Наименьшая же плотность характерна для штатов Севера Центральной части США (Северная Дакота, Южная Дакота, Вайоминг, Айдахо). Соответствующий показатель по этим четырем штатам сопоставим с показателем Томской области, как и ряд других макроэкономических и демографических показателей (табл. 1).
В таблице явно прослеживается сопоставимость Томской области с рассматриваемыми штатами по доле городского и сельского населения, занятости (показатели населения в возрасте моложе трудоспособного, трудоспособном и старше трудоспособного), возрасту (показатель среднего возраста) и семейному положению (показатель процента мужчин в возрасте 16 лет и более, состоящих в браке). Именно эти показатели и предполагались изначально к закладке в модель соответствия.
Единственный показатель, который выбивается из общей картины, - годовой доход на душу населения в тыс. долл., а ведь этот показатель также является определяющим в развитии торговли. Однако при более глубоком рассмотрении можно привести следующие доводы в пользу сопоставимости.
103
Экономика и управление территориями
Таблица 1
Сравнительная характеристика Томской области со штатами Севера Центральной части США по плотности населения и по составу целевых групп населения
Показатели Томская область (2012 г.) Штаты Севера Центральной части США
Северная Дакота (North Dakota) Южная Дакота (South Dakota) Вайо- минг (Wyo- ming) Айдахо (Idaho)
Площадь, тыс. км2 314,4 183,3 199,9 253,3 216,6
Численность населения, тыс. чел. 1 057,7 632,7 796,2 532,7 1 584,9
Плотность населения, чел./ км2 3,4 3,5 4,0 2,1 7,3
Годовой доход на душу населения, тыс. долл. USD 6,608 39,594 38,470 32,615 42,111
Доля городского населения, % 70,2 69,3 69,3 68,1 82,0
Население в возрасте:
- моложе трудоспособного 16,7 17,5 17,0 17,8 17,7
- трудоспособном 63,7 64,0 64,1 63,7 64,0
- старше трудоспособного 19,6 18,5 18,9 18,5 18,3
Средний возраст, лет 37,3 34,5 34,3 34,0 34,1
% мужчин в возрасте 16 лет и более, состоящих в браке 62,6 70,0 69,5 69,2 69,2
Средний размер частного домохозяйства, чел. 2,6 2,9 3,0 2,9 2,9
Согласно «Стратегии развития Томской области до 2020 года» предполагается повысить среднедушевой доход до уровня 1 500 долл. в месяц. Следовательно, ежегодный среднедушевой доход должен составить к 2020 г. 18 000 долл. Кроме этого необходимо учитывать и коэффициент паритета покупательной способности рубля по отношению к доллару. На данный момент он оценивается на уровне 1,8. То есть, с учетом инертности данного коэффициента, его можно экстраполировать на 2020 г., и тогда для приведения в сопоставимый вид среднедушевой доход в Томской области к 2020 г. может составить 18 000 долл. х 1,8 = 32 400 долл. Последнее значение уже достаточно сопоставимо с реальными среднедушевыми доходами жителей Севера Центральной части США.
Таким образом, нами доказана сопоставимость основных макроэкономических, географических и демографических параметров сравниваемых объектов наблюдения. Это позволяет взять фактические параметры развития инфраструктуры потребительского рынка Севера Центральной части США в качестве основы для выработки соответствующих целевых ориентиров развития инфраструктуры потребительского рынка Томской области к 2020 г.
Следующим этапом является выборка и группировка административнотерриториальных образований штатов Севера Центральной части США (по пяти группам в зависимости от численности населения) (табл. 2). В качестве
104
Экономика и управление территориями
объектов наблюдения были выбраны 13 наиболее типичных административнотерриториальных образований.
Таблица 2
Выборка и группировка административно-территориальных образований штатов Севера Центральной части США (по пяти группам в зависимости от численности населения)
Группа Населенные пункты Фактическая численность Штат
До 10 тыс. чел. Кларк-Фолл 8,6 North Dakota
Мидвест 9,5 Wyoming
Ворлэнд 9,9 Wyoming
10-50 тыс. чел. Майнот 12,3 North Dakota
Пирр 13,9 South Dakota
Рэдфайлд 24,9 South Dakota
50-100 тыс. чел. Бисмарк 61,3 North Dakota
Гранд-Форкс 51,2 North Dakota
Шайенн 53,0 Wyoming
100-500 тыс. чел. Фарго 105,6 North Dakota
Су-Фолс 232,9 South Dakota
500-1 000 тыс. чел. Бойсе (агломерация) 599,7 Idaho
Нампа (агломерация) 624,0 Idaho
Третий этап исследования предполагал сбор информации о количественных и качественных характеристиках торговых объектов, расположенных на территории объектов наблюдения. Дело в том, что в США отсутствует официальная статистика (в том числе муниципальная) о мощностях внутренней торговли, тем более в разрезе отдельных территорий. Нами был взят за основу официальный макроэкономический показатель доли оборота торговых сетей в обороте внутренней торговли США в 2009 г. - 79 %. Из-за низкой рентабельности торговли на Севере Центральной части США этот показатель наверняка еще выше, поскольку именно сетевая торговля позволяет достичь минимума удельных издержек обращения. Следовательно, количественная и качественная характеристики торговых объектов системообразующих мультиформатных сетей позволят репрезентативно охарактеризовать инфраструктуру потребительского рынка. Соответствующая информация (location) является открытой и содержится на корпоративных сайтах практически всех крупных ритейлеров США. Кроме того, нами было осуществлено сплошное сканирование исследуемых территорий с использованием картографического сервиса Google Maps.
Как выяснилось, опять же из-за низкой рентабельности торговли, число сетевых игроков на потребительском рынке Севера Центральной части США весьма ограничено, что также позволяет придать большую репрезентативность расчетам. Это такие компании, как Walmart, Costco, Kroger, H.E.B., Supervalu, Safeway, Publix, Target Corp., Lowe’s, Home Depot, Macy’s, Gap, Best Buy. Каждая из этих компаний специализируется на своем рыночном сегменте и являет-
105
Экономика и управление территориями
ся мультиформатной, то есть имеет несколько типовых форматов со стандартной площадью. Полученные первичные данные группировались нами в разрезе типов населенных пунктов и основных рыночных операторов. В качестве примера в табл. 3 приведены соответствующие значения для населенных пунктов с численностью населения от 10 до 50 тыс. чел.
Таблица 3
Количественные и качественные характеристики торговых объектов системообразующих мультиформатных сетей в населенных пунктах от 10 до 50 тыс. чел. в штатах Севера Центральной части США
Насе- ленный пункт Формат Оператор (компа- ния) Типовой бренд Стандартная площадь типового бренда (м2) Коли- чество объек- тов
Майнот (North Dakota) Супермаркет Walmart Walmart Market 1 000-1 300 1
Бакалейный дискаунтер Walmart Walmart Express 800-1 000 2
Supervalu Supervalu Daily 700-800 2
Одежный сетевой универмаг Macy's Magic of Macy’s 1 500-2 000 1
Универмаг для улучшения жилища Lowe's Lowe's Bare 1 000-1 500 1
Пирр (South Dakota) Супермаркет Walmart Walmart Market 1 000-1 300 1
Бакалейный дискаунтер Walmart Walmart Express 800-1 000 2
Supervalu Supervalu Daily 700-800 3
Одежный сетевой универмаг Macy's Magic of Macy’s 1 500-2 000 1
Универмаг для улучшения жилища Lowe's Lowe's Bare 1 000-1 500 1
Рэд- файлд (South Dakota) Супермаркет Walmart Walmart Market 1 000-1 300 1
Бакалейный дискаунтер Walmart Walmart Express 800-1 000 5
Supervalu Supervalu Daily 700-800 6
Одежный сетевой универмаг Macy's Magic of Macy’s 1 500-2 000 1
Универмаг для улучшения жилища Lowe's Lowe's Bare 1 000-1 500 1
Четвертый этап исследования связан с непосредственно формированием и расчетом параметров (коэффициентов) технико-экономической модели. Результаты описанного выше третьего этапа исследования позволяют рассчитать в разрезе типов населенных пунктов и отдельных форматов два показателя: средневзвешенную площадь i-го формата в м2 (Si) и средний коэффициент обеспеченностью площадью i-го формата в м2/10 000 чел. (КОБ^). Завершающим
элементом четвертого этапа является расчет агрегированного коэффициента обеспеченности объектами инфраструктуры потребительского рынка i-го формата (К) по следующей формуле:
Ki = КОБ / St, единиц/10 000 чел. (1)
106
Экономика и управление территориями
Рассчитанные по формуле (1) агрегированные коэффициенты для населенных пунктов двух типов приведены в табл. 4.
Таблица 4
Расчет агрегированных коэффициентов обеспеченности объектами потребительского рынка в разрезе основных современных форматов
Формат Средне-взвешенная площадь, м2 Средний коэффициент обеспеченности площадью, м2/10 000 чел. Агрегированный коэффициент обеспеченности, единиц/10 000 чел.
1 2 3 4 = ст. 3 : ст. 2
Населенные пункты от 10 до 50 тыс. чел.
Супермаркет 1 150,0 1 025,6 0,891
Бакалейный дискаунтер 824,4 2 803,7 3,415
Одежный сетевой универмаг 1 750,0 1 559,3 0,891
Универмаг для улучшения жилища 1 250,0 1 113,8 0,891
Населенные пункты от 50 до 100 тыс. чел.
Супермаркет 1 743,5 1 630,2 0,935
Бакалейный дискаунтер 863,7 3 124,9 3,618
Одежный сетевой универмаг 3 125,0 2 956,0 0,946
Гипермаркет для улучшения жилища 11 166,7 1 853,7 0,166
Универмаг бытовой электроники 4 250,0 2 652,0 0,624
На заключительном пятом этапе с помощью агрегированного коэффициента У.а выполнены перспективные расчеты целевых показателей обеспеченности
системообразующими объектами потребительского рынка Томской области по муниципальным образованиям в разрезе основных современных форматов к 2020 г. Расчеты осуществлялись по следующей формуле:
уа = Ча/10 000 X K. , единиц (2)
где Ча - численность населения а-го муниципального образования, чел.
В табл. 5 в качестве примера приведены результаты проведенных расчетов в разрезе четырех муниципальных образований Томской области. В табл. 6 приведены аналогичные расчеты для трех городских округов.
Полученные значения являются целевыми ориентирами количественного и качественного развития инфраструктуры потребительского рынка Томской области на долгосрочную перспективу до 2020 г. К этому моменту во всех муниципальных образованиях необходимо значительно увеличить число сетевых супермаркетов и бакалейных дискаунтеров. Но особенно значительные структурные изменения должны произойти в областном центре. Сравнительные данные фактической и плановой структуры мощностей потребительского рынка города Томска приведены в табл. 7.
107
Экономика и управление территориями
Таблица 5
Целевые показатели обеспеченности системообразующими объектами потребительского рынка Томской области по муниципальным образованиям в разрезе основных современных форматов к 2020 г.
Формат Примерная типовая площадь, м2 Му ниципальные районы
Томский Чаинский
Супермаркет, ед. (число игроков) 1 000-2 000 6 (2) 1 (1)
Бакалейный дискаунтер, ед. (число игроков) 700-1 000 23 (3) 5 (2)
Одежный сетевой универмаг, ед. (число игроков) 1 500-2 000 6 (2) 1 (1)
Универмаг для улучшения жилища, ед. (число игроков) 1 000-1 500 6 (2) 1 (1)
Несетевые малые торговые центры 1 000-1 500 11 2
Таблица 6
Целевые показатели обеспеченности системообразующими объектами потребительского рынка Томской области по городским округам в разрезе основных современных форматов к 2020 г.
Формат Примерная типовая площадь, м2 Городские округа
Томск Стре- жевой
Гипермаркет, ед. (число игроков) 13 000-15 000 13 (3) -
Супермаркет, ед. (число игроков) 1 000-2 000 60 (3) 3 (1)
Бакалейный дискаунтер, ед. (число игроков) 700-1 000 130 (4) 13 (2)
Одежный сетевой гипермаркет, ед. (число игроков) 6 000-8 000 5 (2) -
Одежный сетевой универмаг, ед. (число игроков) 1 500-2 000 3 (1) 3 (1)
Непродуктовый гипермаркет, ед. (число игроков) 11 000 3 (1) -
Непродуктовый супермаркет, ед. (число игроков) 5 000-8 000 6 (2) -
Гипермаркет для улучшения жилища, ед. (число игроков) 10 000-11 000 8 (2) -
Универмаг для улучшения жилища, ед. (число игроков) 1 000-1 500 - 3 (1)
Гипермаркет бытовой электроники, ед. (число игроков) 15 000 5 (2) -
Универмаг бытовой электроники, ед. (число игроков) 8 000 5 (2) -
Несетевые малые торговые центры 1 000-1 500 100-120 7
Из табл. 7 видны «прорывные» направления на потребительском рынке г. Томска на ближайшее десятилетие. Эти направления полностью согласуются с прогнозом реализации «Стратегии развития торговли в Российской Федерации для инновационного сценария развития российской экономики».
108
Экономика и управление территориями
Таблица 7
Сравнение фактической структуры объектов потребительского рынка г. Томска в 2012 г. и предполагаемой к 2020 г.
Формат 2012 г. 2020 г.
Единиц (число игроков) Единиц (число игроков)
Гипермаркет 1 (1) 13 (3)
Супермаркет 6 (5) 60 (3)
Бакалейный дискаунтер 68 (5) 130 (4)
Непродуктовый супермаркет 3 (3) 6 (2)
Гипермаркет для улучшения жилища - 8 (2)
Супермаркет для улучшения жилища 6 (6) -
Гипермаркет бытовой электроники - 5(2)
Универмаг бытовой электроники 11 (6) 5 (2)
Магазины «У дома» 148 (148) 100-120
Несетевые торговые центры 82 (82)
Реализация целевого прогноза по развитию потребительского рынка Томской области подразумевает значительное увеличение удельного веса крупных форматов в рамках торговых сетей. По мнению большинства авторитетных экспертов, данная тенденция является положительной в целом для экономики, государства и отдельных потребителей [2, 8, 13]. Однако следует признать неизбежность риска чрезмерного снижения доли среднего и малого бизнеса [3, 4]. Известен целый ряд причин, по которым достаточное количество средних и малых предприятий крайне важно. На сегодняшний день они вносят весомый вклад в развитие национальной экономики Российской Федерации. Прежде всего - это вклад в ВВП, который уже сейчас превышает 13 %. Кроме этого, развитие малого бизнеса поддерживает стабильной социальную ситуацию в стране, поскольку его доля в общей занятости населения России - более 22 %. В связи с вышесказанным велика вероятность того, что и в прогнозном периоде останется актуальной реализация мер по поддержке малого и среднего бизнеса.
В этой связи следует отдельно обратить внимание на целесообразность мер государственной поддержки кооперации малых сельхозпроизводителей и предприятий торговли, расположенных на непривлекательных для бизнеса территориях. В значительной части сельских населенных пунктов Томской области даже в отдаленной перспективе нецелесообразно будет создавать крупноформатные торговые предприятия. В основу торговой инфраструктуры таких населенных пунктов должен лечь формат малых торговых предприятий, которые смогут значительно повысить эффективность своих торговых операций и качество обслуживания населения с помощью кооперации. Перспективной моделью хозяйствования может стать обновленная система потребительской кооперации на селе.
Описанная в статье методика реализована при разработке долгосрочной программы развития потребительского рынка Томской области до 2020 г.
109
Экономика и управление территориями
В целом, с учетом схожести макроэкономических, географических, демографических и климатических параметров Томской области с другими регионами Сибири и Дальнего Востока, целесообразно использовать рассчитанные агрегированные коэффициенты обеспеченности торговой инфраструктурой при разработке программных документов и для других субъектов Российской Федерации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Богер И. Б., Шаланов Н. В. Методический подход к статистической оценке информативности системы показателей // Сибирская финансовая школа. - 2012. - № 2. - С. 23-26.
2. Богер И. Б., Лексакова О. В. Сравнительная оценка эффективности торговой отрасли России // Вестник СибУПК. - 2013. - № 1(4). - С. 41-47.
3. Развитие малого бизнеса в России: налогообложение, инвестиции, государственное регулирование / И. И. Золотарев, С. В. Павлова, В. В. Цевелев // Вестник СГГА. - 2001. -Вып. 6. - С. 179-185.
4. Ивасенко А. Г., Золотарев И. И. Функционирование предприятий в условиях «экономики физических лиц» // Вестник СГГА. - 2004. - Вып. 9. - С. 18-188.
5. Креймер М. А. Экономические задачи территориального планирования и экологическое обоснование судьбы Земли // Вестник СГГА. - 2012. - Вып. 3(19). - С. 78-88.
6. Лексакова О. В. Социально-экономические аспекты оценки качества торгового обслуживания // Российское предпринимательство. - 2012. - № 23 (221). - С. 131-136.
7. Лексакова О. В. Системный подход к управлению эффективностью торговлей // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 4 (44). - С. 65-68.
8. Макеева О. Логистический подход к развитию сетевого ритейла в России // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2010. - № 3. - С. 32-36.
9. Нитяго И. В. Экономическое будущее Сибири: проблемы и перспективы // Вестник СГГА. - 2013. - Вып. 2 (22). - С. 118-125.
10. Сафронов С. В., Богер И. Б. Формирование товарного предложения на региональном продовольственном рынке. - М.: Логос, 2010. - 324 с.
11. Ушакова Е. О. Некоторые проблемы стратегического планирования // Вестник СГГА. - 2000. - Вып. 5. - С. 82-84.
12. Alexander N., Quinn В., Cairns P. International Retail Divestment Activity // International Journal of Retail & Distribution Management, Volume 33, Number 1, 2005.- pp. 5-22.
13. Baar K. Legislative Tools For Preserving Town Centers and Halting The Spread of Hypermarkets and Malls Outside of Cities. Institute for Transport and Development Policy. -N.Y., 2008.
Получено 07.11.2013
© О. В. Лексакова, 2013
110