Научная статья на тему 'Использование информационных технологий в оценке качества медицинской помощи населению'

Использование информационных технологий в оценке качества медицинской помощи населению Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
155
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / КАЧЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКСПЕРТИЗА / MEDICAL CARE / QUALITY / INFORMATION TECHNOLOGY / EXPERTISE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Полховская Наталья Михайловна, Минаев Юрий Леонидович

В статье рассмотрены способы оценки качества медицинской помощи населению с использованием информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Полховская Наталья Михайловна, Минаев Юрий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN EVALUATION OF MEDICAL AID TO THE POPULATION

The article deals with how to assess the quality of medical care using information technology.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий в оценке качества медицинской помощи населению»

УДК 614

© 2013 Н.М. Полховская, Ю Л. Минаев

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ

В статье рассмотрены способы оценки качества медицинской помощи населению с использованием информационных технологий.

Ключевые слова: медицинская помощь, качество, информационные технологии, экспертиза.

Один из важнейших показателей работы службы здравоохранения - качество медицинской помощи. Экспертиза (оценка) КМП в лечебных учреждениях проводилась всегда. Но сегодня, когда в Российской Федерации система здравоохранения стала отраслью, связанной со сложнейшими технологическими, организационными, информационными процессами, недостаточно контролировать, оценивать КМП, необходимо планировать качество, принимать управленческие решения для его улучшения, чтобы, в конечном итоге, достичь качества надлежащего уровня [2].

Важнейшим компонентом в системе управления качеством является экспертиза качества медицинской помощи, так как это позволяет получить необходимую информацию о его состоянии. Данная информация должна быть достоверной и объективной.

В настоящее время экспертиза качества медицинской помощи невозможна без использования современных информационных технологий. Автоматизации экспертной деятельности отводится сегодня особая роль при совершенствовании управления КМП. И это вполне объяснимо, поскольку автоматизация значительно ускоряет решение проблем организации клинико-экспертной деятельности, процесс обучения врачебного персонала анализу имеющихся недостатков и врачебных ошибок в их деятельности [3].

Информационные технологии среди других технологий (и в комплексе с ними) занимают особое место в качестве медицинской помощи, так как являются системообразующей основой реализации возможностей других технологий: управления кадрами, ресурсами, организационных технологий (например, стационарозамещающих, общих врачебных практик и др.); медицинских технологий (высокоточных методов диагностики, лечения и реабилитации), телемедицинских технологий (диагностики, консультирования и лечения больных на расстоянии, в т. ч. интернет-технологий; собственно информационных - автоматизированных систем управления (специальных и прикладных в области информационной поддержки профессиональной деятельности врачей (администраторов) и технических средств), управленческих технологий (техники управления ресурсами, моделирования и прогнозирования и других) [4].

Таким образом, на современном уровне развития здравоохранения и медицины информационные технологии из вспомогательных средств реализации медицинской деятельности превратились в необходимую составляющую организации, методологии и практики управления всеми видами медицинских ресурсов, в т. ч. качеством оказываемой населению медицинской помощи. Информационные технологии и ресурсы способствуют повышению интел-

лектуализации основной производственной деятельности медицинского учреждения, играют значительную роль в повышении качества предоставляемой населению медицинской помо-щи[4].

Принципиально важным звеном информационного обеспечения управления качеством медицинской помощи является действенная система контроля качества, построенная на основе единой (исходя из требований сопоставимости данных) информационной технологии экспертизы качества медицинской помощи, принятой на данной территории [3]. Методика и автоматизированная технология экспертизы КМП (АТЭ КМП) имеют различные варианты реализации. Широкое распространение в Северо-Западном и Центральном федеральных округах получила, например, автоматизированная технология экспертизы качества медицинской помощи (АТЭ КМП), разработанная специалистами НИИ кардиологии МЗ РФ Санкт-Петербург) под руководством д.м.н. Чавпецова В.Ф., коллективами НВМО «Центр качества и квалификации» и АО «Россгострах Санкт-Петербург». Она опирается на исследование взаимоотношений между врачом и пациентом (оценка КМП по процессу). Но этот метод представляет собой не способ определения отклонений от заранее обоснованных стандартов медицинской помощи и результатов, а технологию экспертизы как средство регистрации, описания врачебных ошибок (ВО), обоснования экспертных мнений и сравнения их содержания. Этот метод учитывает положения теории репрезентации, исследования операций и современных представлений о непроизводственных технологиях [6].

Авторы АТЭ КМП создали формализованный язык экспертизы качества медицинской помощи и разработали соответствующее программное обеспечение. Формализованный язык экспертизы обеспечил единый подход к экспертизе КМП и возможность общения и взаимопонимания между экспертами, а также описания врачебных ошибок и регистрации экспертного мнения по большому кругу вопросов. Этот круг вопросов отражает, в первую очередь, негативное влияние врачебных ошибок на:

- состояние пациента;

- процесс оказания медицинской помощи;

- финансовые, медицинские, социальные ресурсы;

- управление ЛПУ.

Следует отметить, что анализ врачебных ошибок и негативных влияний на КМП сопровождается специально созданной семантикой экспертного языка и проходит с соблюдением традиционных принципов клинического разбора, способствующих развитию профессионального мышления. Реальная клиническая ситуация оценивается с помощью формализованного экспертного протокола, в который входит алгоритм экспертизы и формализованный вариант заключения эксперта с указанием на врачебные ошибки, их влияние на исход заболевания и расходование ресурсов ЛПУ. По данным экспертного заключения делаются конкретные предложения для администрации.

Специальные программные средства, позволяют применять технологию АТЭ КМП для решения следующих задач:

- регистрации врачебных ошибок, описании их содержания и обосновании экспертного мнения;

- архивировании данных и сравнении содержания экспертиз;

- корректировки результатов собственной экспертной работы;

— формулировки содержательных и качественных экспертных протоколов;

— освоении технологии экспертизы любым врачом независимо от его специальности и должности;

— самостоятельной или с участием другого специалиста оценки собственного уровня врачебной или экспертной квалификации;

— самостоятельного или с участием другого специалиста повышения квалификации.

Программные средства АТЭ дают возможность хранить информацию, ее математически обрабатывать, обеспечивать воспроизводимость процесса экспертизы. На основе базовой информации о врачебных ошибках и их негативных следствиях, содержащейся в экспертных протоколах, в автоматическом режиме рассчитываются количественные показатели КМП, в состав которых входят:

— абсолютные и относительные (в %; в расчете на 1 случай) показатели врачебных ошибок и их негативных следствий;

— показатели состояния отдельных компонентов КМП: риск возникновения врачебных ошибок, риск ухудшения состояния пациента; риск социально значимого ухудшения состояния пациента, риск неоптимального использования ресурсов;

— показатели структуры КМП (распределение случаев по классам КМП в соответствии с классификацией);

— интегрированные (нормированные) показатели КМП (сумма нормированных значений показателей рисков).

Кроме расчетных показателей, пользователям АТЭ предоставляются характеристики состояния КМП, полученные (в автоматизированном режиме) с применением модифицированных методов статистического контроля качества процессов, включенных в Международный стандарт (ИСО серии 9000) и являющихся составной частью общей концепции TQM. В частности, осуществляется стратификация данных по факторному признаку (аналитическая группировка), стратификация по результативному признаку (кластерный анализ), оценка стабильности систем (как вариант контрольных карт), построение диаграммы Парето (как вариант метода главных компонент). Анализ полученных данных позволяет сделать выводы о статистическом состоянии системы оказания помощи (стабильное, нестабильное), установить особые причины отклонений показателей, сгруппировать элементы системы в зависимости от уровня показателей качества, установить факторы, в наибольшей степени определяющие ненадлежащее состояние КМП в системе [1].

Таким образом, АТЭ КМП открывает новые возможности получения интегрированных результатов оценки КМП, совместим с другими методами оценки КМП и не является антагонистичным ни способу экспертизы КМП по отклонениям от стандартов, ни какому-либо другому методу экспертизы и может применяться в комплексе с ними. Данный метод предназначен для анализа процесса оказания медицинской помощи и должен использоваться в комплексе с двумя другими общепринятыми подходами к оценке качества медицинской помощи - по структуре и результатам [5].

Имеет практическое применение методика и программные средства оценки качества и эффективности медицинской помощи, предложенные А.Л. Линденбратеном, и многофункциональный комплекс автоматизированной системы «Клинико-экспертной деятельности ЛПУ» на базе поликлиники №136 г. Москвы, разработанный А.П. Голубевой.

Однако, несмотря на усилия учёных и специалистов - организаторов здравоохранения и наличие заметных результатов научных исследований и методических разработок по отдельным направлениям, универсальной общепринятой методики и технологии экспертизы и контроля качества медицинской помощи здравоохранение не имеет.

Наши разработки направлены на создание удобной, легко реализуемой методики для оценки качества медицинской помощи на базе городской стоматологической поликлиники №1 г. Самары. В настоящее время данная работа находится на последнем этапе в стадии внедрения, тестирования и практической реализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карачевцева М.А. Статистический контроль качества процесса медицинской помощи в лечебном учреждении на основе применения автоматизированной технологии экспертизы / М.А. Карачевцева, С.М. Михайлов, В.Ф. Чавпецов, Д.О. Левый // Развитие через качество - теория и практика: сб. докладов V междунар. конф. -Тольятти: изд-во Фонда "Развитие через образование", 2001.- С. 303-313.

2. Павлов В.В. От контроля - к управлению качеством /В.В. Павлов, А.К. Каширин// Проблемы стандартизации в здравоохранении. - 2004 - №5. - С. 29-30.

3. Серёгина И.Ф. Информационные технологии в повышении качества медицинской помощи / И.Ф. Серегина,

B.Ф. Мартыненко // Врач и информационные технологии . - 2009. - № 6. - С. 22-26.

4. Хуторской М.А. Анализ возможностей и результатов практического применения автоматизированной технологии экспертизы качества медицинской помощи : автореф. дисс. ... канд. мед. наук / М.А. Хуторской -СПб. - 1998. - 23 с.

5. Хуторской М.А. Научное обоснование, разработка и практическая реализация системы информационных и технологических ресурсов управления качеством муниципального здравоохранения : автореф. дисс. .д. мед. наук / М.А. Хуторской; ин- т общ. здор. и упр. здравоохр. ММА. им. И.М. Сеченова. - М. - 2004. - С. 283.

6. Чавпецов В.Ф. Экспертиза КМП и статистический контроль качества процессов / В.Ф. Чавпецов, М.А.Карачевцева, С.М. Михайлов, Д.О. Левый // Развитие системы обеспечения КМП в современных условиях и проблемы оптимизации структуры здравоохранения: матер. VI науч.-практ. конф . - М., 2001. Часть II -

C. 249-252.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.