УДК 808.5
Е.В. ТЕРЕНТЬЕВА, преподаватель, ruskaf1@spmi.ru
Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет)
E.V. TERENTYEVA, lecturer, ruskafl@spmi.ru
Saint Petersburg State Mining Institute (Technical University)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ОЛИМПИАД В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Статья посвящена вопросу использования современных информационных технологий в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. В статье описан опыт проведения лингвистических олимпиад среди студентов Горного института с применением компьютерного тестирования в программе «My test». Отмечены достоинства и недостатки этого программного продукта для данного вида работы. Сделан вывод об оптимизации учебного процесса на основе использования компьютерных технологий.
Ключевые слова: лингвистическая олимпиада, компьютерное тестирование, электронные оболочки (шаблоны), тестирующий режим, обучающий режим.
INFORMATION TECHNOLOGY USAGE DURING LINGUISTIC COMPETITIONS IN TECHNICAL HIGHER SCHOOL CONDUCTING
This article is devoted to the issue of IT technologies usage for teaching methods in humanities. The article is covering the experience of carrying out the linguistic creative contest among the students of the Mining Institute with the help of the soft «My test». Advantages and disadvantages of the mentioned programme for such kind of workshop are noted in the article. The conclusion for improving of teaching methods with the help of IT technologies is made.
Key words: linguistic creative contest, electronic testing, programme pattern, testing mode, teaching mode.
В настоящее время в Горном институте активизируется процесс организации предметных олимпиад среди студентов дневной формы обучения. В связи с этим интерес представляют результаты проведения лингвистических олимпиад, которые ежегодно предлагаются кафедрой русского языка и литературы. В последнее время олимпиады по русскому языку проходят на базе учебно-компьютерного центра с использованием современных информационных технологий.
Олимпиада - это внеаудиторное учебное мероприятие, ставящее перед собой следующие цели: формирование ценност-
ных установок студентов в отношении собственной грамотности, развитие мотивации к дальнейшему изучению родного языка, а также развитие творческих способностей, логического мышления, языковой интуиции. Не секрет, что повышение речевой культуры нашего общества и отдельного человека -одна из приоритетных задач высшего университетского образования, и олимпиада как синтез знания и творчества несомненно, способствует ее решению.
Олимпиада по русскому языку включает в себя четыре группы заданий. Первая группа - это задания, проверяющие знание
норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, морфологические и грамматические нормы). Это важно, во-первых, потому, что формирование ценностной установки на грамотную речь - важная задача олимпиады. Во-вторых, ортоло-гия - это часть вузовской программы курса «Русский язык. Культура речи», и студенты могут реализовать здесь свои знания, полученные при изучении данного курса. Таким образом, внеаудиторная учебная работа становится органичным продолжением работы на лекциях и семинарах. Задания этой группы неоднородны: от простейших (например, выбрать правильную морфологическую форму) до решения грамматических задач, требующих применения языковой догадки, интуиции, нахождения сходства среди неоднородных объектов.
Вторая группа - это задания лингво-культурологического характера, связанные с историей языка, умением читать интертекст и определять его место в предложенном тексте и т.д. Например, предложено прочитать отрывок из рассказа «Сюжет» Т.Толстой с точки зрения содержащихся в нем прецедентных текстов и определить логику его построения. Известно, что в каждом языке существует определенный культурный код, который помогает нам воспринимать и оценивать предметы и явления окружающего мира. Изучение языка помогает человеку осознавать себя как личность, выстраивать отношения со своим окружением. Кроме того, знание реалий русской культуры, которые студенты демонстрируют при выполнении этой группы заданий, помогает оценить их кругозор и широту фоновых знаний, без которых собственное творчество затруднительно.
Третья группа - самодостаточные лингвистические задачи. Это совершенно особый жанр, описанный в трудах А.А. Зализняка, А.Н Журинского, В.И. Беликова и др. Непосвященного человека этого рода задания могут повергнуть в настоящее смятение: тут и незнакомые языки, и экзотические алфавиты, и просто какие-то непонятные закорючки и числа. Действительно, среди лингвистических задач встречаются весьма
разнообразные: как по форме, так и по содержанию, но объединенные одним свойством: для их решения не нужно никаких специальных знаний, достаточно владения родным языком и наличия логического мышления. Пример такого рода задания: ниже даны грузинские слова в латинской транскрипции с переводами на русский язык (в перепутанном порядке): ^аН, саИ^а1а, са1реха, sartuli, е^^агШНаш, ertadgiliani, mravalsartuliaш; одноместный, одноэтажный, глаз, одноглазый, этаж, одноногий, многоэтажный. Найдите перевод каждого грузинского слова. Лингвистические задачи предполагают языковое творчество, так как они, демонстрируя какое-то грамматическое явление, свойство языка, дают возможность увидеть под новым углом зрения вещи, которые, казалось бы, давно и хорошо знакомы. Опыт решения задач оказывается весьма ценным, так как любое явление любого языка понимаешь намного лучше, если открыл его сам - пусть даже «почву» для открытия заботливо подготовил автор задачи.
Четвертая группа заданий - в полной мере творческая - это создание собственного текста в свободной литературной форме -форме эссе. Какие-то параметры будущего текста могут задаваться, например, начало: «Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды...».
Олимпиада по русскому языку традиционно проходит в два этапа: первый в большей степени проверяет знания студентов, второй - их способность к языковому и речевому творчеству.
В последнее время организаторы олимпиады поставили перед собой задачу апробировать возможности современных инновационных технологий в процессе ее проведения, так как использование современной техники при проведении подобных мероприятий обладает рядом несомненных преимуществ:
• возможность оперативного подведения результатов олимпиады;
• возможность проведения олимпиады в дистанционной форме;
• высокий уровень объективности при проведении олимпиады;
• возможность системного анализа результатов олимпиады.
Первый тур олимпиады проводился в форме компьютерного тестирования. Для этого была использована программа подготовки, проведения и анализа компьютерного тестирования «Mytest», (автор программы А.С.Башлаков), распространяется она бесплатно (freeware). Любое образовательное учреждение может использовать программу на основе лицензионного соглашения, без каких-либо денежных отчислений. А найти ее можно по адресу http://mytest.klyaksa.net.
Почему для создания и проведения олимпиады была выбрана тестовая программа?
Тест (от англ. test - испытание, проверка) - это стандартизованные, краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для проверки базовых знаний, именно знаний, а не умений и навыков. А поскольку олимпиада - это учебное мероприятие, то участникам необходимо продемонстрировать определенные знания, что и является одним из критериев выбора победителя. Первый тур проводимой нами олимпиады предполагает отбор учащихся, обладающих более основательными знаниями в области современного русского языка. Тестирование как метод проверки корректнее, чем обычная письменная работа, так как ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически исключая субъективизм преподавателя. Кроме того, тестовая форма отвечает требованию экономии времени и позволяет расширять количество участников. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, т.е. носят разовый характер, что освобождает преподавателя от рутинной и неблагодарной работы по подсчету баллов. И, наконец, любые инновационные формы вызывают живой интерес студентов, способствуют повышению их мотивации в учебной деятельности.
«MyTest» - это модульная система программ, которая включает в себя модуль
тестирования, редактор текстов и журнал результатов. Программа легка и удобна в использовании. Все учащиеся быстро и легко осваивают ее. Программа была установлена как программа компьютерной сети, и тем самым дала возможность организовать централизованный сбор и обработку результатов тестирования, используя модуль журнала.
Программа «MyTest» работает с семью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении. Все типы заданий были использованы в олимпиадной работе, что должно было снизить монотонность теста и сделать олимпиаду интереснее и привлекательнее. Каждое тестовое задание имеет оптимальное время тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста. Поэтому в настройках теста предусмотрено ограничение времени выполнения как всего теста, так и любого ответа на задание. Данные временные ограничения также были призваны создать игровой момент.
И, наконец, содержание теста, созданного на основе данной программы, может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. Для этого после прохождения теста студенты могли выбрать обучающий режим и посмотреть, как решать те или иные задания. Таким образом, можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого является практической реализацией принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля.
Кроме предложенной программы, можно использовать и другие, такие как Star Quiz, AST и др.
Возможны и другие сценарии подготовки и проведения олимпиады по русскому языку с использованием компьютерных технологий. Например, форма командной игры. Первое задание в этой игре - решение тестовых заданий, которое осуществляется индивидуально каждым членом команды, все баллы идут в общий зачет. Следует от-
метить, что программное обеспечение для проведения тестирования позволяет мгновенно подвести итоги и обобщить результаты каждого участника и каждой команды. Второе задание - решение задач. Правильность решения оценивает судейская коллегия. Ответ, который устно дает команда, дублируется в электронном варианте и выводится на большой экран. Третье задание -блиц-опрос. Команды отправляют свои варианты ответа судейской коллегии. В этом задании оценивается не только правильность, но и скорость ответа. Техническое оснащение, которое необходимо для проведения олимпиады в такой форме включает компьютеры, соединенные в единую сеть, электронный экран для вывода на него информации, которая содержится на компьютере, программу электронного тестирования и программу обмена тестовыми сообщениями «I Chat».
Опыт проведения лингвистических олимпиад среди студентов Горного института позволяет сделать следующие выводы:
• Проведение олимпиады является перспективной формой активизации познавательного интереса студентов в области изучения родного языка.
• Использование современных информационных технологий существенно повышает эффективность проведения олимпиады, способствует углублению мотивации к изучению языка и росту активности студентов.
• Использование современной компьютерной техники особенно эффективно на первом этапе любой предметной олимпиады, т.е. при отборе участников для следующих этапов, предполагающих использование иных организационных форм.
Хочется надеется, что использование технических средств в области преподавания гуманитарных дисциплин будет привлекать все больше и больше сторонников, так как это соответствует требованиям времени, требованиям современного образовательного стандарта.