Научная статья на тему 'Использование информационных ресурсов в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности PR-специалистов'

Использование информационных ресурсов в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности PR-специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БЛОКИ / INFORMATION RESOURCES / COMMUNICATIVE COMPETENCE / BLOCKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комарова Э. П., Туркина Н. Н.

В статье описывается использование информационных ресурсов в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности PR-специалистов, аргументируется поэтапная реализация блоков информационных ресурсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION RESOURCES IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION OF PR-SPECIALISTS

This paper describes the use of information resources in the process of foreign language communicative competence formation of PR-specialists. The steps of implementation of the blocks of information resources are argued

Текст научной работы на тему «Использование информационных ресурсов в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности PR-специалистов»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РЯ-СПЕЦИАЛИСТОВ

Э.П. Комарова, Н.Н. Туркина

В статье описывается использование информационных ресурсов в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности PR-специалистов, аргументируется поэтапная реализация блоков информационных ресурсов

Ключевые слова: информационные ресурсы, коммуникативная компетентность, блоки

'Формирование иноязычной

коммуникативной компетентности студентов специальности пиар требует поиска более эффективных технологий, направленных на раскрытие их личностных возможностей и подготовку к профессиональной

деятельности. Одним из наиболее

привлекательных в условиях современного уровня развития информационных ресурсов представляется использование

телекоммуникационного проекта,

основанного на исследовании и применении аудитивных аудиовизуальных новостных материалов.

Телекоммуникационный проект,

созданный с целью формирования

иноязычной коммуникативной

компетентности пиар специалиста,

предполагает комплексный подход в

получении конкретного результата за

определенный промежуток времени, а

именно: совместную и индивидуальную

учебно-познавательную, исследовательскую и творческую деятельность студентов и

преподавателя, имеющих общую проблему, цель, методы и способы ее достижения; использование аудитивных аудиовизуальных новостных материалов с целью повышения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности; анализ учебной информации с помощью

компьютерных средств и глоссариев;

повышение мотивации на изучение, сбор и обмен фактами об особенностях аудитивной аудиовизуальной новостной информации; вовлечение в онлайн общение с представителями англоязычных

Комарова Эмилия Павловна - ВГТУ, д-р пед. наук,

профессор, e-mail: vivtkmk@mail.ru

Туркина Наталья Николаевна - ВГТУ, аспирант, e-mail:

vivtkmk@mail.ru

телевизионных новостных программ с целью повышения уровня сформированности ИКК. Таким образом, под телекоммуникационным проектом в процессе формирования иноязычной коммуникативной

компетентности понимается продуктивная учебно-познавательная, исследовательская деятельность преподавателя и студентов, основанная на использовании аудитивных аудиовизуальных новостных материалов и интернет-ресурсов, компьютерных

телекоммуникаций, для повышения уровня сформированности ИКК специальности пиар.

Требования к уровню

сформированности ИКК пиар специалистов растет ввиду мировых экономических процессов, увеличения контактов с зарубежными странами, продвижения продукции компаний на мировой рынок. Специалист по связям с общественностью должен быть готов к непростой, напряженной, ответственной, творческой работе, зачастую связанной с коммуникацией на иностранном языке. Именно от его профессиональной подготовки и уровня сформированности ИКК зависит общественное мнение, формирование положительного имиджа компании, в зону его ответственности входит отслеживание сообщений иностранных СМИ,

презентационные видеоролики о компании на иностранном языке, двуязычные сайты, деловая переписка на иностранном языке, подготовка презентаций для зарубежных коллег.

Практическая ценность

телекоммуникационного проекта заключается в личностной ориентированности, которая предполагает формирование ИКК студентов пиар посредством аудитивных

аудиовизуальных новостных материалов, творческой инициативы, активной

мыслительной деятельности ориентации в

информационном пространстве. Организацию образом. проекта можно представить следующим

Процесс реализации Роль преподавателя Роль студентов

1. Определение темы и под тем, формы подачи новостной информации: БЗ, Live+БЗ, БЗ+ Live, БЗ+ВВК, ВВК, СЖ, работа с глоссарием Представление общей темы, подготовка к восприятию аудитивных аудиовизуальных новостных материалов. Студенты высказывают свои предположения о предстоящем информационном аудитивном аудиовизуальном сообщении, задают вопросы.

2. Процесс восприятия на слух. Помощь студентам в формировании ИКК посредством аудитивных аудиовизуальных новостных материалов, рассмотрение возможных сложностей при восприятии речи на слух. Восприятие аудитивных аудиовизуальных новостных материалов, подготовка ответов на '-вопросы, выполнение заданий.

3.Решение проблемных заданий с использованием телевизионных и интернет ресурсов Работа с аудитивными аудиовизуальными новостными материалами Выполнение послетекстовых упражнений

4. Создание собственных аудитивных аудиовизуальных новостных материалов с целью формирования ИКК пиар студентов Создание условий для контакта участников проекта и презентации аудитивных аудиовизуальных новостных материалов. Работа с жанрами текстов новостной информации, грамматическими конструкциями, подборка материала для презентации аудитивных аудиовизуальных новостных материалов.

5. Использование иноязычной коммуникации для достижения целей и задач в области пиар Координация презентации проектов. Представление презентации проекта.

6. Оценка Оценка выступления Обсуждение сложностей и результатов.

В процессе формирования ИИК посредством аудитивных аудиовизуальных новостных материалов предполагается поэтапная реализация блоков: целевого,

содержательного и процессуального. Целевой блок включает подходы (проблемно-модульный, личностно-

ориентированный, системный, контекстный, компетентностный, коммуникативный) и принципы (аутентичности, единства когнитивного и эмоционального,

доминирования проблемных заданий, вариативности).

Содержательный блок показывает компоненты иноязычной коммуникативной компетентности у студентов специальности пиар: когнитивный (подразумевает знание культуры, социокультурных, экономических,

политических и бизнес аспектов страны изучаемого языка, моделей коммуникаций в сфере пиар), аксиологический

(положительное отношение к культуре, ценностям и традициям, принятие правил общения и системы деловых ценностей государства, бизнеса и пиар-специалиста страны изучаемого языка), личностнооперациональный (способность и готовность к общению с представителями другой культуры, работе с ними в команде, организации совместной работы,

прогнозированию результатов), оценочнорефлексивный (адекватная самооценка, рефлексивное поведение, саморефлексия). Кроме этого, в содержательном блоке отражена программа формирования ИКК студентов специальности пиар, включающая

формы подачи аудитивной аудиовизуальной новостной информации, содержание информационной программы и жанры текстов новостной информации.

Процессуальный блок включает формы взаимодействия преподавателя и студента в процессе формирования ИКК (практические занятия, проблемные задания с использованием телевизионных и интернет ресурсов); методы (метод информационного ресурса, наглядность, культурный ассимилятор) и средства (аутентичный аудиовизуальный новостной материал, видеозаписи, телекоммуникационные

средства).

Предполагается три этапа реализации модулей. Первый этап включает объяснение жанровых, лексических и грамматических особенностей. На втором этапе проходит

работа с терминологическим глоссарием. Третий этап предполагает использование иноязычной коммуникации в

профессиональной сфере: создание имиджа компании, новостное сообщение о компании или событии, подготовка пресс-релизов и т. д.

Подготовительный блок проекта нацелен на организацию и планирование, а основной - на реализацию проекта. В ходе заключительного блока подводятся итоги проделанной работы, обсуждаются результаты.

Итак, процессуальный блок, направленный на реализацию основных этапов телекоммуникационного проекта, включающий формы, методы и средства формирования ИКК студентов

специальности пиар, можно схематично представить следующим образом.

Структурная организация телекоммуникационной проектной деятельности

Этапы Содержание работы Деятельность студентов Деятельность преподавателя

1. ИНФОРМАЦИННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

Знакомство с программой определение темы; уточнение целей; пояснение жанровых, лексических и грамматических особенностей аутентичных аудиовизуальных новостных материалов обсуждение глоссария, выполнение дотекстовых упражнений Пояснение жанровых, лексических и грамматических особенностей аутентичных аудиовизуальных новостных материалов, '-вопросов, ориентация на восприятие главной темы информационного сообщения.

2. МОТИВАЦИОННЫЙ

мотивация и целеполагание предположения о главной теме, основных событиях информационного сообщения, возможных сложностях; обсуждение полученной информации. обсуждение, помощь, наблюдение.

3. ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ

работа с аудитивными аудиовизуальными новостными материалами Восприятие аудитивного аудиовизуального информационного материала на слух определение главной темы аудитивного аудиовизуального информационного сообщения и основных фактов обсуждение промежуточных результатов; выполнение послетекстовых упражнение.

3. ОЦЕНОЧНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ

Оценка анализ успешности работы с аудитивным аудиовизуальным новостным материалом. самооценка; оценка других работ. коллективный анализ и оценка трудностей восприятия аудитивных аудиовизуальных новостных материалов, обсуждение вариантов их решения

С учетом вышеизложенного, использование телекоммуникационного

проекта с целью формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов специальности пиар представляется наиболее эффективным и прогрессивным

направлением, поскольку способствует созданию необходимых условий для формирования ИКК, интегрированию знаний из разных областей дальнейшему успешному решению личностно-профессиональных

задач.

Литература

1. Комарова, Э.П. Психолого-

педагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностной парадигмы [Текст] / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. -Т. 8. № 10. 2. - С. 25-27.

2. Комарова, Э. П. Эмоциональный

контекст общения как фактор социально-нравственного развития личности [Текст] / Э.П. Комарова // Вестник

Воронежского государственного технического

университета. - 2013. - Т. 9. № 3.2. - С. 160-163.

3. Комарова, Э.П. Особенности

формирования иноязычной коммуникативной компетентности пиар специалиста посредством

аудитивных аудиовизуальных новостных материалов [Текст] / Э.П. Комарова, Н.Н. Туркина // Вестник Воронежского государственного технического

университета. - 2012. - Т. 8. № 10. 2. - С. 58-60.

4. Серостанова Н.Н.

Телекоммуникационные проекты как средство формирования личностно-профессиональной

компетенции будущих специалистов / Э.П. Комарова, Н.Н. Серостанова // Перспективы науки. - Тамбов, 2010. - № 12(14). - С. 18-21.

Воронежский государственный технический университет

THE USE OF INFORMATION RESOURCES IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION OF PR-SPECIALISTS E.P. Komarova, N.N. Turkina

This paper describes the use of information resources in the process of foreign language communicative competence formation of PR-specialists. The steps of implementation of the blocks of information resources are argued

Key words: information resources, communicative competence, blocks

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.