ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РЯ-СПЕЦИАЛИСТОВ
Э.П. Комарова, Н.Н. Туркина
В статье описывается использование информационных ресурсов в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетентности PR-специалистов, аргументируется поэтапная реализация блоков информационных ресурсов
Ключевые слова: информационные ресурсы, коммуникативная компетентность, блоки
'Формирование иноязычной
коммуникативной компетентности студентов специальности пиар требует поиска более эффективных технологий, направленных на раскрытие их личностных возможностей и подготовку к профессиональной
деятельности. Одним из наиболее
привлекательных в условиях современного уровня развития информационных ресурсов представляется использование
телекоммуникационного проекта,
основанного на исследовании и применении аудитивных аудиовизуальных новостных материалов.
Телекоммуникационный проект,
созданный с целью формирования
иноязычной коммуникативной
компетентности пиар специалиста,
предполагает комплексный подход в
получении конкретного результата за
определенный промежуток времени, а
именно: совместную и индивидуальную
учебно-познавательную, исследовательскую и творческую деятельность студентов и
преподавателя, имеющих общую проблему, цель, методы и способы ее достижения; использование аудитивных аудиовизуальных новостных материалов с целью повышения уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетентности; анализ учебной информации с помощью
компьютерных средств и глоссариев;
повышение мотивации на изучение, сбор и обмен фактами об особенностях аудитивной аудиовизуальной новостной информации; вовлечение в онлайн общение с представителями англоязычных
Комарова Эмилия Павловна - ВГТУ, д-р пед. наук,
профессор, e-mail: vivtkmk@mail.ru
Туркина Наталья Николаевна - ВГТУ, аспирант, e-mail:
vivtkmk@mail.ru
телевизионных новостных программ с целью повышения уровня сформированности ИКК. Таким образом, под телекоммуникационным проектом в процессе формирования иноязычной коммуникативной
компетентности понимается продуктивная учебно-познавательная, исследовательская деятельность преподавателя и студентов, основанная на использовании аудитивных аудиовизуальных новостных материалов и интернет-ресурсов, компьютерных
телекоммуникаций, для повышения уровня сформированности ИКК специальности пиар.
Требования к уровню
сформированности ИКК пиар специалистов растет ввиду мировых экономических процессов, увеличения контактов с зарубежными странами, продвижения продукции компаний на мировой рынок. Специалист по связям с общественностью должен быть готов к непростой, напряженной, ответственной, творческой работе, зачастую связанной с коммуникацией на иностранном языке. Именно от его профессиональной подготовки и уровня сформированности ИКК зависит общественное мнение, формирование положительного имиджа компании, в зону его ответственности входит отслеживание сообщений иностранных СМИ,
презентационные видеоролики о компании на иностранном языке, двуязычные сайты, деловая переписка на иностранном языке, подготовка презентаций для зарубежных коллег.
Практическая ценность
телекоммуникационного проекта заключается в личностной ориентированности, которая предполагает формирование ИКК студентов пиар посредством аудитивных
аудиовизуальных новостных материалов, творческой инициативы, активной
мыслительной деятельности ориентации в
информационном пространстве. Организацию образом. проекта можно представить следующим
Процесс реализации Роль преподавателя Роль студентов
1. Определение темы и под тем, формы подачи новостной информации: БЗ, Live+БЗ, БЗ+ Live, БЗ+ВВК, ВВК, СЖ, работа с глоссарием Представление общей темы, подготовка к восприятию аудитивных аудиовизуальных новостных материалов. Студенты высказывают свои предположения о предстоящем информационном аудитивном аудиовизуальном сообщении, задают вопросы.
2. Процесс восприятия на слух. Помощь студентам в формировании ИКК посредством аудитивных аудиовизуальных новостных материалов, рассмотрение возможных сложностей при восприятии речи на слух. Восприятие аудитивных аудиовизуальных новостных материалов, подготовка ответов на '-вопросы, выполнение заданий.
3.Решение проблемных заданий с использованием телевизионных и интернет ресурсов Работа с аудитивными аудиовизуальными новостными материалами Выполнение послетекстовых упражнений
4. Создание собственных аудитивных аудиовизуальных новостных материалов с целью формирования ИКК пиар студентов Создание условий для контакта участников проекта и презентации аудитивных аудиовизуальных новостных материалов. Работа с жанрами текстов новостной информации, грамматическими конструкциями, подборка материала для презентации аудитивных аудиовизуальных новостных материалов.
5. Использование иноязычной коммуникации для достижения целей и задач в области пиар Координация презентации проектов. Представление презентации проекта.
6. Оценка Оценка выступления Обсуждение сложностей и результатов.
В процессе формирования ИИК посредством аудитивных аудиовизуальных новостных материалов предполагается поэтапная реализация блоков: целевого,
содержательного и процессуального. Целевой блок включает подходы (проблемно-модульный, личностно-
ориентированный, системный, контекстный, компетентностный, коммуникативный) и принципы (аутентичности, единства когнитивного и эмоционального,
доминирования проблемных заданий, вариативности).
Содержательный блок показывает компоненты иноязычной коммуникативной компетентности у студентов специальности пиар: когнитивный (подразумевает знание культуры, социокультурных, экономических,
политических и бизнес аспектов страны изучаемого языка, моделей коммуникаций в сфере пиар), аксиологический
(положительное отношение к культуре, ценностям и традициям, принятие правил общения и системы деловых ценностей государства, бизнеса и пиар-специалиста страны изучаемого языка), личностнооперациональный (способность и готовность к общению с представителями другой культуры, работе с ними в команде, организации совместной работы,
прогнозированию результатов), оценочнорефлексивный (адекватная самооценка, рефлексивное поведение, саморефлексия). Кроме этого, в содержательном блоке отражена программа формирования ИКК студентов специальности пиар, включающая
формы подачи аудитивной аудиовизуальной новостной информации, содержание информационной программы и жанры текстов новостной информации.
Процессуальный блок включает формы взаимодействия преподавателя и студента в процессе формирования ИКК (практические занятия, проблемные задания с использованием телевизионных и интернет ресурсов); методы (метод информационного ресурса, наглядность, культурный ассимилятор) и средства (аутентичный аудиовизуальный новостной материал, видеозаписи, телекоммуникационные
средства).
Предполагается три этапа реализации модулей. Первый этап включает объяснение жанровых, лексических и грамматических особенностей. На втором этапе проходит
работа с терминологическим глоссарием. Третий этап предполагает использование иноязычной коммуникации в
профессиональной сфере: создание имиджа компании, новостное сообщение о компании или событии, подготовка пресс-релизов и т. д.
Подготовительный блок проекта нацелен на организацию и планирование, а основной - на реализацию проекта. В ходе заключительного блока подводятся итоги проделанной работы, обсуждаются результаты.
Итак, процессуальный блок, направленный на реализацию основных этапов телекоммуникационного проекта, включающий формы, методы и средства формирования ИКК студентов
специальности пиар, можно схематично представить следующим образом.
Структурная организация телекоммуникационной проектной деятельности
Этапы Содержание работы Деятельность студентов Деятельность преподавателя
1. ИНФОРМАЦИННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
Знакомство с программой определение темы; уточнение целей; пояснение жанровых, лексических и грамматических особенностей аутентичных аудиовизуальных новостных материалов обсуждение глоссария, выполнение дотекстовых упражнений Пояснение жанровых, лексических и грамматических особенностей аутентичных аудиовизуальных новостных материалов, '-вопросов, ориентация на восприятие главной темы информационного сообщения.
2. МОТИВАЦИОННЫЙ
мотивация и целеполагание предположения о главной теме, основных событиях информационного сообщения, возможных сложностях; обсуждение полученной информации. обсуждение, помощь, наблюдение.
3. ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
работа с аудитивными аудиовизуальными новостными материалами Восприятие аудитивного аудиовизуального информационного материала на слух определение главной темы аудитивного аудиовизуального информационного сообщения и основных фактов обсуждение промежуточных результатов; выполнение послетекстовых упражнение.
3. ОЦЕНОЧНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ
Оценка анализ успешности работы с аудитивным аудиовизуальным новостным материалом. самооценка; оценка других работ. коллективный анализ и оценка трудностей восприятия аудитивных аудиовизуальных новостных материалов, обсуждение вариантов их решения
С учетом вышеизложенного, использование телекоммуникационного
проекта с целью формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов специальности пиар представляется наиболее эффективным и прогрессивным
направлением, поскольку способствует созданию необходимых условий для формирования ИКК, интегрированию знаний из разных областей дальнейшему успешному решению личностно-профессиональных
задач.
Литература
1. Комарова, Э.П. Психолого-
педагогические особенности развития интеллекта обучающихся в контексте компетентностной парадигмы [Текст] / Э.П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. -Т. 8. № 10. 2. - С. 25-27.
2. Комарова, Э. П. Эмоциональный
контекст общения как фактор социально-нравственного развития личности [Текст] / Э.П. Комарова // Вестник
Воронежского государственного технического
университета. - 2013. - Т. 9. № 3.2. - С. 160-163.
3. Комарова, Э.П. Особенности
формирования иноязычной коммуникативной компетентности пиар специалиста посредством
аудитивных аудиовизуальных новостных материалов [Текст] / Э.П. Комарова, Н.Н. Туркина // Вестник Воронежского государственного технического
университета. - 2012. - Т. 8. № 10. 2. - С. 58-60.
4. Серостанова Н.Н.
Телекоммуникационные проекты как средство формирования личностно-профессиональной
компетенции будущих специалистов / Э.П. Комарова, Н.Н. Серостанова // Перспективы науки. - Тамбов, 2010. - № 12(14). - С. 18-21.
Воронежский государственный технический университет
THE USE OF INFORMATION RESOURCES IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION OF PR-SPECIALISTS E.P. Komarova, N.N. Turkina
This paper describes the use of information resources in the process of foreign language communicative competence formation of PR-specialists. The steps of implementation of the blocks of information resources are argued
Key words: information resources, communicative competence, blocks