3. Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Российская газета. - 22.07.2009. - № 16.
4. Федеральный закон «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» № 146-ФЗ от 26 ноября 2001 г. (с изм. и доп. на 24 февраля 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 49.
5. Corruption Perception Index (Индекс восприятия коррупции) [Электронный ресурс] // Интернет-сайт Транспареси Интернешл. - Режим доступа: http://www.transparency.org/.
Использование информационно-правовых систем в работе юриста
Сидоров Р. А.
Сидоров Роман Анатольевич /Sidorov Roman Anatolievich - бакалавр социально-экономического
образования,
Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, г. Тула
Аннотация: в статье рассматриваются наиболее распространенные в России информационно-правовые системы, возможности, предоставляемые ими, в работе юриста. Поскольку объемы правовой информации постоянно увеличиваются, возникает необходимость обеспечения ее оперативного поиска и совершенствование способов работы с ней.
Ключевые слова: информационные технологии, информационно-правовые системы, правовая информация, законодательство.
Современные технологии широко применяются в различных сферах государства и социума. Жизнь человека неразрывно связана с взаимодействием с ними и использованием в условиях информационного общества. Существующая концепция информационного общества, применяемая для описания качественно нового этапа общественного развития в развитых странах с началом информационнокомпьютерной революции, характеризуется повышением значимости роли информации и знаний в обществе, увеличением доли информационных товаров и услуг в ВВП страны, формированием единого информационного пространства в целях обеспечения доступа всех граждан к информационным ресурсам [6, с. 106].
Большое значение информационные технологии имеют для правовой науки. Информационные технологии определяются как процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [1]. В процессе своей деятельности юристам приходится сталкиваться с огромным объемом информации: изменения в действующем законодательстве, материалы по применению законодательства в ходе судебной практики, результаты толкования правовых норм, материалы, возникающие в процессе правотворчества, сведения о событиях, фактах и проблемах в области права, поступающая информация от клиентов и контрагентов и т. д. Данное обстоятельство требует от юриста умения работать с информационными технологиями (справочно-правовые системы, экспертные юридические системы, компьютерные сети (интернет и локальные), электронная почта, компьютерные переводчики и другое). В юридической области они позволяют решать широкий круг задач: доступ к требуемым данным; создание баз данных; набор и редактирование текста; обеспечение коммуникации; перевод иностранных документов; проведение отдельных юридических экспертиз (например, сделок) и другие.
ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016 | 60 |
Среди разнообразных информационных технологий, применяемых в работе юристов, особое место занимают информационно-справочные системы.
Необходимость их применения вызвана постоянно возрастающим количеством нормативно-правовых актов, частыми изменениями, вносимыми в них, а также общим увеличением правовой информации. К примеру, президент Торгово-промышленной палаты РФ С. Катырин утверждает: «Только в этом году (2015) появилось более 1600 нормативно-правовых актов, а общее количество нормативно-правовых актов, генерируемых в нашей стране, не поддается счету, оно огромно» [3].
Российский рынок коммерческих справочно-правовых систем предлагает потребителю определенный выбор, где лидерами являются «Консультант Плюс» и «Гарант». Их совокупная доля, по оценкам экспертов, достигает 80 % [2]. СПС «Консультант Плюс» является самой популярной системой (по исследованиям за 2015 г.), число пользователей которой превосходит «Гарант» не только в сфере юридических услуг, но и в сфере государственной службы, банковской сфере, сфере страхования, туризма, торговли, в некоммерческих организациях и многих других. Оставшуюся долю рынка занимают прочие системы, среди которых наиболее пользующимися популярностью у юристов являются «Кодекс» и «Система Юрист». Также в России существуют государственные информационно-справочные системы (ИПС «Закон», ИПС «Законодательство России» и т. д.), которые, в отличие от коммерческих, были созданы в служебных целях.
СПС «Консультант Плюс», разработанная компанией «Консультант Плюс», предоставляет юристам доступ к современному федеральному и региональному законодательству РФ (Конституции, кодексам, законам и подзаконным актам, актам отраслевого значения) и законодательству советского периода; обзору судебной практики судов всех инстанций РФ; анализу судебной практики, которая необходима юристам в зависимости от специализации; комментариям к кодексам и законам; широкому ассортименту современной юридической литературы, выпускаемой ведущими издательствами; конструктору договоров, позволяющему создавать проекты договоров и проверять договоры контрагентов, что значительно сокращает время на их составление и работу с ними. Система содержит свыше 82 миллионов документов, которые постоянно обновляются. Их поиск обеспечивается путем «быстрого поиска» (переход по предлагаемой ссылке или через строку быстрого поиска), «путеводителей» (предоставляют материалы, в которых обозначена информация по запрашиваемым вопросам, что дает возможность пользователям не изучать большой объем материалов по проблеме, следовать рекомендациям специалистов и не допускать ошибок в сложных или спорных ситуациях), «расширенных средств поиска» (карточка поиска, правовой навигатор, обзор правовой информации) [5]. «Консультант Плюс» позволяет делать «онлайн-заказ документов», позволяющий пользователю бесплатно получить необходимый документ, отсутствующий в комплекте. Для юристов существуют дополнительные системы: «Консультант Плюс: Региональный выпуск» (включает нормативно-правовые акты отдельных субъектов РФ), «Консультант Арбитраж: Апелляционный суд» (содержит судебные акты всех арбитражных апелляционных судов), «Консультант Судебная Практика: Суды общей юрисдикции» (судебная практика судов общей юрисдикции) и другие.
Вторая по популярности справочно-правовая система в России - «Гарант», разработанная ООО «НПП «Гарант-Сервис». Основной вид выполняемой работы -поиск документов, выполняемый в три этапа: формирование запроса, работа со списком документов, работа с текстом. Поиск документов осуществляется различными способами, учитывающим требования пользователя: базовый поиск (организован по принципу поисковых интернет-систем), поиск по словарю (предлагает определения юридических терминов), по источнику опубликования, по реквизитам (используется, если известны реквизиты), по правовому навигатору
| 61 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016
(позволяет создать группу документов по теме) [4, с. 223]. Как и «Консультант Плюс», «Гарант» содержит нормативно-правовые акты, принимаемые на всех уровнях в РФ, материалы судебной практики, комментарии к кодексам и законам, юридическую литературу. Помимо этого система содержит англоязычную версию российских законов, что облегчает работу юриста с иностранными контрагентами; обеспечивает наглядное сравнение разных редакций того или иного документа; отображает в виде интерактивных схем правовые нормы, носящие спорный характер; позволяет следить за изменениями в законодательстве за обозначенный промежуток времени; предусматривает использование фильтрации, т. е. поиск документов по условиям, задаваемыми пользователем; поддерживает работу с мобильных устройств.
Справочно-правовая система «Кодекс», разработанная информационно-правовым консорциумом «Кодекс» также предоставляет правовую информацию (законы, комментарии к ним, судебная практика, справочная информация и т. д.). Система включает свыше 12 миллионов документов. К особым возможностям системы относятся: поиск судебной практики по отраслям права, арбитражным округам, результатам рассмотрения дела, ценам иска, фамилиям судей; группировка информации по практическим темам и видам информации (с указанием статуса документов); доступ к обзорам писем Министерства финансов; работа в двухоконном режиме, дающая возможность сравнивать документы в разных редакциях, работать с документом, используя комментарии и примечания; сравнение редакций документов и некоторые другие.
Прочие информационно-справочные системы не сильно востребованы на рынке и применяются в работе ограниченным количеством пользователей. Выбор системы зависит от ее стоимости, функциональных возможностей, количества документов, предоставления дополнительных услуг, личных предпочтений пользователя и других факторов.
Таким образом, использование информационно-справочных правовых систем предоставляет юристу информационную основу для его деятельности, снижает время на поиск требуемой информации, значительно повышает качество выполняемых им профессиональных обязанностей.
Литература
1. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016).
2. Астраханцева Ю. К. Общая характеристика рынка справочно-правовых систем //
Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. - URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/07/5601 (дата обращения:
15.01.2016) .
3. Леонтьева Т. Более 1,6 тысячи законов принято в России в 2015 году [Электронный ресурс] // RG.ru [Интернет-портал]. 24.11.2015 г. URL: http://www.rg.ru/2015/11/24/katyrin-site-anons.html (дата обращения: 15.01.2016).
4. Литвинов В. Информационные технологии в юридической деятельности: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2013. - 320 с.
5. Консультант Плюс: Шаг за шагом: Руководство пользователя [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/edu/center/spoon-fed/ (дата обращения:
15.01.2016) .
6. Новейший политологический словарь / авт.-сост. Д. Е. Погорелый, В. Ю. Фесенко, К. В. Филиппов. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 316 с.
ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 2(14) 2016 | 62 |