Научная статья на тему 'Использование информационно-компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства и музыки в школе VIII вида'

Использование информационно-компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства и музыки в школе VIII вида Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1730
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Г И. Воркова, Н И. Фролова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства и музыки в школе VIII вида»

Внедрение разработанной региональной модели сопровождения в практику работы образовательных учреждений г. Новокузнецка позволит создать технологию комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения. Технологизация образовательного процесса сопровождения даст возможность многократно воспроизводить данную модель сопровождения, не прибегая к специальной подготовке учителей начальных классов, что благотворно скажется на академической успеваемости и социальной адаптации детей с нарушениями зрения.

Г.И. Воркова

учитель рисования Н.И. Фролова

учитель музыки

Специальная коррекционная общеобразовательная школа VIII вида № 565

Кировского района Санкт-Петербурга

Использование информационно-компьютерных технологий на уроках изобразительного искусства и музыки в школе VIII вида

Использование ИКТ на уроках ИЗО и музыки позволяет развивать умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и значительно повышают творческий потенциал учащихся.

Под инновациями мы понимаем внедрение в учебный процесс новых современных методик, разработок, программ: здоровьесберегающих, информационных, личностно-ориентированных и многих других, которые позволяют повысить качество знаний школьников.

Цифровые ресурсы позволяют сделать процесс обучения на уроке более эффективным и дают возможность повысить собственный профессиональный уровень педагога и уровень учебного материала.

Новые информационные технологии - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения и воспитания.

Школа - часть общества, и в ней, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Уроки изобразительного искусства должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуко- и видеозаписей. Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков изобразительного искусства, музыки учителя и учащиеся мо-

76

гут готовить самые замечательные, самые интересные проекты, это уроки путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного изобразительного искусства.

Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал.

Работы детей очень интересны и разнообразны. Из этого можно сделать вывод, что ИКТ помогают развивать фантазию, воображение у детей. Все дети, включая и самых слабых, не боятся ошибиться, работают с интересом.

Применение информационных технологий на уроке музыки способствует:

• личностному развитию учащихся;

• повышению интереса школьников к урокам музыки;

• росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;

• повышению интереса к творческой и познавательной деятельности;

• воспитанию активности и самостоятельности;

• формированию у учащихся эстетического, эмоциональноцелостного отношения к музыкальному искусству;

• формированию у школьников основ теоретического мышления;

• развитию творческих способностей учащихся.

Многолетний опыт работы в школе - это время постоянного поиска, творческих идей, которые делают труд педагога результативным, интересным, удовлетворяющим запросы учеников и современного общества.

Различное восприятие информации учащимися на уроках с использованием мультимедийного оборудования позволяет сочетать различного типа информацию: голосовую, графическую, видео- и

аудиоинформацию через технические средства.

Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

• возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;

• обеспечивает последовательность рассмотрения темы;

• иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;

• видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки, фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов и др.;

• анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;

• зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения;

77

тематические рисунки, нотная графика; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика и др.);

• обозначенные на экране этапы практической работы в течение всего времени позволяют детям с различной степенью подготовленности спокойно выполнять задание;

• применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

Занятия с использованием компьютера вырабатывают усидчивость, внимательность, аккуратность, развивают моторику пальцев, что может положительно повлиять на работу с карандашом и кистью. И, что важно, дети приходят к выводу, что научиться управлять кисточкой и получать результат можно, только имея достаточный теоретический и практический багаж знаний и навыков в изобразительной деятельности.

Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку, непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний).

Используя возможности программы Power Point, были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают разнообразить уроки. Так, уроки-презентации широко используются во время знакомства с декоративно-прикладным народным творчеством, при изучении таких тем по изобразительному искусству, как «Времена года», «Возникновение профессий», «Жанры изобразительного искусства», «Музеи мира», «Архитектура Санкт-Петербурга», «Геометрические фигуры» и др.; по теме «Исторический жанр» - «Наскальная живопись» (рисунки древних людей); на уроках музыки - «Музыкальные инструменты», «Здравствуй, гостья-зима!», «Масленица», «Времена года» П.И. Чайковского, «Русские народные инструменты», «Назови произведение композитора».

Так, например, любая презентация может использоваться как для фронтальной, так и индивидуальной работы.

Презентация объединяет большое количество демонстрационного материала, освобождая учителя от большего объёма бумажных носителей информации (репродукций, альбомов по искусству), предметов натуры (подчас их просто нет), аудио- и видеоаппаратуры и времени на её настройку на уроке, материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные и видовые художественные фотографии; звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен, которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом.

Межпредметные связи на каждом уроке - это путь к получению учащимися наиболее глубоких знаний по всем предметам. Но для этого и педагог должен постоянно расширять и углублять свои знания. Результатом овладения и применения компьютерных технологий может служить коллекция мультимедийных презентаций, применяемых на уроках изобразительного искусства.

78

Для наглядности используются диски «Шедевры русской живописи», «Эрмитаж. Искусство Западной Европы», которые помогают совершать виртуальную экскурсию. Это облегчает работу учителя по поиску материала, вносит разнообразие в ведение уроков. Диски позволяют прослушать и посмотреть краткую информацию по темам. Материал можно использовать на уроках по различным темам в разных классах, подключая к мультимедиа и проецируя на большой экран.

Для уроков музыки используются фонограммы песен на аудиокассетах и CD-дисках. Огромную помощь в работе оказывают диски «Классическая музыка для детей», «Шедевры балета», «Песни из кинофильмов», «Энциклопедия "Музыкальные инструменты"», «Шедевры классической музыки» и др.

Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании ИЗО и музыки очевидны:

• знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;

• широко использовать показ репродукций картин художников;

• «посещать» крупнейшие музеи мира;

• прослушивать музыкальные записи;

• активизировать учебный процесс.

Таким образом, использование компьютерных и информационнокоммуникационных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности, существенно повысить интерес детей к изобразительному искусству, их активность, а следовательно, и улучшить качество знаний учеников по этому предмету.

Использование информационных технологий в образовательном процессе дает учителю большие возможности при проведении урока, делает его более увлекательным, запоминающимся, наглядным, позволяет по-новому использовать на уроках ИЗО и музыки текстовую, звуковую, и видеоинформационную часть, обогащает методические возможности уроков, придают им современный уровень. Можно применять мультимедиа в различных видах учебно-познавательной деятельности на уроке музыки, это и слушание музыки, и вокально-хоровая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах. Персональные компьютеры давно уже стали повседневным и обычным инструментом в жизни человека, широкое распространение сети Интернет даёт нам возможность широко её использовать в образовательном процессе. Современный учитель, благодаря сети Интернет, имеет возможность найти тот материал, который понадобится для урока и предоставит широкую информацию школьникам о его предмете.

В настоящее время Интернет содержит много полезной информации, которая может быть применена учителями изобразительного искусства и музыки. Это информация о методиках преподавания, обмене опытом и ресурсы, содержащие визуальную информацию о шедеврах мировой живописи и классической музыки, а также сайты, которые содержат обучающие программы. Интернет-ресурсы могут использоваться

79

как учителем (сайты методического направления), так и учащимися на уроках (интерактивные обучающие программы).

Ниже приведена небольшая подборка интернет-ресурсов, помогающая в работе учителям рисования и музыки.

Каталог Музеи России http://www.museum.ru/ Ресурс содержит информацию о музеях России со ссылками на их официальные сайты.

Эрмитаж http://www.hermitage.ru/ Почти за два с половиной столетия в Эрмитаже собрана одна из крупнейших коллекций, насчитывающая около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. Сайт Эрмитажа - самый полный и богатый ресурс среди художественных музеев России. Ресурс содержит информацию о проектах и выставках Эрмитажа, работе детского отдела. На сайте можно совершить виртуальную экскурсию по залам Эрмитажа с комментарием по каждому залу.

Русский музей http://www.rusmuseum.ru/ Ресурс содержит информацию о постоянной экспозиции Русского музея, выставках, о шедеврах из собрания Русского музея. К сожалению, тут нет виртуальной экскурсии, как на сайте Эрмитажа.

Музей им. Пушкина http://www.museum.ru/gmii/ Ресурс содержит информацию о музее, краткий перечень наиболее выдающихся экспонатов.

Государственный исторический музей http://www.shm.ru/

Третьяковская галерея http://www.tretyakov.ru/

Сайт методических пособий, игр, песен, стихов, раскрасок -http://www.solnet.ee

В.В. Гпадкая

кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой дефектологии,

Академия последипломного образования

Формирование профессиональной компетенции педагогов

по работе с учащимися с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения и воспитания: возможности системы дополнительного образования взрослых

Современный этап развития системы специального образования в Республике Беларусь характеризуется вариативностью условий, в которых могут получать образование учащиеся с особенностями психофизического развития (ОПФР) - как в учреждениях специального образования, так и в учреждениях общего среднего образования при организации в них интегрированного обучения и воспитания. Однако в такой ситуации возникают проблемы, связанные с состоянием подготовленности педагогов к работе в условиях образовательной интеграции.

Основная проблема - уровень подготовленности педагогов учреждений общего среднего образования к обучению учащихся с особенностями психофизического развития. Педагоги, не имеющие специального дефектологического образования, часто испытывают затруднения и даже растерянность при обучении детей с особенностями психофизического развития, так как перенос известной им методики обу-

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.