Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности будущих учителей информатики'

Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности будущих учителей информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
772
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедалиева Муминат Рабазановна

В статье выявлено, что внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в практику проектной деятельности открывает большие возможности для совершенствования образовательных педагогических методик, обмена опытом для творческого подхода к учебно-воспитательному процессу вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности будущих учителей информатики»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

©2013»,

Магомедалиева М.Р.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье выявлено, что внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в практику проектной деятельности открывает большие возможности для совершенствования образовательных педагогических методик, обмена опытом для творческого подхода к учебно-воспитательному процессу вуза.

The author of the article reveals that introducing the information and communication technologies (ICT) in the practice of the project activities gives the great opportunities for improving the educational pedagogical methods, exchanging the experience for the creative approach to the educational process at the university.

Ключевые слова: компьютерные технологии, информационно-коммуникационные технологии, проект, деятельность, проектная деятельность.

Keywords: computer technologies, information and communication technologies, project, activities, project activities.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является информатизация образования.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

Информационно-коммуникационные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

Традиционно сложившаяся система подготовки будущего учителя направлена на формирование системы знаний, умений, уделяя мало внимания профессионально-значимым практическим умениям и навыкам, готовности к деятельности. Это в полной мере относится к подготовке учителя информатики.

Проблемы подготовки будущего педагога и учителя информатики, в частности, рассмотрены в работах М. М. Абдуразакова, О. А. Абдулиной, Ю. К. Бабанского, Н. Ф. Белокур, В. П. Беспалько, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, Н. Ф. Талызиной и др.

Как отмечает М. М. Абдуразаков, практика подготовки будущего учителя информатики показывает, что выявляемые трудности в этом процессе заключаются в: неумении осуществлять проектную деятельность по разработке структуры и

содержания урока, в выборе форм и методов, средств передачи учебной информации, невладении педагогическими технологиями [1. С. 111].

Сложившаяся в России образовательная и экономическая ситуация четко обозначила социальный заказ на подготовку педагогических кадров, обладающих не только глубоким багажом знаний, профессиональных умений и навыков, но и формированием профессиональной готовности к проектной деятельности будущих учителей информатики. Как показал анализ литературы по проблеме, проектная деятельность дает возможность самореализации, интеграции теоретической и практической подготовки, умения работать в команде единомышленников для достижения личностно и профессионально значимой цели. Вместе с тем современные образовательные реалии открывают новые возможности для использования в этом плане всего ресурса современных компьютерных технологий, позволяя максимально интенсифицировать процесс формирования профессиональной готовности к проектной деятельности будущих учителей информатики.

Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что «большинство выдающихся людей, политических лидеров обладают проектным типом мышления. В современном педагогическом вузе есть все возможности для развития проектного мышления будущих педагогов с использованием информационно-компьютерных технологий, открывающих для учителя новые возможности в преподавании своего предмета» [3. С. 40]. Как показывает опыт работы автора, изучение любой дисциплины с использованием ИКТ способствует повышению интереса студентов к учебно-познавательной деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме показывает, что для большей заинтересованности студента проект должен иметь личностно значимую цель, сформулированную в виде проблемы, решая которую автор работы определяет свою стратегию и тактику, самостоятельно распределяет время, привлекает необходимые ресурсы, в том числе ИКТ. Но, если «в прежние годы серьезную трудность представлял поиск информации в условиях ее дефицита, то спецификой сегодняшнего дня становится работа в условиях ее обилия. Это так же приносит свои плоды, так как развивает навыки критического подхода к источнику информации, приучает к проверке достоверности, отсеиванию второстепенных или сомнительных сведений, делает составителя проекта устойчивым к разного рода побочным влияниям, в том числе и к агрессивной рекламе» [2. С. 57-59].

Специально создаваемые информационные технологии могут использоваться в повседневной проектной деятельности, которая определяется как «организованная совокупность целенаправленных действий, связанных с решением проблемы и предполагающих наличие определенных задач, методов и ресурсов. Центральным является понятие «цель». Каждый проект имеет конечную цель - причину, послужившую основанием для его запуска. Обычно такой целью является продукт (например, телевизионная реклама) или услуга (например, курсы обучения) [5. С. 29].

Всё имеющееся на сегодняшний день многообразие информационных технологий, позволяющих осуществлять повседневную проектную деятельность наиболее эффективным образом, можно условно разделить на две категории:

- персональные информационные менеджеры (органайзеры);

- информационные менеджеры проектов (планировщики).

К первой категории относятся программы, предназначенные для планирования ежедневного рабочего времени, составления расписания деловых встреч, хранения контактов (адресов, телефонов и e-mail), организации и поиска самой разнообразной информации. Среди наиболее популярных программных продуктов из этой категории следует назвать Microsoft Outlook, но она не является единственной. По своим функциональным возможностям ее превосходят All-in-1 Personal Organizer (АРО) -эргономичный персональный информационный менеджер, используемый как инструмент для организации разного рода информации: задач, событий, контактов, заметок, гиперссылок на файлы и web-pecypcbi. Данная программа выступает средством образного отображения вводимых данных, то есть позволяет интегрировать информацию в наиболее удобном для работы виде. Из категории персональных информационных менеджеров следует выделить: 3Day Organizer Pro, ActiveDiary,

AnyTime Organizer, AskSam, Easy Organizer, EzOutliner и OrgaNice, которые достаточно просты в использовании и служат удобным средством для составления ежедневных расписаний, ввода контактов и заметок, выступая своего рода заменителем бумажных ежедневников, записных книжек и блокнотов. Компьютерные программы из категории информационных менеджеров проектов предназначены для планирования проектов, отслеживания их реализации, использования людских ресурсов, оборудования и материалов: 3Z Project Tracker - менеджер проектов, позволяющий одновременно работать над одним проектом группе пользователей по сети. Общая информация по проекту представляется в виде проектной карты, где указывается название проекта, его руководитель, длительность и ресурсы (работники, материалы и оборудование). Программа позволяет также создавать отдельные листы задач для участников, задействованных в реализации проекта и формировать разнообразные отчеты о ходе его выполнения. Эффективность проективной деятельности определяют использование механизмов и принципов внедрения ИКТ-технологий.

В рамках развития проективной деятельности в вузе с помощью внедрения ИКТ-технологий появилась необходимость разработки системы принципов дидактической технологии:

- научность (необходимость включения фундаментальных положений современной науки, а также перспектив ее развития, при этом способы усвоения учебного материала должны быть адекватны современным научным способам познания);

- системность (структурированность изложения материала и выделение основных понятий, связей, основа для разработки содержания компьютерной обучающей программы, а также метод современного научного познания);

- индивидуальная доступность (возможность достижения цели обучения, наличие разветвлений, путей и скоростей прохождения учебного курса, оказание помощи в виде пояснений, дополнительных указаний и задач, постоянный контроль и поддержка на необходимом уровне мотивации студента);

- интерактивная наглядность (позволяет увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни даже с помощью чувствительных и точных приборов, осуществить различные действия, изучить их не только статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях, вычленить главные закономерности изучаемого предмета или явления, а также рассмотреть его в деталях); вместе с тем интерактивная наглядность позволяет говорить о новом инструменте познания - когнитивной компьютерной графике, которая не только представляет знания в виде образов-картинок и текста, а также позволяет визуализировать те человеческие знания, для которых еще не найдены текстовые описания или которые требуют высших ступеней абстракции.

Принцип систематичности и последовательности определяет организацию учебного материала, так и систему действий обучаемого по его усвоению; последовательность специфических действий - восприятие информации с экрана дисплея, работа в знаковых моделях, ввод ответа с клавиатуры. Последовательность получила свой смысл в информационных технологиях обучения, где понимается очередность выдачи учебных фрагментов обучающей программой, построение и корректировка наиболее эффективной последовательности при самостоятельной работе обучаемого в интеллектуальных учебных средах. В зависимости от содержания учебного материала, последовательность предоставления знаний студенту может строиться либо по индуктивному, либо по дедуктивному методу. С сознательность (принцип обеспечен методикой организующей стратегии, в которой отдается предпочтение современным информационным технологиям обучения, направлена на воспитание стратега, который рассматривает предметы и явления в их взаимосвязи, самостоятельно изучает материал, дополняя полученные в учебном заведении знания). Для реализации принципа сознательности студенту сообщаются цели и задачи обучения, сведения о предметной деятельности и основных этапах ее осуществления. Успешность реализации зависит от теоретического уровня курса, полноты раскрытия изучаемых понятий и их взаимосвязей.

Информационные технологии обучения потребовали введения, обоснования и раскрытия принципа когнитивной коммуникации (организация диалога между

обучаемым и обучающим, в данном случае между компьютером и учащимся).

Анализируя накопленный опыт в данной области, для повышения мотивации студентов в процессе освоения ИКТ на занятиях информатики успешно реализуются различные формы проектного и интерактивного обучения, предполагающее организацию и развитие диалогового общения, ведущее к взаимопониманию, взаимодействию и совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Можем полагать, что использование компьютерных телекоммуникаций в учебном процессе вуза позволяет придать этому понятию более широкий смысл: общение может оставаться межличностным, будучи опосредованным различными техническими средствами. В наиболее общем виде это обозначается термином k2k (keyboard to keyboard, то есть “клавиатура с клавиатурой”). Овладев на занятиях по информатике ИКТ общением в сети, студенты включаются в подобный образовательный процесс, в котором педагоги вуза используют новые педагогические методы. Помимо этого для решения конкретных учебных задач студенты используют информационные ресурсы Интернета. В таком учебном процессе студент становится субъектом интерактивного, коммуникативного взаимодействия с педагогом и соучениками-коллегами.

Выбор технологии образовательного процесса занимает одно из ключевых мест в педагогической системе обучения различным дисциплинам. Вместе с тем назрела потребность в создании новых эффективных технологий вузовского обучения основам инженерного проектирования и конструирования с профессиональным использованием САПР. При решении учебных задач с применением САПР студенты получают возможность доступа к имеющимся технологическим разработкам, компьютерным базам систематизированного и аннотированного хранения информации с максимально упрощенной процедурой поиска.

В педагогическом вузе при решении комплексных проблем обучения студентов основам проектирования и формирования у них профессионально важных качеств будущего специалиста педагоги используют универсальные системы автоматизированного проектирования САД/САЕ/САМ/PDM системы КОМПАС. В качестве основных задач в данном случае выступают:

- адаптация в учебный процесс системы КОМПАС;

- разработка и совершенствование учебно-методического обеспечения;

- взаимодействие с кафедрами инженерно-технического профиля в рамках концепции формирования непрерывной, сквозной подготовки.

Завершающим этапом проекта может стать его презентация. Студент готовит аннотацию, тезисы проектной разработки, необходимые для защиты проекта. Наш опыт работы со студентами показывает, что презентация проекта - это убеждение в своих позициях, форма коммуникации, чувство цвета, линии, композиции, пропорции и гармонии, способность к образному мышлению, знание психологии цвета. Все это помогает создать эффективную презентацию результата проекта и обеспечивает творческий успех. При разработке презентации учитывается, что она:

- быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

- вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

- обеспечивает выступления.

Таким образом, использование ИКТ-технологий, его механизма и принципов позволяет определить основные этапы деятельности, связанные с усвоением учебной информации при компьютерном обучении:

а) Эмпирическая деятельность как этап восприятия:

- отражение фона, заполняющего поле экрана дисплея;

- концентрация внимания и отражение отдельных единичных объектов на фоне;

- отражение выделенных единичных объектов в конкретной ситуации;

- отражение конкретной ситуации в комплексе.

б) Эвристическая деятельность по распознаванию ситуации:

- абстрагирование от конкретности, в которой представлена ситуация, создание знаковой модели;

- поиск алгоритма преобразования модели для решения поставленной задачи, привлечение имеющихся знаний.

в) Репродуктивная деятельность по преобразованию модели и получению нового знания:

- преобразование модели по избранному алгоритму;

- интерпретация результатов преобразования, оценка адекватности полученной модели имеющимся у обучаемого знаниям;

- оценка адекватности решения поставленной задаче.

г) Практическая деятельность, связанная с отработкой навыка:

- закрепление умения в подобных ситуациях;

- формирование умения в необычных ситуациях;

- формирование ассоциативных умений в необычных ситуациях.

В этой связи внедрение ИКТ-технологий в практику проективной деятельности студентов, будущих учителей информатики открывает большие возможности для совершенствования образовательных педагогических методик, обмена опытом и творческого подхода к обучению. Основой для этого является накопление учебно-методических материалов во внутреннем структурированном информационном пространстве вуза и использование Интернет-технологий как для оперативного, так и для отсроченного общения со студентами: электронной почты, форумов, чатов, видеоконференций.

Анализ потенциальных возможностей компьютерных технологий в подготовке будущих учителей информатики к проектной деятельности показал, что компьютер является мощным учебно-техническим устройством, значительно повышающим потенциал студента в проектной деятельности. Между студентом и машиной создается симбиоз, в котором каждый делает то, что лучше может сделать. При этом ведущая роль остается за педагогом вуза [6. С. 67].

На основании вышеизложенного можем полагать, что необходимыми условиями для обеспечения эффективности готовности подготовки будущего учителя информатики к проектной деятельности в вузе являются согласованность между субъектами информатизации вуза (кафедра математики и информатики, инженерно-педагогический институт, информационные службы, электронная

библиотека, персонал, отвечающий за информационную подготовку) и образовательным процессом; информатизация профессионального становления

будущего учителя информатики к проектной деятельности; развитость информационной среды вуза; подготовленность преподавательского состава вуза к содержательно-технологическому обеспечению профессиональной готовности

будущего учителя информатики к проективной деятельности; мотивированность и активность студентов в овладении основами проективной деятельности.

Усвоение основ проектной деятельности студентами наиболее целесообразно организовать при выполнении конкретного проекта. Вместе с тем дефицит учебного времени приводит к тому, что трудоемкость проектной деятельности не позволяет освоить ее полноценно. Затруднена и оперативная корректировка процесса проектной деятельности студента.

Таким образом, внедрение ИКТ в практику проектной деятельности открывает большие возможности для совершенствования образовательных педагогических методик, обмена опытом для творческого подхода к учебно-воспитательному процессу вуза.

Примечания

1. Абдуразаков М. М. Совершенствование содержания подготовки будущего учителя информатики в условиях информатизации образования. Махачкала : Изд-во «Типография ДНЦ РАН», 2007. С. 111. 2. Кимишкез Ю. И., Солодуха Е. Г. Информационно-компьютерные технологии в проектной и

научно-исследовательской деятельности учащихся современной школы. Томск, 2010. С. 107 3.

Лапчик М. П., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ под общей ред. М. П. Лапчика. М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 111 4. Стайнов Г. Н. Педагогическая система преподавания общетехнических дисциплин. Монография. М. : Педагогика-Пресс, 2002. 200 с. 188 5. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические

сочинения. В 3-х т. Т. 1. М. : Педагогика, 1979. С. 191 6. Уваров А. Ю. Компьютерные

коммуникации в современном образовании // Информатика и образование. 1998. № 4. С. 65-77.

Статья поступила в редакцию 01.03.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.