Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 2, 2014
Для дальнейшего развития дистанционного образования в ТюмГНГУ представляется целесообразным поиск инновационных социальных технологий взаимодействия субъектов интернет-партнерства в электронном образовании.
В ТюмГНГУ обучаются представители всей России и зарубежья, поэтому можно говорить о том, что тенденции и закономерности характерны для всего региона и виртуального пространства России.
На современном этапе стратегия развития предполагает сетевое взаимодействие и консолидацию усилий по формированию качественной образовательной виртуальной среды, что является выгодным как с экономических, так и с социальных позиций.
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /Лйр://минобрнауки.рф.
2. Материалы официального сайта Центра дистанционного образования ТюмГНГУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://www.tsogu.ru/distantsionnoe-obrazovanie/205432/.
3. Материалы свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://ru.wikipedia.org/wiki.
4. Майер В. В., Моор С. М. Инновационный проект по продвижению дистанционного образования нефтегазового университета // Новые образовательные технологии в вузе (НОТВ - 2012): Сборник материалов (IX Международной научно-методической конференции, 8-10 февраля, 2012 г.) / Отв. за выпуск А. В. Щербаков. - Екатеринбург: УРФУ, 2012. - С. 114-119.
5. Майер В. В., Моор С. М. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // НЕФТЬГАЗТЭК: Сборник материалов форума // Тюменский международный инновационный форум (17-18 сентября 2013 г.). - Тюмень: Экспресс, 2013. - С. 152-153.
Сведения об авторах
Майер Владимир Викторович, д. с. н., профессор; проректор по учебно-методической работе и инновационному развитию, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)256935, e-mail: mayer-v-v@ yandex.ru
Моор Светлана Михайловна, д. с. н., профессор директор Центра дистанционного образования, профессор кафедры социальных технологий, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)256932, e-mail:[email protected]
Mayer V. V., Phd in Sociology, professor, prorectorforMethodology of Studying and Innovation development, Tyumen State Oil and Gas University, phone:8(3452)256935, e-mail: [email protected]
Moor S. M., PhD in Sociology, professor, Head of the Center for Distance Education, professor, Department of Social Technologies, Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8(3452)256932, e-mail: [email protected]
УДК 371.3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ «ШКОЛА-ВУЗ»
USE OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES IN THE SYSTEM «SCHOOL-UNIVERSITY»
М. А. Саитова
M. А. Saitova
Ключевые слова: повышение качества подготовки, студенты неязыковых профилей вуза, компьютерно-информационные технологии Key words: improvement of training quality, students pursuing non-linguistic careers, computer-information technologies
Рассмотрены некоторые аспекты преподавания дисциплины «Иностранный язык» в системе «школа-вуз». Представлены возможности компьютерно-информационных технологий, применение которых в обучении сделает иностранный язык эффективным средством профессиональной подготовки.
The paper deals with some aspects of foreign language teaching in the system «school-university». The potentials of computer-information technologies which make a foreign language an effective tool ofprofessional training are outlined.
В настоящее время значение иностранного языка в системе высшего профессионального образования приобрело особую актуальность. Проблема преемственности школьного и вузовского образования не нова. Вопросы взаимосвязи содержания общего и профессионального образования отражены в исследованиях С. М. Годника, Ю. А. Кустова и др. Несмотря на наличие большого количества теоретических исследований в этой области, на практике все еще существует разрыв между школьным и вузовским образованием, который проявляется в несогласованности содержания, методов и средств обучения в школе и в вузе.
Подготовка специалиста не получает дидактической преемственности на разных этапах развития личности. Без коренной перестройки учебных программ и учебников, программирующих сегодня запоминание готовых знаний, без включения в них материалов, стимулирующих интерес, преподаватель не может один справиться с задачей коренной перестройки образования. Одним из наиболее слабых мест в языковой подготовке
№ 2, 2014. News from higher educational institutions. Sociology. Economics. Politics.
студентов технических вузов является отсутствие у них прочных навыков, то есть системы знаний, позволяющей пользоваться иностранным языком как инструментом для общения, перевода и чтения оригинальной литературы.
Бочкарева Т. С. подчеркивает важность непрерывного обучения иностранным языкам. А это требует существенных изменений в содержании, структуре, организации и технологии обучения иностранным языкам в системе «школа — вуз» [1] Нельзя допускать, чтобы курс обучения иностранному языку был краткосрочным, но также пагубно растягивать его на длительное время. Второе требование связано с необходимостью стыковки всех этапов и ступеней обучения иностранному языку. Чтобы программа непрерывного обучения иностранным языкам стала действительно рабочим инструментом в руках обучающего и обучаемого, необходимо:
• обозначить для каждой ступени обучения планируемый результат;
• представить основные компоненты каждого из планируемых результатов;
• приложить к программе систему тестов для проверки достижения планируемого уровня обученности. Все эти задачи до недавнего времени были трудноразрешимыми из-за отсутствия учебников, реализующих принцип преемственности в системе «школа-вуз». Среди актуальных проблем преподавания иностранных языков в высшей школе являются: соотношения форм учебных занятий, доли аудиторной и самостоятельной работы, недостаточная степень усвоения учебного материала. В данном вопросе большую роль играет, помимо мотивации обучающихся, актуальность и привлекательность учебных материалов.
Новые, невиданные до сих пор возможности решения этих проблем открывают компьютерно-информационные технологии обучения иностранным языкам. Вслед за Л. Б. Половниковой мы утверждаем, что система преемственности курса должна включать не только средства обучения, но и использование возможностей информационных технологий, что усилило бы ее эффективность в рамках реализации преемственности в условиях технического вуза [2]. Использование информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам имеет много преимуществ. Дидактические возможности использования информационно-коммуникационных технологий в обучении иностранному языку описаны в работах М. Г. Евдокимовой, A. B. Конышевой, A. C. Нестеровой, Е. С. Полат, Л. А. Леонтьевой. Интернет создает естественную языковую среду. Одними из наиболее ярко выраженных положительных сторон являются следующие:
• Интернет является огромной библиотекой аутентичных материалов для изучения иностранного языка;
• работая и учась в Интернете, обучаемые начинают по-другому понимать необходимость знания языка;
• использование информационных технологий способствует сдвигу в режиме работы на занятии. Процесс обучения переходит от традиционного, где ведущую роль занимает преподаватель, к тому, в котором центром процесса становится обучаемый;
• повышается мотивация изучения иностранного языка, обучаемые перестают считать процесс обучения скучным.
Использование мультимедийных образовательных материалов, новых информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе позволяет:
• представить обучающие материалы не только в печатном виде, но и в графическом, звуковом, аними-рованном виде, что дает многим учащимся реальную возможность усвоить предмет на более высоком уровне;
• автоматизировать систему контроля, оценки и коррекции знаний студентов;
• автоматизировать процесс усвоения, закрепления и применения учебного материала с учетом интерактивности многих электронных учебных пособий;
• осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения; существенно повысить интерес к предметам, что также определяет качество обучения.
Таким образом, задачи каждого этапа ведут к достижению определенного уровня владения иностранным языком, а их реализация позволяет оптимизировать учебный процесс, придать ему целенаправленный характер, приблизив к реальным потребностям специалистов в иностранном языке и к развитию технологий обучения в едином образовательном пространстве «школа — вуз».
Список литературы
1. Бочкарева Т. С. Важность непрерывного обучения иностранным языкам на современном этапе развития общества. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf3/30.pdf
2. Половникова Л. Б. Методическая система преемственности курса физики технического вуза (на примере вводного раздела «Механика»): Автореф. дис... .канд. пед. наук. - Тюмень, 2009. - 22 с.
Сведения об авторе
Саитова Магзанур Асисчановна, доцент кафедры «Гуманитарные дисциплины», Тюменский государственный нефтегазовый университет», филиал в г. Тобольске, тел. 8 906 8200551, e-mail: [email protected]
Saitova M. A., associate professor of the chair of humanities, Tobolsk branch of Tyumen State Oil and Gas University, phone: 8 906 8200551, e-mail: [email protected]