Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей-инвалидов'

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей-инвалидов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1537
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ СРЕДЫ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романенкова Ольга Леонидовна

В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации этого требования является развертывание новых моделей содержания образования и его организации, в том числе развитие дистанционного образования. Системное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения является эффективным решением проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку обеспечивает хранение и доставку обучаемым электронных курсов, автоматизацию тестирования, формирование отчетов о результатах обучения. Дети-инвалиды, а также те дети, которые не могут ходить в обычную школу в силу ограничений по состоянию здоровья, часто лишены возможности получить качественное образование. На помощь таким детям пришло дистанционное обучение, которое представляет собой совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей̆ в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной̆ работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей-инвалидов»

Содержание программы

№ п /п Тематика Содержание Формы работы

1. Понятие дебатов и дискуссии. Струк-тура дебатов. Знакомство учеников с правилами организации и проведения дебатов. Ведущий и участники. Оппоненты, их права и обязанности. Проблемные задания - научить учащихся коротко высказывать свое мнение Чтение с выделением главной информации. Решение проблемных заданий. «Пробная» дискуссия.

2. Роль иностранных языков в совре-менном мире. Сферы применения английского языка. Профессии, требующие знания иностранных языков. Подготовка к дискуссии. Аудирование радио-передачи. Дискуссия "Будет ли английский язык глобальным?".

3. Мир образования. Сравнение систем образования в России и Великобритании / США. Проблемы в школе. Советы для успешной учёбы в школе. Мнение о школьной форме. Презентация систем образования в разных странах. Дебаты по теме «ЕГЭ - за и против».

4. Свободное время подростков. Увлечения подростков в России и за рубежом. Развитие навыков устного высказывания. Использование языковых клише в публичных выступлениях. Просмотр видео-эпизодов. Дискуссия «Самые популярные хобби подростков в России и Великобритании - сходство и различие».

5. Мир профессий. Популярные профессии среди молодежи. Факторы, влияющие на выбор профессии. Формирование умение извлекать из текста-источника необходимую информацию и создавать на его базе рассуждения. Ролевая игра «Устройство на работу. Интервью». Дискуссия «Как заработать карманные деньги».

6. Люди и общество. Политическое устройство России и Великобритании/ США. Проблемы современного общества и их решение. Права и обязанности. Дискуссия «Может ли молодежь влиять на жизнь общества?»

7. Наука и технологии. Новые информационные технологии. Компьютеры и Интернет. Развитие умения свободно выражать свои мысли и приводить свои доводы. Дебаты «Компьютерные игры в качестве досуга: «за» и «против».

8. Природа. Экология. Экологические проблемы. Транспортные проблемы современных городов. Круглый стол «Экологические проблемы Тольятти и пути их решения».

9. Спорт. Спорт и здоровый образ жизни. Известные зарубежные и российские спортсмены. Спорт в Тольятти. Аудирование коротких рассказов. Дискуссия «Что значит спорт в твоей жизни?»

10. СМИ Роль телевидения. Пресса в Великобритании/ США. Роль рекламы. Чтение и обсуждение текста. Дискуссия «Хорошо ли быть знаменитым?»

11. Заключительное занятие Участие в общем обсуждении изучаемой темы и ролевой игре. Конференция по модели ООН «Как решить глобальные проблемы совре-мен-ности»

Библиографический список

1. Данилюк А. Я., Кондаков М. А., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва, «Просвещение», 2009.

2. Дебаты : учебно-методический комплект. - М. : Изд-во «Бонфи», 2001.

3. Лучик Т.С. Образовательная технология «Дебаты» в учебном процессе. «Иностранные языки в школе», № 2 2010, с.21.

4. Игнатьева Т.А. Дискуссия как форма учебной деятельности//Банк педагогической информации ИПКиППРО ОГПУ (http://bank.orenipk.ru).

5. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. М., 1989.

6. Морозова И.Г. Дискуссия как метод проблемного обучения и как средство формирования межкультурной компетенции на занятиях иностранного языка в вузах (http://hse.ru/ data/2011 /03/20/1211261853)

7. Портал "Российское образование" www.edu.ru - программы элективных курсов, нормативные документы, разнообразные ресурсы для школы.

8. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению.- М., 1985

9. Сайт издательского дома «1 сентября» http:/ festival.1september.ru

10. Advanced Discussions from A to Z, Adrian Wallwork, Cambridge University Press, 2007.

Романенкова Ольга Леонидовна,

учитель начальных классов МБОУ «ООШ № 269», ЗАТО Александровск, г. Снежногорск olga miha2009@mail.ru

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей-инвалидов Аннотация. В Концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Одним из направлений реализации этого требования является развертывание новых моделей содержания образования и его организации, в том числе развитие дистанционного образования. Системное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), технологий дистанционного обучения является эффективным решением проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку обеспечивает хранение и доставку обучаемым электронных курсов, автоматизацию тестирования, формирование отчетов о результатах обучения. Дети-инвалиды, а также те дети, которые не могут ходить в обычную школу в силу ограничений по состоянию здоровья, часто лишены возможности получить качественное образование. На помощь таким детям пришло дистанционное обучение, которое

представляет собой совокупность технологии, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии, специальные учебные среды, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Начиная с марта 2011 года, я работаю в системе дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. За этот период я увидела, какие широкие возможности предоставляют современные информационные технологии в области образования, в частности обучения детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья. Дистанционное обучение стало ярким тому примером.

Основными целями внедрения системы дистанционного обучения являются:

- повышение качества общего образовательного процесса в учебном заведении за счет использования информационных технологий;

- увеличение охвата обучаемой аудитории и сокращение издержек на проведение мониторинга знаний за счет использования технологий дистанционного обучения;

- повышение управляемости учебного процесса посредством системы дистанционного обучения за счет обеспечения непрерывного мониторинга со стороны преподавателей, администрации учебного заведения и родителей;

- сокращение рутинной нагрузки на преподавателей;

- повышение качества и сокращение временных затрат на проверку уровня знаний.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным

при работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.

Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске предложения для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы. Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой.

Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении сетевого учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.

Вот лишь некоторые структурные элементы, которые позволяют разнообразить учебный процесс: лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио); изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации); самостоятельная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.); конференция в чате; конференция в форуме; коллективная проектная работа; индивидуальная проектная работа; тренировочные упражнения; тренинг с использованием специальных обучающих систем; контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы); консультация. Варьируя комбинации из таких «кирпичиков», сетевой учитель может создавать уроки самых разных типов - в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета и др.

Всем этим требованиям отвечает модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда - «Moodle» (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Enviroment), которая широко известна в мире и используется более чем в 100 странах. Данный программный продукт специально разработан для создания качественных онлайн-курсов и формирования единого учебного пространства для учащихся и преподавателей курса.

Moodle - это не только инструмент обучения, а полнофункциональная законченная система управления обучением, с удобными средствами создания учебных материалов и управления сайтами, гибкими инструментами составления отчетов и мощными административными функциями.

Moodle ориентирована на коллаборативные технологии обучения, т.е. позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями. С данной" системой становится возможным создавать и применять в обучении новые способы дистанционного обучения, такие как электронные конспекты, энциклопедии, тесты, глоссарии, анкеты, виртуальные лаборатории и т. д. Ориентированная на дистанционное образование, система управления обучением Moodle обладает большим набором средств коммуникации. Это не только электронная почта и обмен вложенными файлами с преподавателем, но и форум (общий новостной на главной странице программы, а также различные частные форумы), чат, обмен личными сообщениями, ведение блогов.

Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами

информационно-образовательной" среды. Простая и понятная структура системы позволяет преподавателю самостоятельно, прибегая только к помощи справочной" системы, создать электронный курс и управлять его работой. Можно вставлять таблицы, схемы, графику, видео, флэш и др. Используя удобный механизм настройки, составитель курса может, даже без специальных знаний, легко выбрать цветовую гамму и другие элементы оформления учебного материала. Преподаватель может по своему усмотрению использовать как тематическую, так календарную структуризацию курса.

Проведённый анализ возможностей модульной объектно-ориентированной системы обучения Moodle позволяют сделать однозначный вывод, что в настоящее время по совокупности показателей она является одной из самых доступных и перспективных систем дистанционного обучения.

Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении сетевого учителя была лишь электронная почта, то теперь специальные учебные среды позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.

Вот лишь некоторые структурные элементы, которые позволяют разнообразить учебный процесс: лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио); изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации); самостоятельная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.); конференция в чате; конференция в форуме; коллективная проектная работа; индивидуальная проектная работа; тренировочные упражнения; тренинг с использованием специальных обучающих систем; контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы); консультация. Варьируя комбинации из таких «кирпичиков», сетевой учитель может создавать уроки самых разных типов - в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от специфики предмета и др.

В настоящее время в Москве создано Государственное образовательное учреждение Центр образования «Технологии обучения», в котором получают основное и дополнительное образование в дистанционной форме более 1 тысячи учащихся 1-11 классов. В основном, это дети с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата и соматическими заболеваниями при условии сохранности интеллекта.

Виртуальное здание Центра образования расположено в Интернете по адресу www.home-edu.ru. Уроки проводятся в специальной учебной среде, где каждому курсу выделен виртуальный учебный кабинет. Учебная среда создана именно на основе системы Open Source LMS Moodle. (Рис.1)

Учащиеся Центра образования имеют возможность заниматься на курсах трех направлений: гуманитарного, естественно-математического, технологического. Среди курсов есть как направленные на поддержку или получение базового школьного образования, так и рассчитанные на участие в творческой, проектной, исследовательской деятельности. Система курсов Центра образования решает также задачи предпрофессиональной подготовки, подготовки в вузы и в средние специальные учебные заведения. Все курсы создают широкие возможности для сетевого общения участников проекта: в форумах и чатах, через электронную почту.

Вся учебная, воспитательная работа в Центре образования проводится дистанционно, через Интернет. Обучение в Центре образования осуществляется преимущественно индивидуально или в группах до четырёх человек. Формы обучения определяются индивидуальными образовательными программами, запросами семьи и медицинскими показаниями. Основными инструментами в работе педагога являются интернет-браузер, программы Skype и TeamViewer.

Веб-обозреватель, браузер (от англ. Web browser; вариант броузер- устаревшая форма)-программное обеспечение, которое позволяет выполнять задания непосредственно на курсе, искать необходимую информацию и работать с ней.

Skype (произносится «скайп»)- бесплатное проприетарное программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее шифрованную голосовую связь и видеосвязь через Интернет между компьютерами (VoIP), а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны.

Программа также позволяет совершать конференц-звонки (до 25 голосовых абонентов, включая инициатора), видеозвонки (в том числе видеоконференции до 10 абонентов), а также обеспечивает передачу текстовых сообщений (чат) и передачу файлов. Есть возможность вместо изображения с веб-камеры передавать изображение с экрана монитора.

TeamViewer - пакет программного обеспечения для удалённого контроля компьютеров, обмена файлами между управляющей и управляемой машинами. TeamViewer работает на операционных системах Microsoft Windows, Mac OS X, iOS и Linux (в том числе Android). Кроме прямого соединения, доступ возможен через брандмауэр и NAT прокси, возможно получение доступа к удалённой машине посредством веб-браузера.

Для установления связи TeamViewer должен быть запущен на обеих машинах. При запуске TeamViewer генерируется ID компьютера и пароль. Чтобы установить связь между компьютерами, учитель должен связаться с учеником и узнать его логин и пароль, а затем ввести их в клиент-TeamViewer. Таким образом устанавливается полный контроль над работой ученика на компьютере.

Можно не только увидеть экран монитора ребёнка, что позволяет и программа Skype, но собственной «мышкой» управлять программами и файлами на его «рабочем столе» и со своей клавиатуры вводить информацию в его компьютер.

Рис.1

При подготовке и проведении занятий в системе Moodle преподаватель использует набор элементов курса, в который входят: глоссарий, ресурс, задание, форум, wiki, урок, тест и др. Варьируя сочетания различных элементов курса, преподаватель организует изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам конкретных занятий.

Глоссарий позволяет организовать работу с терминами, при этом словарные статьи могут создавать не только преподаватели, но и учащиеся.

В качестве ресурса может выступать любой материал для самостоятельного изучения, проведения исследования, обсуждения: текст, иллюстрация, web-страница, аудио и видео файл, пр.

Выполнение задания - это вид деятельности учащегося, результатом которой обычно становится создание и загрузка на сервер файла любого формата или создание текста непосредственно в системе Moodle (при помощи встроенного визуального редактора).

Преподаватель может оперативно проверить сданные учениками файлы или тексты, прокомментировать их и, при необходимости, предложить доработать в каких-то направлениях. Если преподаватель считает это необходимым, он может открыть ссылки на файлы, сданные участниками курса, и сделать эти работы предметом обсуждения в форуме. Такая схема очень удобна, например, для творческих курсов.

Форум удобен для учебного обсуждения проблем, для проведения консультаций. Форум можно использовать и для загрузки учащимися файлов - в таком случае вокруг этих файлов можно построить учебное обсуждение, дать возможность самим обучающимся оценить работы друг друга. При создании форума можно выбрать его тип: обычный форум с обсуждением одной темы, доступный для всех общий форум или форум с одной линией обсуждения для каждого пользователя. (Рис.2)

Moodle поддерживает очень полезную функцию коллективного редактирования текстов (элемент курса <М1кЬ>).

Элемент курса «Урок» позволяет организовать пошаговое изучение учебного материала. Весь материал можно разбить на дидактические единицы, в конце каждой из них дать контрольные вопросы на усвоение материала. Система, настроенная преподавателем, позаботится о том, чтобы, по результатам контроля, перевести ученика на следующий уровень изучения материала или вернуть к предыдущему. Этот элемент курса удобен еще и тем, что он позволяет проводить оценивание работы учеников в автоматическом режиме: преподаватель лишь задает системе параметры оценивания, после чего система сама выводит для каждого ученика общую за урок оценку, заносит ее в ведомость.

С О ¡dass.home-edu.ru/inod/forum/index.phpFid=882

Здесь общаются педагоги дополнительного образования

Методический кабинет педагогов дополнительного образования

Общий форум Здесь Вы можете добавить тему по интересующему Вас

для обсуждения вопросу.

рабочих

вопросов_

[Нет]

Форум "Каждый открывает одну тему"

Форум

"Стандартный форум для общих

обсуждений"

Форум "Вопрос-Ответ"

Отчеты по заданию 2.

[Нет]

[Нет]

ОН

Форум "Простое

обсуждение" Так выглядит форум "Простое обсуждение". Форум состоит из одной темы, на которую каждый участник дает свой ответ.

Тема нашего обсуждения: Использование ...

Так выглядит форум "Каждый открывает одну тему". В 24

форуме предоставляется возможность открытия (создания) одной темы, в которой каждый участник может высказаться....

Так выглядит форум "Стандартный форум для общих 5

обсуждений". Форум состоит из множества различных темы, на сообщения которых каждый участник может оставлять ...

Так выглядит форум "Вопрос-Ответ". Форум состоит из 1

вопроса, на который каждый участник дает свой ответ. При этом ответы других участников обсуждения становятся ...

Добрый день! 14

В этом форуме Вы можете разместить свои отчеты о выполненном задании 2 из Занятия 22.

Для удобства работы создайте, пожалуйста, новую тему, в названии ...

Рис.2

Элемент курса «Тесты» позволяет преподавателю разрабатывать тесты с использованием вопросов различных типов:

- Вопросы в закрытой форме (множественный выбор)

- Да/Нет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Короткий ответ

- Числовой

- Соответствие

- Случайный вопрос

- Вложенный ответ и др.

На прохождение теста может быть дано несколько попыток. Возможно установить лимит времени на работу с тестом.

Почти все набираемые тексты могут редактироваться встроенным WYSIWYG-редактором.

Доступен полный' отчет по работе учащегося в системе с различными модулями. Специальная учебная среда позволяет контролировать "посещаемость", активность ученика, время его учебной работы на каждом уроке.

Все оценки заданий могут быть собраны на одной' странице (либо в виде файла). Можно создавать и использовать любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной электронной ведомости.

Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки - работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи. Опыт развития в Москве дистанционного обучения детей-инвалидов и учащихся общеобразовательных школ уже активно распространяется по всей стране.

Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями). Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в образовательном учреждении (индивидуально или в малых группах). Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в полном объеме.

С □ ¡с1а55.Иоте-ес1и.ги/тос]^огит/ро51.рЬр?гер1у=518909

Курсы

5|0Уе5П0Й

► Участники

► Отчеты ▼ Общее

Ц?[ Кодов... курс

Щ :'чи

Архив...ум РФ щ Слова... минов ['^Толко...варик ^Аттес... года

Настройки I

ж Управление форумом о Права в Логи

► Режим подписки о Показать/ отредактировать состав подписчиков

► Управление курсом

► Настройки моего профиля

через форумы информационных площадок субъектов РФ

№р:/Д class.home-edu.ru/cours е/са1едогу.рЬр?1с1=94

Учителя РФ могут получить доступ к информационным площадкам сайта у технического специалиста ЦДО своего региона.

Сообщение* Шрифт " Размер " Абзац || (й

в 1 и ж ха Х! ш 9 Щ У <2 ¿й®11 >11 тг<

~ ;= « I Й^ВЛ аЛ!™^-

Путь: р

Подписка (*) На этот форум подписаны все

Вложение (?) [Добавить...| Максимальный размер для новых файлов: 5Мбайт Не прикреплён ни один файл

[Отправить в форум]

Обязательные для заполнения поля в этой форме помечены *.

Рис.3

Библиографически писок

1. Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения: материалы междунар. науч.-практ. конф., 10 дек. 2004 г. - М. : МГИУ, 2004. - 388 с.

2. Лахтионова С.Н. Дистанционное обучение как перспективная образовательная технология ХХ1 века / С. Н. Лахтионова // Образование взрослых: перспективы развития в XXI веке : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / Рос. акад. образования, Ин-т образования взрослых ; науч. ред. В. И. Подобед ; отв. ред.-сост. Е. Н. Елизарова. - СПб., 2003. - С. 131-137.

3. Лобачев С.Л., Попов А.Э. Технологии дистанционного обучения: учебно-методическое пособие. - Шахты.: ЮРГУЭС, 2003. - 90 с.

4. Покало О.Г. Руководство преподавателю Моо<1е /Под ред. Г.П. Ланец, Е.В. Забалканцевой. - СПб., 2009. - 39 с.

5. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. - М.: Академия, 2004. - 416 с.

6. Солдаткин В.И. Образовательная среда сегодня и завтра. - М.: Рособразование, 2004. - 272 с.

Самолина Татьяна Алексеевна,

учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1439, г. Москва tat.samolina@ivandex.ru

Изучение безударных гласных в корне слова во 2-4 классах Аннотация. Основная цель предлагаемых методических рекомендаций - дать в распоряжение учителя учебный материал по одной из самых трудных грамматико-орфографических тем программы начальной школы «Правописание безударных гласных в корне слова». Рекомендации состоят из пяти частей: методические указания по изучению правописания безударных гласных в корне слова, материалы к урокам по данной теме с использованием ИКТ, список наиболее употребительных гнезд однокоренных слов, тексты контрольных заданий и диктантов. Предлагаемые «Материалы к урокам» составлены исходя из сложившейся в школе системы изучения безударных гласных. Они с успехом могут быть использованы на уроках русского языка во 2-4 классах независимо от системы, по которой работает учитель. В пособии указывается тема урока, основная учебная задача, материал для повторения. С содержанием работы на уроке, с лексическим материалом упражнений связана работа над корнями. Отбор гнезд одноко-ренных слов сделан на основе изучения лексики учебников русского языка для 2-4 классов с учетом частотности их употребления.

Ключевые слова: безударные гласные, методическое пособие, гнезда однокоренных слов.

Правописание безударных гласных в корне слова до настоящего времени остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. Ошибки на правописание безударной гласной корня, как известно, являются наиболее типичными и устойчивыми во всех классах, особенно начальных. Анализ усвоения учащимися правописания безударных в корне слова показывает, что ошибки могут быть самыми разнообразными по своему характеру.

Основными причинами, вызывающими их появление, являются следующие:

1. Неумение найти объект применения правила:

а) ребенок не может выделить безударную гласную в слове, обычно это связано со слабым навыком постановки ударения;

б) ребенок не владеет навыком морфологического анализа слова в специальных орфографических целях, т.е. не может выделить корень, в котором пишется безударная гласная. Это нередко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.