УДК 37.0
Е. Н. Ромашкина, Л. Ф. Тихомирова
Использование информационно-коммуникативных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида
В статье обозначена актуальность использования информационно-коммуникативных технологий в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида на современном этапе развития российского образования. Определены основные санитарно-гигиенические требования и правила обеспечения здоровьесбережения при работе дошкольников с компьютером. Проанализирована эффективность использования информационно-коммуникативных и здоровьесберегаю-щих технологий в работе с детьми дошкольного возраста в дошкольном учреждении компенсирующего вида.
Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), мультимедиа презентация, информация, индивидуализация коррекционного воздействия, сайт, поисково-исследовательская деятельность, правила безопасности, санитарно-гигиенические требования, здоровьесберегающие технологии, зрительная гимнастика.
Е. N. Romashkina, L. F. Тikhomirova
Use of Information and Communication Health Saving Technologies in a Preschool Educational Institution of a Compensating Kind
In the article the urgency of use of information and communication technologies in preschool educational institutions of a compensating kind at the present stage of the Russian education development is designated. The main sanitary and hygienic requirements and rules of providing health saving are defined in work of preschool children with the computer. Efficiency of use of information and communication and health saving technologies in work with children of preschool age in a preschool institution of a compensating kind is analysed.
Keywords: information and communication technologies (ICT), multimedia presentation, information, individualization of correctional influence, site, search and research activity, safety rules, sanitary and hygienic requirements, health saving technologies, visual gymnastics.
В «Конвенции о правах ребенка» и «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» говорится, что каждый ребенок имеет право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Это относится и к детям с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в особых образовательных условиях. Считаем, что это в полной мере относится к детям с нарушением интеллекта различной степени тяжести.
Приоритетной задачей в воспитании дошкольников с интеллектуальной недостаточностью является формирование познавательной деятельности, которое осуществляется в процессе развития мыслительных операций.
Существуют различные методы и приемы коррекционно-педагогического воздействия по данному направлению, как традиционные, так и нетрадиционные. Среди нетрадиционных методов и приемов особого внимания заслуживают
информационно - коммуникативные и здоровь-есберегающие технологии.
В системе современного дошкольного образования многие педагоги используют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в работе с детьми, с родителями воспитанников, для самообразования, распространения опыта педагогической работы. Чаще всего используются педагогами компьютерные мультимедиа презентации; ресурсы сети Интернет (для сбора различной информации), печатные продукты ИКТ.
Отечественные и зарубежные исследования об использовании компьютера в детских садах доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии познавательной деятельности и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).
В работе с детьми - инвалидами компьютерные средства являются мощной мотивацией к поисково-исследовательской деятельности. Изображение на экране монитора несет в себе образ-
© Ромашкина Е. Н., Тихомирова Л. Ф., 2012
Использование информационно-коммуникативных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида
ную информацию, понятную и доступную дошкольникам. А если образы в движении и сопровождении звука, то помогают сосредоточить внимание ребенка. Именно использование компьютера в педагогическом процессе дает возможность индивидуализации коррекционного воздействия. Кроме непосредственно специально разработанных компьютерных игр и мультимедиа презентаций, педагоги в работе с детьми используют и печатные продукты ИКТ.
В работе с родителями воспитанников использование информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность взаимодействия. Родителям предоставляется возможность получения индивидуальной или конфиденциальной информации на сайте
дошкольного образовательного учреждения. При этом сайт учреждения может быть источником не только информации, представляющей учреждение, но и источником информации методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по социализации, обучению и развитию дошкольников.
В таблицах № 1, № 2, № 3 нами приведены результаты психолого-педагогического обследования детей группы, в коррекционных занятиях с которой использовались информационно-коммуникативные технологии.
Таблица № 1
Динамика развития социальных качеств и речи за 2011-2012 учебный год
Уровень развития Социальное развитие Развитие речи
Начало года Конец года Начало года Конец года
Высокий - 20 % - 10 %
Выше среднего 20 % 30 % 20 % 40 %
средний 40 % 30 % 30 % 30 %
Ниже среднего 40 % 20 % 20 % 20 %
Низкий - - 30 % -
Таблица №2
Динамика развития игровой деятельности и моторных навыков за 2011-2012 учебный год
Уровень развития Игровая деятельность Моторные навыки
Начало года Конец года Начало года Конец года
Высокий - 20 % - 10 %
Выше среднего 30 % 30 % 20 % 10 %
средний 30 % 20 % 20 % 50 %
Ниже среднего 30 % 30 % 30 % 20 %
Низкий 10 % - 30 % 10 %
Таблица № 3
Динамика развития мышления и памяти за 2011-2012 учебный год
Уровень развития Мышление Память
Начало года Конец года Начало года Конец года
Высокий - 10 % - 10 %
Выше среднего 10 % 20 % 10 % 10 %
средний 20 % 40 % 20 % 50 %
Ниже среднего 50 % 20 % 40 % 20 %
Низкий 20 % 10 % 30 % 10 %
Как показали результаты обследования детей, использование информационно-коммуникативных технологий в педагогическом процессе повышает эффективность коррекционного воздействия, но нельзя забывать о том, что общение с компьюте-
ром вызывает не только интерес ребенка, но и может стать причиной нервно-эмоционального напряжения и переутомления. Общение с компьютером требует значительного умственного и зрительного напряжения, поскольку на довольно близком
расстоянии приходится рассматривать на экране мелкие буквы, рисунки, цифры, штрихи. Периодически переводя взгляд с экрана на клавиатуру, ребенок постоянно перестраивает систему аккомодации глаза. Это вызывает напряжение глазных мышц, которое усиливается световой пульсацией экрана. Кроме того, страдает и опорно-двигательная система: нарушение осанки, возможность заболеваний от повторяющихся напряжений, появляется угроза синдрома запястного канала.
Именно поэтому, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила обеспечения здоровье сбережения при работе дошкольников с компьютером.
В «Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» в п. 12.21 говорится о том, что непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще 3-х раз в неделю, в дни наиболее высокой работоспособности, которыми являются вторник, среда и четверг. После работы с компьютером с детьми необходимо провести гимнастику для глаз. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (бо-леее 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2-х недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет до 10 минут. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.
Исследователи института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Сирадж-Блэтчфорд и Уайтбред (Siraj-Blatchford and Whitebread, 2003, р. 118) сформулировали четыре принципа работы дошкольника с компьютером:
1) ребенок должен сидеть с прямой спиной, полностью поставив ступни на пол;
2) предплечье ребенка должно находиться в горизонтальном положении, под углом 900 к плечевым частям рук, локти и ладони ребенка должны находиться на одной высоте с настольным компьютером (его клавиатурой и мышью);
3) монитор должен находиться на столе на расстоянии не менее 75 см от ребенка, а экран монитора расположен на 10-20 см ниже уровня глаз;
4) размер мыши или шарового манипулятора должен быть соответствующим кисти ребенка.
Применять компьютер, как часть занятия, следует после основной традиционной части занятия,
чтобы игра на компьютере являлась стимулирующим фактором для качественного выполнения задания. Следует добавить к вышеперечисленным нормам и правилам необходимость применения различных оздоровительных гимнастик, игр и упражнений в системе коррекционного воздействия, которые помогут избежать возможных негативных последствий работы с компьютером.
Особого внимания в работе педагогов компенсирующего детского сада заслуживает зрительная гимнастика, которая должна проводиться систематически, желательно несколько раз в день. Процесс организации проведения зрительной гимнастики с дошкольниками, имеющими нарушение интеллекта, имеет свои специфические особенности. Отличительной особенностью проведения зрительной гимнастики в специальном детском саду является многократность повторения одного и того же комплекса упражнений. Комплекс упражнений должен проводиться в виде игры, сопровождаться доступным для понимания текстом и соответствовать уровню развития детей. Например, очень нравится детям выполнять комплексы, разработанные педагогами: Солодянкиной С. С. и Шмелевой Л. Л. «Весёлая неделька». (http://www.debotaniki.ru/ 2011/02/уе8уо1ауа^шпа8йка^1уа^1а2/) и др.
Кроме того, периодичность разучивания нового комплекса упражнений для глаз зависит от степени тяжести интеллектуальной недостаточности. Если в работе с детьми, имеющими легкую умственную отсталость комплекс упражнений можно разучивать один раз в месяц и использовать его в сочетании с физкультминутками не только в процессе непосредственной образовательной деятельности, но и в процессе режимных моментов, на прогулках; то комплекс упражнений для глаз для детей с интеллектуальной недостаточностью средней степени должен меняться с периодичностью в полгода. Это обусловлено психофизиологическими особенностями развития детей с различными степенями поражения центральной нервной системы.
Проведение зрительной гимнастики в процессе использования информационно - коммуникационных технологий способствует снятию утомления с мышц глаз, нормализации тонуса глазодвигательных мышц, улучшения кровоснабжения глазных яблок и сохранению, а иногда и улучшению остроты зрения дошкольников. В процессе изучения медицинских карт воспитанников специального детского сада (10 человек, 6-7 летнего возраста), с которыми проводились занятия с использованием компьютера, получены следующие показатели остроты зрения (см. таблицу № 4).
Использование информационно-коммуникативных здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида
Таблица 4
Динамика показателей остроты зрения дошкольников
Острота зрения Сентябрь 2011 г. (количество детей) Май 2012 г. (количество детей)
0,8-0,9 30 % 20 %
1 50 % 70 %
1,15-1,20 20 % 10 %
Из таблицы видно, что к концу учебного года показатели остроты зрения у детей при использовании здоровьесберегающих технологий не только не ухудшились, а в некоторых случаях даже улучшились.
Выводы:
1) Информационно-коммуникативные технологии способствуют развитию социальных качеств и познавательной сферы детей с нарушениями интеллектуального развития.
2) Здоровьесберегающие технологии, прежде всего зрительная гимнастика, позволяют избежать снижения остроты зрения у детей при работе с компьютером.
3) Использование компьютерных технологий в сочетании с здоровьесберегающими технологиями становится эффективным средством обучения, развития, коррекции и воспитании до-
школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Примечания:
1. Беляков Е. В. Понятие информационно - коммуникационных технологий - (ИКТ) и их роль в образовательном процессе, [Текст], http://belyk5.narod.ru
2. Волина В.В. Учимся играя.- М.: Новая школа, 1994. - 448 с.
3. Леонова Л., Макарова Л., Саватеева С. - Компьютер и здоровье ребенка // Журнал «Материнство», май 1998, [Текст] - www.bereg.ru / Детский мир
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. [Текст] http ://www.potrebitel59. ru/zakonodatelstvo/dopolnitelnaj a-normativnaja-baza
5. Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании, [текст], http://emag.iis.ru/