Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
710
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАННИКИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кувшинова Ирина Александровна, Пушкарева Анастасия Алексеевна, Овсянникова Елена Александровна, Линькова Мария Владимировна, Бровина Сафия Сирожиддиновна

Статья призвана привлечь внимание к такой проблеме, как обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в век цифровых технологий. В ходе исследования авторами был проведен анализ нормативно-правовых документов, регулирующих процесс информатизации специального образования, изучен имеющийся зарубежный и отечественный опыт использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в организации и проведении коррекционных занятий с особенными детьми дошкольного возраста. В статье рассмотрены наиболее популярные формы ИКТ, их основные преимущества и недостатки, а также предъявляемые требования к использованию каждой из них. По результатам исследования авторами сформулирован вывод о целесообразности использования педагогом-дефектологом представленной группы ИКТ в коррекционно-образовательной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кувшинова Ирина Александровна, Пушкарева Анастасия Алексеевна, Овсянникова Елена Александровна, Линькова Мария Владимировна, Бровина Сафия Сирожиддиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATION AND UPBRINGING OF PRESCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES

This article is intended to draw attention to such a problem as the education and upbringing of children with disabilities in the age of digital technologies. In the course of the study, the authors analyzed the legal documents regulating the process of informatization of special education, as well as studied the existing foreign and domestic experience of using ICT technologies in organizing and conducting correctional classes with special preschool children. The article considers the most popular forms of information technologies, their main advantages and disadvantages, as well as the requirements for the use of each of the presented forms of ICT. Based on the results of the study, the authors draw a conclusion about the expediency of using the presented group of correctional and educational technologies in correctional and educational work by a teacher - defectologist.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Кувшинова Ирина Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного и специального образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: [email protected]

Пушкарева Анастасия Алексеевна,

студент, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: [email protected]

Овсянникова Елена Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольного и специального образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: [email protected]

Линькова Мария Владимировна,

преподаватель, зам. директора по методической работе, МБУ ДО «Детская школа искусств № 4» E-mail: [email protected]

Бровина Сафия Сирожиддиновна,

студент, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» E-mail: [email protected]

Статья призвана привлечь внимание к такой проблеме, как обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в век цифровых технологий. В ходе исследования авторами был проведен анализ нормативно-правовых документов, регулирующих процесс информатизации специального образования, изучен имеющийся зарубежный и отечественный опыт использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в организации и проведении коррекционных занятий с особенными детьми дошкольного возраста. В статье рассмотрены наиболее популярные формы ИКТ, их основные преимущества и недостатки, а также предъявляемые требования к использованию каждой из них. По результатам исследования авторами сформулирован вывод о целесообразности использования педагогом-дефектологом представленной группы ИКТ в коррекционно-образовательной работе.

Ключевые слова: воспитанники с ограниченными возможностями здоровья, дети дошкольного возраста, информационно-коммуникативные технологии, специальное обучение и воспитание.

о с

U

см о см

Введение

Эра, в которой мы существуем, представляет собой электронную эпоху. Помимо привычного прошлым поколениям мира природы, наше поколение существует и социализируется в искусственном мире -цифровом. С каждым годом информационные технологии укрепляют свои позиции в жизни человека, внедряются в различные сферы общества: компьютерные технологии становятся неотъемлемой частью здравоохранения, социального обеспечения, культуры, в том числе и сферы образования.

Тенденция развития информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в образовании, безусловно, обусловлена развитием техники и технологий, но прежде всего, она связана с процессами развития постиндустриального общества, основной ценностью которого является информация и умение с ней работать. Именно поэтому, применение в образовательной деятельности данных технологий становится необходимым условием воспитания, обучения и социальной адаптации каждого современного ребенка, независимо от его особенностей в физическом и/или психическом развитии[8].

Сегодня информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в специальном образовании определяют как комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств компьютерной техники, используемых в коррекционно-развивающей работе, с целью совершенствования деятельности участников образовательных отношений. Представленная технологии отличаются своей полнотой и системностью, благодаря этому в процессе коррекционно-развивающей работы используется широкий спектр самостоятельных или связанных друг с другом образовательных ресурсов, позволяющий добиваться положительной динамики в обучении и воспитании каждого ребенка [11].

Согласно результатам отечественных и зарубежных исследований, получение навыков работы с компьютерными технологиями является одним из основных и неотъемлемых условий успешной социализации особенных детей, то есть обеспечения их эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Исходя из данного факта, информатизация специального образования оценивается специалистами как инновационный способ оптимизации коррекционно-развивающего процесса и реализуется уже на дошкольном уровне специального образования[12].

На сегодняшний день исследуемая нами модель обучения и воспитания признается и активно реализуется в таких развитых странах, как Канада, США, Германия, Великобритания, Франция: в представленных государствах компьютерные технологии успешно зарекомендовали себя в индивидуальном, групповом, инклюзивном и дистанционном образовании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Выраженную социальную значимость данный образовательный формат имеет и в Российской Федерации. Так, в рамках международной конференции Artificial Intelligence Journey 2020 в дискуссии «Искусственный интеллект - главная технология XXI века» президентом России Владимиром Владимировичем Путиным было сделано заявление о необходимости осуществления информатизации всей России в целом [7].

Уже сегодня в отечественной системе образования успешно реализуется государственная программа «Развитие образования», включающая в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». Ключевой задачей программы является повышение качества и доступности образования посредством организации современного единого информационно-технологического образовательного пространства [9]. Согласно условиям данной программы, сегодня в каждом субъекте Российской Федерации реализуются курсы по освоению педагогами основ пользования персональным компьютером и информационно-коммуникативными технологиями.

Изучаемой нами процесс информатизации образования закреплен и регулируется нормативными актами Российской Федерации, среди которых основным является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», где прописано, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ [14]. Помимо данного нормативно-правового акта, процесс внедрения ИКТ в специальное образование регулируют следующие ратифицированные Конвенции ООН:

- «О правах ребенка», закрепляющей право каждого ребенка на пользование эффективными формами организации образовательного процесса, в частности электронными ресурсами [6];

- «О правах умственно отсталых», устанавливающей право каждого ребенка на образование, способное обеспечить развитие максимальных способностей ребенка[3];

- «О правах инвалидов», закрепляющей право лиц с ОВЗ на получение качественного образования, в т.ч. и его инновационных форм образования [5].

Изучив содержание нормативно-правовой базы, мы удостоверились в существующем и официально-установленном правовом регулировании инновационной модели образовательных отноше-

ний, что позволяет судить об исследуемом процессе как о прогрессивной и признанной форме фундаментального преобразования системы образования Российской Федерации.

Следующим этапом нашего исследования стало изучение распространённых на сегодняшний день форм информационно-коммуникативных образовательных технологий, успешно реализуемых как в зарубежных, так и отечественных коррекци-онных детских садах в процессе воспитания и обучения детей с различными психическими и/или физическими нарушениями в развитии, а также в условиях инклюзивного образования. Рассмотрим наиболее перспективные из них.

1. Мультимедийные презентации

Одной из основных задач, стоящих перед педагогом-дефектологом в процессе проведения коррекционно-развивающего занятия, является комплексная активизация всех анализаторных систем особенных воспитанников с целью обеспечения наиболее продуктивного усвоения преподаваемого материала. Среди методик, способных в полной мере осуществить представленную задачу, на наш взгляд, традиционные формы проведения занятий в значительной мере уступают инновационным -информационно-коммуникативным. Так, большое внимание в последние годы отводится использованию технологии мультимедиа, представляющей собой диалоговую информационную технологию, объединяющую текст, графику, звук и видеоизображение, что обуславливает способность мультимедийных средств воздействовать сразу на несколько органов человеческих чувств и представлять информацию в различных формах: визуальной, вербальной, аудиальной, оказывая тем самым глубокое эмоциональное воздействие на воспитанников и, как следствие, способствуя повышению эффективности усвоения знаний [16].

На сегодняшний день одной из самых распространённых и эффективных мультимедийных технологий в условиях коррекционных ДОУ является презентационная технология, представляющая собой сочетание самых разнообразных средств представления информации, объединенных в единую структуру.

Отметим, что предоставляемая возможность чередования или комбинирования текста, графики, видео и звукового ряда обеспечивает наглядность, способствующую наилучшему восприятию и запоминанию учебного материала. Данная функция мультимедиа наиболее актуальна в обучении детей дошкольного возраста, так как в полной мере учитывает ведущий тип мышления воспитанников, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности, то есть наглядно-образное мышление. Положительным воздействием комплекса средств передачи информации является также способность к одновременному задействованию трех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

Востребованность презентационных технологий обуславливает большое предложение программ по созданию презентаций на современном цифровом рынке. Среди наиболее популярных бюджетных вспомогательных компьютерных программ в составе общего программного обеспечения, направленных на выполнения специализированных типовых задач, связанных с работой оборудования и операционной системы (ОС) выделяют: LibreOffice Impress, SlideDog, Kingsoft Presentation Free, Canva и т.д. Однако наиболее глобальной программой, занимающей устойчивую лидирующую позиции на протяжении нескольких лет, является программа Microsoft PowerPoint, основанная на слайд-шоу.

Данная программа является удобным инструментом для педагогов-дефектологов, при создании классической презентации, то есть логически связанной последовательности слайдов, объединенной одной тематикой и общими принципами оформления. Microsoft PowerPoint предоставляет широкий функционал для создания слайдов и множество качественных шаблонов, шрифтов, фонов, а также других инструментов редактирования. Представленная программа также отличается удобной слайдовой структурой и наличием возможности разместить достаточный объем графической и текстовой информации.

Положительным свойством программа PowerPoint является предоставление педагогам-дефектологам широкого простора для творчества и воображения: так, например, при создании презентации педагог может использовать функцию наложения звуковых эффектов и внедрения небольших видеороликов, которые обеспечивается использованием технологии видеомонтажа и редактирования звука. В состав классических мультимедийных презентаций педагогам также могут быть включены разнообразные графические объекты, осуществляющие принцип наглядности и тем самым способствующие наибольшей концентрации воспитанников.

Психологи-педагоги, исследующие особенности деятельности и мышления детей с ОВЗ дошкольного возраста в условиях информатизации образования отмечают необходимость использования различных мультимедийных эффектов в презентационных технологиях, так как они способствуют активизации высших психических процессов воспитанников, что обеспечивает развитие интереса детей к изучаемому материалу. Также, в отечественной специальной педагогике за все время активного внедрения информационно-коммуникативных технологий, был проведен ряд экспериментов, на основание которых можно утверждать, что мультимедиа способствует преодолению интеллектуальную пассивности у до-5 школьников с ОВЗ: движения, звук, мультипли-g кация задают положительный психологический ^ климат во время занятий, а также активизирует еЗ операционально-технические механизмы интел-5в лектуальной деятельности.

Перечисляя имеющиеся преимущества мультимедийных презентаций, необходимо отметить, что положительное воздействие данная группа технологий способна оказывать лишь при четком и точном соблюдении педагогом существующего ряда требований, предъявляемых к реализации мультимедийных презентаций в коррекционных ДОУ.

В педагогической практике реализуются общие установленные требования, которые являются универсальными для всех применяемых образовательных методик. Так, при организации коррекци-онного занятия в условиях цифровой среды, педагогу необходимо соблюдать классические дидактические требования, обеспечивающие научность и доступность содержания, а также его соответствие уровню подготовки и возрастным особенностям ребенка, учет индивидуальных особенностей воспитанников, последовательность и системность обучения. Также при создании презентаций педагогам-дефектологам необходимо соблюдать эргономические требования, устанавливающие параметры изображения и расположения текста на экране, выбор темпа представления информации [2], эстетические требования к оформлению презентаций и соблюдение санитарно-эпидемиологических норм, регламентирующих время и количество занятий в неделю с использованием компьютера, предписывающих использовать компьютер на подгрупповых и фронтальных занятиях при наличии специального оборудования.

Таким образом, мультимедийные презентации и программа PowerPoint в частности, несомненно обеспечивают дополнительные возможности работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, что позволяет их рассматривать как необходимый инновационный инструмент для оптимизации специального учебного процесса, является удобным дополнением к занятию, способствующим высокой динамике занятия, но, как правило, требуют постоянных устных комментарий педагога-дефектолога.

2. Виртуальные экскурсии

Традиционная форма экскурсий, как метод обучения широко применяется в преподавательской практике с начала XX века и являющаяся значимым инструментом для ознакомления детей с окружающим миром, к сожалению, имеет ряд ограничений: временных, пространственных, материальных. В особенности наличие барьеров в реализации образовательных экскурсий как метода обучения отмечается людьми с ОВЗ - необходимо наличие специальных условий, например, безбарьерная (доступная) архитектурная и физическая среда, обеспечивающая безопасное передвижение. Рациональным решением данной проблемы в образование детей с ОВЗ, по нашему мнению, является инновационная форма образовательных экскурсий, которая заключается в виртуальном отображении реально существующих объектов окружающего мира ребенка.

Впервые виртуальные экскурсии стали активно применяться в начале 21 века, после массового

рассмотрения сети Интернет, сегодня данный вид информационно-коммуникативных технологий не утратил своей актуальности и является одним из самых ярких методов, используемых в процессе организации учебно-воспитательных занятий в детских садах.

Анализирую научные работы ДОУ, на базе которых активно реализуются внедрение инновационной формы экскурсий, можно выделить следующие преимущества виртуальной экскурсии перед традиционными [10].

Во-первых, возможность осмотра достопримечательностей мира без больших материальных и временных затрат. Так, не покидая дошкольного учреждения, можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами детского сада, города и даже страны.

Во-вторых, возможность просмотра в любое время, а также возможность повторного просмотра воспитанниками, с целью закрепления пройденного материала.

В-третьих, возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации

В-четвертых, разработка и проведение виртуальных экскурсий педагогами в аудитории способствует закреплению знаний по современным компьютерным технологиям, что является необходимым условием современного образования детей с ОВЗ.

В-пятых, широкая вариативность разработки виртуальной экскурсии.

Изучив отечественный и зарубежный опыт применения виртуальных экскурсий в процессе коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, мы можем сделать вывод о том, что инновационная форма экскурсий является эффективным методом в социокультурной реабилитации воспитанников. Безусловно, замещение человеческого способа коммуникации недопустимы, однако мы считаем неоспоримой ценность, предоставляемой виртуальной экскурсии, возможности преодолеть барьер в общении особенных детей с природой и барьер доступа к культурным ценностям.

3. Компьютерные игры: развивающие и обучающие

Процесс оптимизации современного специального дошкольного образования посредствам цифровых технологий в значительной мере осуществляется за счет применения информационных коммуникативных средств обучения, в частности специальных компьютерных программ: обучающих и развивающих.

Под компьютерными обучающими программами (КОП) понимаются программные средства, предназначенные для решения определенных педагогических задач, имеющие предметное содержание и ориентированное на взаимодействие с обучаемым. Приведенное определение фиксирует то, что КОП является средством, специаль-

но созданным для решения педагогических задач, т.е. оптимизация учебного процесса - его запрограммированное назначение. Развивающие компьютерные игры также направлены на оптимизацию учебно-воспитательного процесса посредством организации игровой деятельности воспитанников, главной целью которой является обеспечение развития личности каждого ребенка.

Популярность игровых компьютерных программ в условиях специального дошкольного образования обусловлена их соответствием ведущему типы деятельности детей дошкольного возраста. Как отмечалось нами раннее, каждый дошкольник, в не зависимости от его особенностей в физическом и/или психическом развитии предпочитает игру любым иным формам деятельности, использование элементов игр на занятиях в значительной мере обеспечивает благоприятный эмоциональный фон, а также способствует развитию учебной мотивации, что является необходимым условием эффективной последующей учебной деятельности. Безусловно, традиционные игровые методики получили широкое распространение как эффективное средство воспитания и обучения, но, в то же время, становление компьютерных игр, как образовательных методов являлось достаточно долгим и затруднительным процессом.

Длительное время основным барьером к полноценному становлению различных форм обучающих компьютерных игр в условиях цифрового дошкольного образования являлась психологическая неготовность родителей к принятию ИКТ как безопасного средства обучения и воспитания. Причиной возникновения данного барьера, в большей степени, согласно показалям мировой статистики, является увеличивающийся с каждым днем процент численности детей и подростков, страдающих от игровой зависимости. Безусловно, данный фактор во многм оправдывал беспокойство родителей за безопасность своих детей. Однако, опыт применения обучающих и развивающих компьютерных игр в специальном образовании позволил сделать вывод о безопасности использования инновационного метода в процессе обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ при условиях грамотной организации коррекционного занятия.

Также было установлено, что развивающие и обучающие компьютерные игры, не только являются безопасными в применение, но и способны положительно воздействовать на психическое и физическое развитие особенных детей, так как имеют ряд преимуществ. Уже сегодня существует множество различных вариаций специализированных цифровых игр, непосредственно направленных на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление, речь.

При этом педагог-дефектолог в процессе организации и проведения инновационной модели кор-рекционного занятия может использовать как направленные на развитие конкретной психической

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

функции компьютерные игры, так и развивающие комплексные компьютерные программы, разработанные на основе технологий игровой модели процесса обучения, оказывающие воздействие сразу на несколько психических функций.

Результаты проведенных независимых анализов различных форм компьютерных игр, предлагаемых современным цифровом рынком, позволяют согласиться с представителями компаний, занимающихся разработкой специальных образовательных компьютерных игр, в том, что образовательные компьютерные игры имеют точное соответствие современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно - гигиеническим требованиям, а также в наличии возможности к их применению в педагогической практике с целью эффективного решения задач познавательного, социального и эстетического развития особенных детей.

Раскрывая преимущества компьютерных игр в коррекционном образование, отметим, что одним из их преимуществ наиболее значимых для особенных воспитанников старшего дошкольного возраста, на наш взгляд, является способность к эффективному повышению мотивации ребенка к учебной деятельности, необходимая для успешной адаптации в последующей, принципиально новой, системе образовательных отношений -обучению в школе. Так, в процессе независимых друг от друга исследований по изучению характера влияния компьютерных игр на воспитанников коррекционных детских дошкольных организаций с нарушениями в психическом и/или физическом развитии, было установлено, что грамотное применение педагогом-дефектологом компьютерных игр в процессе индивидуальной и группой коррек-ционной работы обеспечивает создание комплекса необходимых взаимно обогащающих друг друга позитивных мотивов, стимулирующих учебную деятельность ребёнка.

Такой эффект, в большей степени, достигается за счет запрограммированной способности компьютерных игр обеспечивать гармоничное сочетание традиционных и инновационных методов повышения учебной мотивации: например, содержание компьютерной игры включает в себя яркий иллюстрационный материал, что является традиционным методом создания позитивных мотивов, однако иллюстрации представлены не в привычном для традиционного обучения формата, а в их цифровом варианте - мультимедийной графике. Формирование необходимой мотивации к учебной деятельности обеспечивается, в частности, и за счет существующей в организации инновационной модели занятия обратной связи: выполняя предложенное задание, воспитанник получает одобрение и похвалу со стороны компьютера 5 (как правило, от мультипликационных персонажей § игры в видео аудио- и/или видеофрагмента), а так-^ же, видит результат своих действий на экране. еЗ Не менее значимыми преимуществами компью-ав терных игр является предоставляемая ими воз-

можность для детей с ОВЗ к осваиванию модели коммуникации с вымышленными героями цифровой программы, что способствует формированию навыков межличностного общения [4].

В целом, структура классического варианта выполнения задания данного формата ориентирована на совершенствование совместной координированной деятельности зрительного, слухового и моторного анализаторов ребенка: например, под руководством педагога-дефектолога, воспитанник анализирует условия выполняемого задания и размышляет над правильным ответом, после, соотносит свои предположения с изображением на экране и наживает на необходимую для совершения ответа кнопку или производит манипуляцию компьютерной мышью, полученный результат, от выполненных действий, становится видимым на мониторе и, как правило, сопровождается звуковым сигналом. Так, посредствам обучающих и развивающих компьютерных игр, происходит комплексное развитие анализаторных систем ребенка [1].

Таким образом, компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может играть и роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников с ОВЗ. Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. На основании представленных фактов, можно судить о том, что развивающие и обучающие компьютерные игры могут служить эффективным техническим средством обучения дошкольников с ОВЗ.

Вывод

Проведенное нами исследования позволяет сделать следующий вывод: информационно-коммуникативные образовательные технологии, несомненно, предоставляют значимые возможности детям с ОВЗ и служат перспективой их всестороннего развития. Информатизация дошкольной образовательной среды - относительно инновационный проект в отечественной системе образования и, как любое нововведение, имеет свои риски и недостатки. Мы отдаем отчет в том, что абсолютное замещение традиционных методов обучения и воспитания недопустимы и цифровая реальность никогда их в полной мере не заменит, но, в совокупности с традиционными формами, цифровые образовательные технологии поспособствуют активизации особенного ребенка к познанию мира, преодолению бедности социального опыта и послужит толчком к запуску его учебной деятельности.

Литература

1. Бурачевская, О.В. Варианты применения игровых компьютерных технологий на коррекцион-

ных занятиях с детьми с особенностями психофизического развития / О.В. Бурачевская, Т.В. Бурачевская, Н.И. Бурачевская. - Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 3 (9). - С. 15-18. - URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2606/ (дата обращения: 28.03.2021).

2. Векслер В.А. Эргономические требования к электронным образовательным ресурсам // Психология, социология и педагогика. 2015. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http:// psychology.snauka.ru/2015/05/4949 (дата обращения: 11.09.2020).4

3. Декларация о правах умственно отсталых лиц (принята резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 года). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/retarded.shtml (дата обращения: 04.06.2020).

4. Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. URL: https:// vitrina.world/technologies/20201206/(дата обращение: 15.12.2020).

5. «Конвенция о правах инвалидов» (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ disability.shtml (дата обращения: 04.06.2020).

6. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_9959/ (дата обращения: 04.06.2020).

7. «Конференция по искусственному интеллекту, часть 1» [Электронный ресурс]. URL: https:// vitrina.world/technologies/20201206/(дата обращение: 15.12.2020).

8. Кувшинова И.А., Овсянникова Е.А., Черно-бровкин В.А., Долгушина Н.А., Сунагатулли-на И.И., Мицан Е.Л., Линькова М.В. Комплексная коррекционно-реабилитационная работа с детьми в условиях инклюзивной образовательной среды / Монография. - Магнитогорск. - 2020. - 141 с.

9. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://neorusedu.misis.ru/upload/docs/Pasport_ prioritetnogo_proekta_Sovremennaya_tsifrovaya_ obrazovatelnaya_sreda_v_Rossiyskoy_ Federatsii.pdf(дата обращения: 12.08.2020)

10. Силина, Е.Н. Виртуальная экскурсия в воспитательно-образовательном пространстве дошкольных образовательных учреждений / Е.Н. Силина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 7.6 (111.6). - С. 213214. - URL: https://moluch.ru/archive/111/27760/ (дата обращения: 28.03.2021).

11. Современные мультимедийные технологии [Электронный ресурс] URL: https:// www.km.ru/referats/332925-sovremennye-

multimediinyetekhnologiihttps://www. km.ru/referats/332925-sovremennye-multimediinyetekhnologii

12. Сунагатуллина И. И., Барбина В.Д. Применение информационных технологий в обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ. Применение информационных технологий в обучении детей дошкольного возраста с ОВЗ // Научная мысль: Традиции и инновации. Издательство: Индивидуальный предприниматель Барышов Дмитрий Андреевич (Казань). 2020. С. 135139.

13. Сунагатуллина И. И., Пушкарева А.А., Пустовойтова О.В., Яковлева Л.А. Возможности Дистанционного обучения в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Современное педагогическое образование, номер: 6. Учредители: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус» (Москва). С. 136-140.

14. Федеральный закон от 29.12.2012 N273^3 (ред. от 08.05.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e529 1f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ (дата обращения: 14.06.2020)

15. Хлуднев, Н.Ю. Особенности организации и проведения виртуальных экскурсий по курсу ОБЖ в 7 классе / Н.Ю. Хлуднев. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. -№ 11.2 (145.2). - С. 114-115. - URL: https:// moluch.ru/archive/145/40640/ (дата обращения: 29.03.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Чебушев, Г.С. Современные средства мультимедиа и их применение / Г.С. Чебушев, А.С. Мохова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 20 (258). - С. 4447. - URL: https://moluch.ru/archive/258/59184/ (дата обращения: 28.03.2021).

THE USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN THE EDUCATION AND UPBRINGING OF PRESCHOOL CHILDREN WITH DISABILITIES

Kuvshinova I.A., Pushkareva A.A., Ovsyannikova E.A., Linkova M.V., Brovina S.S.

Nosov Magnitogorsk State Technical University, MBU DO «Children's Art School No. 4»

This article is intended to draw attention to such a problem as the education and upbringing of children with disabilities in the age of digital technologies. In the course of the study, the authors analyzed the legal documents regulating the process of informatization of special education, as well as studied the existing foreign and domestic experience of using ICT technologies in organizing and conducting correctional classes with special preschool children. The article considers the most popular forms of information technologies, their main advantages and disadvantages, as well as the requirements for the use of each of the presented forms of ICT. Based on the results of the study, the authors draw a conclusion about the expediency of using the presented group of correctional and educational technologies in correctional and educational work by a teacher - defectologist.

Keywords: pupils with disabilities, preschool children, information and communication technologies, special education and upbringing.

СЭ

о

CO

-a

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

References

1. Burachevskaya O. V., Burachevskaya T.V., Bura-chevskaya N.I. Variants of application of game computer technologies in correctional classes with children with special features of psychophysical development. - Text: direct // Questions of preschool pedagogy. - 2017. - № 3 (9). - P. 15-18. - URL: https://moluch.ru/tlV1/archive/63/2606/ (accessed: 28.03.2021).

2. Veksler V.A. Ergonomic requirements for electronic educational resources / / Psychology, sociology and Pedagogy. 2015. No. 5 [Electronic resource]. URL: http://psychology.snauka. ru/2015/05/4949 (accessed 11.09.2020).4

3. Declaration on the Rights of Persons with Intellectual Disabilities (adopted by General Assembly resolution 2856 (XXVI) of 20 December 1971). URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/retarded.shtml (accessed: 04.06.2020).

4. The use of ICT in correctional work with children of preschool and primary school age [Electronic resource]. URL: https://vitri-na.world/technologies/20201206/(date of request: 15.12.2020).

5. « Convention on the Rights of Persons with Disabilities «(adopted by General Assembly resolution 61/106 of 13 December 2006). URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/con-ventions/disability.shtml (accessed: 04.06.2020).

6. « Convention on the Rights of the Child «(approved by the UN General Assembly on 20.11.1989) (entered into force for the USSR on 15.09.1990). URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_9959/ (accessed: 04.06.2020).

7. «Conference on artificial intelligence, part 1» [Electronic resource]. URL: https://vitrina.world/technologies/20201206/(date of request: 15.12.2020).

8. Kuvshinova I. A., Ovsyannikova E.A., Chernobrovkin V.A., Dol-gushina N.A., Sunagatullina I.I., Mizan E.L., Linkova M.V. Complex correctional and rehabilitation work with children in an inclusive educational environment / Monograph. - Magnitogorsk. -2020. - 141 p.

9. Passport of the priority project «Modern digital educational environment in the Russian Federation». [Electronic resource]. URL: http://neorusedu.misis.ru/upload/docs/Pasport_prioritetnogo_

proekta_Sovremennaya_tsifrovaya_obrazovatelnaya_sreda_v_ Rossiyskoy_Federatsii.pdf (accessed 12.08.2020)

10. Silina, E.N. Virtual excursion in the educational space of preschool educational institutions / E.N. Silina. - Text: direct / / Young scientist. - 2016. - № 7.6 (111.6). - PP. 213-214. -URL: https://moluch.ru/archive/111/27760/ (date of access: 28.03.2021).

11. Modern multimedia technologies [Electronic resource] URL: https://www.km.ru/referats/332925-sovremennye-multimediinyetekhnologiihttps://www.km.ru/ referats/332925-sovremennye-multimediinyetekhnologii

12. Sunagatullina I. I., Barbina V.D. Application of information technologies in teaching preschool children with disabilities. Application of information technologies in teaching preschool children with DISABILITIES / / Nauchnaya mysl: Traditsii i innovat-sii. Publishing house: Individual entrepreneur Dmitry Andreevich Baryshov (Kazan). 2020. pp. 135-139.

13. Sunagatullina I. I., Pushkareva A.A., Pustovoitova O.V., Yak-ovleva L.A. Opportunities for distance learning in working with children with disabilities // Modern pedagogical education, number: 6. Founders: Limited Liability Company «KnoRus Publishing House» (Moscow). pp. 136-140.

14. Federal Law No. 273-FZ of 29.12.2012 (as amended on 08.05.2020) «On Education in the Russian Federation» (with amendments and additions, intro. effective from 01.01.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f-0055ca4/ (accessed: 14.06.2020)

15. Khludnev, N. Yu. Features of the organization and conduct of virtual excursions on the course of OBZH in the 7th grade / N. Yu. Khludnev. - Text: direct / / Young scientist. - 2017. -№ 11.2 (145.2). - PP. 114-115. - URL: https://moluch.ru/ar-chive/145/40640/ (accessed: 29.03.2021).

16. Chebushev, G.S. Modern multimedia tools and their application / G.S. Chebushev, A.S. Mokhova. - Text: direct / / Young scientist. - 2019. - № 20 (258). - PP. 44-47. - URL: https:// moluch.ru/archive/258/59184/ (accessed: 28.03.2021).

o d

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.