Использование информационно-коммуникативных
технологий в ДОУ
Варварикова С. В.,
воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка №8 "Аленушка"» с. Верхневилюйск, Республика Саха (Якутия), Россия
Аннотация. Информатизация дошкольного образования - это комплексный, многоплановый процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. В статье раскрывается использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ и его потенциал во всех сферах развития детей в процессе игры и обучения. Определены цели, задачи и методы, приемы использования работы в ДОУ.
В условиях современного развития общества невозможно себе представить мир без информационных ресурсов. Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве — умение самостоятельно приобретать новые знания.
В нашей практике увидели, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей, создает благоприятные условия для самовыражения, для творческой активности и реализации творческих возможностей.
Программу разработали для детей старшего дошкольного возраста, занятия проводятся 1 раз в неделю в первой половине дня. Длительность занятий не превышает 15-20 минут. Основной целью является использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в детском саду для эффективного развития творческих способностей и навыков детей дошкольного возраста. Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя три этапа:
1 этап - подготовительный, в который включены гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.
2 этап - основной. Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельного выполнения задания за компьютером.
3 этап - заключительный. Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физминутки, точечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку). После каждого занятия проветривание помещения.
Занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи. В процессе игры дети совместно сочиняют истории, строят замки, рисуют картинки и благодаря этому они развивают и оттачивают свои способности творчески мыслить и сотрудничать.
Основные формы использования ИКТ в работе:
1. В работе с детьми: организация НОД, праздников, игр, развлекательных досугов.
2. Просмотр мультимедиа.
3. Подбор иллюстративного материала к занятиям, центров развивающей среды, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, создание презентаций.
4. Обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов, электронного портфолио, материалов по различным направлениям деятельности;
5. Оформление групповой документации, отчетов.
6. Создание медиатеки.
Элементы компьютерной грамотности усваиваются детьми легче, если ведущим мотивом их деятельности становится игра. Это вызывает у детей большую эмоциональную и интеллектуальную готовность к дальнейшему развитию умственных и творческих способностей. С помощью мультимедийных игр организуем учебно-игровую деятельность, мультимедийные игры — занятия, составленные в виде викторины, создание мультимедийных презентаций, использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
В результате проведенной работы наблюдаются:
Развитие восприятия, зрительно-моторной координации, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание; "знаковая функция сознания"; произвольность, умение построить план действий, принять и выполнить задание.
Исследуя практический опыт нашего и других детских садов, мы присоединились к мнению специалистов о том, что применение компьютера в дошкольном возрасте возможно и необходимо. Оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивает ребенка. Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка раннего возраста достаточно простым и эффективным, откроет новые возможности раннего образования.
Литература
Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1982—84 гг. Развитие высших психических функций (детская речь и рисунок, чтение, письмо, развитие математических операций и логического мышления, формирование понятий и мировоззрения) социально детерминировано.
О понятии «Зона ближайшего развития» см.: Выготский Л.С. // Мышление и речь / Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т2. Проблемы общей психологии. М.:Педагогика, 1982. 504 с.; с.5—361.
Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. М.: //Новая школа, 1997г.
Петрова Е. «Развивающие компьютерные игры». //Дошкольное воспитание, 2000г., № 8, с. 60 - 66.