References
1. Sigal L.M. Krupskaya o samostoyatel'nosti shkol'nikov v uchebnom processe. Uchenye zapiski Kujbyshevskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. Kujbyshev, 1964; Vyp. 46.
2. Shatilov S.F. Metodika obucheniya nemeckomuyazyku vsrednejshkole. Uchebnoe posobie dlya studentov fak. i in.-tov inostr. yaz. Leningrad, 1977.
3. Il'in B.C. Problema vospitaniya potrebnosti v znanii u shkol'nikov. Rostov-na-Donu, 1971.
4. Zimnyaya I.A. Psihologicheskie aspekty obucheniya govoreniyu na inostrannom yazyke: kniga dlya uchitelya. 2-e izd. Moskva, 1985.
5. Vygotskij V.S. Myshlenie i rech'. Sobranie sochinenij: v 6 t. Moskva. 1982; T. 2.
6. Passov E.I. Paradigma - koncepciya kommunikativnogo inoyazychnogo obrazovaniya, koncepciya razvitiya individual'nosti v dialoge kul'tur. 5 - 11 klassy. Moskva, 2000.
7. Yakimanskaya I.S. Lichnostno-orientirovannoe obuchenie vsovremennojshkole. Moskva, 1996.
Статья поступила в редакцию 01.04.18
УДК 376.3
Yambu D.V., assisting teacher, Department of Theory and Methods of Language Education and Speech Therapy, Tuva State
University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
Kuzhuget Sh.Yu, Cand. of Sciences (Philology), Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]
USE OF ILLUSTRATIVE-DIDACTIC MATERIAL FOR THE FORMATION OF THE TEMPORARY DICTIONARY IN CHILDREN OF THE SENIOR SCHOOL AGE WITH THE COMMON INSECURITY OF THE SPEECH OF THE III LEVEL. In this paper the authors consider possibilities of using illustrative-didactic material for the formation of a temporary dictionary in children of senior preschool age with a general underdevelopment of speech level III. The readiness of the future teacher-speech therapist for pedagogical activity is also the result of his professional training in the process of studying at the university, and a condition for his successful upcoming activity. The aim of the work is to theoretically substantiate and experimentally prove the effectiveness of using illustrative-didactic material for the formation of a temporary dictionary, in children of senior preschool age with a general underdevelopment of speech level III.
Key words: general underdevelopment of speech, speech disorder, preschool children, dictionary, correctional work.
Д.В. Ямбу, ассистент каф. теории и методики языкового образования и логопедии Тувинского государственного
университета, E-mail: [email protected]
Ш.Ю. Кужугет, канд. филол. наук, доц. каф. теории и методики языкового образования и логопедии Тувинского
государственного университета, г. Кызыл, E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЛЛЮСТРАТИВНО-ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
В данной работе рассматриваются возможности использования иллюстративно-дидактического материала для формирования временного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Готовность будущего учителя-логопеда к педагогической деятельности является и результатом его профессиональной подготовки в процессе обучения в вузе, и условием его успешной предстоящей деятельности. Цель работы: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования иллюстративно-дидактического материала для формирования временного словаря, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, речевое нарушение, дошкольники, словарь, коррекционная работа.
Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что количество детей с различными отклонениями в речевом развитии неуклонно растет. Это обосновывает необходимость сопровождения развития детей с речевыми нарушениями, оказания им своевременной специализированной, квалифицированной логопедической помощи, эффективность которой во многом зависит от профессиональной подготовки логопеда [1].
Одним из самых распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Правильное понимание системы общего недоразвития речи причин, лежащих в его основе различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо для отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении [2].
Цель работы: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем доказать эффективность использования иллюстративно-дидактического материала для формирования временного словаря, у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Правильное формирование словаря дошкольников служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика как важнейшая часть языковой системы имеет огромное общеобразовательное и практическое значение. Богатство сформированного словаря дошкольников есть признак высокого развития речи. При нарушениях в процессе формирования словаря дошкольников, лексического запаса речь детей нельзя считать
достаточно развитой. Коррекция речевых нарушений вообще и в частности обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Так Л.С. Выготский отмечал: "Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи".
При ОНР наблюдаются существенные отклонения количественной и качественной характеристики словарного запаса от нормы. Поэтому представляется очень важным исследованием особенностей лексической стороны речи. Результаты исследования позволят внести изменения и дополнения в коррекционную работу. Кроме этого, данные исследования будут определять подбор дидактического и речевого материала. В результате целенаправленной коррекционной работы будет повышаться эффективность коррекции лексического строя речи, а значит и ОНР в целом. Также, данное исследование позволит обогатить лексический запас и улучшить его качество у детей с ОНР.
Дети с ОНР III уровня имеют недостаточный словарный запас: допускают в речи лексические ошибки, плохо согласовывают слова в роде и падеже; с трудом овладевают связной речью; их звукопроизношение отстает от возрастной нормы. Неполноценная речевая деятельность в ряде случаев накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эффективно-волевой сферы.
Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной фонетической группы.
Несмотря на значительный количественный рост словарного запаса, специальное обследование лексических значений позволяет выявить ряд специфических недочетов: полное незнание значений ряда слов, неточное понимание и употребление ряда слов.
Среди лексических ошибок выделяются следующие:
а) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат - "часы", донышко - "чайник");
б) подмена названий профессий названиями действия (балерина - "тетя танцует", певец - "дядя поет");
в) замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей - « птичка", деревья - «елочки");
г) взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный - "большой", "короткий", "маленький").
Игра - основной вид деятельности дошкольника. У дошкольников не развито абстрактно-логическое мышление: оно носит наглядно-образный, а в отдельных случаях (при дефектах, отставании в развитии) и наглядно-действенный характер [3].
Предлагаемые наглядно-игровые средства дают возможность дошкольникам с ОНР III уровня, у которых не развито словесно-логическое мышление наглядно представить, конкретную ситуацию, необходимую для порождения определенного речевого высказывания. Содержания каждого наглядно-игрового средства способствует решению максимального количества образовательных и воспитательных задач, развитию всех высших психических функций (памяти, мышления, речи) [3].
Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста в нашем исследовании выступают дидактические игры. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, игровые правила.
Как отмечал А.Н. Леонтьев, дидактические игры относятся к "рубежным играм", представляя собой переходную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения [4].
Широко используются дидактические игры с игрушками. Игры проводятся с разной целью. В зависимости от того, какие слова уточняются и закрепляются, воспитатель подбирает игрушки. Обычно используют 2-3 игрушки, которые предварительно рассматриваются. В процессе рассматривания происходит уточнение словаря, а в процессе последующей игры - его активизация. В игре также сочетаются обучение занимательность.
Подбор картинок по парам. Самое простое занятие в такой игре нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только внешним признакам, но и по смыслу: например, найти два самолета. Они могут быть совершенно разными и по
Библиографический список
форме, и по цвету, но их объединяет принадлежность к одному виду предметов.
Для выявления уровня сформированности временного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня нами были использованы методика Е.И. Щербаковой по определению уровня представления о времени у детей старшего дошкольного возраста.
Вопросы к детям:
1. Что ты делаешь утром? Днем? Вечером? Ночью?
2. Назови дни недели.
3. Какое сейчас время года? Какое было, будет?
4. Когда бывает новый год?
5. Когда день твоего рождения?
6. Что можно сделать за одну минуту? За час?
7. Какое занятие у вас сегодня было? А завтра?
8. Какая стрелка на часах движется быстрее, а какая медленнее?
9. Что длиннее день или ночь? Утро или вечер?
10. Назови месяцы зимы?
За правильный ответ - 2 балла За неверный ответ - 1 балл За отсутствии ответов - 0 баллов
Показатели:
Высокий уровень - 15-20 баллов Средний уровень - 8-16 баллов Низкий уровень - 0-9 баллов
В результате диагностики уровня усвоения представления о времени выявилось, что в группе преобладает средний уровень.
Большие затруднения вызвал вопрос, что длиннее день или ночь. Все дети отвечали по-разному. Дети затруднялись в ответе на этот вопрос, а некоторые с помощью педагога справились с заданием.
На восьмой вопрос, какая стрелка движется быстрее. Многие не смогли назвать стрелку, но и показали правильно.
Таким образом, дети показали средний уровень по исследованию временного словаря. Предложенные задания выполняли не полностью, ошибались, или вообще не знали, что говорить и просто не выполняли задания.
Временные понятия связаны с отрезками времени: части суток, неделя, месяц, год, времена года требуют достаточно хорошо развитого абстрактно-логического мышления. Они весьма сложны для восприятия и понимания детей, имеющих те или иные недостатки развития.
Важно то, что абстрактные, малопонятные для дошкольников временные отрезки облекаются в конкретную, доступную для восприятия форму. Так, время воспринимается как некая непрерывная последовательность смены реалий окружающего мира. Дети не только наблюдают, рассматривают картинки, но и могут активно участвовать в передвижении стрелок, перестановке шариков, что также способствует активизации процесса усвоения временных понятий.
Исследование показало, что комплекс развивающих мероприятий на формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста с использованием иллюстративно-дидактического материала способствовал повышению уровня усвоения представления о временном словаре.
1. Борисова Е.А. Подготовка будущих учителей-логопедов к самостоятельной профессиональной деятельности. Специальное образование. 2013; 4: 80 - 85.
2. Лалаева РИ., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. Санкт-Петербург: Питер, 2010.
3. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. Москва: ТЦ Сфера, 2010.
4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Москва: 2001.
5. Кужугет Ш.Ю., Адар-оол С.А. Подготовка будущих учителей-логопедов к самостоятельной профессиональной деятельности. Итоговый сборник II-го Всероссийского съезда дефектологов. Москва, 2017.
References
1. Borisova E.A. Podgotovka buduschih uchitelej-logopedov k samostoyatel'noj professional'noj deyatel'nosti. Special'noe obrazovanie. 2013; 4: 80 - 85.
2. Lalaeva R.I., Serebryakova N.V. Korrekciya obschego nedorazvitiya rechi u doshkol'nikov. Sankt-Peterburg: Piter, 2010.
3. Uvarova T.B. Naglyadno-igrovye sredstva vlogopedicheskoj rabote s doshkol'nikami. Moskva: TC Sfera, 2010.
4. Nikolaeva S.N. Metodika 'ekologicheskogo vospitaniya doshkol'nikov. Moskva: 2001.
5. Kuzhuget Sh.Yu., Adar-ool S.A. Podgotovka buduschih uchitelej-logopedov k samostoyatel'noj professional'noj deyatel'nosti. Itogovyj sbornik Il-go Vserossijskogo s'ezda defektologov. Moskva, 2017.
Статья поступила в редакцию 18.03.18
УДК 37.013
Petrova N.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North-Caucasian Federal University (Stavropol, Russia),
E-mail: [email protected]
WORLD EXPERIENCE OF CREATING A SAFE LEARNING ENVIRONMENT (WITH REGARDS TO THE USA). The
article discusses the main approaches to ensure the safety of the educational environment in US schools. According to the analysis, in the United States, legislative acts in the field of safety of the educational environment are aimed primarily at the implementation of two main processes: increasing the financing of preventive programs and toughening penalties for children and adolescents who violate the law and commit illegal actions in educational institutions of the United States. Taking into account the growing trends of violation of the safety of the educational environment in Russian schools, the experience of foreign countries in this direction is useful for Russia, since the realities of recent years have revealed the problem of a number of schools in this direction, which led to cases of psychological and physical violence against schoolchildren.
Key word: safe educational environment, educational institutions, directions to ensure safety of educational environment, students.
Н.Ф. Петрова, д-р пед. наук, проф. ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь,
E-mail: [email protected]
МИРОВОЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ США)
В статье рассматриваются основные подходы обеспечения безопасности образовательной среды в школах США. Как показал анализ, в США законодательные акты в области безопасности образовательной среды направлены, прежде всего, на реализацию двух основных процессов: повышение финансирования превентивных программ и ужесточение наказаний для детей и подростков, нарушающих закон и совершающих противоправные действия в образовательных учреждениях США. С учётом нарастающих тенденций нарушения безопасности образовательной среды в российских школах, опыт зарубежных стран в этом направлении полезен для России, так как реалии последних лет выявили неблагополучие ряда школ в этом направлении, что привело к случаям психологического и физического насилия над школьниками.
Ключевые слова: Безопасная образовательная среда, образовательные учреждения, направления обеспечения безопасности образовательной среды, школьники.
В настоящий момент во всём мире актуальной является проблема создания безопасной образовательной среды в современных школах. С каждым годом эта проблема становится всё актуальнее, так как ухудшение ситуации в плане безопасности, которое затронуло практически все страны мира, коснулось и образовательных учреждений, в которых так же произошло увеличение случаев насилия, нетерпимости, жестокости.
Под образовательной средой учёные понимают систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможности для её развития. содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Безопасная образовательная среда - это среда взаимодействия, свободная от проявления различных форм насилия, имеющая референтную значимость для включённых в неё субъектов, характеризующаяся преобладанием гуманистической центрации у участников и отражающаяся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов [1].
Безопасность образовательной среды можно определить:
- Как особое состояние образовательной среды, свободной от проявления психологического насилия во взаимодействии; способствующее удовлетворению основных потребностей в лич-ностно-доверительном общении; создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье всех ее субъектов.
- Как определённый характер межличностных отношений, которые вызывают у участников образовательного процесса чувство принадлежности (референтной значимости среды); убеждают учащихся, что они пребывают вне опасности; способствуют укреплению психического здоровья.
- Как систему мероприятий, направленных на предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности [2].
Проблема безопасности образовательной среды (school safety) и насилия в школе (school violence) начала активно разрабатываться зарубежом в 90-е годы XX в. В обозначенные годы, в Европе и Америке начали активно разрабатываться
Таблица 1
Основные направления обеспечения безопасности образовательной среды
1 направление safety 2 направление security
связано с построением безопасного учебного процесса; в данную группу задач попадает комплекс мероприятий: по сертификации учебных заведений, преподавателей и процедур построения учебного процесса связано с обеспечением безопасности самих учебных заведений; к этой группе задач относятся меры по обеспечению безопасности учебного заведения, осуществляемые совместно с полицией, муниципальными учреждениями, общественными организациями и т.п.