Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ХИМИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ХИМИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
586
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ / РАЗВИТИЯ / ИНТЕЛЕКТУАЛНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ / ХИМИЯ / УРОК / МАТЕРИАЛ / ВОЗМОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзарахимов А. А.

Применение информационно - коммуникационных технологии(ИКТ) на уроках химии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность развитие интеллектуального способности и осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся. ИКТ позволяют не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создают возможность нелинейного перемещения между отдельными частями занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF ICT IN CHEMISTRY LESSONS FOR THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' INTELLECTUAL ABILITY

The use of information and communication technology (ICT) in chemistry lessons facilitates the development of material, contributes to the increase of cognitive interest in chemistry, the development of the desire and ability to learn, makes it possible to develop intellectual ability and implement an individual approach in teaching and allows you to objectively assess the knowledge of students. ICTs allow not only to build the material in the form of a consistent presentation, but also create the possibility of non-linear movement between the individual parts of the lesson.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ХИМИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ»

Мирзарахимов А. А. старший преподаватель кафедра «Химия»

Чирчикский государственный педагогический университет

Узбекистан, г. Чирчик

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ХИМИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. Применение информационно - коммуникационных технологии(ИКТ) на уроках химии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность развитие интеллектуального способности и осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся. ИКТ позволяют не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создают возможность нелинейного перемещения между отдельными частями занятия.

Ключевые слова. ИКТ, развития, интелектуалность, способность, химия, урок, материал, возможность.

Mirzarakhimov A.A. senior lecturer

Department of Chemistry of Chirchik State Pedagogical University

Uzbekistan, Chirchik

THE USE OF ICT IN CHEMISTRY LESSONS FOR THE

DEVELOPMENT OF STUDENTS' INTELLECTUAL ABILITY

Annotation. The use of information and communication technology (ICT) in chemistry lessons facilitates the development of material, contributes to the increase of cognitive interest in chemistry, the development of the desire and ability to learn, makes it possible to develop intellectual ability and implement an individual approach in teaching and allows you to objectively assess the knowledge of students. ICTs allow not only to build the material in the form of a consistent presentation, but also create the possibility of non-linear movement between the individual parts of the lesson.

Keywords. ICT, development, intelligence, ability, chemistry, lesson, material, opportunity.

Одним из основных направлений развития непрерывного образования является его информатизация. Информатизация общества предполагает всестороннее и массовое внедрение методов и средств сбора,

обработки, передачи, архивного хранения больших объемов информации на базе средств микропроцессорной и вычислительной техники, средств информационных технологий, а также разнообразных средств передачи информации, включая телекоммуникационные сети и спутниковую связь [1]. Будущее требует от современной молодежи огромного запаса знаний в области использования информационных технологий [2]. Важнейшей задачей образования становиться научить человека жить и плодотворно трудиться в мире глобальных коммуникационных сетей, интернета, подготовить его к восприятию различной информации, научить человека понимать ее [3].

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умениями и навыками самостоятельно приобретать новые знания [4]. Это приводит к повышению информативности получаемых учащимися в ходе образовательного процесса впечатлений [5]. Компьютеры приобретают все большее значение в процессе образования и вообще познания нового, так как эта деятельность связана с получением, восприятием и обработкой больших объемов информации [6].

В настоящее время при обучении современной молодежи необходимо учитывать, что новое поколение выросшее на мобильных телефонах и компьютерах, требует быстрого, динамичного, с постоянной зрительной стимуляцией образовательного процесса [7]. Новые информационно-коммуникативные технологии позволяют справиться с этой проблемой и направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие [8].

Химия считается одним из наиболее трудных общеобразовательных дисциплин, изучаемых в школе и колледже [9]. И уже через некоторое время после начала изучения активность, интерес учащихся и качество знаний падает из-за большого объема теоретического материала и большого количества практических упражнений, в разнообразии которых учащиеся не успевают хорошо разобраться из-за недостаточного количества времени, отведенного на изучение тем [10]. Как повысить познавательную активность учащихся на уроках химии, ведь качество знаний учащихся во многом определяется их отношением к учебному предмету? Информационно-коммуникационные технологии помогают решить эту проблему [11].

Уроки с применением ИКТ имеют коренное отличие от классической системы обучения [12]. Это отличие состоит в изменении роли учителя: он

уже не основной источник знаний, его функция сводится к консультативно - направляющей [13]. Это происходит благодаря применению современных электронных учебников, виртуальных химических лабораторий, интернета, новых средств обучения [14]. Задача учителя -подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями обучаемых, а также с умением учащихся использовать компьютер [15].

Цель применения компьютера на уроке химии - создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала, развитию мышления учащихся, повышению мотивации к изучаемому предмету [15].

Формы использования ИКТ на уроках химии: - мультимедийные презентации; - видео-опыты; - тестирование; - дистанционное обучение (Решу ЕГЭ, LeamingApps); - мультимедийные лабораторные и практические работы; - исследовательская и проектная деятельность; -использование электронных учебников [16].

Кроме того, компьютерные технологии дают возможность: - найти дополнительные источники информации для учителя и учащихся; - шире использовать аудиовизуальные средства для увеличения наглядности материала, для лучшего понимания его студентами; - сопровождать учебный материал динамическими рисунками; - моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести; - воспроизводить химические эксперименты с опасными, токсичными, взрывчатыми реактивам; - проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся; -дает возможность осуществлять индивидуальную траекторию обучения учащихся, возможность их роста и развития; - организовать самостоятельную работу учащихся с информацией, возможность осуществлять самоподготовку к лабораторным и практическим работам, урокам контроля и итоговому контролю знаний, подготовку собственных исследований и т. д.; - проводить дистанционное обучение учащихся в случае их болезни или других причин; - размещать методические работы учителя и творческие работы учащихся на различных сайтах [17].

В нашем колледже созданы оригинальные тренажерные технические средства, применяемые в учебной практике на занятиях по химии, в том числе виртуальный тренажер определения состава вещества методом качественного химического анализа. Обучающая программа-тест по химии разработана на Delphi с применением Flash-анимации. Она представляет собой виртуальный тренажер, предназначенный для проверки готовности студентов к выполнению качественного химического анализа, а также закреплению знаний качественных реакций на катионы и анионы при изучении тем курса неорганической химии [18].

В процессе проверки пользователю, проходящему обучение, необходимо распознать соль, которую "загадывает" программа. На основе

предоставленных программой результатов химических реакций, ему (пользователю) необходимо осуществить выбор аниона и катиона "загаданной" соли. В конце теста отображается результаты виртуального анализа, критерии их оценки, набранный балл, и соответствующая итоговая оценка [19].

Кроме выше перечисленного есть шанс показать с помощью ИКТ учащимся те эксперименты и опыты, которые невозможно провести по каким-либо причинам в лаборатории школе и колледжа [20]. При организации практических работ компьютер становится эффективным помощником. Например, при изучении токсичных веществ (бензол, галогены и др.) виртуальный мир даёт возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья учащихся. С помощью электронных учебников показываю видеофрагменты опытов, которые не всегда можно провести на уроке в полном объёме, ввиду отсутствия необходимого оборудования.

Применение компьютеров на уроках химии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже "слабые" учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания.

Использование компьютерных технологий усиливает восприятие, облегчает усвоение и запоминание материал, воздействует сразу на несколько информационных каналов учащегося. При этом повышается интерес учащихся к урокам химии

Но, преподавание химии с применением ИКТ имеет и ряд "минусов":

- качество технических средств, их характеристик; помимо ошибок в изучении учебного предмета, появляются еще технологические - ошибки работы с программой;

- необходимость учитывать в работе Санитарно -эпидемиологические правила и нормативы;

- разработка урока с использованием информационных технологий возможна только при наличии определенного электронного ресурса, педагогического программного средства, собственной презентации или материалов из сети Интернет;

- диалог с программой лишен эмоциональности и однообразен;

- не учитываются особенности группы, класса; крайне важна роль учителя;

- не обеспечивается развитие речевой, графической и письменной культуры учащихся;

Как можно видеть положительных моментов в использовании ИКТ намного больше.

Внедрение новых информационно - коммуникационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, что, конечно же, существенно влияет на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру. Но их использование на уроке должно быть продуманным, целесообразным и грамотным.

Применение компьютеров на уроках химии облегчает отработку материала, способствует повышению познавательного интереса к химии, развитию желания и умения учиться, даёт возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и позволяет объективно оценить знания учащихся. Наблюдения за процессом обучения показали, что на уроках с использованием ИКТ даже "слабые" учащиеся работают более активно, не отвлекаются, заинтересованно выполняют задания. При этом повышается интерес учащихся к урокам химии, о чём свидетельствуют данные внутри школьного мониторинга.

Использованные источники:

1. Atqiyayeva S. I., Komilov K.U. Developing intellectual capabilities of students in teaching chemistry. Международный научно-образовательный электронный журнал «ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА В XXI ВЕКЕ». 2021, Выпуск №10 (том 3), 684-692 стр.

2. Badalova S. I., Komilov Q. U., Kurbanova A. J. Case technology in chemistry lessons. Academic Research in Educational Sciences. 2020, Vol. 1 No. 1.Page 262-265.

3. Badalova S. I., Komilov Q. U., Kurbanova A. J. Intellectual training of students of technical institute. Academic Research in Educational Sciences. 2020, Vol. 1 No. 1. Page 266-274.

4. Курбанова Г. Дж. Интеграция химии и русского языка// Касб-хунар таълими. 2019. №2. 36-40 бетлар.

8. Элмурадов Б., Комилов К.У. Математика для изучения химии в техническом ВУЗе. Материалы международной конференции/ Шымкент. 2019.№2.Стр.239-242.

9. Yodgarov B. Applying ICT for improvement general chemical education// Society and innovations.2021. №4. Page 258-263.

10. Рустамова Х.Н., Эштурсунов Д.А. Роль информационных и коммуникационных технологий в обучении общей и неорганической химии // «Экономика и социум». 2021. №5(84).

11. Kurbanova A.Dj., Komilov K.U. Case-study method for teaching general and inorganic chemistry// Academic Research in Educational Sciences.2021.№6. Pade 436-443.

12. Komilov K.U., Kurbanova A.Dj. Umumiy va anorganik kimyoni o'qitish jarayonida talabalarni intellektual qobiliyatini shakllantirish// Academic research in educational sciences. 2021. №4-maxsus son, 73-78 b.

13. Atqiyayeva, I. S., Kurbanova A.Dj., Komilov, Q. O., Fayziyev, X. Kimyoni o'qitishda o'quvchilarning intellectual imkoniyatlarini rivojlantirishda electron taqdimotlarning qo'llanilish// Academic research in educational sciences. 2021. №4-maxsus son, 47-52 b.

14. Allayev J. Kimyo darslarida o'quvchilarning intellektual kobiliyatlarini rivojlantirish uchun innovatsion pedagogik texnologiyalardan foydalanihs// "Экономика и социум" 2022, №2(93)-2, 41-45 betlar.

15. Kurbanova A.Dj. Kimyo mashg'ulotlarida yangilik kiritish jarayonlari// "Экономика и социум", 2022, №2(93)-2, 207-210 betlar.

16. Matyakubov A.Q. Kimyo darslarida innovatsion pedagogik texnologiyalardan foydalanish// "Экономика и социум", 2022, №2(93)-2, 241244 betlar.

17.Тухтаниёзова Ф.О., Комилов К.У. Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках химии через дидактические игры// "Экономика и социум", 2022, №2(93)-2, C.- 960-965.

18.Мирзарахимов А.А. Интерполимерные комплексы для защиты окружающей среды// "Экономика и социум", 2022, №2(93)-2, C.- 769-772.

19.Yodgorov B.O. Tuproqning strukturasini yaxshilashda polimer -fosfogipsli komplekslardan foydalanish// "Экономика и социум", 2022, №2(93)-2, C.- 457-462.

20. Бузрукходжаев А.Н., Комилов К.У. Технология проблемного обучения на уроках химии в школе// "Экономика и социум", 2022, №2(93) -2, C.- 579584.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.