Копочинская М. В.
учитель географии, МАОУ Лицей № 6 «Перспектива»
г. Красноярск, Россия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Статья посвящена значимости предмета географии в среднем образовании, важному значению информационных технологий при проведении современного урока в общеобразовательных школах. В статье рассматриваются достоинства и виды ИКТ, методы и приемы, значимость использования информационных технологий на разных этапах урока. Незаменимость видеоматериала при проведении современного урока, в общеобразовательных учреждениях.
Ключевые слова: география, ИКТ, современный урок
География - это не просто школьная дисциплина, это целая наука, заставляющая совершить путешествие по миру и познать его. К сожалению, интерес современных школьников к изучению данной дисциплины оставляет желать лучшего. Если в 9-м классе ребята еще выбирают данный предмет при сдаче ОГЭ, то в 11-м таких ребят практически нет. И очень мал процент тех выпускников 9-го класса, которым география интересна или нужна. Основная их масса просто не знает, что еще можно сдать, и свой выбор отдает географии, полагая, что это очень легко: ведь там можно пользоваться картой, с помощью которой можно найти ответы на многие вопросы. На самом деле мы наблюдаем плачевный результат. Некоторые школьники не знают, где расположен Калининград, а где Камчатка, или, например, имея дачу в пригороде Красноярска, не всегда представляют, в какой стороне от города она располагается. Незнание географии - это, безусловно, показатель невежества. И что самое интересное, оно нередко встречается у людей, которые бывали уже везде. Мы очень просто относимся к тому, что дети выносят из поездок, не требуем от них осмысления. Та же картина происходит на традиционных уроках в школе: выучил - рассказал, отложил - забыл. Сейчас одним из направлений модернизации системы географического образования считается внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Это позволяет активизировать аналитическую работу,
углубить демократизацию методики преподавания, раскрыть творческие способности и развивать мышление, восприятие, память обучающихся детей. При организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я использую как традиционные, так и нетрадиционные подходы в преподавании географии, активно применяю новые информационные технологии.
Достоинства использования ИКТ на уроках географии:
• универсальность;
• воздействие на различные виды памяти;
• эффективность применения на всех этапах учебного процесса;
• гибкость.
Компьютер - самое мощное и самое действенное из всех существовавших до сих пор технических средств, которыми располагал когда-либо учитель и ученик.
В современной концепции полного среднего образования в России ставится задача формирования у выпускников умения применять мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, создания баз данных, презентации результатов познавательной работы, позволяющих им успешно решать практические задачи прикладного характера в широком спектре разнообразных профессиональных ситуаций.
Информационные технологии увеличивают эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность, делают урок красочным, интересным, познавательным, а главное - эмоциональным. Благодаря использованию ИКТ есть возможность отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. Это также повышает мотивацию обучающихся к процессу обучения, создаются условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира.
Самый распространенный метод применения ИКТ на уроках, особенно в 5-7-х классах, - создание презентаций. Презентации способствуют воспитанию у школьников личной точки зрения, которая весьма удобно излагается с помощью всевозможных программ.
Программа Excel помогает учителю создавать достаточно интересные тесты и таблицы. С помощью электронных таблиц можно обеспечить себя тестами для компьютерного тестирования учащихся и сэкономить время при проверке работ.
Графики и различные виды диаграмм - очень ценное средство наглядного представления данных, которое упрощает их анализ и осознание.
На уроках географии очень важна работа и с видеофрагментами. Широкий выбор видеоинформации дает учителю и ученикам неограниченные возможности изучения данного предмета. Именно видеоматериал помогает выстроить интегрированные уроки. Такие предметы, как литература, биология, музыка, изобразительное искусство, история, делают уроки географии не просто «нескучными», а яркими и незабываемыми. А значит - действенными. Но возможно применять и отдельные аудиофрагменты, без зрительного изображения. Звук и музыкальное сопровождение являются мультимедийными элементами, активно влияющими на восприятие учебного материала.
Для уроков географии можно выстраивать интересные, яркие, запоминающиеся формы: уроки-квесты, уроки-экскурсии (например, экскурсионная поездка по отдаленным уголкам планеты или по родному городу), уроки-игры (актуальны в 5-6-х классах, где игровая деятельность связана с учебным процессом), уроки-семинары (в основном в старших классах), уроки проектной деятельности (актуальны для всех классов). Конечно же, современный преподаватель должен активно идти в ногу со временем, соответствовать его техническим требованиям и в совершенстве владеть современными ресурсами.
Список использованной литературы
1. Электронные образовательные ресурсы нового поколения. Федеральное агентство по образованию [электронный ресурс СБППО].
2. Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе. - Волгоград: Учитель, 2007. 135 с.
© Копочинская М. В., 2017