Иванова Э.А., Золотова Я.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ НА РЫНКЕ МОЛОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ (НА ПРИМЕРЕ ЛИДИРУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТРАСЛИ)
Аннотация. Статья посвящена изучению рынка молочной продукции России и Хабаровского края, определению лидирующего предприятия в данной сфере в Хабаровском крае и изучению зависимости объёмов производства продукции от внедрения инноваций.
Ключевые слова. Сбыт продукции, рынок молочной продукции, инновационная активность.
Ivanova E.A., Zolotova Y.V.
THE USE AND IMPLEMENTATION OF INNOVATION ON THE DAIRY MARKET (ON THE EXAMPLE OF THE LEADING ENTERPRISES OF KHABAROVSK REGION)
Abstract. The paper studies the dairy market of Russia and the Khabarovsk Territory, the definition of the leading companies in this field in the Khabarovsk region and examine the volumes of production of innovation.
Keywords. Product sales, the market of dairy products, innovative activity.
Важное место в рационе питания человека занимают молоко и молочные продукты. Молоко содержит все без исключения питательные вещества, необходимые организму человека. Одно из наиболее отличительных и важных свойств молока как продукта питания - его высокая биологическая ценность и усвояемость, благодаря наличию полноценных белков, молочного жира, минеральных веществ, микроэлементов и витаминов. Усвояемость молока и молочных продуктов колеблется от 95 до 98%. Молоко также способствует усвоению других пищевых продуктов. Особенно большое значение для организма имеют кисломолочные продукты, обладающие высокой диетической и лечебной ценностью.
В России рынок молока и молочных продуктов является одним из важнейших сегментов продовольственного рынка. Он играет огромную роль в экономике страны. Несмотря на снижение поголовья коров в России, рост производства молока продолжается с 2004 года. В 2014 году производство молока в хозяйствах всех категорий составило 32,7 млн тонн, а в 2013 году — 32,5 млн тонн, что на 354 тыс. тонн, или на 1,1% больше уровня 2012 года. Динамика прироста обеспечена за счет устойчивого роста молочной продуктивности коров. Правительством поставлена задача увеличить производство молока к 2016 году почти на 18% и довести его объемы до 37 млн тонн [2].
В стоимостном выражении структура российского рынка молочной продукции выглядит следующим образом: наибольшая доля на рынке (32,3%) в стоимостном выражении принадлежит цельномолочной продукции, сегменты жирных сыров и масла занимают около 15% и 11% соответственно. Доля остальных видов продукции рынка в стоимостном выражении составляет около 42% (см. рисунок). В 2013 году рост розничных цен на молоко и молочную продукцию был менее значительным, чем в 2012 году и составил 10-15%. Темпы роста выпуска цельномолочной продукции в 2013 году составили 39,4%, что на 10,7% выше, чем в 2012 году [2].
ГРНТИ 06.61.33
© Иванова Э.А., Золотова Я.В., 2016
Элина Алексеевна Иванова - студентка Хабаровского государственного университета экономики и права. Яна Владимировна Золотова - кандидат экономических наук, доцент, доцент Хабаровского государственного университета экономики и права.
Контактные данные для связи с авторами (Золотова Я.В.): 680042, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 134 (Russia, Khabarovsk, Tihookeanskaya str., 134). Тел.: +7 (4212) 22-48-79.
Остальные виды продукции рынка; 42%
Сегмент масла; 11%
а
... 7--;-»:!
Г.ДЙШ
'.zv.il1.Г.1Г.:.
зп&фгг;
Сеггмент цельномолочной .продукции; 32,30%
. Сегмент жирных сыров ; 15%
Рис. Структура российского рынка молочной продукции [3]
Значительным преимуществом для игроков рынка является наличие производственных комплексов в различных регионах России и широкой сбытовой сети. Рассмотрим региональную ситуацию. Производством молочной продукции в Хабаровском крае занимаются 9 предприятий, мощности которых загружены более чем на 90%. Ассортимент продукции предприятий молочной отрасли Хабаровского края сегодня насчитывает 180 видов, в том числе 60 видов молочной продукции, 84 вида мороженного, 9 видов молочно-соевых продуктов, 19 наименований прочих видов продукции. На данном рынке функционирует девять молокоперерабатывающих предприятий. Характеристика основных производителей молока и молочной продукции представлена в таблице.
Таблица
Наименование предприятия, год создания Информация о предприятии Доля производства (%) и размер производственной мощности Ассортимент выпускаемой продукции
ЗАО «Переяславский молочный завод», основано в 1938 г. Имеет в своём составе дочернее сельхозпредприятие «ЛазоМоАг-ро», которое является основным поставщиком сырого молока 45,7%, мощность 41 тыс. тонн 57 наименований продукции, в том числе 4 лечебно-профилактического назначения
ОАО «ДАКГОМЗ», основано в 1967 г. С 2006 г. вошло в группу компаний «Синергия» Молочная и соевая продукция под ТМ «Родимая сторонка», «Сельские мотивы», «Вкусняш-ка», <Юг. Сойер» и «Витамагия» 31,9%, мощность 30 тыс. тонн 38 наименований, 38 товарных групп
ООО «Вяземский молочный комбинат», создано в 2000 г. Новые технологии содержания и кормления животных позволяют получать молоко только первого и высшего сорта 6,3%, мощность 9,5 тыс. тонн 20 наименований, 7 товарных групп
ОАО «Комбинат детского питания «Молочный край», создано в 2001 г. Основными направлениями деятельности являются: производство детской, молочной и диетической продукции 3,5%, мощность 5,4 тыс. тонн 40 наименований, 8 товарных групп
ООО «Исинга», создано в 2002 г. Заключены договоры на прямую поставку молока с совхозом «Дружба» и малыми фермерскими хозяйствами 2,8%, мощность 2,6 тыс. тонн 15 наименований, 6 товарных групп
ООО «Сергеевское», создано в 2009 г. Выпускает молочную продукцию из натурального молока 4,1%, мощность 3,8 тыс. тонн 6 наименований, 4 товарные группы
ООО «Бифидум», создано в 2011 г. На переработку молоко поставляет ООО «Амурская заря» 4,8%, мощность 4,5 тыс. тонн 5наименований, 3 товарные группы
Анализ основных производителей молока и молочной продукции в Хабаровском крае показал, что рыночным лидером по показателям доли объёма производства и размера производственной мощности является ЗАО «Переяславский молочный завод».
Завод является образцом современного перерабатывающего предприятия. Предприятие разделено на три цеха - приёмный, производственный для цельномолочной продукции и творожный. Завод первым в мае 2015 г. был реконструирован, что позволило внедрить ряд инноваций в производство. Своей продукцией завод обеспечивает не только Хабаровский край, но и другие регионы Дальнего Востока. Сейчас на молокозаводе работает 421 человек. Его доля производства на Хабаровском рынке составляет 45,7%, мощность 41 тыс. тонн. Сегодня на рынке представлено 57 наименований продукции, в том числе 4 - лечебно-профилактического назначения. Завод выпускает широкий ассортимент молока разной жирности и термической обработки, под разными торговыми марками, в разнообразной упаковке и расфасовке.
Важно заметить, что инновационная деятельность является решающим фактором стратегического развития предприятия. Внедрение инноваций способствует обновлению номенклатуры выпускаемой продукции, повышению ее качества в целях удовлетворения потребностей, повышению конкурентоспособности предприятия на рынке. Лидер рынка молока и молочной продукции в Хабаровском крае ЗАО «Переяславский молочный завод» стремится придерживаться инновационной стратегии развития. В 2013 г. заводом введен в производство кисломолочный продукт «Бифитель», путем использования инновационной технологии сквашивания пастеризованного молока закваской прямого внесения, состоящей из консорциума микроорганизмов Lactobacillus acidophilus NK1, Bifidobacterium bifidum 791, Bifidobacterium longum B379M и Streptococcus thermophilus, а также с добавлением (или без добавления) стабилизаторов и плодово-ягодных добавок.
Для нового продукта разработана удобная и функциональная упаковка. В этом же году предприятие расширило линейку сливочного масла благодаря установке новинки в области маслообра-зователей. Это решение позволило ЗАО «Переяславский молочный завод» наладить выпуск низкожирных масел: масло «Бутербродное» (жирность 61,5%), масло «Чайное» (жирность 50%). В 1 полугодии 2014 г. была освоена новейшая технология по производству напитка «Йогуртный» пастеризованный с сывороткой (4 вкуса). Также специалисты предприятия приступили к выпуску плавленых сыров в ассортименте [4].
В 2015 г. заводом запущена автоматизированная линия по производству и упаковке творога зерненого, что позволило расширить ассортимент, увеличить объёмы выпускаемой продукции и повысить её конкурентоспособность. В апреле 2015 г. на заводе появилась инновационная пастеризационная охладительная установка, которая предназначена для мгновенного нагрева и последующего охлаждения молока в многосекционном противоточном пластинчатом теплообменнике. Данный процесс уничтожает все микроорганизмы в молоке, что увеличивает время хранения готового продукта. Управление установкой происходит с помощью сенсорного экрана, который управляет промышленным контроллером. Контроллер работает по программе, автоматически записывает на USB-флеш носитель все графики и последовательности теплового процесса.
Данная пастеризационная охладительная установка позволила увеличить производительность ЗАО «Переяславский молочный завод» до 250 тонн молочной продукции в день, что позволяет укреплять предприятию свои позиции на молочном рынке Хабаровского края и также в отдельных регионах Дальнего Востока. Данный факт нельзя не отметить и не отнести к преимуществам установки и использования такой инновации на рассматриваемом молокозаводе [5].
Второй крупный производитель на рынке молока и молочной продукции в Хабаровском крае ОАО «ДАКГОМЗ» также в своей деятельности использует инновации. Одна из основных тенденций сегодняшнего дня - расширение ассортиментного ряда в сторону продуктов, полезных для здоровья. В связи с ухудшением экологической обстановки вопросы сохранения здоровья становятся актуальными. Люди готовы покупать продукты, способствующие снижению концентрации вредных веществ в организме. И готовы платить за это чуть больше, чем за «просто натуральные продукты».
С другой стороны, сохраняется интерес населения к десертной продукции. Комбинат запустил в производство серию продукции под маркой «ВИТА магия»: витаминизированные йогурты и творожный крем. В состав йогуртов и творожных кремов этой серии входят живые йогуртовые бактерии, витамины, лактулоза. Они не содержат консервантов и расфасованы в современную, удобную упаковку. В отличие от привозных йогуртов со сроком годности до 6 месяцев, эти продукты действительно натуральные, без консервантов и искусственных добавок, полезны для здоровья.
Кроме того, комбинат является лидером в производстве соевой продукции. ТМ <Юг. Сойер» -это диетическая молочно-соевая продукция с уникальными свойствами. Продукция содержит пищевую клетчатку, полноценный белок и антиоксиданты, что благотворно влияет на организм человека. Продукция ТМ <Юг. Сойер» рекомендована институтом питания РАМН для ежедневного питания детей и взрослых, а также для диетического питания, для профилактики ожирения и диабета.
Кроме того, комбинат «ДАКГОМЗ», выпускающий продукты под торговой маркой «Родимая сторонка», недавно внедрил новую финскую линию по розливу и упаковке молочной продукции «Финпак». Признанная во всем мире инновационная технология позволяет сохранять неизменным качество продукции на протяжении всего срока хранения. На первый взгляд, финпак выглядит так же, как привычные и всеми любимые полиэтиленовые пакеты. Такой же мягкий и удобный. Только более красочный и блестящий. Но на самом деле финпак - это многослойная пленка, каждый слой которой имеет свое назначение. Внутренний обеспечивает прочность шва, герметичность упаковки. Средний защищает продукт от света и доступа кислорода. Внешний предназначен для яркой полноцветной печати с использованием самых современных полиграфических технологий. В результате получается прочный, герметичный, светонепроницаемый пакет, который сохраняет продукцию в том виде, в каком она в него попала при розливе.
Из проделанного анализа можно сделать вывод о том, что в Хабаровском крае, несмотря на природные и климатические условия, активно работают в данной сфере 9 предприятий. Реализация стратегии инновационного развития производства молока и молочных продуктов позволила выйти отрасли на новый этап развития. Для этого необходимо создать в крае благоприятные условия для развития молочного животноводства - доступ к льготным и долгосрочным кредитам, предоставить субсидии на закупку оборудования, создать свободные «молочные» налоговые зоны, составить графики выхода региона на самообеспеченность по сырью и формирование регионального профицита молока, стимулировать кооперацию крупных производителей молока для создания крупных кооперативных перерабатывающих предприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Оперативная сводка о производстве молочной продукции предприятиями Хабаровского края: Данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края, 2013.
2. Российский статистический ежегодник. 2013: Стат. сб. / Росстат. M., 2014. 717 а
3. Переяславский молочный завод. Наша продукция. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lazomilk.ru/catalog/53 (дата обращения 19.02.2016).
4. Депутаты краевого парламента посетили Переяславский молочный завод. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.duma.khv.ru/Site.aspx?doc=270123320 (дата обращения 10.03.2016).
5. «Родимая сторонка» от Дакгомза - в суперупаковке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://toz.khv.ru/special_issues/arkhiv/2007_11_02_rodimaya_storonka_ot_dakgomza_v_superupakovke/ (дата обращения 13.03.2015).