Научная статья на тему 'Использование «Хелми-тест 7 10 лет» для оценки здоровья у детейпоказатель сантивности у детей с различными типами темперамента'

Использование «Хелми-тест 7 10 лет» для оценки здоровья у детейпоказатель сантивности у детей с различными типами темперамента Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
256
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ТЕМПЕРАМЕНТ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Потылицина В. Ю., Солдатова О. Г., Потылицина Г. М.

Проведено исследование показателя сантивности младших школьников города Красноярска с разной выраженностью темпераментальных черт. Установлено, что уровень здоровья детей коррелирует с чертами темперамента, характеризующими поведенческую активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Потылицина В. Ю., Солдатова О. Г., Потылицина Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование «Хелми-тест 7 10 лет» для оценки здоровья у детейпоказатель сантивности у детей с различными типами темперамента»

© ПОТЫЛИЦИНА© В.Ю., СОЛДАТОВА О.Г., ПОТЫЛИЦИНА ГМ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ХЕЛМИ-ТЕСТ 7 - 10 ЛЕТ» ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙПОКАЗАТЕЛЬ САНТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ

ТЕМПЕРАМЕНТА

В.Ю. Потылицина, О.Г. Солдатова, Г.М. Потылицина

Красноярская государственная медицинская академия, ректор - д.м.н., проф. И.П.Артюхов; кафедра нормальной физиологии, зав. - д.м.н. проф. Ю.И. Савченков.

Резюме. Проведено исследование показателя сантивности младших школьников города Красноярска с разной выраженностью темпераментальных черт. Установлено, что уровень здоровья детей коррелирует с чертами темперамента, характеризующими поведенческую активность.

Ключевые слова: младшие школьники, темперамент, здоровье.

В настоящее время жизнь связана с большим количеством факторов, ведущих к стрессорным реакциям, с развитием физиологических, а зачастую патологических изменений. Поэтому особенно важным стало сохранение и приумножение здоровья у детей, так как именно детское население является наиболее чувствительным контингентом, быстро реагирующим на любые изменения окружающей среды в силу незавершенности процессов роста и развития [2, 4, 5, 12]. Особая сложность состоит в многофакториальности влияний на детский организм. Анте- и перинатальные факторы, наследственность, профессиональные вредности у родителей, качество жилища, а в настоящее время и социально - экономическая нестабильность, могут экранировать или наоборот, потенцировать отрицательные влияния факторов внешней среды. Значительную роль в изменении уровня здоровья детей стало играть обучение в школе [3, 13, 16]. При этом главным фактором, вызывающим нарушение механизмов саморегуляции отдельных функциональных систем у школьников, с последующим развитием хронических заболеваний, нередко является психоэмоциональный стресс [1, 15]. Адекватную реакцию на возмущения окружающей среды обеспечивают индивидуальные свойства нервной системы и психики, в том числе и темперамент. Очевидно, что у детей с различными типами темперамента уровень психического и соматического здоровья, способность к адаптации могут быть различными.

Цель нашего исследования: провести оценку интегративного показателя здоровья младших школьников города Красноярска с разной выраженностью темпераментальных черт.

Материалы и методы

Были обследованы дети младшего школьного возраста (240 мальчиков, 273 девочки) города Красноярска. Черты темперамента детей определялись с помощью родительского опросника DOTS (The Revised Of Temperament Survey), адаптированного для России [6,7]. Для верификации типа темперамента рассчитывались два индекса. 1.Индекс выраженности поведенческих

проявлений (ИВПП), равный сумме значений общей активности, чувствительности, интенсивности и настроении. 2. Индекс прочности стереотипов поведения (ИПСП), равный сумме значений ритмичности и адаптабельности [14]. По ИВПП все дети были разделены на «интенсивных» (ИН) - имеющих высокий ИВПП, «адекватных» (АД) - со средним ИВПП, и «спокойных» (СП) - с низким ИВПП. По ИПСП соответственно выделялись группы детей «лабильных»(ЛАБ), «пластичных» (ПЛ) и «ригидных» (РИГ).

Интегративный показатель сантивности (потенциал здоровья, существующий в организме и противостоящий его повреждению, определяющий количество и качество здоровья и число степеней свободы поведения [8,9]) определялся с помощью автоматизированного программного комплекса «Хелми - тест 7-10 лет» [10]. Объективное обследование детей включало: осмотр (осанка, плантография), измерение: длины, массы тела, окружности головы и груди,

артериального давления в покое, частоты сердечных сокращений в покое, динамометрии. Кроме того, определяли жизненную емкость легких (ЖЕЛ), проводили пробы Штанге (проба с задержкой дыхания) и Руфье (время восстановления частоты сердечных сокращений после выполнения дозированной физической нагрузки), тесты: велоэргометрический, с измерением артериального давления и частоты сердечных сокращений после нагрузки, и Люшера

(психологический метод цветных выборов для выделения компенсаций и тревог).

Полученные данные вносились в программу и выдавались в виде заключений по индексу сантивности и пативности (вероятность болезни, ограничения жизни), состоянию физического развития, вегетативной реактивности, физической работоспособности и стрессоустойчивости. Дополнительно нами оценивались критерии резерва функции внешнего дыхания - показатель ЖЕЛ, отнесенный к массе тела (ЖЕЛ/МТ,%), данные резерва мышечной системы - динамометрия более сильной кисти, также отнесенная к массе тела (Д/МТ, %), выраженная в процентах, индекс Руфье (рассчитывался по формуле [4*(Р1+Р2+Р3)-200]/10, где Р1 - пульс в покое за 15 секунд, Р2

- пульс за первые 15 секунд после нагрузки, Р3 - за последние 15 секунд первой минуты восстановительного периода) и толерантность к гипоксии при помощи пробы Штанге.

Статистическая обработка результатов произведена с помощью пакетов прикладных программ STATISTICA v. 6.0 [StatSoft-Russia, 1999] и BIOSTATISTICA [Glantz S.A., 1998]. Межгрупповые

различия считались статистически значимыми при значении р<0,005. Проведен корреляционный анализ по Пирсону.

Результаты и обсуждение

При анализе выраженности 9 ключевых черт темперамента установлено, что мальчики активнее девочек, имеют более высокую интенсивность реакций, но в тоже время труднее переходят от одного вида деятельности к другому, то есть больше отвлекаются на внешние раздражители, что в целом согласуется с данными литературы [6,11,17,18]. Девочки достоверно лучше адаптируются к новым условиям, более настойчивы, имеют показатели приближения выше, и обнаруживают меньшую чувствительность по сравнению с мальчиками (рис.1)

Рис.1. Средние значения выраженности 9 черт темперамента мальчиков и девочек 7-10 летнего возраста г. Красноярска.

Большая часть обследованных детей имели средние показатели выраженности поведенческих проявлений и прочности выработанных стереотипов (рис.2).

Спектр ВП - типов среди представителей детской популяции Красноярска характеризуется практически нормальным (Гаусовским) распределением значений индексов ИВПП во всех выделяемых группах. В каждой из групп по выраженности поведенческих проявления (спокойные, адекватные или интенсивные) наиболее выражена когорта пластичных по прочности стереотипов, однако среди спокойных лабильных субъектов почти в два раза больше, чем ригидных, а среди интенсивных лиц, напротив, процент ригидных значительно больше, чем лабильных.

Показатели физического развития основной массы детей укладываются в региональные нормативы. Однако, при достаточном резерве функции внешнего дыхания, у обследованного контингента детей обнаружен более высокий индекс Руфье и низкие показатели пробы Штанге. Это свидетельствует о сниженном объеме физиологических резервов и отсутствии экономизации функций кардиореспираторной системы. Данные резерва мышечной системы - динамометрия более сильной кисти, отнесенная к массе тела, выраженная в процентах, только у 7 - летних девочек был в пределах средних величин, а все остальные дети показали низкие результат.

При этом функциональные показатели детей «спокойных» свидетельствуют о больших функциональных возможностях их организма по сравнению с детьми, чей темперамент

характеризуется выраженным компонентом поведенческих проявлений (табл.1). У детей, отличающихся по пластичности поведения, различий в функциональных показателях не обнаружено.

Таблица 1

Функциональные показатели кардиореспираторной и мышечной систем практически здоровых детей с разной поведенческой активностью

Все школьники исследованной когорты имели в среднем показатель сантивности не превышающий 60%, что свидетельствует о сниженном резерве их здоровья и умеренной вероятности развития заболеваний и согласуется с данными, полученными при анализе функциональных показателей кардиореспираторной и мышечной систем.

Рис. 2. Показатель сантивности у детей с разной активностью и пластичностью поведения.

При этом в группе «спокойных» детей, чей темперамент характеризуется низким индексом выраженности поведенческих проявлений, показатель сантивности достоверно более высокий, чем у «интенсивных», с выраженным индексом активности поведения. Более высокий показатель сантивности имеют и «лабильные» девочки, имеющие низкую прочность выработанных стереотипов. У мальчиков с различиями в пластичности поведения этот показатель примерно одинаков (рис.2).

Корреляционный анализ между показателем сантивности и количественным выражением темпераментальных черт у всей когорты обследованных выявил несущественный уровень связей в группах детей, отличающихся пластичностью поведения. В то же время у детей с низким индексом поведенческих проявлений, т.е. у «:спокойных», установлены достоверные (р<0,05) отрицательные корреляционные связи средней степени выраженности (г от 0,43 до 0,0,51) показателя сантивности с темпераментальными чертами, характеризующими поведенческую активность (активностью, интенсивностью, порогом и настроением), и с приближением. Тогда как у «интенсивных» детей показатель сантивности имел достоверные отрицательные корреляции с ритмичностью, вниманием и индексом выраженности поведенческих проявлений (рис.3).

Рис.3. Корреляционные связи показателя сантивности и темпераментальных черт у спокойных (А) и интенсивных (Б) детей. Обозначения: — отрицательная связь, — положительная.

Таким образом, наши результаты показывают, что дети младшего школьного возраста Красноярска имеют сниженный уровень индивидуального здоровья и умеренный риск развития заболеваний. Это, в частности, может быть обусловлено низкими показателями функциональных резервов у них дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Темпераментальных черты личности, характеризующие поведенческую активность, имеют отрицательные корреляционные связи с уровнем здоровья ребенка. Показатель сантивности выше у детей, чей темперамент характеризуется низким индексом поведенческих проявлений.

Литература

1. Авилов О.В. Особенности функционального состояния школьников различных классов при психоэмоциональном стрессе // Физиология развития человека: матер. межд. конф., посвящ. 55 -летию Инст. Возраст. физиологии РАО. - М.: изд. НПО «от А до Я». - 2000. - С. 60-61.

2. Баранов А. А Состояние здоровья детей задачи союза педиатров России // Педиатрия. -1995. - №1. - С.7-11.

3. Баранов А. А. Состояние здоровья детей в современных условиях: проблемы, пути решения // Рос. пед. журнал. - 1998. - №1. - С. 5.

4. Баранов А. А., Щеплягина Л.А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков // Рос. педи журнал. - 2000. - №5. - С. 5-12.

5. Дорожнова К.П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. - М.: Медицина, 1983. - С.160.

6. Колпаков В.Г., Чугуй В.Ф., Макаров В.В. и др Определение темперамента у детей посредством родительских опросников // Изв. СО АН СССР / Сер. биол. наук - Вып 21. - 1987. -С. 128-132.

7. Колпаков В.Г., Макарова Г.А. Опросник для определения темперамента: метод. реком.

- Красноярск: Фонд ментального здоровья, 1993. - Вып 4. - 10 с.

8. Куликов В. П. Трехмерная модель здоровья. Сантивность и пативность // Валеология. -2000. - № 1. - С. 15-21.

9. Куликов В.П., Айзман Р.И. Диагностика здоровья // Физиологические основы здоровья.

- Новосибирск, 2004. - С. 37-67.

10. Куликов В.П., Безматерных Л. Э., Козлов С. Д. Программный комплекс количественной диагностики здоровья «Хелми - тест 7-10 лет» // ООО «Байт-Софт». - Барнаул. -2000.

11. Макарова Г.А. Особенности темперамента детей и подростков здоровых и с резидуально-органическими психическими нарушениями: дис. ...канд. псих. наук. - СПб, 1998. -С. 204.

12. Онищенко Г.Г. Актуальные санитарно-гигиенические задачи сохранения и укрепления здоровья детей и подростков // Детский доктор. - 2001. - №2. - С.13-18.

13. Перевощикова Н.К. Уровень здоровья детей и подростков крупного промышленного города. Система реабилитации: дисс. ... д-ра мед. наук. - Екатеринбург, 1997. - С. 347.

14. Савченков Ю.И., Петросян Е.Ю., Домрачев А.А. Способ АЦП - типирования черт темперамента // Приоритет. справка на изобрет. № 2003134844/14 (037471) от 01.12. 2003 г. Решение о выдаче патента от 05.07.2005.

15. Семенова Н. Б. Состояние здоровья детей младшего школьного возраста при различных программах обучения: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - Красноярск, 1999. - С. 24.

16. Струч С.В. Состояние здоровья и метаболические параметры иммунокомпетентных клеток у первоклассников при разном уровне информационных нагрузок: автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - Красноярск, 2005. - 24с.

17. Hegvik R.L., McDevitt S. C., Carey W.B. The middle childhood temperament questionnaire // Developmental & Behavioral Rediatrics. - 1982. - Vol. 3. - P. 54-68.

18. Matheny Jr. A.P. Bayley’s infant behavior record: behavioral components and twin analyses // Child Development. - 1980. - Vol.51. - P. 1157-1167

4

аЙ

6,00

5.00

4.00

3.00

2.00 1,00 0,00

Л'0 # # Л'0 о0<ч

оР оР ^ оР оР ^ ^

'////*'/

Ж 'Г о4

□ мальчики

□ девочки

Рис.1. Средние значения выраженности 9 черт темперамента мальчиков и девочек 710 летнего возраста г. Красноярска.

Таблица 1

Функциональные показатели кардиореспираторной и мышечной систем практически здоровых детей с разной поведенческой активностью

Группы по ИВПП Пол Показатели нормативных параметров и в исследуемых группах (М±т)

Д/МТ, % ЖЕЛ/МТ, % ПробаРуфье , у. е. Проба Штанге, сек.

Спокойные мальчики 63,82±1,32 59,60±0,1 11,37±0,35 29,95±1,37 1

девочки 62,07±1,06 58,93±0,3 12,12±0,35 28,58±1,03 2

Адекватные мальчики 61,12±0,88 59,20±0,1 12,01±0,25 27,18±0,89 3

девочки 56,63±0,83 56,66±0,3 12,67±0,24 27,15±0,72 4

Интенсивные мальчики 63,92±1,35 59,61±0,1 12,88±0,33 26,02±1,36 5

девочки 59,59±1,17 59,07±0,3 13,98±0,31 26,25±1,17 6

1-5,2-6 р<0,05 1-5,2-6 р<0,05

Рис.2. Показатель сантивности у детей с разной активностью и пластичностью поведения.

ИПСП

ИВПП

Ритм

ИПСП Ритм

Приближ ИВПП / Приближ

---С""" " С

Порог \ \ Адапт Порог ^ Адапт

\ \

\ ,

Отвл \ Интен Отвл Интен

Вним Настр Вним Настр

А

Б

Рис. 3. Корреляционные связи показателя сантивности и темпераментальных черт у спокойных (А) и интенсивных (Б) детей. Обозначения: — отрицательная связь, — положительнаяь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.