Таблица 4 - Управление персональным риском на сельскохозяйственных предприятиях
Риски на сельхозпредприятиях Риск достижения намеченной цели, сопряженный с более высоким риском Методы управления Корректировка структуры производства; изменение текущих производственных программ
Риск недостижения цели Проведение эффективного менеджмента на предприятии; создание материальных и финансовых резервов; усиление контроля за технологической и производственной дисциплиной; гибкая система поощрений; сбор, обработка и использование дополнительной информации в процессе реализации решений; диверсификация производства и сбыта
Риск ответственности за рисковые хозяйственные решения Трудовая дисциплина; увольнение недобросовестных работников; обучение персонала
Риск несоблюдения трудовой дисциплины Повышение мотивации труда; наказание работников за нарушение трудовой и технологической дисциплины
Исходя из вышеизложенного, важно отметить, что организация работ по управлению хозяйственными рисками для сельскохозяйственных предприятий должна сводиться к следующему.
1. Управление рисками на предприятии должно осуществляться постоянно в дискретнонепрерывном режиме: мониторинг и сбор информации должны проводиться непрерывно, а работы по анализу и оценке текущего уровня и разработке управляющих воздействий периодически в соответствии со стратегией экономической безопасности.
2. Для реализации функции управления уровнем хозяйственных рисков рекомендуется создать совет риск-менеджмента, отвечающий за выполнение соответствующих работ на сельхозпредприятии.
3. Работы по управлению уровнем хозяйственных рисков на предприятии должны проводиться в соответствии с утверждаемым планом-графиком -периодически, а также экстренно при обнаружении инициирующих событий.
4. Все работы по анализу и управлению хозяйственными рисками должны документироваться
в соответствии с установленным на сельхозпредприятии регламентом.
5. Доступ к архивным документам должен быть ограничен, строго контролироваться и фиксироваться.
6. Работы по формированию профиля риска на предприятии должны проводиться регулярно, в соответствии с планом и установленной на данном предприятии периодичностью, и должны включать следующие этапы: а) образование аналитической группы, сопровождающей работы по анализу риска; б) определения перечня факторов, характерных для рассматриваемого типа предприятия; в) формирование оценочной системы; г) формирование экспертной группы; д) проведение экспертнооценивающих процедур; е) обработка результатов экспертного оценивания.
Таким образом, своевременное выявление рисков и реализация на этой основе мероприятий по управлению хозяйственными рисками будут способствовать в целом повышению эффективности функционирования сельскохозяйственных предприятий.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХЕДЖИРОВАНИЯ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНОВЫМИ РИСКАМИ
В АПК АЛТАЙСКОГО КРАЯ
А.В. Миненко, к.э.н., науч. сотр. Алтайского фил. Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства, М.Н. Романов, асп. Алтайского государственного аграрного университета, инвестиционный консультант
ИК «Компания БКС»
За последние годы в условиях продолжающегося продовольственного и возникшего мирового финансового кризисов интерес к агропромышленному комплексу значительно усилился. Тенденция сокращения спроса на большую часть товаров не коснулась спроса на сельскохозяйственную продукцию и продукты питания отечественного производства, более того его повысила девальвация рубля. При этом необходимо понимать, что предприятия агропромышленного комплекса являются не только производящими субъектами хозяйственной деятельности, они также и активные покупатели сырья необходимого для обеспечения процесса производства, например дизельного топлива, электроэнергии, удобрений и т.д. Неравномерное получение результатов производства продукции сельского хозяйства в течение года, а также высокая зависимость производства продукции от климатических и географических условий ведет к росту волатильности цены в течение производственного года, как на конечную продукцию сельскохозяйственного производства, так и на сырье, которое используется в процессе производства.
Понятие волатильности заключается в определении изменения определенного значения за какой-то определенный промежуток времени, другими словами, как сильно меняется цена актива (тонна пшеницы или дизельного топлива) за единицу времени (в течение года).
Из вышесказанного следует, что за последние годы ценовые риски сельхозтоваропроизводителей и переработчиков АПК Алтайского края, которые являются частью инвестиционных рисков, значительно возросли, в связи с чем, и становится актуальным вопрос об управлении этими рисками. Поэтому наиболее перспективным инструментом становится хеджирование ценовых рисков (от англ. Hedge - ограждать, страховать) - сокращение риска возможных потерь. Более узкое определение хеджирования - использование инструментов срочного рынка (фьючерсов, опционов) для снижения рисков в производстве и реализации продукции.
Мировой институт хеджирования основан на инфраструктуре срочного рынка, которая представляет собой совокупность биржевых площадок с обращающимися там производными инструментами к
реальному товару (кукуруза, пшеница, дизельное топливо, сахар), т. е. за основу фьючерсного контракта берется некий реальный актив. Срочный рынок стал полноценной частью мировой финансовой системы, что означает его сближение и тесное взаимодействие с финансовой системой аграрного сектора России, в том числе и Алтайского края.
Основная проблема заключается в неправильном понимании сути хеджирования с помощью срочных контрактов. Используя данный инструмент ошибочно полагать, что хеджирование ставит перед собой задачу получения дополнительного дохода. Его можно получать за счет использования спекулятивных операций на тех же инструментах. Рассматриваемый нами механизм может быть использован, для того чтобы застраховать себя от высоких колебаний цен на нужные активы, при этом необходимо внесение определенной суммы для обеспечения исполнения условий контракта перед контрагентом.
Хеджирование - это процесс, состоящий из 4 основных этапов (рис. 1).
На первом этапе необходимо выявление основных рисков, которые необходимо застраховать. Эти риски анализируются, и принимается решение о том, какие именно станут объектом хеджирования. Следует понимать, что далеко не все риски можно захеджировать (застраховать), например демографические никак нельзя снизить в контексте применения срочных контрактов.
На втором этапе мы выбираем совокупность конкретных инструментов хеджирования и способов их применения для управления рисками. В силу сложности ведения агробизнеса весьма сложно найти биржевой инструмент, точно соответствующий тому или иному риску. Поэтому построение стратегии требует высокой подготовленности, точного понимания финансовых процессов сельскохозяйственного предприятия и новаторства, чтобы найти такое сочетание производных инструментов, которое в приемлемой степени отвечало бы существующим рискам.
Третий этап направлен на подготовку и техническое оснащение для совершения операций на срочном рынке. Стоит помнить, что хеджирование сопряжено с большой долей юридических рисков, поэтому на данном этапе необходимо:
- выбрать торговую площадку и торгуемые на ней срочные инструменты;
- выбрать клиринговую компанию и биржевого брокера;
- заполнить необходимые формы и подписать договоры на обслуживание на рынке срочных контрактов;
- открыть счет в клиринговой компании и перечислить на него денежные средства, которые будут использоваться в качестве обеспечения выполнения обязательств по открытым позициям.
Анализ рисков Выбор Юридиче- Практические
хозяйственной методов ская подго- ь шаги по реали
деятельности, страхова- —► товка и зации
в том числе: ния техническое процесса
ценовых рисков оснащение хеджирования
Рисунок 1 - Этапы процесса хеджирования
Непосредственно само хеджирование состоит из открытия позиции на срочном рынке, а также контроля и принятия решений в случае непредвиденного стечения обстоятельств. Хорошо построенная стратегия хеджирования минимизирует как риск, так и затраты. Руководитель предприятия может сосредоточиться на аспектах производственной деятельности, в которых предприятие имеет конкурентные преимущества. Хеджирование позволяет обеспечить постоянный финансовый поток, ведь производитель точно знает, по какой цене он продаст свой товар или купит необходимое сырье через три, шесть или девять месяцев, а значит, может планировать размеры и сроки привлечения кредитных ресурсов.
Предположим, определенное сельхозпредприятие решило стать участником срочного рынка. К кому ему обратиться? Как организовать техническое сопровождение? С чего вообще начать? Это только малая часть вопросов, которые руководители организаций сразу спросят у брокера. Все эти вопросы можно разделить на две группы: теоретические и практические. Как правило, брокер попросту ответит на теоретические вопросы - это связано и с необходимой лояльностью к клиенту, и с тем, что такие вопросы достаточно просты. Ситуация осложняется, когда представители предприятия начинают задавать практические вопросы, например: как построить стратегию, удовлетворяющую конкретным требованиям. Здесь дать правильный ответ сложно, поскольку требуется детальная проработка стратегии. Более того, подготовка данного ответа требует реальных денеж-
ных затрат. Поэтому брокер сразу потребует определенную плату за эту информацию, что также накладывает определенные трудности для заказчика.
В таких условиях стимулирование интереса предприятий АПК к использованию инструментов Российского срочного рынка, в том числе и хеджирования, необходимо осуществлять государству, что возможно в рамках Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», а также «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», а именно подпрограммы (направления) по регулированию рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, предусматривающей, в том числе, сглаживание сезонных колебаний цен на данном рынке.
В АПК Алтайского края использование предлагаемого механизма возможно и одновременно особо актуально в рамках реализации в регионе проекта особо значимой аграрной территории «Комплексное развитие Алтайского Приобья», согласно которому планируется организация ОАО «Краевое агентство по развитию Алтайского Приобья», учредителями которого выступят Администрация края и уполномоченные органы федерального уровня. Мы предлагаем создать в агентстве отдел «Страхования производственных и ценовых рисков» на который будут возложены непосредственно функции консультирования и разработки вышеизложенных стратегий хеджирования как для сельхозтоваропроизводителей, так и для перерабатывающих предприятий АПК. Реализация
данного проекта на краевом уровне позволит получить необходимое распространение в производственных кругах, и что немаловажно, на первоначальном этапе окажет материальную поддержку в использовании хеджирования ценовых рисков.
Для лучшего понимания сути предлагаемого механизма можно привести следующий пример: при необходимости совершить покупку дизтоплива в будущем исходя из опасения роста цен, специалист Краевого агентства по развитию Алтайского Приобья организует покупку фьючерсного контракта на этот актив уже сегодня на ту дату, когда предполагается покупка дизтоплива, допустим апрель или май (это позиция называется длинный хедж). Покупка фьючерсного контракта фиксирует цену покупки физического дизтоплива по декабрьским или январским ценам и является страховкой от возможного роста цен в период сезонного повышения спроса. Интерес со стороны хеджеров (покупателей дизтоплива) понятен:
выставленные на торги фьючерсы позволяют застраховать риски, связанные с изменением цены на дизтопливо в будущем, снизить денежную стоимость привлечения оборотных средств, эффективно планировать свою деятельность.
Необходимо четко осознать, что эффективная стратегия хеджирования полностью не устраняет риск. Целью ее разработки является конвертация риска из неконтролируемой формы в предсказуемую и подконтрольную. Целью хеджирования является достижение оптимальной структуры риска, то есть соотношения между преимуществами хеджирования и его стоимостью. Именно поэтому применение данного инновационного подхода позволит значительно повысить инвестиционную привлекательность всего производства в агропромышленном секторе Алтайского края путем ограничения ценовых рисков на его конечную продукцию и сырья для ее изготовления.
РИСКИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ МОЛОКА: ИСТОЧНИКИ И ПУТИ СНИЖЕНИЯ О.Ф. Кадыкова, к.э.н., доц. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии
Аграрная сфера относится к одной из наиболее рисковых, так как результаты финансовохозяйственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей определяются не только качеством и количеством вложенного труда, но и объективными условиями производства. Поэтому предприниматель, вкладывающий средства в эту сферу деятельности, подвергает свой капитал значительному риску.
Молоко занимает значительное место среди продукции АПК. В молочном подкомплексе происходят динамичные процессы не сопоставимые с процессами в других продуктовых подкомплексах. Пензенская область специализируется на производстве молока. Производителями молока выступают 305 сельскохозяйственных организаций различных организационно-правовых форм, 2774 тыс. К(Ф)Х и 238 тыс. личных подсобных хозяйств.
Несмотря на положительную динамику объемов производства молока в хозяйствах всех категорий за последние три года (в 2007 г. объем произведенного молока составил 537,1 тыс. т, что на 6,61% больше по сравнению с 2005 г.), в сельскохозяйственных организациях из-за низкого обеспечения животных полноценными кормами собственного производства наблюдается сокращение поголовья скота на 9,6 тыс. голов. Недостаточная деловая активности производителей молока обусловлена рисковым характером данного вида деятельности. Так, специфика производственного процесса в молочном скотоводстве заключается в том, что здесь биологические тесно переплетаются с экономическими процессами воспроизводства.
Существенное влияние на развитие, размещение и специализацию сельскохозяйственного производства, в том числе и на уровень производства молока оказывают природно-климатические условия. В Пензенской области производство молока распределено по четырем зонам, которые по почвенным и климатическим условиям не одинаковы. Молочное скотоводство наиболее развито в первой (Вадинско-Мокшанской) природно-климатической зоне, которая представлена 12 административными районами, где
расположено половина молокоперерабатывающих предприятий области. На ее долю приходится 48% производства молока от общего объема. Наименьший удельный вес по всем показателям занимает третья (Никольско-Городищенская) зона.
Источником риска для производителей молока является наличие большого временного лага между вложением начальных затрат и выпуском готовой продукции. Увеличение объемов производства молока требует привлечение значительных средств при длительном сроке окупаемости.
Поскольку молоко имеет низкую транспортабельность и пригодность для хранения в неперера-ботанном виде, то это обуславливает неэластичность предложения по цене в краткосрочном периоде. Кроме того цены на молоко по сезонам года колеблются. Так, динамика закупочной цены за 1 л молока с января по март относительно устойчива, с апреля по июнь имеет тенденцию к снижению, с августа наблюдается рост цен и к декабрю она достигает своего максимального значения, поскольку поставки молока снижаются на 81 % по сравнению с максимальными поставками молока в августе.
Несмотря на то, что регион обеспечивает на 91,9% потребности в молоке за счет собственного производства, сохраняется угроза интервенции молочных продуктов со стороны товаропроизводителей из соседних регионов. Это означает вытеснение региональных товаропроизводителей с внутреннего рынка и снижение доходов от реализации продукции.
Сохранение монополизированной структуры промышленного сектора АПК из-за отсутствия рыночных механизмов, регулирующих ценовые взаимоотношения сельскохозяйственных, перерабатывающих, торгово-закупочных организаций способствует появлению отраслевого риска при производстве молока. Наблюдается дисбаланс между доходами и затратами сельскохозяйственных товаропроизводителей. Так, индексы цен составили: на приобретение машины для заготовки кормов - 221; на цену закупки молока у товаропроизводителей - 110; на цену реализации молока - 130.