жилье). Этим обусловлена необходимость использования показателей дохода, выраженных в покупательной способности населения.
Сравнение относительной покупательной способности разных регионов может выполняться несколькими способами с использованием:
- удельных показателей на федеральном уровне, что позволяет проводить сравнения по одинаковой потребительской корзине между регионами и средним уровнем по стране, а также между регионами;
— удельных показателей на региональном уровне путем определения стоимости региональной репрезентативной корзины. Это позволяет проводить сравнения по репрезентативной потребительской корзине для каждого отдельного региона с учетом того, сколько бы стоила эта корзина с использованием средних цен по стране;
— среднего геометрического удельных показателей на федеральном и региональном уровне.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ НАВИГАЦИОННОЙ СПУТНИКОВОЙ СИСТЕМЫ (ГЛОНАСС) С ЦЕЛЬЮ РАСЧЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
СЕВООБОРОТОВ
Р.У. Гусманов, д.э.н., зав. отд., К.Ю. Кимаев, асп. Башкирского НИИ сельского хозяйства
На сегодняшний день в условиях глобальных климатических и экологических изменений остро стоит проблема выбора структуры севооборотов в каждой природно-климатической зоне Республики Башкортостан.
Значительные сложности в выборе системы севооборотов обусловлены нестабильностью метеорологических условий и особенно участившимися засухами, а также экономическими факторами, такими как рыночная конъюнктура, нестабильные, часто изменяющиеся цены на продукцию растениеводства, ГСМ, сельскохозяйственную технику, коммунальные услуги и многими другими.
Необходимо помнить, что в каждом отдельном хозяйстве и даже поле (или участке поля) наблюдаются различия в условиях, в соответствии с которыми необходимо подобрать подходящий для них севооборот. Для определения оптимального севооборота, как правило, проводят многолетние наблюдения.
На сегодняшний день точный учет показателей севооборотов проводится только на опытных станциях. Результаты, полученные на опытных станциях, расположенных в каждой природно-климатической зоне, приравниваются к результатам, которые могут быть по луче -ны в хозяйствах. Недостатком данного способа прогнозирования результатов севооборотов является множество неучтенных характеристик каждого отдельного поля в хозяйстве: водный режим, ветровые характеристики, конфигурация поля, химический состав почвы и другие.
К сожалению, очень мало хозяйств ведёт учет показателей, необходимых для оценки экономической эффективности севооборотов, поскольку учет этот необязателен. Учет таких показателей, как валовой сбор продукции рас-
тениеводства, урожайность культур, объем внесения удобрений, гербицидов, пестицидов и других производится по предприятию в целом, не затрагивая каждое поле, что создает трудности при определении точной оценки эффективности отдельно взятых севооборотов и системы севооборотов в целом.
На данный момент достаточно сложно точно вычленить чистую эффективность севооборотов в связи с множеством различных неучтенных факторов. При оснащении сельскохозяйственной техники Глобальной Навигационной Спутниковой Системой (ГЛОНАСС) возможен точный учет множества показателей. Например, во время уборочной кампании откроется возможность вести учет сборов сельскохозяйственных культур не только с каждого поля, но и с отдельных его участков.
Контроль заполнения бункеров у комбайнов ведется по показателю объема. Учет массы собранного зерна не ведется в связи с особенностями технологического процесса -тряской во время уборки. Во многих комбайнах, например, таких как Case, в бункере установлены датчики, фиксирующие его заполнение на отметках 70% и 100% объема. Эти отметки (70% и 100%) выбраны с целью предупреждения комбайнера о заполнении бункера. Вполне возможно оснастить комбайн подобными датчиками с отметками заполнения каждого процента объема бункера, так как их стоимость невелика. Например, объем бункера составляет 7,4 м3, следовательно, масса 1% объема бункера для пшеницы составляет 56-59 кг. По итогам уборки поля необходимо установить среднюю массу единицы объема зерна (его насыпную плотность) и далее определить точную массу 1% объема бункера. Далее при помощи ГЛОНАСС определить расстояние,
которое прошел комбайн для заполнения 1% бункера или сбора 56-59 кг зерна пшеницы в зависимости от фактической насыпной плотности зерна. На основе полученных результатов возможно составление карты урожайности
полей (рис. 1). Данные карты дадут возможность для более точного анализа эффективности севооборотов как с экономической, так и с агрономической точки зрения.
Рисунок 1 - Пример карты урожайности поля пшеницы со средней урожайностью 30 ц/га,
масштаб 1:1000.
Данная карта даст возможность получить более полные и точные данные, характеризующие зависимость урожайности культур в севообороте от урожайности предшественников. При наложении карт урожайности различных культур, составленных в течение ротации на полях, будут получены отклонения внутри поля на отдельных участках по урожайности культур в зависимости от урожайности предшественников. Для упрощения и наглядности анализа можно составить многослойную карту, где каждый слой - это показатель урожайности культур (рис. 2).
Рисунок 2 - Пример наложения карт урожайности культур
В связи с различными характеристиками полей (механическим составом почвы, длиной гона, уклоном поля, плодородием почвы и др.) затраты (амортизация техники, расход ГСМ, посевного материала, затраты рабочей силы и др.) на производство одной и той же культуры в одинаковых севооборотах могут значительно колебаться.
Следовательно, для четкого вычленения эффекта, полученного за счет применения севооборота, необходим учет наиболее полного набора факторов, влияющих на производство продукции растениеводства. При совершенствовании методики учета с помощью ГЛО-НАСС можно расширить учет влияния различных факторов на урожайность культур (рис. 3).
Например, аналогично случаю с картами урожайности полей, можно составить карты по расходу топлива техникой на определенном участке поля. Датчики для учета расхода топлива, встроенные производителями в сельхозтехнику, на данный момент достаточно точны. Расходы для учета этого показателя будут минимальными.
Также возможно без значительных затрат организовать учет таких показателей, как сопротивление почвы, угол наклона поля, внесение различных веществ, всхожесть семян на различных участках поля и др., в большей степени влияющих на эффективность системы севооборотов.
«ни
■■и
Шт
чш
\ * >Л1 КГг I
\ V' УГ У
3
50-100 0-50
4
Рисунок 3 - Карты поля по: 1 - сопротивление плуга, кН; 2 - расход ГМС при пахоте, л/10км;
3 - уклон поля, град.; 4 - всхожесть семян, %.
При внедрении ГЛОНАСС будут проводиться очень точные хронометражные наблюдения за техникой по многим показателям, что облегчит проведение детального анализа загруженности техники.
В зависимости от комплектации стоимость внедрения технологии будет составлять от 8 до 30 тыс. руб., что вполне приемлемо при стоимости комбайна более 3 млн руб.
Резюмируя вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что внедрение данной технологии позволит вести детальный анализ влияния многих факторов на общий экономический эффект, создание карт изменения показателей по полям сделает анализ более наглядным, что откроет возможность для составления значительно более точного плана производства, чем на данный момент.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО МОНИТОРИНГА В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В.Г. Закшевский, д.э.н., проф., чл.-корр. РАСХН, зам. дир., П.Е. Пивоваров, асп. Научно-исследовательского института экономики и организации АПК ЦЧР РФ
Эффективное использование машинно-тракторного парка и энергосилового оборудования является одним из важнейших резервов улучшения экономики сельскохозяйственной организации. Как правило, от 30 до 60% прямых затрат - это затраты, связанные с использованием транспортного парка предприятия (затраты на ГСМ, зарплату водителей и обслуживающего персонала, расходные материалы, амортизация). Одним из направлений повышения экономической эффективности явля-
ется внедрение технологии дистанционного мониторинга автотранспорта и сельскохозяйственной техники на основе спутниковой навигации.
Экономический эффект от внедрения системы дистанционного мониторинга автотранспорта и сельхозтехники на основе спутниковой навигации для сельскохозяйственных предприятий различных типов будет отличаться. Пример алгоритма экономических расчетов обоснования эффективности и целесообразно-
1
2