СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.
АРХИТЕКТУРА
УДК 69.03
Вероника Андреевна Матвеева,
студент 4 курса
(Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет)
E-mail: [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ЗДАНИЙ
СТАТИКА И ДИНАМИКА В АРХИТЕКТУРЕ
Аннотация
Неподвижные, статичные и незыблемые формы в течение многих веков считались определяющими характеристиками архитектуры как таковой. И, по большому счету, основная часть архитектурного наследия прошлого выражала своими формами покой и устойчивость. Позже появлялись новые архитектурные формы. И в наше время мы можем подразделять здания на статичные и динамичные.
Ключевые слова:
здание, форма, геометрия, проектирование, архитектура, статика, динамика.
Veronika Andreevna Matveeva,
4th year student
(Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering)
E-mail: [email protected]
USING GEOMETRIC SOLUTIONS IN BUILDING ENGINEERING STATICS AND DYNAMICS IN ARCHITECTURE
Abstract
Fixed, static and immutable form for many centuries regarded as the defining characteristics of the architecture itself. And, by and large, most of the architectural heritage of the past expressed their forms of peace and stability. Later, new architectural forms appeared. And in our time, we can subdivide the building on the static and dynamic.
Keywords:
building, shape, geometry, engineering, architecture, statics, dynamics.
Статичность - это олицетворение покоя, устойчивости, неподвижности выраженное в чувственном восприятии. С помощью различных приемов и геометрических форм в статичных объектах подчеркивается устойчивость, недвижимость. Статичность выражается в распределении массы по высоте объекта, а также использование элементов опоры с большой площадью и горизонтального членения массивного объема.
1. Древняя архитектура. Формы египетских архитектурных объектов создают ощущение непоколебимости, доминируют протяженные объемы.
Пирамиды Гизы, Египет. Форма пилонов и наклон стен создают впечатление чрезвычайной устойчивости. В этом смысле максимума достигла пирамидальная форма.
2. Ренессанс. Сооружения, построенные в эпоху Ренессанса, создают ощущение статичности с помощью наслаивания горизонтальных этажей. Эпоха Возрождения из Античности заимствует систему ордеров. Главные использующиеся комбинационные элементы - колонна, пилястра, архивольт и свод; основными геометрическими фигурами этой эпохи были квадрат, прямоугольник, куб и шар.
Примеры: Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, Рим; Собор святого Петра в Риме.
Динамичность выражается по средствам односторонней направленности предмета, кажется, будто
-( 1»1 )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.
бы он вторгается в пространство. Специфика динамичных объектов выражается в определенных формах, которые выражают способность двигаться, преодолевать сопротивление среды.
1. Готика. Готическая архитектура экстерьерная, то есть внешний облик здания был важней, чем его внутренняя отделка, поэтому готическая архитектура отличается напряженными линии, узкими и высокими башнями, заострёнными арками, колоннами, вычурными деталями и стрельчатыми окнами. Все элементы этого стиля строятся на вертикальных линиях.
Примеры: Костёл Св. Анны, Вильнюс, Литва; Собор святого Вита, Вацлава и Войтеха, Прага.
2. Модерн. Архитектура модерна характеризуется отказом от прямых и ломаных линий в пользу «природных» изгибов, кривых линий, дуг.
Один из зачинателей этого направления - Виктор Орта. Он создавал необычные несущие конструкции зданий, которые походят на фантастические растения.
Примеры: Городские особняки, Брюссель, Бельгия, Виктор Орта
Ещё более атипичный подход в создании зданий использовал Антонио Гауди. Творчество этого архитектора относят к модерну. Но он применял в своих проектах комбинации различных стилей, смешивая их и создавая очень необычные здания.
Примеры: Дом Мила и дом Бальо, Барселона, Испания, Антони Гауди
3. Деконструктивизм. Своеобразие совокупностей составных элементов получается, оттого что соединяются криволинейные массивы с прямолинейными и криволинейными конструкциями. [3]
Проектам, которые были выполненные в стиле деконструктивизма, присущи: визуальная усложненность, нелинейные формы с изломами, явное вторжение в окружающие пространство. Проектировщики заимствуют опыт раннего советского конструктивизма, к динамическим формам и экспериментам, наполненных волнением, движением и изломанными очертаниями. К деконструктивизму относят строение, отдельные объемы, которых выступают в разные стороны или отдельными группами масс. Постройки такого характера выделяют статику и динамику составных частей. [3]
«Национале Нидерланден» в Праге, Чехия, также «Танцующий дом», выполненный архитектором Френком О. Гери. В его трактовке, деконструктивизм представляет собой рассеивающиеся массивы, крошащиеся поверхности, применение сломанных архитектурных элементов, которые традиционно использовались. [4]
Динамичность в архитектуре может быть выражена как имитация подвижности, так и вполне себе реальным движением.
Кинетическая архитектура и движущиеся фасады
Принято считать, что термин «кинетическая архитектура» был впервые введен У. Жуком и Р. Кларком в начале 1970-х. Как полагал У. Жук, так как природа находится в непрерывном движении, созданная человеком среда должна стать ей подобной. [1]
Пионерами в «новой» архитектуре были русские архитекторы, несмотря на то что в России она по сей день неразвита. В 1924 году К. Мельников принял участие в конкурсе проектов на строительство московского отделения «Ленинградская правда», его проект представлял из себя 5 -этажное здание, 4 этажа которого вращаются вокруг своей оси по часовой стрелке (или против). Он назвал это «живой архитектурой». К сожалению, проект не был реализован. [2]
Но похожий замысел был реализован в наше время, в Куритибе, Бразилия: в 11 -этажном здании «Suite Vollard» этажи крутятся независимо друг от друга, что исключает столкновения между жильцами, так как в здании на одном этаже находится лишь одна квартира, авторы проекта: Bruno de Franco и Sergio Silka.
Архитектура будущего: статика или динамика?
В архитектуре сегодня идет поиск новых форм и принципов, которые смогли бы в полной мере отразить динамичность нашей эпохи, так как старые ограничения постепенно отходят в прошлое.
Современные методы проектирования не ограничиваются одной лишь статикой или динамикой, они берут и воплощают все лучше, что есть в этих принципах.
При этом многие архитекторы считают целесообразным использование различных сочетаний статики и динамики, позволяющих создавать эстетически выразительные формы и эргономичные внутренние
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 11 / 2018.
пространства в их неразрывном единстве.
Список использованной литературы:
1. Zuk W. Kinetic Architecture. New York, Van Nostrand Reinhold, 1970. С. 163
2. Хан-Магомедов С. О. Константин Мельников. Москва: Архитектура-С, 2006. С. 296
3. Чернихов Я.Г. Архитектурные фантазии. 101 архитектурная композиция. Ленинград: Ленинградское областное отделение всесоюзного объединения «Международная книга», 1933. С. 203
4. Архитектурный альманах «Корпус». / Д. А. Турбин // Деконструктивизм. Выпуск №2
© Матвеева В.А., 2018
УДК 331.101.1(075.8)
Хорошилова В.О.
студентка Института дизайна пространственной среды Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, г.Санкт-Петербург, РФ, E-mail: [email protected]
ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ
ЖИЛОЙ СРЕДЫ: СПАЛЬНИ
Аннотация
В статье рассмотрены особенности дизайн-проектирования спальных помещений в жилой среде с учетом современных тенденций и эргономических исследований, учитывающих антропометрические, психофизиологические и гигиенические факторы.
Ключевые слова Эргономика, дизайн, жилая среда, спальня.
Настоящая статья является продолжением серии авторских публикаций об особенностях дизайн-проектирования объектов жилой среды с учетом современных эргономических подходов [12, 13] и посвящена вопросам планировки спальных помещений.
Примерно третью часть своей жизни человек посвящает сну, поэтому спальня - это одно из самых важных помещений в квартире.
Планировка спальни должна обеспечивать высокую эстетическую привлекательность интерьера этой комнаты. Здесь человек расслабляется, отдыхает, восстанавливает свои душевные силы и энергию.
Основное значение в интерьере имеет размер комнаты. В современных квартирах, зачастую, спальни не обладают большими пространствами и бывает так, что сделать ремонт с перепланировкой комнаты невозможно. Однако, и без изменения габаритов спальни можно добиться желаемого результата и создать благоприятную атмосферу, следуя сложившимся эргономическим правилам.
В каком бы стиле не был выполнен дизайн интерьера спальни, всегда должны соблюдаться следующие основные правила расстановки мебели в этой комнате:
- ширина основных проходов в спальне должна быть не менее 70 см, а в случае если речь идет о спальне для пожилых членов семьи - не менее 100 см;
- проходы к главным элементам интерьера спальни должны быть по возможности прямыми, с минимумом поворотов;
- свободная зона непосредственно у кровати в спальне должна составлять не менее 50 см;
- если кровать располагается параллельно стене с окном, то расстояние от стены до кровати должно