Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-140-144
Использование геоинформационных технологий на уроке географии
Пупышева Светлана Анатольевна, кандидат географических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Тимина Валерия Владимировна,
студент
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Аннотация: в соответствии с переменами современной социокультурной, финансовой и информационной истории в развитии общества, в критериях современного изучения материала перед учителями географии возникают новые задачи, от реализации которых будет зависеть успех вводимых в систему географического образования инноваций. Одним из важнейших критериев повышения эффективности обучения географии является разработка новых методик и методических систем в согласовании со стратегическими направлениями обновления российского географического образования. Также это и предполагает обновленный ФГОС общего образования.
Ключевые слова: география, ГИС-технологии, образование.
Обновленный ФГОС [1] предполагает введение понятия ГИС-технологии еще в начале изучения географии в 5 классе. Реализация развивающего потенциала ГИС-технологий в информационно-образовательной среде может сформировать у учащихся навыки применения способов осуществления поисковой деятельности. Включение их в образовательный процесс позволит максимально активизировать познавательный интерес школьников к географической информации и географии как науки в целом.
Нынешнее общество требует от человека, чтобы он мог оперативно и гибко уметь адаптироваться к постоянно изменяющейся социокультурной ситуации,
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
был готов к рациональной и продуктивной деятельности в условиях различных по содержанию, массивных по объему, интенсивных по характеру получаемой информации.
Поэтому закономерно, что первым из наиболее нужных и прогрессивных научных подходов к усовершенствованию отечественного, а в том числе и школьного географического образования, выступает информационный подход, который довольно хорошо сочетается с деятельностным и компетентностным подходами, составляющими методологическую основу ФГОС общего образования. Нацеленность ФГОС на последовательную реализацию информационного подхода показывает такое интегрированное требование к новым образовательным результатам, как информационная грамотность учащихся. Являясь наиболее общей, универсальной учебно-познавательной способностью, информационная грамотность отражает интегративное состояние личности учащегося, состоящее в способности продуктивно производить процессы поиска, анализа, переработки, генерации, преобразования, трансляции разнообразной информации. Так же применительно к школьному географическому образованию принято говорить о геоинформационной грамотности учащихся.
Последовательная реализация информационного подхода в теории и практике школьного образования осуществило к жизни качественно новый феномен, имеющий название информационной образовательной среды (ИОС). Имея высокий образовательно-развивающий потенциал, ИОС уверенно становится главным элементом нынешнего образовательного процесса, поскольку даёт активное применение в учебном процессе информационных технологий, основанных на современных процедурах создания, анализа, сбора, поиска, обработки, хранения и представления информации.
Для создания тематической карты (например, работа с темой «Плотности населения России») нужно скачать архив, который предложит учитель, с исходными данными для карты и распаковать его в рабочую директорию. Работа выполняется в программе QGIS. В начале необходимо создать и сохранить в рабочей папке новый проект под именем «Плотность Населения России». Запуская
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
«Менеджер источников данных» и перейдя в раздел «Браузер» нужно найти и нажать на «Размещение по умолчанию» для проекта.
Далее, необходимо открыть файл RussiaPopullationMap.gpkg. и внести данные из него в макет. В меню «Слои» окна QGIS разместите слои в следующем порядке: cities (города), coastline (береговая линия), boundaries (государственные границы), lakes (озера), regions (регионы РФ), neighbouring countries (соседние страны). Нажимая на «Полный охват» и, требуется изменение охвата изображения, чтобы на карты показались все объекты из добавленных слоёв. Карта выглядит неправильно. Так как Чукотский АО находится в двух полушариях, его модель размывается. Для карт России применяются конические проекции. Чтобы это устранить, через «Свойства проекта» изменяется «Система координат». Через поиск следует написать: Asia_North. Теперь в списке предустановленных систем координат (Predefined coordinate systems) отображаются только системы координат, название которых включает символы Asia_North. После требуется выбрать (Equal Area Conic) и применить. Сделать масштаб карты 1:35 000 000. При окончании этих действий нужно сохранить проект QGIS. Файл (*.qgz) в папку.
Следующим шагом является - открытие таблицу атрибутов слоя regions. Важно найти поле population_density. Здесь находится значение плотности населения по субъектам РФ. Далее следует переход в свойства слоя regions, затем на вкладку «Стиль», где выбирается «Градуированный знак». Во 2 поле находится столб таблицы атрибутов, где нужно выбрать из данного списка поле, которое имеет информацию о количестве плотности населения. Необходимо нажать ПКМ на значение параметра «Градиент». В появившемся меню требуется переход к разделу «Все градиенты» и выбор градиента OrRd. Затем нажимается кнопка «Классифицировать». Классификация выполняется с применением метода естественных разрывов (Natural Breaks), который применяется в QGIS по умолчанию. Для применения изменений достаточно нажать «ОК». Снова нужно открыть свойства слоя на вкладке «Стиль», для проверки, что пункт «Связать границы классов» включен. Используя поле ввода в правой части окна, изменяется число классов на 7.
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
Теперь нужно редактировать вручную границы классов. При щелчке ЛКМ по значениям первого класса в списке - появляется окно редактирования границ классов. Необходимо ввести следующие параметры: нижнее значение: 0; верхнее значение: 1. После нажатия «ОК» в разделе редактирования границ классов, выделились в свой класс регионы РФ с плотностью менее 1 человека на квадратный км. Далее изменяются границы следующих классов в соответствии с этим списком: 1-5; 5-10; 10-20; 20-50; 50-100; 100-5000
Визуализация слоя сделана, но прежде, чем идти к другим слоям, нужно сделать ряд изменений. Следует начать с переименования слоя -нажимая слой regions, пункт меню «Переименовать» и вводится новое название: «Плотность населения, чел/км2». После надлежит изменить отображение классов в легенде. Следует снова открыть свойства слоя на вкладке «Стиль». В таблице классов в разделе «Легенда» отображаются наименования классов. На подписи легенды класса «0-1» нужно изменить вручную новую подпись для легенды: менее 1. Также подлежит изменению запись в легенде для класса «100-5000»: более 100.
В свойствах слоя cities, следует найти вкладку «Подписи». В данном списке в верхней его части нужно произвести изменение No labels (Не показывать подписи) на Single labels (Подписи по значениям одного поля. В разделе «Значение» есть поле, из которого будут взяты тексты подписей. Это поле name_map. На вкладке «Текст» произведите изменение размера на 7. В следующей вкладке - «Буфер», включая опцию «Показывать текстовый буфер» (Draw text buffer) применяется размер 0,6 миллиметра.
В разделе «Размещение» следует применить способ размещения значков «Картографический» (Cartographic) и расстояние 0,1 миллиметра от границ символа (From Symbol Bounds). Далее изменяется охват картографического изображения в главном окне QGIS так, чтобы вся территория страны умещалась в нём полностью. Теперь нужно создать новый макет компоновки. Для этого используется пунктом меню «Проект - Создать макет». После введения названия макета откроется новое окно - окно макета.
Современные образовательные практики в студенческих исследованиях
Далее необходимо нанести картографическое изображение на макет. Для этого нажимается кнопка «Добавить Карта» на Панели инструментов. Затем следует установить курсор место страницы, где нужно поместить верхний левый угол карты. Зажав левую кнопку мыши, проводя курсор к месту, где должен располагаться нижний правый угол. После доводки курсора до этого места, отпускается левая кнопка мыши. Затем нужно настроить сетку координат для карты. Для начала требуется найти панель «Свойства элемента», а в ней - раздел «Сетки». Во вкладке «Сетки» и нажимается на «Добавить сетку». Следует уточнить, что к одному изображению можно добавить пару сеток, присвоив им различные названия. В разделе «Свойства элемента» также следует найти вкладку «Фон». Его необходимо поменять на голубой - так можно выделить цветом океаны и моря. После необходим переход к «Добавить Легенда», а затем нажимается ЛКМ возле правого угла карты. Далее нужно открыть «Свойства элемента», после «Элементы легенды». Данный пункт настраивает содержимое автоматически собираемой легенды. Следует выключить функцию Auto Update. Затем производится удаления лишних пунктов, кроме «Людность городов» и «Плотность населения». Следует изменить размер и положение элементов макета так, чтобы и карта, и легенда помещались на одном листе и не перекрывали друг друга. Также следует добавить масштабную линейку на макет, нажав на кнопку «Добавить Масштабная линейка». После вставляется название карты в соответствующем меню.
По результатам работы составлена методическая разработка для школьников по внеурочному мероприятию. Использование методики данного проекта позволит школьникам оценить и изучить демографические ресурсы нашей страны с использованием ГИС-технологий через программное обеспечение QGIS.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/