Научная статья на тему 'Использование гендерного анализа в оценке профессиональной деятельности специалистов налоговых органов как актуальная проблема юридической практики'

Использование гендерного анализа в оценке профессиональной деятельности специалистов налоговых органов как актуальная проблема юридической практики Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
239
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рогова Галина Ивановна, Татарченко Алла Федоровна

Предпринята попытка обоснования необходимости использования гендерного подхода в оценке профессиональной деятельности специалистов налоговых органов и его эффективного использования при построении кадровой политики в структуре Федеральной налоговой службы России. Проанализированы оценки профессиональной деятельности работников налоговыхор-ганов с учетом гендерного анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рогова Галина Ивановна, Татарченко Алла Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of gender analysis for estimation of the professional activity of the tax specialists as a topical problem of law practice

In this study was grounded the necessity of gender approach in an estimation of professional activity of specialists of taxing authorities and its effective use in the construction of personnel policy in the structure of the Federal Tax Service of Russia. Estimations of professional activity of workers of taxing authorities taking into account the gender approach are analysed.

Текст научной работы на тему «Использование гендерного анализа в оценке профессиональной деятельности специалистов налоговых органов как актуальная проблема юридической практики»

оперативного эксперимента // Российский следователь. — 2006. — № 8. — С. 32.

7. См.: Яни П.С. «Проверка на честность», или уголовно-правовые основания выявления взяточничества // Законность. — 2007. — № 1. — С. 7.

8. См.: Комиссаров В.С. Провокационно-подстрекательская деятельность в отношении должностного лица как обстоятельство, исключающее ответственность за

получение взятки / В.С. Комиссаров, П.С. Яни // Законность. — 2010. — № 9. — С. 3—8.

9. См.: Капканов В. Разграничение пресечения преступлений и провокации их совершения // Межотраслевые исследования. — 2007. — № 6. — С. 116.

10. Яни П.С. Указ. соч. — С. 7.

11. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 2006. — № 8. — С. 3 — 11.

Г.И. Рогова, А.Ф. Татарченко

Рогова Галина Ивановна — начальник учебно-методического отдела Центра подготовки персонала Федеральной

налоговой службы г. Нижнего Новгорода

E-mail: [email protected]

Татарченко Алла Федоровна — профессор кафедры социологии и психологии Bолго-Bятской академии государственной службы, кандидат исторических наук

E-mail: [email protected]

Использование гендерного анализа в оценке профессиональной деятельности специалистов налоговых органов как актуальная проблема юридической практики

Предпринята попытка обоснования необходимости использования гендерного подхода в оценке профессиональной деятельности специалистов налоговых органов и его эффективного использования при построении кадровой политики в структуре Федеральной налоговой службы России. Проанализированы оценки профессиональной деятельности работников налоговых органов с учетом гендерного анализа.

In this study was grounded the necessity of gender approach in an estimation of professional activity of specialists of taxing authorities and its effective use in the construction of personnel policy in the structure of the Federal Tax Service of Russia.

Estimations of professional activity of workers of taxing authorities taking into account the gender approach are analysed.

Одной из отличительных особенностей современного этапа развития общества стало усиливающееся изменение социальной роли женщин, активное освоение ими новых сфер профессиональной деятельности, стремление клидерству, равноправному отношению с мужчинами, в том числе и в сфере государственного управления.

В связи с этим возросла актуальность и практическая значимость гендерного анализа1 (использование гендерного подхода) в рассмотрении вопросов развития человеческого потенциала, втом числе роста профессионализма специалистов-женщин и возможности их активного карьерного продвижения. Использование гендерного анализа в оценке профессиональной деятельности специалистов налоговых органов рассматривается в данной статье как одна из актуальных проблем юридической практики.

Использование гендерного подхода в качестве исследовательской методологии наблюдается во многих исследованиях. Анализу отношений между

полами посвящены работы классиков социологической мысли: Э. Гидденса, Э. Дюркгейма, О. Конта, К. Маркса, Т. Парсонса, П. Сорокина, Г. Спенсера, Ф. Энгельса и других ученых.

Данная проблематика находит отражение и в научных работах современных авторов: Т.И. Заславской, Г.Г. Силласте, Н.Д. Стрекаловой, В.Я. Соло-ничевой, А.Ф. Татарченко, О.А. Хасбулатовой, И.И. Черновой и др.

В частности, Н.Д. Стрекалова, исследующая проблемы профессионального становления и продвижения женщин в бизнесе и управлении, подчеркивает, что «рост уровня образования и профессиональной подготовки женщин, широкое вовлечение их в общественное производство, необходимость зарабатывать на жизнь, изменения в распределении обязанностей в семье привели к увеличению численности работающих женщин, усилению их экономической независимости, стремлению к профессиональному развитию и самореализации»2.

Рогова Г.И., Татарченко А.Ф. Использование гендерного анализа в оценке профессиональной деятельности специалистов налоговых органов...

Рогова Г.И., Татарченко А.Ф. Использование гендерного анализа в оценке профессиональной деятельности специалистов налоговых органов...

Анализ, основанный на гендерном подходе, помогает выявить, какое воздействие на женщин и мужчин оказывают государственные решения и проводимая политика. Несмотря на рост квалификации и компетенции женщин, у многих из них изменения в профессиональной карьере происходят слишком медленно. Лишь иногда им удается пробить так называемый стеклянный потолок, преграждающий путь к продвижению на высшие уровни в управлении.

Одним из элементов осмысления современных социальных преобразований выступают гендерные исследования, которые служат для анализа гендерного поведения и форм гендерного взаимодействия. Качественно новое состояние российского общества обнаружило гендерную асимметрию3 и гендерную дискриминацию4. Практика показывает, что внедрение гендерного подхода в деятельность органов налоговой службы выступает важным условием ее реформирования. При этом достижение гендерного баланса, то есть равного представительства мужчин и женщин в органах государственного управления, возможно лишь при соблюдении принципов перехода от гендерной асимметрии к системе гендерно-уравновешенных социальных отношений.

В нашем исследовании гендерные отношения в налоговой среде рассматриваются как часть социальных отношений. С одной стороны, анализируются реальные статусы мужчин и женщин в такой форме социальной стратификации, как профессиональная сфера, а с другой — социальнопсихологическое гендерное сознание, которое включает в себя гендерные установки, нормы, ценностные ориентации,стереотипы и др.

В этом ракурсе представляет интерес социальная структура налоговой среды, которая имеет свои гендерные особенности. В социальной базе респондентов нашего исследования5 отчетливо отразился портрет занятых в ней специалистов. По гендерному признаку большинство специалистов налоговых органов, принявших участие в социологическом опросе, составляют женщины (81%), мужчин более чем в 4 раза меньше (19%). Такое неравенство в соотношении кадров налоговой службы во многом определяется стереотипными представлениями о том, что налоговый инспектор, специалист налоговой службы —это все-таки женская профессия.

Налоговая служба, как и основной контингент респондентов, на протяжении многих лет имеет «женское лицо». Данная тенденция «феминизации6» налоговых органов носит устойчивый характер. Исследования, проведенные современными авторами, подтверждают данный вывод.

Так, например, Е.Н. Жорникова в своем исследовании приводит следующие данные социологического анализа: в 2000 году в структуре налоговых органов женщины составляли 80%, мужчины — 20%; в 2001 году женщины составляли 81%, мужчины — 19%; в 2002 году женщины —

82%, мужчины — 18%7. То есть за 2000—2002 годы в налоговых органах наблюдалось увеличение численности специалистов-женщин, они составляли более 80% работающих в данной сфере деятельности.

С течением времени картина существенно не изменилась. Так, например, на гендерную асимметрию в налоговой среде обращает внимание в своей работе Т.В. Варенникова, отмечая, что в 2010 году в Управлении по Ставропольскому краю соотношение специалистов-мужчин и специалистов-женщин составляло 19% к 81%, «причем по многим направлениям работы это исключительно женские коллективы»8.

Иными словами, налоговая среда имеет ярко выраженную гендерную асимметрию в пользужен-щин, что накладывает определенный отпечаток на уровень взаимоотношений внутри налоговых органов и во внешних взаимодействиях. Хотя давно отмечено, что «в разнополых коллективах создается повышенный жизненный тонус, актуализируются эмоции, стимулируется соревнование»9. При этом гендерные особенности отчетливо проявляются в должностном статусе: чем выше должностной статус, тем резче гендерная асимметрия в пользу представительства мужчин.

В то же время соотношение двух гендерных общностей среди начальников налоговых инспекций составляло в 2000 году 49% — мужчин и 51% — женщин. Практически такое состояние можнохарак-теризоватькакотносительно гендерно-сбалансированное (симметричное), с небольшим смещением (2%) в пользу женщин. Однако среди руководителей высшего звена (начальниковуправлений) в 2000 году в структуре налоговых органов 85% составляли мужчины и лишь 15% —женщины, что говорит о гендерной асимметрии в пользу мужчин10.

На сегодняшний день изменений не произошло: среди высшего руководящего звена ФНС России (например, среди начальников управлений) большинство составляют мужчины. Так, по Центральному федеральному округу 72% руководителей управлений — мужчины и только 28% — женщины, по Южному федеральному округу — 83% руководителей мужчин и только 17% — женщин11.

Таким образом, несмотря на то, что основной контингент работающих в налоговой среде —женщины (их 81%), имеющие высокий уровень профессиональных знаний и компетенций, среди руководителей налоговых органов с высоким должностным статусом проявляется гендерная асимметрия в пользу представительства мужчин. И наоборот, чем ниже должностной статус, тем резче гендерная асимметрия в пользу представительства женщин.

Традиционно считается, что карьерные амбиции более свойственны мужчинам. Они располагают и лучшими возможностями для карьерного роста, их мнение и предложения наиболее часто учитывает руководство, к ним чаще обращаются коллеги за советом. Однако продвижение по карь-

ерной лестнице в органах налоговой службы, как показывает практика, объясняется не только способностями мужчин в сфере профессиональной деятельности, но и некоторыми другими факторами, в том числе и самим гендером, и существующими в обществе стереотипами.

Результаты проведенного нами социологического исследования (исследование проведено в два этапа: 1-й — март — апрель; 2-й — май — декабрь 2009 года) показали, что наблюдается увеличение доли женщин (рост на 14%), крайне заинтересованных в дальнейшем продвижении по службе (см. таблицу 1). Однако самооценка перспективы карьерного роста у них занижена по сравнению с мужчинами.

Таблица 1

Заинтересованность в дальнейшем продвижении по службе,%

Среди женщин увеличилась доля тех, кто считает продвижение по службе маловероятным (рост составил 8%). Мужчины же стали более оптимистично оценивать свои перспективы должностного роста, более чем на 9% увеличилась доля мужчин, считающих карьерный рост вполне реальным (см. таблицу 2).

Таблица 2

Самооценки перспектив карьерного роста,%

Как видно из данных таблицы, у специалистов-мужчин наблюдается рост активности взаимодей-

ствия с коллегами: увеличилось число обращений к ним за советом, их предложения по улучшению работы налоговой службы наиболее востребованы руководством, что нельзя сказать о специалис-тах-женщинах (см. таблицы 3, 4).

Таблица 3

Обращения за советом со стороны коллег,%

Варианты ответов Мужчины Женщины

1 2 1 2

Да, очень часто 67,3 76 84,6 75,7

Иногда 32,7 24 14,9 24,3

Очень редко 0,0 0 0,5 0,0

Более 23% женщин отметили, что их предложения в сфере профессиональной деятельности учитываются крайне редко.

Таблица 4

Востребованность предложений со стороны руководства,%

Варианты ответов Мужчины Женщины

1 2 1 2

Да,очень часто 28,8 38 30,3 20,9

Иногда 46,2 42 55,4 55,6

Очень редко 25,0 20 14,4 23,4

Анализ полученных результатов исследования позволяет сделать вывод, что несмотря на рост мотивации женщин на карьерное продвижение, они довольно низко оценивают свои возможности в этом направлении. Только 5% женщин считают свой карьерный рост весьма реальным. Можно предположить, что женщины на первое место ставят не карьерный рост, а совершенствование профессиональных знаний и умений для закрепления уже достигнутых статусных позиций. Именно специалисты женского пола, испытывающие неуверенность в своих профессиональныхзнаниях, опасающиеся потерять работу, нуждаются, в первую очередь, в социально-психологической поддержке, которую они могут получить в системе дополнительного профессионального образования.

Среди специалистов-женщин проявляется в некоторой степени необходимость в дополнительной профессиональной подготовке в случае проводимой структурной перестройки, внесения изменений в нормативно-законодательную базу и др. Среди мужчин эта потребность несколько снизилась (см. таблицу 5).

Варианты ответов Мужчины Женщины

1 2 1 2

Да, в значительной мере 48,1 42 28,2 41,8

Да, но в незначительной мере 40,4 40 41,0 38,5

Нет 11,5 10 25,1 15,1

3атруднились ответить 0,0 8 5,6 4,6

Оценки Мужчины Женщины

1 2 1 2

Весьма реальная 7,7 8 8,2 4,6

Реальная 34,6 44 34,9 33,5

Малореальная 40,4 34 28,7 36,8

Совсем нереальная 3,8 4 12,3 9,6

Затруднились с ответом 13,5 10 15,9 15,5

Рогова Г.И., Татарченко А.Ф. Использование гендерного анализа в оценке профессиональной деятельности специалистов налоговых органов...

Рогова Г.И., Татарченко А.Ф. Использование гендерного анализа в оценке профессиональной деятельности специалистов налоговых органов...

Таблица 5

Необходимость в дополнительной профессиональной подготовке,%

Варианты ответов Мужчины Женщины

1 2 1 2

Да,очень необходима 48,1 40 40,0 38,5

В некоторой степени необходима 46,2 46 55,9 56,1

Нет 1,9 14 3,6 4,6

Затруднились ответить 3,8 0 0,5 0,8

Полученные результаты исследования позволили сделать вывод, что для специалистов-женщин повышение квалификации служит возможностью закрепиться на прежнем должностном уровне. Однако дальнейший карьерный рост в результате прохождения профессиональной подготовки и включение в кадровый резерв на продвижение чаще стали отмечать мужчины. Среди специалистов-женщин почти на 9%увеличиласьдолятех, кто считает, что повышение квалификации совсем не способствует карьерному росту (см. таблицу 6). В данном случае можно утверждать, что нарушена взаимосвязь между позициями: повышение профессионального уровня — карьерный рост.

Таблица 6

Взаимосвязь профессиональной переподготовки, повышения квалификации и должностного роста,%

Профессиональная переподготовка Мужчины Женщины

1 2 1 2

Значительно способствует должностному росту 15,4 16 11,3 10,9

Способствуют, но незначительно 44,2 58 42,6 35,6

Совсем не способствуют 26,9 18 30,8 39,3

3атруднились ответить 13,5 8 15,4 14,2

Таким образом, специалисты женского пола демонстрируют повышенную заинтересованность к работе в налоговой сфере и в большей степени опасаются ее потерять. Мотивация женщин на карьерное продвижение заметно выросла, однако они по-прежнему довольно низко оценивают свои возможности.

Проанализируем с учетом гендерной составляющей различия в оценке проблемных зон в работе налоговых органов. Оценки престижа статуса работника налоговых органов у мужчин и женщин распределены примерно одинаково. Однако среди специалистов-мужчин на 8% увеличилась доля тех, кто считает статус работника налоговых органов в глазах общественности очень низким. Среди специалистов-женщин в характеристиках престижа показатели также незначительно сместились (на 2%) в зону негативных оценок (см. таблицу 7).

Таблица 7

Престиж в глазах общественности статуса работника налоговых органов,%

Варианты ответов Мужчины Женщины

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 1 2

Очень высокий 1,9 2,0 2,1 1,3

Высокий 17,3 22,0 20,5 18,0

Невысокий 67,3 56,0 54,9 57,7

Очень низкий 7,7 16,0 16,9 18,4

Затрудняются ответить 5,8 4,0 5,6 4,6

В целом, женщины более критично относятся к результатам структурной перестройки налоговой службы (см. таблицу 8).

Таблица 8

Проблемы структурной перестройки налоговой службы,%

Перечень проблем Мужчины Женщины

1 2 1 2

Уменьшение численности квалифицированных специалистов 38,5 48,0 57,4 57,7

Увеличение напряженности работы 71,2 72,0 75,4 84,9

Дублирование функций отделов 21,2 16,0 22,1 21,8

Нарушение принципа единоначалия 17,3 8,0 19,0 15,5

Постоянное измене-ниезаконодательства, влекущее пересмотр процедур контроля 67,3 48,0 68,2 61,9

Плохая информационная взаимосвязь 42,3 32,0 39,5 38,9

По их мнению, структурная перестройка была несвоевременной, неэффективной, что привело к увеличению напряженности работы. Именно женщины находятся на тех участках, которые связаны с большой загруженностью и рутинностью обработки больших объемов поступающей информации, необходимостью постоянного общения с налогоплательщиками, особенно в период проведения налоговых деклараций.

Среди специалистов-мужчин заметен рост обеспокоенности по поводу уменьшения численности квалифицированных специалистов в связи с проведенным сокращением. Сучетом гендерного подхода можно отметить, что специалисты обоих полов близки во мнениях относительно наиболее распространенных негативных факторов в налоговой среде, таких как: бюрократизм, волокита, несогласованность действий внутри организации, непрофессионализм (см. таблицу 9). Однако женщины более критично воспринимают сложившуюся ситуацию: они в большей степени обеспокоены безразличным, неуважительным отношением к коллегам (рост составляет почти 13%). Для них важно наличие положительного социально-психологического климата в коллективе, который способствует росту профессиональной активности и результативности труда.

Однако и мужчины, и женщины отметили, что снизилось влияние таких негативных факторов, присутствующих в налоговой среде, как безответственное отношение к своим должностным обязанностям, стремление использовать должностное положение в корыстных целях, грубость и неуважение в обращении с налогоплательщиками.

Сучетом вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Социальная структура налоговой сферы имеет свои гендерные особенности, характерные и для других сфер управления. С гендерной точки зрения Федеральная налоговая служба, являясь властным социальным институтом, должна представлять собой чисто мужскую организацию. Однако данные кадрового состава показывают, что основной контингент работающих составляют специалисты-женщины, что позволяет говорить о «феминизации» налоговых органов.

Более углубленный анализ показывает, что женщины сохраняют свои традиционные вторые роли в данном социальном институте, выполняют функции, связанные с кропотливой, рутинной работой. Наблюдается гендерная асимметрия в должностном статусе: чем выше должностной статус, тем резче гендерная асимметрия в пользу представительства мужчн.

Этот вывод подтверждается данными социологического исследования В.Я. Солоничевой и А.Ф. Татарченко, которые утверждают, что «изменение состава занятых по полу в конкретных профессиях идет по принципу: удельный вес мужчин повышается по тем занятиям, которые лучше оплачиваются и имеют достаточно высокий общественный престиж»12.

В то же время оба гендера характеризуются сходством профессионального профиля и представлений. Особенности гендера связаны со спецификой социальных ролей, ожиданий, различных личностных качеств, влияющих на профессиональный профиль, в том числе на стремление к

Таблица 9

Наиболее распространенные в налоговой среде негативные факторы (согласие с тезисами),%

Негативные факторы Мужчины Женщины

1 2 1 2

Бюрократизм 46,2 42 42,1 52,3

Несогласованностьдействий внутри организации 7,7 32 15,4 38,1

Волокита 11,5 30 25,6 37,2

Непрофессионализм 19,2 24 20,5 22,2

Безответственное отношение к своим должностным обязанностям 19,2 16 25,6 9,2

Отсутствие принципиальности 26,9 14 30,3 13,8

Слабая информированность по вопросам, соприкасающимся с зоной компетенции 28,8 18 30,8 22,6

Безразличное, неуважительное отношение к коллегам 9,6 10 8,7 21,3

Стремление использовать должностное положение в корыстных целях 28,8 18 17,4 14,6

Грубость и неуважение в обращении с клиентами 34,6 8 35,4 11,3

Рогова Г.И., Татарченко А.Ф. Использование гендерного анализа в оценке профессиональной деятельности специалистов налоговых органов...

Рогова Г.И., Татарченко А.Ф. Использование гендерного анализа в оценке профессиональной деятельности специалистов налоговых органов...

карьерному продвижению. Карьерная мобильность наиболее характерна для специалистов мужского пола. Одной из причин назначения на высшие руководящие посты специалистов-мужчин служит необходимость удержания в налоговой среде профессионалов-мужчин. В основном специалисты женского пола считают свой карьерный рост маловероятным.

Опасения потерять работу, возможность повысить свой материальный уровень являются мощными стимулами для повышения профессиональной квалификации среди женщин. Дополнительная профессиональная подготовка, по их мнению, повышает конкурентоспособность, ценность их как специалистов и одновременно с этим дает шанс на продвижение по службе и улучшение материального благосостояния.

Однако повышение квалификации не позволяет в полной мере учитывать личностный потенциал женщин, а следовательно, и целенаправленно работать над его профессиональным развитием. Возникает «гендерная нечувствительность» к личности женщины. Отсутствует на должном уровне взаимосвязь между профессиональным и карьерным продвижением женщин.

В целом социальная дистанция в положении мужчин и женщин в налоговой среде постепенно сокращается, но существующие стереотипы затрудняют достижение равенства возможностей для обеих гендерных групп, особенно в занятии руководящих постов. «Постепенное изменение гендерного пласта нормативно-ценностной структуры общества снимет “половую” окраску с профессии руководителя, сделает ее чисто функциональной. Однако этот процесс будет происходить противоречиво и будет зависеть от изменений в гендерном сознании людей»13.

Таким образом, для достижения экономического равенства между мужчинами и женщинами необходимо учитывать гендерный подход при осуществлении кадровой политики. Это имеетособое значение для кадровой политики в правоохранительных органах, поскольку напрямую влияет на эффективность их функционирования.

Углубление исследований в области использования гендерного подхода позволит изучить проблему под новым углом зрения, в том числе найти новые направления повышения роли специалистов женского пола в решении актуальных задач в сфере налоговых органов. Такие социально-профессиональные качества женщин, как гибкость, стремление решать спорные ситуации не силовыми приемами, а путем переговоров, умение уста-навливатьдоверительные отношения с налогоплательщиками позволят значительно снизить количество и остроту социальных конфликтов в исследуемой профессиональной среде.

Примечания

1. Гендерный анализ — процедура сбора качественной и количественной информации обо всех сферах жизни общества, направленная на изучение сложившегося положения различных групп женщин и мужчин, выявление существующих и потенциальных проблем, оценку последствий для женщин и мужчин принимаемых политических решений (Гендерный подход в деятельности государственных и муниципальных служащих: Учебное пособие / Под ред. О.А. Хасбулатовой. — Иваново, 2007).

2. Стрекалова Н.Д. Бизнес-образование: гендерный подход. — СПб., 2000. — С. 5.

3. Гендерная асимметрия — социальное явление, выражающее соотношение численности мужчин и женщин в социальной структуре общества и различных сферах его жизнедеятельности с преобладанием одной или другой гендерной общности и вытекающими отсюда социальными последствиями (Силласте Г.Г. Социальные конфликты в финансово-банковской сфере и их последствия. — М., 2004. — С. 51).

4. Гендерная дискриминация (дискриминация по половому признаку) — различие, исключение или ограничение прав и возможностей в отношении женщин или мужчин в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или другой области, закрывающие доступ к ресурсам, в том числе финансовым и властным (Гендерный подход в деятельности государственных и муниципальных служащих: Учебное пособие / Под ред. О.А. Хасбулатовой. — Иваново, 2007).

5. Социологический опрос проведен с участием автора на базе Центра подготовки персонала ФНС России г. Нижнего Новгорода под руководством профессора, доктора экономических наук А.И. Панова. В опросе в 2009 году приняло участие 250 работников налоговых органов РФ.

6. Феминизация — социальный процесс, отражающий последовательное увеличение количества женщин в гендерной структуре населения, занятого в различных сферах жизни общества (Силласте Г.Г. Социальные конфликты в финансово-банковской сфере и их последствия. — М., 2004. — С. 51).

7. См.: Жорникова Е.Н. Личностные факторы профессиональной карьеры женщин в налоговой системе: Дис... канд. психол. наук. — М., 2003. — С. 54.

8. Налоговая система России: становление, развитие и пути совершенствования: Сборник статей научно-практической конференции. — Н. Новгород, 2010. — С. 27.

9. Там же. — С. 28.

10. См.: Жорникова Е.Н. Личностные факторы профессиональной карьеры женщин в налоговой системе: Дис... канд. психол. наук. — М., 2003. — С. 54.

11. interfax.ru/society/news.asp?id = 146853

12. Татарченко А.Ф. Гендерные аспекты регионального рынка труда / А.Ф. Татарченко, В.Я. Солоничева // Гендерные отношения в России: история, современное состояние, перспективы: В 2 ч. — Иваново, 1999. — Ч. 2. — С. 140.

13. Чернова И.И. Гендерные отношения в социальной стратификации современного общества: состояние, перспективы развития: Монография. — Н. Новгород, 2001. — С. 147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.