сийской Федерации» : постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 323. — Режим доступа: https:Zwww.garant.ru
6.0 федеральной целевой программе «Жилище» на 2015—2020 годы : постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 № 1050. —Режим доступа: garant.ru
7. Тарханова Е. В. Развитие экономического механизма регулирования доступности жилья на территориальных рынках недвижимости : автореф. дис. ... кандидата экономических наук / Е. В. Тарханова. — М., 2016.— 25 с.
8. О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфорт-
ным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг : указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600.
9. Social Housing in Europe, С. Whitehead, К. Scalon, published by LSE London, London School of Economics and Political Science, 2008—2016
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова (г. Москва)
Дмитриев А П., доктор технических наук, профессор
Галкин Н. А., соискатель
E-mail: [email protected]
УДК 332. 142
С. С. Железняков, И. Е. Рисин
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА В СНИЖЕНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АСИММЕТРИИ В РЕГИОНЕ
Аннотация: в статье обоснована целесообразность использования форм пространственной организации бизнеса в снижении уровня социально-экономической асимметрии в субъекте РФ. Раскрыт потенциал кластеров и особых экономических зон в реализации названной стратегической цели, приведены примеры эффективных практик.
Ключевые слова: формы пространственной организации бизнеса, потенциал, стратегическая цель, кластеры, особые экономические зоны, социально-экономическая асимметрия, регион.
UDK 332. 142
S. S. Zheleznyakov, I. Е. Risin
USING FORMS OF SPATIAL ORGANIZATION OF BUSINESS IN REDUCING SOCIO-ECONOMIC ASYMMETRY IN THE REGION
Annotation: the article substantiates the necessity to use forms of spatial organization of business in reducing the level of socio-economic asymmetry in a sub ject of the Russian Federation. The potential of clusters and special economic zones in the implementation of this strategic goal is disclosed, examples of effective practices are given.
Keywords: forms of spatial organization of business, potential, strategic goal, clusters, special economic zones, socio-economic asymmetry, region.
Введение
В настоящее время в субъектах Российской Федерации ведется напряженная работа по формированию стратегий их социально-экономического развития на период до 2035 года. Важными компонентами та-
ких стратегий являются цели и механизмы их реализации.
Одной из значимых целей является снижение уровня социально-экономической асимметрии в пространстве региона. Такой процесс может быть обеспечен применени-
ем комплекса механизмов, один из которых предусматривает использование перспективных форм пространственной организации бизнеса — кластеров и особых экономических зон.
Использование кластеров и особых экономических зон для снижения уровня социально-экономической асимметрии в пространстве региона
Оценка современной российской практики свидетельствует о том, что важными элементами институционального обеспечения развития регионов становятся кластеры и особые экономические зоны
(ОЭЗ) —промышденно-производственНые, технико-внедренческие, туристско-рекре-ационные.
Однако, результаты, полученные от их действия, пока далеки от желаемых. Полагаем, что в числе основных причин такого положения — недооценка их потенциала, и как следствие, ограниченность состава целей, достижению которых они могут способствовать.
По нашему мнению, одной из таких целей может и должно стать снижение уровня социально-экономической асимметрии в пространстве региона. В этой связи, полагаем необходимым предложить меры, обеспечивающие использование потенциала форм пространственной организации бизнеса в реализации названной стратегической цели.
В решении такой задачи следует учесть, что типичной практикой для большинства субъектов РФ является локализация кластеров и ОЭЗ в пределах, как правило, одного муниципального образования. Заметим, что их дислокация на территориях, изначально более подготовленных для ведения бизнеса (лучшая транспортная доступность, энергообеспеченность и др.) может выступать дополнительным фактором устойчивого воспроизводства существенных различий между муниципальными образованиями по:
— качеству и объему ресурсной базы экономики (трудовые, земельные, водные, Лесные ресурсы, основные фонды);
— структуре экономики (наличию/отсутствию новых производств, конкурентоспособных на внутреннем, национальном, мировом рынках);
— эффективности хозяйствования (уровню производительности труда, рентабельности и др.);
— инвестиционной привлекательности территорий.
Поэтому востребован подход, предусматривающий разработку проектов формирования (развития) кластеров и особых экономических зон, сфера действия которых будет охватывать ряд муниципальных образований субъекта РФ. При его реализации создадутся возможности для позитивных изменений в социально-экономическом пространстве региона, объективной основой которых станут процессы, связанные с:
— мобилизацией ранее неиспользуемых ресурсов (известно, что муниципальные районы существенно различаются по уровням занятости экономически активного населения, освоения земельных и иных природных ресурсов);
— динамичным перемещением инвестиционных ресурсов на новые территории, востребованных для формирования новых, модернизации действующих производств;
— использованием ресурсов в экономических формах, изначально имеющих повышенный уровень эффективности.
Заметим, что это направление совершенствования экономической и управленческой практики в ряде регионов уже стало реальностью. Так, например, реализуемой ныне в Воронежской области схемой (планом) развития и размещения производительных сил [1] предусмотрена именно такая пространственная конфигурация молочного и мясного кластеров (рис. 1, 2).
Как видно, из приведенных рисунков, названные кластеры, мобилизуя и используя ресурсы множества муниципальных образований, существенно расширяют состав точек роста в экономике региона и тем самым содействуют развитию ряда территорий, в том числе, ранее депрессивных.
Так, например, мясной кластер обеспечивает формирование (развитие) таких точек в Лии и иском. Бобровском, Верхнехавском, Калачеевском, Новоусманском, Подгоренском муниципальном районах, молочный — Аннинском, Бобровском, Бу-турлиновском, Верхнемамонском, Калачеевском, Лискинском, Нижнедевицком, Россошанском, Терновском, Хохольском, Эр-тильскоммуниципальном районах.
се МИ лук и
Рам он ь С.
\ П К
ЗОРОНЕ
' Верхняя Хава ЭРТИЛЬ
.. * ^^ ОООМК^^рхнрхявгкии
^Д • О г 'Новая Уеман|> } \ Панине ■■"'
.Нижмедев*^Ч • 0\ < : *
м^и^роисжс^и- дф^^ю^Л^ : Анна _<Л } 000-БорИс>пе6с*
й4——/и — - " _• 3 ДО 'Аымммский V _ —""—Л
\
Терновка
Хохольский
(
Рельевка
ЗАО "Анн имении
С Каи
лирекое \
—зми «инимеки!
I ) мясокомбинат'
Гриба но вс кий
юнеж .. ^у \ч| ^
—л—I
ч му .....
ЗАО "Во ^.рождение/
> острогожск
.лиски
/ Г\
Л
6утурлин0вка
У о
Воробьевка
Каменка _
Под горе нс кии
Эльховатка
павловск
ОАО "Сзг^нонский /
мнгпкамвинлт" #
/
4ч-(
/ V идиг / ^ Л мясно;
ОАО "Комбинат мясной Калачесвский"
россошь
Г-
¿Верхний Мамон
? «
Петропавловка
1 Г
60гучар
мясокомбинат'' ООф "Борисоглебский гч мясоконсервный комбцы^з Г * ]
поворино
новохоперск
Кантемировка
Условные обозначения:
О
ядро кластера
проиайодст&о мясных продуктов
Рис. 1. Пространственная конфигурация кластера по производству мясных продуктов
в Во|ю110/1\'ской области [1]
Для особых экономических зон такой вариант стал реальностью только в последнее время, поскольку Федеральный Закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» запрещал создание промышленно-произ-водственных и техническо-внедренческих особых экономических зон на территориях несколько муниципальных образований [2]. Изменения, внесенные Федеральным законом от 30.11.2011 г. № 365-ФЭ, сняли такое ограничение [3].
Значимым для реализации позиционированного нами подхода является и еще одно положение Федерального Закона
«Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) о том, что в субъекте РФ может действовать кластер, как совокупность особых экономических зон одного типа, или нескольких типов. Иными словами, создана правовая база, позволяющая использовать уникальные возможности одного, или ограниченного ряда муниципальных образований, реализуемые в создании и действии технико-внедренческих зон, для тиражирования полученных эффектов в промыш-ленно-производственных зонах, мобилизующих ресурсы других муниципальных образований.
Рамонь
г-1
( ООО'Землянскмолдкр' ^СЕМИЛУКИ
Верхняя Хава, эртиль »
10"Эртильмолоко"|
^Нижнедевиц ХОХОЛ
"Хохол^кий филиал оао мкзао "каскад»*
£ Ку , .
(ЖО'Ър^юнежрорагро!!/")
Q эас ■:<-,>,„,! "1 ^ —
000 фирмЯ?Малыш" ( /"г Л
• , 7 Новая УСМЭНЬ-*'-" Пдымнп г
ТТанино , ' Тернов.,
Л*—55"*?. .__----Ч _роосх
Есиповское молоко"
Нижьодевицкий нов1 IЗЭЙД
Анна
Репьевка
"Аннинское молоко" — — О филиал ОАО'ВБД"
' м\ X ч >--\БОБРОВ г, -
||\ \ П „„г г \Таловая«
м \ \ ^ ООО Боброве кии \ \ ^ \ ^ ^сыродельный ^вод" *
|000Тородсксн\ \ у ч
ЛИС1™
Грибановский
БОРИСОГЛЕБСК
"-'молочный за^од л ИСКИ ^
Лискинский" \ # \ \ \
\ \ V
, - л - \
острогожск' ,
1
завод молочным
"О
ПОВОРИНО НОВОХОПЕРСК
ю
бутурлиновка
Воробьевка
Каменка \ ^
V Л ПАВЛОВСК ч
Подгоренский д, / у-ч заВод
^¡Эльховатка " ^
*
\
\
.0
молочный
КАЛАЧ
\
ОАО завод ^оЛочный"-^"Верхнемамся^кий"
ОАО Фирма 'Молоко* С хний |у]амон Петропавловка4
россошь 1
Кантемировка
Условные обозначения:
^ ^ ядро кластера _ _ _ _ . производство молока
Рис. 2. Пространственная конфигурация кластера по производству молока в Воронежской
области [1]
Выводы
Реализация предложенного нами подхода предполагает, чтобы:
— в разрабатываемых ныне Стратегиях развития субъектов РФ на период до 2035 года механизмы их реализации, обеспечивающие кластеризацию, создание и развитие различных видов ОЭЗ, были изначально ориентированы на снижение социально-экономической асимметрии I! пространстве региона;
— органы местного самоуправления стали активными участниками процессов разработки и реализации стратегий и программ развития региона и муниципальных образований;
— оценка эффективности деятельности органов публичной власти регионального и муниципального уровней включала показатели, характеризующие уровень социально-экономической асимметрии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Региональная схема (план) развития и размещения производительных сил Воронежской области. — URL: http://economy.gov. vrn.ru (дата обращения: 25.04.2017).
2. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ / КонсультантПлюс (дата обращения 25.04.2017).
3. О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» : федеральный закон от 30.11.2011 г. № 365-ФЗ / Информационно-правовое обеспечение «Гарант» (дата обращения 25.04.2017 г.).
Юго-Западный государственный университет
Железняков С. С., кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики, управления и политики E-mail: [email protected]
Воронежский государственный университет
Рисин И. Е., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой региональной экономики и территориального управления
E-mail: [email protected] Тел.: 8 (473) 221-07-22
УДК 336.6
Т. С. Колтыкова, Е. О. Астапенко
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОГО
ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА
Аннотация: в статье рассмотрены современные методы комплексного анализа инвестиционного потенциала региона. Авторы отмечают важность исследования данной проблематики, поскольку современная экономика — экономика знаний — в основе своей базируется на развитии и использовании инновационных возможностей в отношении самых разнообразных ресурсов: как материальных, так и человеческих. Учест ь весь комплекс этих составляющих возможно с применением интегральных методов оценки.
Ключевые слова: региональная экономика, инновационный потенциал региона, методика оценки инновационного потенциала региона.
UDK 336.6
T. S. Kolmykova, E. O. Astapenko
MODERN ASPECTS OF ASSESSING THE INNOVATIVE POTENTIAL
OF THE REGIONS
Summary: the article considers modern methods of complex analysis of the investment potential of the region. The authors note the importance of researching this problem, because the modern economy — the knowledge economy — is based on the development and use of innovative opportunities for a variety of resources: both material and human. To take into account the whole complex of these componen ts is possible with the use of integral meth ods of evaluation .
Keywords: regional economy, innovative potential of the region, methodology for assessing the innovative potential of the region.
Введение
Инновационная деятельность региона, в особенности анализ его потенциальных возможностей и способностей к усовершенствованию, являются предметом пристального изучения, что, в частности находит от-
ражение в работах следующих авторов [2, 3, 4, 5, 6]. В международной и отечественной практике управления инновациями сложилось множество подходов к оценке инновационного потенциала с точки зрения его способности формировать инновацион-