Кабинет практического психолога
выполняются 11 упражнений из различных исходных положений.
Программа курса рассчитана на 54 часа. Курс предусматривает консультационную работу с учащимися, повторение и применение полученных знаний, а также контроль знаний и умений.
При изучении курса целесообразно использовать следующие виды деятельности: работу с учебной, научно-познавательной литературой, работу в группе, индивидуальные занятия, практические занятия.
После окончания курса учащиеся должны уметь самостоятельно разбирать и собирать оружие, а также производить регламентные работы по обслуживанию вверенного оружия (чистку, смазку основных механизмов, мелкий ремонт).
Критерием успешности прохождения данного курса является умение применить полученные теоретические знания на практике.
Динамика интереса к курсу будет отслеживаться через повышенный интерес к занятиям по стрельбе, эмоционально-психологическое состояние учащихся на занятиях, стремление к получению новых знаний и желание преодолеть возникающие трудности.
Итоговый контроль предусматривает проверку теоретических знаний, умений и практических навыков стрельбы.
Вопросы к теоретическому разделу курса для контроля знаний учащихся
1. Расскажите об истории развития пулевой стрельбы в России и в Якутии.
2. Расскажите об участии российских спортсменов на чемпионатах мира, Европы и Олимпийских играх.
3. Что называется выстрелом?
4. Что влияет на дальность и точность полета пули?
5. До каких пор действует сила отдачи винтовки?
6. Как называется наука, изучающая движение пули?
7. Что такое траектория полета пули?
8. От чего зависит величина силы сопротивления воздуха?
9. Расскажите о способах стабилизации полета пули.
10. Явление естественного рассеивания пуль.
11. Расскажите о причинах рассеивания пуль.
12. Что называется отклонениями пробоин?
13. Для какой цели необходимо определять среднюю точку попадания пуль?
14. Какие способы определения средней точки попадания пуль вы знаете?
15. Расскажите о технических характеристиках винтовки ИЖ38.
16. Какие пули используются для стрельбы из пневматических винтовок?
17. Назначение и устройство основных частей пневматической винтовки.
18. Расскажите о положении частей и механизмов винтовки при хранении и до заряжания.
19. Что происходит с механизмом винтовки при заряжании?
20. Как работают части и механизм винтовки при выстреле?
21. Основные правила ухода за пневматической винтовкой.
22. Какие правила безопасности и правила выполнения стрельб должен знать стрелок?
23. Как производится приведение винтовки к нормальному бою?
24. Что такое точность стрельбы?
25. Что такое кучность стрельбы?
26. Порядок организации и проведение соревнований по стрельбе.
Литература
1. Вайнштейн Л.М. Психология в пулевой стрельбе. - М.: ДОСААФ СССР. 1981С 42.
2. Волков П.Б. Этнокультурный компонент в формировании ценностного отношения к физической культуре воспитанников интернатного учреждения // Инновационные проекты и программы в образовании.-2009. - №6.
3. Гайданина И. И., Обухова О.В. Проект комплексного формирования личности детей дошкольного возраста, проживающих в климатогеографических условиях Крайнего Севера, средствами физического воспитания // Эксперимент и инновации в шко-ле.- 2008. - №3.
4. Годфруа Ж. Что такое психология. - Т. 1. - М.: Мир. 1992. - С. 121-124.
5. Жилина М.Я. Построение тренировочного процесса квалифицированных стрелков. Теория и практика физической культуры. -1995.- С 42.
6. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. - М.: Просвещение, 1980. - С 96.
7. Ковальчук В.И. Учащиеся младшего школьного возраста и их здоровье: физическое, психологическое и нравственное // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №4.
8. Найдиффер P.M. Психология соревнующегося спортсмена. - М: Физкультура и спорт. 1979. - С 53-60.
9. Петровский A.B. Введение в психологию. - М.: Академия 1995. - С 148-153.
10. Пуллэм Б. Хейненкрат Ф. Спортивная стрельба из винтовки. - М.: Физкультура и спорт. 1991. - С 40-42.
11. Умаров М.Б. Особенности психологической подготовки стрелка. - М.: Физкультура и спорт. 1960, - С.4
Автор делится опытом работы по использованию моделей ТРИЗ-технологии в образовательном процессе, приводит примеры заданий, которые позволяют сделать сложный материал более простым для усвоения.
Гвоздикова Елена Ивановна
учитель русского языка и литературы МОУ«СОШ №97 с полным днём пребывания детей» Удмуртская Республика, город Ижевск [email protected]
Использование элементов ТРИЗ на уроках русского языка
Как развивать творческую личность, способную самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации?
Ключевые слова: дифференцированный и индивидуальный подход, исследовательская деятельность, развитие способностей и познавательных интересов, ТРИЗ-технология, лингвистические задачи.
В образовательном стандарте отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями современного общества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существующих в нем связей, широким внедрением инновационных технологий. Важной целью образования в этих условиях становится подготовка учеников к решению широкого круга проблем, к овладению исследовательской деятельностью, направленной на развитие способностей и познавательных интересов каждого ребенка, учитывая психологические особенности его развития.
Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) - одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования, а следовательно, и успешность обучения школьников.
Обучать серьезному надо увлекательно. ТРИЗ-технология - преимущественно игровая, а поскольку она еще и предполагает реализацию дифференцированного и индивидуального подхода, каждый ребенок выполняет задание на своем уровне развития, чувствует себя комфортно и развивается в соответствии со своими возможностями. Если игра интересна, увлекательна, разнообразна - энергия ребенка неиссякаема. Приведу примеры игр, которые использую на уроках.
Игра «Аукцион» или «Укрась слово»
Учитель показывает какой-либо предмет (книгу, ручку, тетрадь, др.) и предлагает детям по цепочке называть признаки предмета и действия, отвечая на вопросы какой? что делает? Если ученик повторяет уже сказанное или затрудняется ответить, он садится. В конце игры остается один ученик-по-бедитель.
Игра «Цепочка».
Учитель называет любое слово (существительное) и имя ученика. Этот ученик называет признак или действие данного объекта (прилагательное). Следующий придумывает другой объект, обладающий таким же признаком или действием. И т.д.
Например: Крокодил - зелёный - кустарник - колючий - еж - маленький - мячик - легкий - пример длинный - день - счастливый - друг - испытанный -прибор - дорогой - костюм.
Игра «Путаница»
Класс делится на две группы. Одна группа записывает на отдельных листочках имена существительные, другая - глаголы. Затем учитель наугад берет листочки из каждой группы и записывает полученное сочетание. Например: «дом прыгает», «чайник фыркает», «ветер поёт» и т.д. Дети пытаются:
а) объяснить последствия получившихся нелепиц;
б) объяснить, как такое может быть на самом деле, используя переносное значение слов и аналогии.
Например: объяснить, как ветер может петь - сильные порывы ветра мы слышим, эти звуки напоминают нам песню.
Благодаря данной игре дети хорошо усваивают, что такое метафора.
В традиционной педагогике работа с метафорами сводится к общим рекомендациям типа «пробуждать детей делать сложные сравнения», «учить детей раскрывать смысл метафор» и т.д. Основная цель педагога, использующего ТРИЗ-технологию: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафоры.
Последовательность сочинения метафор может выглядеть так:
1. Что? (выбрать объект).
2. Что делает? (назвать действие объекта).
3. На что похож? (выбрать другой объект, совершающий такое же действие).
4. Где? (назвать место, где обычно находится первый объект или происходит его действие).
5. Пункт 4 (прилагательное) + Пункт 3 (существительное) = метафора.
Пример:
1. Котёнок.
2. Играет.
3. Ребёнок.
4. Дом.
5. Котёнок - домашний ребёнок.
С огромным интересом дети решают лингвистические задачи. Вот некоторые из них.
1. Лингвист приехал в город Языкознание и решил навестить своих друзей-близнецов, которых звали звук, окончание, слово и предложение. Лингвист хорошо помнил, что все они жили в домах с одинаковым номером 5. Одна лишь проблема: он забыл название улиц. Помогите ему, пожалуйста, вспомнить названия улиц, на которых жили его друзья. Подумайте, что это были за близнецы.
2. На улице Фонетика построили дом. Желающих получить новую квартиру много. Это звуки: [р], [б], [ж], [а], [п], [ш], [о], [ц], [у], [ы]. К со-жалению, свободных квартир, осталось только 4: однокомнатная, двухкомнатная, трёхкомнатная, четырёхкомнатная.
Как расселить эти звуки, чтобы они остались довольны и жили дружно между собой?
3. Бабушка Морфология решила разобрать морфологические признаки, которые долгое время находились в её сундуке. Здесь были наклонение и лицо, вид и склонение, спряжение и падеж, число и время.
Теперь они будут находиться в шкафу, в котором 3 полки.
- Как бабушка Морфология разложит эти морфологические признаки?
- Кому из них придётся «разрываться»?
- Как можно решить эту проблему, убрав одну полку из шкафа?
4. Синтаксис получил новую квартиру. Придя в магазин, он растерялся: вся мебель очень удобная и красивая. Здесь были приставки, звуки, омонимы, запятые, словосочетания, фразеологизмы, тире, предложения, предлоги, обращения, орфограммы.
Что из данной мебели Синтаксис купит себе в квартиру? Что поставит в гараж?
5. В туристическую фирму пришли слова: филин, олимпиада, бюро, синтаксис, рифма, гараж, матч, штаб, вахта, почта, джем. Они хотели бы поехать отдохнуть в разные страны: в Грецию, Францию, Германию и Англию.
Вернувшись из поездки, они снова пришли в эту туристическую фирму и сказали, что отдых им не понравился. Почему?
6. В бор за грибами на двух автобусах приехали слова: шляпка, гребень, норка, ключ, полотно, кнопка, спутник, лук, коса.
Собирали грибы долго и очень устали, поэтому хотели побыстрей сесть в автобус. Но вот проблема: номер они не запомнили, а автобусы совершенно одинаковые. Как быть?
7. Коля Грамотейкин объявил всему классу, что он сделал великое открытие: слова, оканчивающиеся на - ая, являются именами прилагательными, так как отвечают на вопрос: какая? Например, кладовая, вселенная, запятая, больная, слепая, родная, весёлая, зелёная, железная.
Большинство учеников такое «открытие» не приняли. Почему?
Таким образом, уроки с использованием моделей ТРИЗ-технологии являются средством формирования успешности учения школьников. Данная технология представляет собой действенный инструмент для поиска нетривиальных идей, развития системного, творческого мышления, формирования творческой личности, позволяет детям самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации. Одним из критериев успешности обучения является доступность и посильность образовательных технологий. В ТРИЗ-технологии разработаны модели, использование которых позволяет сделать сложный материал более простым для усвоения. Овладев тем или иным алгоритмом, дети легко могут применять его в последующей работе.
Список литературы
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1986.
2. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.,2000.
3. Селюцкий А.Б., Альтшуллер Г.С. Крылья для Икара. Петрозаводск: Карелия. 1980.
4. Злотин Б.Л., Зусман A.B. Изобретатель пришел на урок. Кишинев, 1990.
5. Гвоздикова Е.И. Использование элементов ТРИЗ на уроках русского языка // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №5.
6. Железнова С.В. Формирование технологической компетентности у дошкольников на основе методов ТРИЗ. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2010. -№3.
В данной работе рассматриваются активные и интерактивные методы обучения и, в частности, использование технологии «Дебаты» как одной из эффективных форм воплощения интерактивной стратегии. Автор подробно описывает подготовку и проведение дебатов, а также предлагает элемент урока развития речи с использованием данной технологии.
Русецкая Ольга Анатольевна
заместитель директора поУВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа №26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Абакан
Технология «дебаты» -интерактивная форма обучения на уроках развития речи
Как можно использовать технологию «Дебаты» для раз вития коммуникативных компетенций учащихся?
Ключевые слова: гражданское образование; активные и интерактивные методы обучения; компетенции; технология «Дебаты».
Для правового государства важнейшей задачей является воспитание эрудированных, высококультурных, толерантных и мобильных, целеустремленных, уверенных, свободных от стереотипов граждан, критически осмысляющих перемены, происходящие в обществе. Сегодня России нужны педагогические модели, отвечающие требованиям и системе ценностей гражданского общества, позволяющие сформировать демократическую культуру подрастающих поколений. Сегодня важно, чтобы ученик не был пассивным объектом воздействия, а мог самостоятельно найти необходимую информацию, обменяться мнением по определенной проблеме, находить аргументы и контраргументы, выполнять разнообразные роли.
Ясно, что простая трансляция знаний или отработка отдельных интеллектуальных умений не должны являться преобладающими. Наиболее адекватными с точки зрения становления гражданских компетентностей являются активные и интерактивные методы, которые предполагают взаимодействие и сотрудничество всех участников образовательного процесса в решении учебных и практических задач.
Применение активных и интерактивных технологий на уроках русского языка, литературы и развития речи повышает интерес к изучаемым предметам, способствует повышению качества обучения, позволяет использовать обучающимся различные источники информации (в том числе и Интернет). Формы воплощения активных методов обучения разнообразны: крутые столы, дискуссии, «мозговые штурмы», различные беседы; к интерактивным методам можно отнести проектную дея-
тельность, ролевые и деловые игры, дебаты. Остановимся подробнее на использовании интерактивных методов.
«При использовании интерактивной стратегии роль преподавателя резко меняется - перестает быть центральной, он занимается общей организацией, определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения плана работы, помогает в случае серьезных затруднений. При этом учащимся необходимо совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения. Также для интерактивных методик важно, чтобы между заданиями групп существовала взаимозависимость, а результаты их работы дополняли друг друга»1. Одна из эффективных форм воплощения интерактивной стратегии - технология «Дебаты».
Использование интерактивных форм обучения и в частности технологии «Дебаты» на уроках русского языка, литературы и уроках развития речи способствует развитию и воспитанию следующих компетенций:
1. Расширению общекультурного кругозора:
- обогащению знаний, относящихся к гуманитарным областям;
- развитию интереса к регулярному чтению, формированию мотивации обучения;
- формированию интереса к регулярному чтению научной, научно-популярной, художественной литературы.
2. Развитию интеллектуальных способностей:
- формированию критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями;
- умению анализировать различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств;
- умению различать факты и точки зрения, анализировать полученную информацию.
3. Развитию исследовательских и организационных навыков:
- собирать и анализировать материалы из различных источников;
- оценивать различные версии и мнения;
- собирать доказательную базу и грамотно ее при-
менять.
4. Развитию творческих качеств:
- умению по-новому взглянуть на проблему, использовать нетрадиционные способы для ее решения, видеть новое, необычное.
5. Развитию коммуникативных умений:
- умению слушать и слышать собеседника;
- терпимости к различным взглядам, иным точкам зрения, толерантности;
- способности работать в команде.
6. Развитию ораторских способностей:
- навыков публичного выступления;
- умению четко выражать свои мысли в устной и письменной форме.
7. Формированию гражданской позиции:
- способности формулировать и отстаивать собственную точку зрения;