найти нужный курс и, соответственно, выполнять задания с любого устройства, в котором есть выход в интернет, будь то ноутбук, планшет или смартфон.
Из всего вышесказанного можно сделать выводы, что в наши дни каждый вуз выбирает создание курсов на платформах LMS или LCMS, но большинство вузов в нашей стране рассматривают коммуникативные, более доступные для понимания методики обучения, поэтому выбор падает на LMS Moodle. Дальнейшее всестороннее использование LMS Moodle приведет исключительно к положительным результатам и окажет благоприятное воздействие на процесс обучения английскому языку. Необходимо помнить, что каждый студент обучается по-своему, обладает собственным когнитивным стилем, поэтому нужно проводить профессиональное ориентирование, оценку и мониторинг процесса обучения, профессиональную подготовку преподавателя, что является обязательным условием успешной работы системы. Система управления обучением Moodle может быть использована не только для организации дистанционного обучения, но, безусловно, будет полезна и в обычном учебном процессе вуза.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белозубов A.B., Николаев Д.Г., Cиcтeмa диcтaнциoннoгo oбучeния Moodle. Учебно-методическое пособие (Ebook) - СПб, СПбИТМО, 2007. - С. 108
2. Электронный ресурс "Обучающая среда Moodle" http://docs.altlinux.org/current/modules/moodle/ Дата обращения 15.09.14
3. Электронный ресурс "Преимущества Moodle" http://www.opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd Дата обращения 20.09.14
4. Электронный ресурс LMS and LCMS: В чем разница? http://www.distance-learning.ru/db/el/B254358DE85FFE70C325723B0032F739/doc.html Дата обращения 22.09.14
5. Электронный ресурс "Аналитическая записка "Выбор системы дистанционного обучения"" http://ra-kurs.spb.ru/2/0/2/1/?id=13 Дата обращения 22.09.14
6. Электронный ресурс "Портал дистанционных образовательных технологий СПбГПУ" http://dl.spbstu.ru/ Дата обращения 22.09.14
УДК 811.111:378.147.88
Е.А. Кабанова
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Информатизация образования и активное применение электронных устройств на занятиях и при самостоятельной работе - новый этап в развитии учебного процесса и системы образования в целом. Основной целью данной статьи является рассмотрение устройств, используемых студентами при выполнении аудиторных заданий и при подготовке индивидуальных работ. Приводится краткий анализ полезности электронных устройств, используемых студентами неязыковых направлений во время занятий.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, ноутбук, электронная книга, планшетный компьютер, смартфон, самостоятельная работа, текст.
За последнее время произошли стремительные перемены в обществе, «информационный взрыв», значительно вырос интерес к новым технологиям, что в свою очередь повлияло на образовательную систему. Стали появляться новые походы к обучению, использоваться всевозможные информационные и коммуникационные технологии, изменяться методы преподавания. Подобные изменения нельзя не заметить среди студентов. Сегодня каждый учащийся не может представить свою жизнь без каких-либо электронных устройств, которые он очень часто использует на занятиях и дома. Новые технологии прочно вошли в жизнь человека, делая информационную сферу более доступной.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройством ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией [3].
Основным средством ИКТ для информационной среды является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Помимо компьютеров широко применяются разнообразные электронные устройства, которые очень часто использует современный студент на занятиях: ноутбуки, электронные книги, планшетные компьютеры, смартфоны и др. В связи с этим возникает необходимость анализа преимуществ и недостатков использования электронных устройств в учебном процессе при обучении иностранному языку в вузе.
Для начала рассмотрим несколько электронных приборов, которые весьма популярны среди студентов.
Ноутбук в переводе с английского означает «блокнот» или «переносной компьютер». Это портативное устройство в виде книги, которое обладает большим объемом памяти и программно-аппаратной совместимостью с более мощными компьютерами [6]. Это, наверное, самое полезное устройство, поскольку в одиночку может заменить сразу несколько приборов -компьютер, электронную книгу и др. Он может стать полезным дополнением к уже имеющемуся стационарному компьютеру или заменить его.
Электронная книга - это устройство, в котором информация представлена в электронном виде. Сегодня можно встретить электронные книги в аппаратной интерпретации, так называемые цифровые гаджеты (устройства для чтения электронных книг). Такие книги оснащены экраном, при котором изображения и текст легко читаются, как будто они напечатаны на обычной бумаге. Подобные устройства очень полезны тем, кому приходится много читать. Пользоваться таким устройством легче, чем большим количеством обычных книг, поскольку оперативная память книги дает возможность хранить большой объем информации. Подобная функция очень удобна для учащихся, т.к. одна электронная книга заменяет большое количество обычных бумажных источников.
Также существует тип маленького компьютера с сенсорным экраном, который называется планшетным компьютером, в переводе с английского «tablet computer» [5]. Управлять таким устройством можно путем прикосновения к экрану рукой или стилусом. Планшеты являются общераспространенным устройством среди студентов. Возможности у них почти такие же, как у ноутбуков при размерах, сравнимых с электронными книгами. Такие устройства позволяют читать учебные материалы почти в любом месте, пользоваться интернетом, смотреть и слушать обучающие видео- и аудио-материалы.
Слово «смартфон» в переводе с английского «smartphone» означает «умный телефон». Это устройство является мобильным телефоном с операционной системой и функциями такими же, как у персонального компьютера. Данное устройство является универсальным мобильным помощником в обучении, дает массу возможностей для самообразования. К примеру, его можно использовать для прослушивания аудио материала или для поиска информации.
Все вышеперечисленные устройства прочно вошли в жизнь современного студента, поскольку дают возможность получения и хранения информации, что является очень важным в процессе обучения. Из краткого обзора функциональных возможностей электронных устройств видно, что они являются всего лишь трансляторами информации, а этого недостаточно в учебно-познавательном процессе. Необходимо решение той или иной практической или теоретически значимой проблемы, которое возможно при совместной деятельности учащихся и преподавателя. Электронное устройство - это всего лишь инструмент для получения нужного материала, а адекватное восприятие, анализ и рефлексия полученных данных происходит в сотрудничестве преподавателя и студентов.
Нельзя забывать и о роли самостоятельной работы учащихся, которая включает в себя подготовку к семинарам, лабораторным работам, лекциям, зачетам, экзаменам, выполнение заданий, курсовых работ, рефератов и проектов. Такой вид работы занимает особое место в обучении, потому что студент приобретает знания только в процессе самостоятельной учебной деятельности. Исследователи считают, что применение ИКТ в учебном процессе позволяет не только «сбалансировать аудиторную и самостоятельную работу студентов по овладению профессионально-релевантными компетенциями, но и повысить их заинтересованность в формировании лингвистической компетенции за счет использования нетрадиционных методов изучения материала, что помогает выработать у студентов навыки организации самостоятельной деятельности» [1:19].
В процессе исследования для получения полной картины использования ИКТ в обучении нами был рассмотрен социологический опрос «Какой вид устройств наиболее полезен в учебном процессе?», проведенный в августе 2014 года компанией Mail.Ru Group среди пользователей Интернета [4]. В результате опроса получены следующие данные, представленные в Таблице 1:
Таблица 1. Результаты социологического опроса по степени полезности обычных учебников и технических устройств в учебном процессе
Носитель информации Количество проголосовавших
% Чел
Бумажный учебник 44.67 5084
Планшетный компьютер 18.26 2079
Персональный компьютер 8.88 1012
Электронный учебник 6.83 778
Смартфон 6.73 767
Прочее 14,63 1658
Как видно из результатов опроса, подавляющая часть опрошенных придерживается мнения, что обычный бумажный учебник наиболее полезен в учебном процессе. С этим нельзя не согласиться, поскольку не все электронные носители дают возможность делать пометки в текстах и упражнениях, что очень важно при усвоении материала. Среди электронных устройств планшетный компьютер рассматривается как наиболее необходимый. Данный показатель можно наблюдать среди учащихся, поскольку устройство является подходящим для выполнения многих учебных задач, например, чтения, аудирования, поиска информации. Многие студенты активно используют планшетные компьютеры на аудиторных занятиях и в самостоятельной работе.
При написании данной работы также были проведены беседы среди студентов по поводу необходимости использования электронных устройств на занятиях. Большинство учащихся уверено, что планшетный компьютер весьма полезен в обучении, поскольку дает возможность обращаться к учебной литературе в любом месте.
Использование устройств с размерами экрана, приближенного к размерам обычной книги, допустимо, поскольку данное устройство позволяет отображать текст на экране в полном объеме. Если рассматривать вопрос о восприятии текста, то прежде нужно отметить, что «текст представляет собой объединенную по смыслу последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связанность и цельность» [2:9]. Поэтому, принимая во внимание, что не все устройства позволяют видеть текст в полном объеме (например, у большинства смартфонов диагональ экрана не превышает 4,5 "), должного восприятия информации не произойдет.
Также необходимо обратить внимание на то, что в последнее время студенты все чаше применяют устройства для фиксации информации, написанной на доске. Данный способ обработки и сохранения информации не является показателем адекватного понимания содержания информации. Для того чтобы осмыслить новый материал, его необходимо лично
проработать. Такое восприятие происходит при переписывании информации, поскольку наиболее глубокое понимание материала возможно при переосмыслении текста. Когда учащийся списывает, у него развивается внимание и зрительная память, потому что в сознании студента складывается графически правильный образ слова, который фиксируется в зрительной, а после и в моторной памяти.
Согласно показателям социального опроса и наблюдениям за студентами Политехнического университета, современное обучение неразрывно связано с информационными технологиями. Помимо позитивных моментов, при использовании современных средств ИКТ могут возникнуть и отрицательные результаты, среди которых выделяется тотальная индивидуализация, которая пренебрегает обычным обменом информации в диалогах, и поэтому общение больше строится как «диалог с компьютером».
Использование средств ИКТ в обучении может привести к тому, что студент будет просто потреблять информацию, не применяя диалогическое общение, таким образом, будет отсутствовать практика межличностного общения. В таком случае возникает опасность угасания монологического общения с самим собой, что является самостоятельным мышлением, и основанное на диалоге интерактивное творческое мышление будет постепенно теряться.
Нельзя также не отметить то, что при наличии всемирной сети Internet, проблема плагиата стоит как никогда остро, поскольку несложно найти любой материал в сети. Подобные привычки не способствуют развитию самостоятельности мышления и, таким образом, не повышают результативность обучения.
Наше время - это период бурного развития технологий. Применение различных электронных устройств на аудиторных занятиях и при самостоятельной работе стало неотъемлемой частью образовательного процесса. Необходимо осмыслить возможности и оценить достижения, к которым приведут новые технологии в образовании. При обилии информации и присутствии различных электронных приспособлений важно не забывать, что применение электронных устройств должно развивать у учащихся тягу к науке, самообразованию. Информационные технологии -это инструмент не для поиска легких путей в обучении и развлечений, а надежный помощник на пути к саморазвитию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Быканова В.И. Он-лайн технологии в обучении иностранным языкам в техническом вузе // Высокие интеллектуальные технологии и инновации в национальных исследовательских университетах - 2014. - Том 2 - С.19-21.
2. Валгина Н. С. Теория текста. - М.: Логос. 2003. -173 с.
3. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm. Дата обращения 17.09.2014.
4. Какой вид устройств наиболее полезен в учебном процессе? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hi-tech.mail.ru/polls/1326/. Дата обращения 15.09.2014.
5. Электронный словарь Мультитран. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.multitran.ru/c/m.exe?l1=1&l2=2&s=tablet+computer. Дата обращения 02.10.2014.
6. Cambridge English-Russian Dictionary. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dictionary.cambridge.org/dictionary/english-russian/notebook. Дата обращения 12.09.2014.
УДК 378.16
М.А. Одинокая
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В статье предложено применение технологии интерактивного обучения для организации самостоятельной работы студентов в техническом вузе. Рассматривается возможность развития когнитивной и коммуникативной компетенций студентов посредством интерактивного социального сервиса ВКонтакте. Обосновывается необходимость применения учебного модуля на виртуальной платформе ЬМ8 МООБЬЕ. Определяются границы применимости проблемного подхода в условиях технического вуза. Уточнены понятия исследования: «педагогический мониторинг», «контроль», «консультирование».
Ключевые слова: самостоятельная работа, технология интерактивного обучения, когнитивная компетенция, коммуникативная компетенция, иностранный язык, технический вуз, платформа ЬМ8 МООБЬЕ, социальная сеть ВКонтакте, алгоритм, мониторинг, контроль.
В центре внимания современных педагогов стоят вопросы, связанные с совершенствованием условий организации самостоятельной работы студентов (СРС). Это должно способствовать решению задачи обеспечения непрерывного формирования профессионального уровня выпускника, отвечающего современным требованиям общества. Под самостоятельной работой понимается целенаправленное изучение студентами учебного материала в автономном (внеаудиторном) режиме, развитие и совершенствование их когнитивной и коммуникативной компетенции. Под иноязычной когнитивной компетенцией понимается способность студентов к познанию, то есть к самостоятельному приобретению новых знаний и умений по саморазвитию и самообразованию. Следовательно, основными составляющими когнитивной компетенции являются формируемые одновременно информационная и лексическая субкомпетенции. Под иноязычной коммуникативной компетенцией понимается способность осуществлять речевую деятельность на ИЯ, реализуя коммуникативное речевое поведение на основе фонологических, лексико-грамматических, социолингвистических и страноведческих знаний и навыков в соответствии с различными задачами и ситуациями общения. Основными составляющими коммуникативной компетенции являются формируемые одновременно устноречевая и письменноречевая субкомпетенции.