2. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М. : КНОРУС, 2012. - 240 с.
3. Оверстрит, Г. Воздействие на поведения человека / Гарри Оверстрит ; перевод П.В. Соколова. - М. : Психология, 2012. - 255 с.
4. Жарникова, Л.А. Влияние стиля педагогической деятельности на мотивацию учения младших школьников [Электронный ресурс] / Л.А. Жарникова // URL : http://pedsovet.su/publ/164-1-0-2818. - Дата обращения 01.04.2017.
5. Занюк, С.Н. Психология мотивации / С.Н. Занюк. - Киев : Эльга-Н : Ника-Центр, 2002.
- 352 с.
6. Иполлитова, Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н.В. Иполлитова // General and Professional education. - 2012. - № 1. - Р. 8-14.
7. Найн, А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований / А. Я. Найн // Педагогика. - 1995. - № 5. - С. 44-49.
REFERENCES
1. Andryushenko, L.B. (2002), "Sports oriented technology training of students on the subject of "physical culture"", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, рр. 54-58.
2. Vilensky, M.Yu. and Gorshkov, A.G. (2012), Physical culture and healthy lifestyle of the student: manual, KnoRus, Moscow.
3. Harry, Overstrit (2012), Effects on human behavior, Psychology, Moscow.
4. Zharnikova, L.A. (2012), "Influence of style of pedagogical activity on motivation of the doctrine of younger school students", available at: http://pedsovet.su/publ/164-1-0-2818.
5. Zanyuk, S.N. (2002), Motivation psychology, Elga-N, Nika-Center, Kiev.
6. Ipollitova, N.V. (2012), "Analysis of the concept pedagogical conditions: essence, classification", General and Professional education, 2012, No. 1, pp. 8-14
7. Nain, A.Yu. (1995), "The methodological device of dissertation researches", Pedagogics, 1995, No. 5, pp. 44-49.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.04.2017
УДК 796.011.3
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Анатолий Александрович Оплетин, кандидат педагогических наук, доцент, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ), Пермская государственная фармацевтическая академия (ПГФА), Пермь
Аннотация
В статье рассмотрен подход к формированию спортивных компетенций средствами электронных устройств, позволивший подойти к данному вопросу более объективно в процессе оценки сформированности компетенций.
Ключевые слова: студент, личность, физическая культура, прибор «SensoMed», предметные компетенции.
APPLICATION OF ELECTRONIC DEVICES FOR FORMATION OF PHYSICAL
AND SPORT COMPETENCES
Anatoly Alexandrovich Opletin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Perm National Research Polytechnic University, Perm State Pharmaceutical Academy, Perm
Annotation
The article considers the approach to formation of the sports competencies using the electronic devices, which made it possible to approach this issue more objectively in the process of assessing the formation of competencies.
Keywords: student, personality, physical culture, SensoMed device, subjects' competencies.
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия образовательного, учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях, а также научно-технический прогресс ставят профессорско-преподавательский состав в активную позицию по применению технических средств в процессе формирования физкультурно-спортивных компетенций личности студента (В.К. Бальсевич, А.С. Вербицкий, В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, Л.А. Зеленин, К.Д. Кил, Л.И. Лубышева, В.С. Макеева, Л.Д. Назаренко, А.А. Оплетин, В.Д. Паначев, В.А. Чистяков и др.) [1, 2, 3]. Образовательный процесс компетентностного подхода в развитии студентов носит поступательный характер и преследует цель самореализации и саморазвития, заложенных в человеке возможностей. (А.С. Вербицкий, В.С. Макеева, И.В. Манжелей, А.А. Оплетин, В.Д. Паначев) [2]. Согласно исследованиям учёных М.А. Имашева, В.С. Макеевой, И.В. Манжелей, А.А. Оплетина и др., формирование физ-культурно-спортивных компетенций личности студента - процесс, который в принципе никогда не заканчивается [1, 2, 3]. Предметные физкультурно-спортивные компетенции проявляются в двигательных умениях и психофизических кондициях. Процесс определения сформированности физкультурно-спортивных компетенций является очень сложным, технология определения предметных и межпредметных компетенций до конца не отработана. Перечень предметных физкультурно-спортивных компетенций дан учеными в самом общем виде и нуждается в детализации, как по возрастным ступеням обучения студентов, так и по учебным группам профессиональной специализации, требует от профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений навыков и умений в определении сформированности компетенций у студентов. А данный процесс согласно исследованию ученых (А.С. Вербицкий, А.А. Оплетин и др.) не всегда может быть объективен [3]. Основываясь на вышеизложенном, а также в целях помощи определения физкультурно-спортивных компетенций профессорско-педагогическому составу вузов в Пермском крае, в высших учебных заведениях проведен эксперимент по внедрению в учебный процесс на кафедрах физической культуры (ПГНИУ, ПНИПУ, ПГИК, ПГПУ) технического средства «SensoMed». Авторская разработка (А.С. Вербицкий, А. Верещагин и др.) данного прибора позволяет определить психофизические кондиции занимающихся физической культурой студентов в процессе формирования физкультурно-спортивных компетенций.
ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
Цель исследования. Обоснование и применение электронных устройств для модернизации тестирования функционального состояния студентов вуза на занятиях физической культурой и спортом в процессе формирования предметных физкультурно-спортивных компетенций.
Задачи исследования. 1. Анализ литературы по теме исследования. 2. Разработка и апробирование электронного устройства для тестирования функционального состояния студентов вуза на занятиях физической культурой и спортом в процессе формирования предметных физкультурно-спортивных компетенций.
Методы исследования. Апробирование электронного устройства; эксперимент; тестирование; анкетирование; моделирование учебного процесса физической культуры по формированию физкультурно-спортивных компетенций.
При организации экспериментальной работы по внедрению прибора «SensoMed» в учебно-воспитательный процесс ВУЗов в эксперименте участвовали студенты 2-3 курсов ПГНИУ, ПНИПУ, ПГИК, ПГПУ в количестве 2528 человек. Разделение по половому признаку производилось только при сдаче контрольных нормативов и в тех случаях, когда это было необходимо для получения достоверных результатов. Тестирование двигательных умений и психофизических кондиций студентов осуществлялось по трем видам физических упражнений: приседание на двух ногах, сгибание-разгибание рук в упоре
лежа, прыжки через скакалку (таблица 1).
Таблица 1 - Таблица результатов испытания прибора «SensoMed»
Юля Степан Настя Алена Люда Надя Альберт Дима
Возраст (лет) 20 18 20 20 22 20 21 20
Пульс покоя 102 96 90 96 96 84 54 96
Макс. пульс 192 193 192 192 190 192 191 192
Пульс в зоне У02 90^100% 183- 192 183- 193 181 192 183- 192 180- 190 181 192 177 191 182- 192
Анаэробная зона пульса 174- 183 173- 183 171- 181 174- 183 171- 180 170- 181 163 -177 172- 182
Аэробная зона пульса 165- 174 163- -173 161 171 165- 174 161 171 159- 170 149 163 163- -172
Жиросжигающая зона пульса 156- 165 154- 163 151 161 156- 165 152- 161 148- 159 136 149 153- 163
Пульс в зоне легкой активности 147- 156 144- 154 141 151 147- 156 143- -152 138- 148 122 136 144- 153
С помощью прибора удалось определить уровень сформированное™ у студентов двигательно-кондиционной спортивной компетенции. Также, перед началом эксперимента предварительно, у студентов были определены функциональные возможности сердечно-сосудистой системы на основе показателей индивидуального пульса и возраста (таблица 2).
Таблица 2 - Показатели пульса студентов экспериментальной группы при различном уровне нагрузки_
№ п/п Испытуемый студент Приседание Девушки — 30 раз Юноши — 50 раз Прыжки на скакалке 2 мин. Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа (тах кол-во повторений)
max пульс 1 выполнен. max пульс max пульс 1 выполнен.
1 Степан 160 1,5 мин 178 154 0,5 мин
2 Дима 160 1,5 мин 175 170 1,5 мин
3 Альберт 150 1,5 мин 140 137 40 сек
4 Юля 170 50 сек 189 178 30 сек
5 Алёна 160 41 сек 194 166 25 сек
6 Настя 132 50 сек 130 160 30 сек
7 Люда 156 45 сек 192 150 15 сек
8 Надя 150 50 сек 172 140 30 сек
Для написания данной статьи нами осуществлена выборка из общего количества студентов, участвующих в эксперименте, восемь человек из разных ВУЗов (три юноши и пять девушек). Тестирование осуществлялось при помощи прибора «SensoMed», прикрепленного к пояснице студента.
нне1 Дыханией АкселХ АкселУ Аксепг »■ Пульс Температура ЧД
Конец пета юо
Метаданные 11Д6Д015 корреляции, се«
начало мета liiawois
Период
Текущие показания Инверсия данных
I От ill th All
д О
hem NHV Joi* Т» J0I1
---\(-—— -—^ ч--
1С М1Я1-С5 Кг*(4Г | ДНЯ МВИММ71 *Г>»Г ЛЯРМПЗП 1 'В
Рисунок - Пример работы прибора «8ешоМе^>
Данные с прибора в режиме онлайн отправлялись на персональный компьютер и заносились в общую базу исследования. Испытуемый выполнял три контрольных упражнения, между которыми производился отдых до восстановления пульса, оптимального
для каждого студента. На рисунке представлена динамика пульса испытуемого во время сдачи контрольного упражнения, а также динамика пульса испытуемого во время отдыха между контрольными упражнениями.
ВЫВОДЫ
Предметные физкультурно-спортивные компетенции проявляются в двигательных умениях и психофизических кондициях. Использование электронных устройств позволяет педагогу ФК более эффективно подходить к выявлению сформированное™ физкуль-турно-спортивных компетенций.
ЛИТЕРАТУРА
1. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков, К.Д. Кил // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (171). - С. 36-40.
2. Оплетин, А.А. Оценка физического и психоэмоционального состояния студентов средствами авторской программы на занятиях физической культуры / А.А. Оплетин, М.В. Игошев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 6 (124). - С. 156-159.
3. Оплетин, А.А. Структура личностно-компетентностного состояния студентов вуза / А.А. Оплетин, М.А. Имашев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 145-149.
REFERENCES
1. Grigoriev, V.I., Davidenko, D.N., Chistyakov, V.A. and Keele K.D. (2011), "Competence approach to the design of individual educational trajectories of physical development of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1, pp. 36-40.
2. Opletin, A.A. and Igoshev, M.V. (2015), "Assessment of physical and psycho-emotional status of students by means of author's programs at the lessons of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 156-159.
3. Opletin, A.A. and Imashev, A.M. (2015), "Structure of personal competence state of the students of the University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 145-149.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.04.2017
УДК 796.011
СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ МАЛЬЧИКОВ 8-10 ЛЕТ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМАХ
Владимир Васильевич Павлов, кандидат педагогических наук, доцент, Нурия Халимовна Гжемская, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Николаевна Галлямова, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Владимирович Перепелкин, старший преподаватель, Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Набережные Челны
Аннотация
Данные разных источников о возрастной динамике силовых способностей разнятся и не всегда согласуются между собой. Однако, большинство авторов утверждают, что спортивная подготовка изменяет ритм возрастной динамики силовых способностей, уровень и темпы их совершенствования. При этом силовые способности различных мышечных групп развиваются гетеро-хромно и неравномерно. В своей работе мы попытались проследить изменение ряда силовых способностей у мальчиков, занимающихся в группах начальной подготовки в циклических и ациклических видах спорта.
Ключевые слова: силовые способности, дети, двигательная активность, мышцы, сенситивный период, прирост результатов.