Научная статья на тему 'Использование электронных ресурсов в научно-исследовательских проектах студентов'

Использование электронных ресурсов в научно-исследовательских проектах студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1219
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ СТУДЕНТОВ / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мануйлова Светлана Олеговна

Цель данной статьи поиск путей повышения эффективности языковой подготовки студентов технических вузов при использовании электронных ресурсов в научно исследовательских проектах студентов. Автор рассматривает внедрение современных информационных технологий в практикоориентированный курс иностранного языка как средство формирования иноязычной профессиональной коммуникативной и информационной ком-петентностей у обучающихся, являющихся необходимой базой для дальнейшего самообразования обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мануйлова Светлана Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование электронных ресурсов в научно-исследовательских проектах студентов»

УДК 378.22

Мануйлова Светлана Олеговна

Преподаватель кафедры «Иностранные языки» Сибирского государственного университета путей сообщения,[email protected], Новосибирск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТАХ СТУДЕНТОВ

Manuylova Svetlana Olegovna

The tutor of chair «Foreign languages» of the Siberian state transport university, [email protected], Novosibirsk

APPLICATION OF ELECTRONIC RESOURCES IN STUDENTS’ SCIENTIFIC RESEARCH PROJECTS

В настоящее время система образования во всем мире и в нашей стране претерпевает глобальные изменения. Появляются и развиваются новые виды и типы деятельности. Вуз сегодня должен дать выпускнику, кроме чисто профессиональных знаний и навыков, умение ориентироваться в растущем потоке информации, способность общаться, работать в коллективе и быть готовым к постоянному пополнению знаний. Способность будущего специалиста использовать приобретенные ранее знания, умения, навыки и информацию в реальных жизненных и профессиональных условиях приобретает все большую значимость в наше время [5]. В связи со всем вышесказанным, меняется и роль преподавателя в современной высшей школе, выступающего сегодня все больше не в роли источника и распространителя информации, а в роли консультанта, советчика, модератора. Преподаватель вынужден не только повышать квалификацию, а коренным образом трансформироваться. В данных условиях уровень профессиональной компетентности определяет новые способы решения педагогических задач, а педагогическое мышление все больше проявляется в анализе информации, условий, средств и способов проведения практических занятий. Современный педагог намечает программу действий каждый раз заново, исходя из конкретных условий и задач, а проведение занятий требует от него более тщательной и длительной подготовки. Это стимулирует высшую школу к поиску новых методов обучения и контроля знаний.

Сегодня перед преподавателем иностранного языка в техническом вузе встают несколько проблем. Во-первых, разный уровень подготовки, полученный студентами в школе. В одной группе, за соседними партами могут сидеть вчерашние школьники с различным уровнем владения иностранным языком языка. Одни посещали специализированные частные лингвистиче-

ские школы, программа которых намного сложнее, чем предусмотренная стандартами среднего образования, или занимались углубленным изучением языка с репетитором. Другие освоили школьную программу на «хорошо» и «отлично». Не стоит забывать и о тех обучающихся, кому с большим трудом дается не только понимание, но и чтение текстов на английском языке. Если в подобной группе на занятии всем выдавать одинаковые задания и вводить ограничения времени на изучение материала, то в результате одни обучающиеся начинают откровенно «скучать», другие просто не успевают освоить материал и совсем теряют интерес к предмету.

Мы придерживаемся точки зрения американского ученого Б. Блума и его последователей о том, что разброс неуспеваемости студентов при усвоении ими базового содержания образования объясняется не их способностью или неспособностью, а нашим неумением организовать процесс обучения в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия и усвоения. два параметра при работе с группой должны оставаться незафиксированными, а именно темп обучения и способ предъявления учебного материала [6]. Объяснить и требовать так, как будто перед нами находится десятки детей с различными особенностями восприятия, осмысления, запоминания - главная проблема при данном виде работы. Единственное что остается зафиксированным - это результат обучения. Мы пришли к выводу, что при правильной организации обучения, особенно при снятии ограничений во времени, абсолютное большинство студентов в состоянии полностью усвоить обязательный учебный материал.

Для преодоления выше перечисленных трудностей в высшей школе можно использовать различные формы электронного образования: электронные оболочки и сетевые платформы для создания электронных учебников, которые широко используются сегодня в дистанционном образовании.

Электронный учебник позволяет обеспечить вариативность, многоуров-невость и разнообразие проверочных заданий и тестирующих материалов, что позволяет давать весь обучающий материал в интерактивном обучающем режиме. При использовании электронно-информационных ресурсов можно реализовать технологию полного усвоения, при которой различие в учебных результатах будет иметь место за пределами требований к обязательным результатам обучения.

При наличии сетевых платформ электронного образования, таких как Moodle и Bookmaker, возможна самостоятельная работа студентов вне аудитории в любое удобное для него время. Нами были разработаны, апробированы и зарегистрированы в ОФЕРНиО электронные информационно - образовательные ресурсы для работы преподавателей на факультетах «Строительство мостов и транспортных тоннелей» и «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог». Благодаря применению указанных выше ресурсов, студенты, которым работа над материалом дается с трудом, имеют возможность более качественно и подробно проработать материал посредством интерактивности заданий, а в случае необходимости вернуться и про-

работать пройденный ранее блок более тщательно. В это же время их более подготовленные одногруппники, уже закончившие работу над обязательным материалом, могут приступить к выполнению заданий типа Wedquest, являющихся подготовительной ступенью к исследовательской проектной работе группы. Преподаватель может воспользоваться готовыми заданиями Wedquest практически для любой дисциплины на сайтах http://webquest. org/ index. php, http://bestwebquests.com, www.zunal.com, либо создать свои задания, которые будут более полно отвечать целям и задачам занятия, по предложенным моделям.

Система интенсивного обучения позволяет широко использовать различные педагогические технологии, позволяющие реализовать творческие, исследовательские и игровые формы проектной педагогической деятельности, которая формирует основу научно-исследовательской работы студентов. Исследовательская деятельность студентов организуется в виде групповой научно-исследовательской работе обучающихся по типу обучения в сотрудничестве. Использование проблемных, поисковых методов при работе с группой позволяет перенести акценты с репродуктивных на творческо-по-знавательные методы учебной деятельности, которые и должны составлять основу обучения. На современном этапе организация научно-исследовательской работы студентов включает в себя проведение научных студенческих семинаров, конференций, выполнение учебно-исследовательских заданий.

В нашей работе мы широко используем технологию творческих исследовательских проектов, которые предполагают определенную степень свободы студентов при наличии заранее определенной и проработанной структуры. Преподаватель определяет общие параметры проекта и указывает оптимальные пути решения поставленных задач. Необходимым условием выполнения проектов является четкая постановка планируемого результата, значимого для обучающихся. Предполагаемый результат должен иметь практическую, теоретическую, познавательную значимость. Специфика данного метода предполагает интенсивную работу студентов с первоисточниками и с документами. Проекты максимально активизируют познавательную деятельность студентов, способствуют эффективной выработке навыков первоначальной обработки информации, умений обобщать и интегрировать полученную информацию.

Тематика исследовательских проектов должна отражать наиболее актуальные для современной науки проблемы, учитывать их актуальность и значимость для развития исследовательских навыков студентов. Не стоит забывать о том, что в ходе решения проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из разных областей. Именно поэтому мы считаем необходимым привлечение преподавателей выпускающих кафедр в студенческую работу над проектом. Подобное сотрудничество позволяет отразить в проекте самые современные проблемы профессии и найти ответы на сложные вопросы, на которые студенты сами еще пока не в состоянии ответить, а преподаватель иностранного языка некомпетентен в их решении,

__________ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ В НАУЧНО-..._______________

так как не является специалистом в узкопрофессиональной деятельности

[3; 4].

Опыт организации научно-исследовательских проектов позволяет утверждать, что меняются структура и виды организации учебной деятельности: иными становятся способы, организации учебных диалогов и управления учебным процессом [2, с. 23]. Главной задачей преподавателя становится разработка системы поддержки НИРС на основе постоянного консультирования и включения в наиболее сложные диалоговые ситуации, которые направлены на развитие следующих компетенций:

- выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

- аргументировать свою точку зрения;

- работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком;

- самостоятельно формулировать и задавать вопросы;

- вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

- участвовать в совместном принятии решения;

- выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Работу над творческим исследовательским проектом можно разбить на

следующие этапы: 1) определение актуальной проблемы; 2) определение задач исследования; 3) обсуждение методов исследования; 4) сбор, систематизация и анализ полученных данных; 5) обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, и т. п.); 6) подведение итогов, оформление результатов, их презентация.

Данный вид работы проходит в конце семестра, когда студенты защищают проект по тематике, связанной с их будущей специальностью. В проектную работу включены все члены подгруппы. Участники делятся на мини подгруппы по 2-3 человека, все студенты знакомятся с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым они погружаются в проблему предстоящего проекта [4, с. 262-270]. Так как особое значение приобретает подготовка выпускников вуза в области использования новых способов поиска знаний и методов доступа к удаленным банкам данных, содержащих актуальную научную и учебную информацию, важно уже в процессе обучения в вузе развить у студента навыки использования информационных и, в частности, телекоммуникационных технологий в учебной, научно-исследовательской и практической деятельности. Для решения данной задачи необходимо регулярно использовать на занятиях ресурсы сети Интернет. Сайты должны содержать точную и актуальную информацию. Для технических специальностей мы рекомендуем обращаться к таким сайтам как www.ted.com, http://theproblemsite.com, www.howstuffworks.com.

В работе над каждым проектом должна присутствовать самостоятельная, индивидуальная, парная и групповая деятельность обучающихся. Для организации данных видов взаимодействия преподаватель отбирает ресурсы

сети Интернет и классифицирует их так, чтобы каждая группа ознакомилась лишь с одним проблемным аспектом темы. После изучения, обсуждения и полного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе обучающиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы, задача которых составить общий план-сценарий проведения проекта. В процессе обсуждения все обучающиеся узнают друг от друга все аспекты обсуждаемой проблемы. При таком обсуждении участники проекта должны высказывать свое собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейший возможный ход действий, отвечать на вопросы по своему проекту. В ходе решения реализации проекта через изучение материала и его обсуждение проводится конференция дискуссионного характера с презентацией к проекту и с защитой выдвинутых положений [1]. Применение данного вида деятельности при изучении иностранного языка в техническом вузе преследует несколько целей. Прежде всего, это развитие информационно-коммуникационной компетенции, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, организация самостоятельной работы студентов, развитие умения работать в сотрудничестве, защищать свою точку зрения [2].

Следует отметить некоторые трудности, возникающие при проведении подобного рода учебно-познавательной деятельности. Как правило, непосредственно презентация проекта проходит без особых затруднений, так как обучающийся потратил много времени на ее подготовку и знаком с каждым пунктом исследования, текст хорошо отчитан и выучен. А следующим за этим этап ответа на вопросы аудитории является сложным для студента, ведь он спонтанен, и выступающий должен очень быстро вступать в коммуникацию и формулировать грамотно ответ на иностранном языке. Возникает страх сказать что-то неправильно, допустить ошибку. Стоит отметить и такую проблему как страх самого процесса задавания вопросов. К сожалению, большинство наших студентов воспринимают заданный им вопрос по теме исследования как попытку преподавателя «завалить» его выступление и поставить низший балл, а не как искренний интерес слушателей к самому проекту, к полученным результатам его работы. Для преодоления подобных трудностей на практике мы проводим около пяти репетиций защиты проекта, на которых прорабатываем возможные вопросы по проекту и ответы на них. И когда выступающий слышит подобный вопрос непосредственно на презентации, он не теряется и спокойно отвечает, так как ситуация не является для него абсолютно неожиданной.

В заключении еще раз отметим, что использование современных информационных технологий в научно-исследовательской работе обучающихся готовит студентов к самостоятельной работе с зарубежными научно-техническими источниками и к дальнейшему использования полученной информации в сфере профессиональной коммуникации для работы в международном сообществе.

Библиографический список

1. Быкадорова, Е. С. Средства информатизации как педагогический инструмент подготовки компетентных выпускников транспортного вуза [Текст] / Е. С. Быкадорова, Э. Г. Скибицкий // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - № 4. -С.85-96.

2. Волегжанина, И. С. Роль курса иностранного языка в процессе преемственного формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетентности обучающихся [Текст] / И. С. Волегжанина // Сибирский педагогический журнал. - 2010 - № 9. - С. 110-115.

3. Демина, О. А. Педагогическое сотрудничество преподавателей в технических вузах [Текст] / О. А. Демина // Материалы Международной научной конференции «Инновационные подходы к подготовке специалиста в условиях глобализации образовательных процессов» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет» проводит 7 - 8 октября 2010 г. С. 182-187

4. Демина, О. А., Чусовлянова, С. В. Иностранный язык как средство обучения специальности [Текст] / О. А. Демина, С. В. Чусовлянова // Межкультурная коммуникация: лингвистические и лингводидактические аспекты: сборник материалов 2-ой международной научно-методической конференции / коллектив авторов. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. - 271 с. - 20-21 апреля 2011. - С. 27-36.

5. Зайцева, Л. А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 1 сентября. URL: http//www.eidos.m/joumal/2006/0901-5.htm.

6. Кухаренко, В. Н. Роль таксономии Блума в дистанционном обучении. [Электронный ресурс]. URL:sHdeshare.net>kvntkf/ss-3227940

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.