7. Hardi I. Vrach, sestra, bol'noj. Psihologija raboty s bol'nymi. Budapesht: Izdatel'stvo Akademii nauk Vengrii, 1981. S. 25-40.
8. SHkurenko D. A. Obshchaja i medicinskaja psihologija. Rostov-na-Donu, Feniks, 2002. 352 s.
А. Л. Прокофьева
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ УСПЕВАЕМОСТИ
Статья посвящена учебно-методическому обеспечению преподавания курса английского языка в форме электронного учебного курса для самостоятельной подготовки обучающихся. Рассматриваются проблемы в организации самостоятельной подготовки курсантов и способы их решения с использованием электронного учебного курса. Описывается эксперимент по применению курса в реальных условиях обучения.
Ключевые слова: информационные технологии в процессе преподавания иностранных языков, электронный учебный курс, организация самостоятельной подготовки, повышение успеваемости.
А. Prokofieva.
E-STUDY COURSE IN SELF-DIRECTED LEARNING AIMED AT CADETS' ACADEMIC PROGRESS IN FOREIGN LANGUAGE LERANING
The article is devoted to the courseware of teaching foreign language based on modern information technologies in terms of e-study course for students ’ self-directed learning. Some problems in cadets ’ self-directed learning structural organization and ways of their solution by using the e-study course are considered. The e-study course application in actual learning conditions is described.
Keywords: information technologies in teaching foreign languages, e-study course, organization of self-directed learning, academic progress.
В настоящее время процесс обучения в военном вузе во многом основывается на самостоятельной и творческой активности курсантов, без которых в современных условиях сложно усваивать учебный материал.
В этой статье мы рассматриваем эффективность применения в целях самоподготовки нового электронного учебного курса, разработанного силами автора при содействии преподавателей кафедры иностранных языков военно-космической академии им. А. Ф.
Можайского.
Для обучающихся в высших военных учебных заведениях формирование самостоятельности и активности в процессе самоподготовки особенно актуально, поскольку современная военная техника совершенствуется очень быстро и для её
эффективной эксплуатации необходимо постоянное повышение квалификации. В связи с этим в процессе обучения в высшей школе необходимо развивать и совершенствовать навыки самостоятельной деятельности.
Необходимость повышения уровня успеваемости курсантов по английскому языку во время самостоятельной работы вызвала необходимость выявить факторы, влияющие на организацию самостоятельной подготовки.
1. Факторы, предшествующие процессу подготовки к будущей профессии курсантов:
- наличие (отсутствие) интереса к профессиональной деятельности;
- положительное (отрицательное) отношение к выбранной профессии;
- умение (неумение) самостоятельно организовать свою деятельность;
- низкий уровень знаний [2].
2. Факторы влияния преподавательского состава на организацию самостоятельной работы курсантов:
- контроль со стороны преподавателей за самоподготовкой в первые годы обучения;
- разработка преподавателями учебных пособий для самостоятельной работы курсантов [3].
3. Внешние факторы, влияющие на самостоятельную работу курсантов:
- отрыв курсантов от занятий, вызванный заступлениями в наряд и выполнением хозяйственных работ;
- возможность пользоваться библиотекой вуза только в установленное время;
- недостаток необходимой литературы и материально-технического обеспечения [4].
Первые два типа факторов относятся к условным и зависят как от самих курсантов, так и от преподавательского состава конкретного учебного заведения. Данная работа посвящена устранению негативного влияния внешних, безусловных факторов путём внедрения новых средств и методов для самоподготовки курсантов.
В военных вузах в течение учебного года число пропусков аудиторных занятий по объективным причинам достигает более месяца и все пробелы в знаниях курсанты вынуждены ликвидировать самостоятельно. Практика преподавания английского языка выявила острую необходимость создания новых методик самоподготовки, которые были бы выполнены на основе современных информационных технологий. Таким качественно новым продуктом является «Электронный учебный курс» (ЭУК) под названием «Грамматика английского языка». Этот учебный комплекс можно рассматривать как универсальную дидактическую структуру, интегрирующую и синтезирующую педагогические и современные информационные образовательные технологии.
Комплекс выполнен в виде автономной компьютерной программы, разделённой на два основных блока: блок тестов и блок теоретического материала. Суть метода
обучения по ЭУК заключается в том, что в тестах каждый вопрос привязан к определённому грамматическому материалу. По завершению тестирования программа выставляет оценку, и в том случае, если курсант допускает ошибку при прохождении теста, программа отсылает его к теоретическому материалу по тому разделу, где были допущены ошибки. Данный метод самоконтроля позволяет не только выявить, но и сразу устранить те или иные пробелы в знаниях грамматики английского языка, не прибегая к помощи преподавателя и без использования дополнительной литературы, поскольку в программе уже заложены все необходимые теоретические материалы.
Необходимо отметить, что по сравнению с печатным учебным изданием ЭУК «Грамматика английского языка»:
• выполнен в виде тестов, что является передовым, повсеместно внедряемым методом контроля знаний;
• обеспечивает мгновенную обратную связь;
• помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен;
• существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым ссылкам;
• позволяет в индивидуальном темпе, наиболее подходящем для конкретного обучающегося, проверить знания по определенному разделу грамматики в виде тестирования [1].
Система тестирования может быть использована не только обучающимися для самооценки знаний и умений, но и преподавателями для промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине.
В качестве основы методики и оценки повышения качества усвоения учебного материала по английскому языку был проведен сравнительный педагогический эксперимент на первом и втором курсах Военнокосмической академии им. А. Ф. Можайского, основанный на использовании ЭУК «Грамматика английского языка». В исследовании приняли участие 10 преподавателей и командиров, 218 курсантов. Исследование проводилось в несколько этапов с 2006 по
2010 годы. На заключительном этапе (20082010) осуществлялось внедрение новой программы «Электронный учебный курс» в процессе изучения английского языка в ходе самостоятельной работы курсантов, обобщались и систематизировались результаты эксперимента, формулировались выводы, описывались полученные результаты.
Для обеспечения возможности сравнения результатов педагогического эксперимента обучающиеся были разделены на экспериментальные и контрольные группы, был выявлен начальный и итоговый уровень их знаний.
На начальном этапе был сделан выбор и выравнивание контрольных и экспериментальных групп на основе проведения входного тестирования. Тестирование осуществлялось с использованием педагогических тестов — системы заданий с множественными вариантами ответов — с целью определения начального уровня знаний обучающихся. Проверка однородности контрольных и экспериментальных групп, следовательно, и тем самым правильность выборки, целесообразно осуществлялась с использованием критериев Стьюдента (для независимых выборок) и Фишера (сравнение дисперсий), позволяющих учитывать психофизиологические свойства обучающихся и уровень их подготовленности.
В качестве варьируемых условий эксперимента рассматривались следующие:
• занятия под руководством преподавателя проводятся с контрольной группой в аудитории, а с экспериментальной группой — в дисплейном классе;
• в экспериментальной группе средством самостоятельного изучения учебного материала выступает электронный учебный курс, а в контрольной группе — традиционный учебник (учебное пособие или другое традиционное средство обучения);
• в экспериментальной группе обучающиеся имеют возможность провести текущий контроль своих знаний, используя диагностирующую подсистему ЭУК, а в контрольной — такая возможность не предусмотрена.
В качестве неварьируемых условий проведения эксперимента были рассмотрены:
• изучение одинаковой для контрольной и экспериментальной групп дозы учебной информации;
• постановка одинаковых для обеих групп дидактических задач.
Далее следовал этап обучения, в ходе которого проводились: чтение лекций по запланированным темам в контрольной и экспериментальной группах, учебные занятия с использованием методов семинара, практической работы, самостоятельной работы под руководством преподавателя и без его участия.
На заключительном этапе было проведено выходное тестирование с целью определения достигнутой степени подготовки курсантов. Методом определения в этом случае выступало, как и на первом этапе, педагогическое тестирование.
Проверка достоверности полученных результатов осуществлялась с использованием t-критерия Стьюдента, но уже при зависимых выборках, к которым относятся результаты одной и той же группы респондентов до и после эксперимента (воздействия независимой переменной). Результаты исследовались с использованием математических методов обработки данных в программе «SPSS Statistics 17.0».
Результаты проведенного педагогического эксперимента:
Начальный осреднённый уровень в контрольной группе первого курса 2,95 балла, в экспериментальной — 2,89. Видно, что обе выборки относятся к одной генеральной совокупности, то есть они однородны для уровня достоверности 0,05 (вероятность — 5%). Это было достигнуто на начальном этапе переводом некоторых курсантов из одной группы в другую. Результаты групп второго курса: 3,18 балла — в контрольной и 3,22 — в экспериментальной.
Через год обучения были получены следующие результаты:
В контрольной группе первого курса средний балл составил 3,21, а в экспериментальной — 3,94. На втором курсе контрольная группа показала знания, оцениваемые в среднем в 3,54 балла, экспериментальная — в 4,24.
Из полученных результатов следует, что за год обучения уровень знаний по
английскому языку в экспериментальной группе первого курса вырос на 23% по сравнению с контрольной группой, а на втором курсе — на 20%, что достоверно свидетельствует о повышении качества подготовки курсантов при применении ЭУК в образовательном процессе по сравнению с традиционной технологией обучения. Выявлено, что в результате грамотной организации самостоятельной работы в военном вузе у курсантов формируется самостоятельность как качество личности, с одной стороны, и как положительное отношение к этому виду деятельности при изучении иностранного языка, с другой стороны.
Результаты работы могут использоваться при создании новых образовательных
продуктов (обучающих программ по грамматике и лексике других иностранных языков), а также при совершенствовании общей педагогической системы в целом. Одна из задач нашего исследования заключалась в разработке и реализации обучающей компьютерной программы ЭУК в условиях самостоятельной работы курсантов.
Электронный учебный курс «Грамматика английского языка» опубликован в электронной библиотеке системы федеральных образовательных порталов. Ознакомиться с ним можно по адресу: http://window.edu.ru/ window/library.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Демкин В. П., Можаева Г. В. Классификация образовательных электронных изданий: основные принципы и критерии: Методическое пособие для преподавателей. Томск: государственный университет, 2003. 143 с.
2. Дмитриева А. Б. Самостоятельная работа по решению прикладных задач в курсе математики как условие повышения качества профессиональной подготовки обучающихся в вузе. М., 2004. 143 с.
3. Порошин А. А. Педагогическая система формирования у курсантов военно-учебных заведений готовности к активной самостоятельной работе. Саратов, 2000. 161 с.
4. Широкова И. Г. Взаимосвязь управления и самоуправления самостоятельной работой студентов в процессе обучения: Дис ... канд. пед. наук. СПб., 2004. 240 с.
REFERENCES
1. Demkin V P., Mozhaeva G. V Klassifikacija obrazovatel'nyh elektronnyh izdanij: osnovnye principy i kriterii Metodicheskoe posobie dlja prepodavatelej. Tomsk: gosudarstvennyj universitet, 2003. 143 s.
2. Dmitrieva A. B. Samostojatel'naja rabota po resheniju prikladnyh zadach v kurse matematiki kak uslovie povyshenija kachestva professional'noj podgotovki obuchajushchihsja v vuze. M., 2004. 143 s.
3. Poroshin A. A. Pedagogicheskaja sistema formirovanija u kursantov voenno-uchebnyh zavedenij gotovnosti k aktivnoj samostojatel'noj rabote. Saratov, 2000. 161 s.
4. Shirokova I. G. Vzaimosvjaz' upravlenija i samoupravlenija samostojatel'noj rabotoj studentov v processe obuchenija: Dis ... kand. ped. nauk SPb., 2004. 240 s.
Е. А. Ланских
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОПЕДЕВТИКИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ УЧАЩИХСЯ КАДЕТСКИХ КЛАССОВ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Рассмотрены проблемы, связанные со структурированием образовательного процесса в кадетских классах общеобразовательных школ с целью формирования всесторонне развитой молодежи, самомотивированной на военную службу. Обоснована концептуальная модель пропедевтики военной службы, основанная на принципах интеграции, личностноориентированного и инновационного образовательных процессов.
Ключевые слова: кадетские классы, пропедевтика военной службы, интегрированный образовательный процесс.