УДК 612.812
И.Б. Косачева, З.П. Голдобина
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЧЕСКОГО БЕТА-СТИМУЛИРУЮЩЕГО ТРЕНИНГА ДЛЯ КОРРЕКЦИИ СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБЛАСТНОГО ДЕТСКОГО ДОМА
ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей “Областной детский дом”, Новосибирск
Среди воспитанников Областного детского дома 52,2% детей страдают синдромом дефицита внимания (СДВ); из них 13,6% поставлен диагноз - синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Эти дети легко отвлекаются на посторонние стимулы, двигательно расторможены, с трудом сохраняют внимание при выполнении заданий, часто переходят от одного незавершенного действия к другому. Они часто демонстрируют интенсивный, но кратковременный интерес к новым стимулам, лабильность настроения. К числу характерных признаков заболевания относятся дизграфия, дискалькулия, дислексия, как следствие недоразвития или дисфункции различных структур головного мозга. Перинатальными патологическими факторами в этих случаях являются употребление матерью во время беременности алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, курение. Большинство детей в детском доме - из социально неблагополучных семей, с отягощенной наследственностью (родители лишены родительских прав). При отсутствии адекватной коррекции СДВ может привести к формированию у этих детей аддиктивных расстройств, которые носят антисоциальный характер (наркотическая, алкогольная зависимость) [1-3].
Ключевые слова: дефицит внимания, миографический тренинг, бета-стимулирующий тренинг
Методика. В сентябре 2003 года был начат коррекционный курс, включающий сеансы миографического и бета-стимулирующего тренингов с прилагающимися компьютерными играми. Коррекционная группа состояла из семи воспитанников (2 девочки и 5 мальчиков в возрасте от 8 до 12 лет), находящихся на учете у невропатолога и психиатра и получающих медикаментозное лечение (седативные препараты, ноотропы). Из них у трех мальчиков диагностирован синдром дефицита внимания (СДВ) с гиперактивностью. На начало курса пациенты были тестированы с помощью таблиц Шульте и черно-красных таблиц Горбова. Результаты обследования свидетельствуют об истощении исходно низкой способности к концентрации внимания (табл. 1).
Первые коррекционные сеансы состояли преимущественно из релаксирующих сессий. По мере того, как пациент приобретал навыки релаксации, выполнялись сессии бета-стимулирующего тренинга с применением
дополнительной интеллектуальной нагрузки (устный счет, чтение текста, отгадывание загадок и т. д.) Во всех случаях сеансы проводились 2-3 раза в неделю, длительность каждого из которых не превышала 50 мин. Время проведения сеанса определялось школьным расписанием.
С учетом методических рекомендаций [1, 5] нами были проведены в среднем 20 сеансов миографического тренинга и 15 сеансов - бета-стимулирующего тренинга.
В результате проводимых тренингов у 60% детей были отменены медикаментозные препараты; 70% -повысилась скорость чтения в минуту; академическая успеваемость улучшилась у 40% детей. У одного ребенка - динамики не наблюдается, и одна девочка - прекратила коррекционные курсы вследствие их “длительности и однообразия”.
Клинические примеры эффективности нейробиоуправления
Клинический пример № 1. Пациентка А., 12 лет, ученица 5-го класса средней школы. Со слов воспитателей, ребенок медленно и безграмотно читает; прочитанное запоминает плохо. Наиболее трудные предметы: математика, русский язык. Любит заниматься музыкой, макраме. Скорость чтения - 32 слова в минуту; арифметический счет - в пределах “20”, с ошибками. Время, затраченное на работу с таблицами Шульте (60, 66, 69, 74, 72), свидетельствует об исходно низкой способности к концентрации внимания. Переключение и распределение внимания - низкие.
Коррекционный курс начат в ноябре 2003 года. Занятия проводились 2-3 раза в неделю. Всего были проведены 15 сеансов миографического и 10 -бета-стимулирующего тренингов с применением прилагающихся компьютерных игр и дополнитель-
Таблица
№ п/п Коррекционная группа Скорость чтения в минуту (до/после) Среднее время выполнения пробы Шульте (до/после) Результаты красно- черных таблиц Горбова (до/после)
1. Пациентка А. 32/52 68/48 216/186
2. Пациент Л. 47/64 80/70 195/180
3. Пациент Р. 30/41 122/111 251/227
4. Пациент В. 12/26 153/134 349/307
5. Пациентка О. 55 82 178
6. Пациент С. 79/81 97/99 219/216
7. Пациент М. 57/71 120/104 361/335
ной интеллектуальной нагрузки (чтение вслух, устный счет). Отмечена положительная динамика с первых сеансов тренинга: повысились скорость чтения в минуту (52 слова), грамотность чтения, осмысление прочитанного; улучшились результаты пробы Шульте (29, 46, 52, 59, 55). Получаемые результаты положительно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. Девочка настроена на продолжение курса лечения до конца учебного года.
Клинический пример № 2. Пациент Л., 8 лет, учащийся 1-го класса выравнивания общеобразова- тельной школы. Мальчик состоит на учете у психиатра с диагнозом: “задержка психического развития, СДВ”. Общее недоразвитие речи - П-Ш уровень. Читает торопливо, безграмотно, не обращая внимания на знаки препинания и сделанные ошибки, не осмысливает прочитанное. Объем кратковременной памяти мал. Результаты таблицы Шульте (64, 69, 87, 89, 91) свидетельствуют о сниженной способности к концентрации внимания.
Коррекционный курс начат с сентября 2003 года. Проведены 15 сеансов миографического и 15 сеансов - бе-та-стимулирующего тренингов с применением прилагающихся игр и интеллектуальной нагрузки (чтение вслух, отгадывание загадок, прослушивание текста). Мальчик легко адаптировался и охотно занимается.
Значения активности в бета-диапазоне наглядно продемонстрированы на рис. 1,2. Представленные данные свидетельствуют о нестабильном нарастании активности в бета-диапазоне. Кратковременное снижение биоэлектрической активности связано, вероятнее всего, с усталостью ребенка, дополнительными занятиями в кружках, плохим настроением и др.
В ходе проводимого коррекционного курса у ребенка повысилась скорость чтения в минуту (64 слова), улучшились результаты пробы Шульте (55, 59, 76, 78, 82). Появился интерес к чтению; оно стало более грамотным и осмысленным. Мальчик настроен на продолжение коррекционного курса до конца учебного года.
Клинический пример № 3. Пациент В., 8 лет, учащийся 1-го класса выравнивания средней школы. Со слов воспитателей детского дома и учителя -мальчик постоянно находится в движении, причем движения эти бесцельны, действия его часто импульсивны. На уроках невнимателен, не может сосредоточиться, долго думает и не может ответить на простые вопросы. Арифметический счет освоить не может, хотя занятия с ребенком начаты еще в подготовительной группе. Психиатром был выставлен диагноз: “задержка психического развития, дефицит внимания, синдром двигательной растор-моженности”. Медикаментозное лечение в этом учебном году не получал.
С сентября начат бета-тренинг, перед проведением которого проводилась проба Шульте. Результаты свидетельствуют о низкой концентрации внимания (130, 123, 135, 161, 184); переключение и распределение внимания - низкие. Скорость чтения - 12 слов в минуту.
Проведены 20 сеансов миографического тренинга с целью снижения
мышечного тонуса и ослабления гиперкинетического синдрома и 10 сеансов бета-стимулирующего тренинга. Тренинг проводился по предложенной методике с использованием прилагаемых игр, что позволило заинтересовать ребенка.
В первые 6 сеансов динамики не наблюдалось: исходно высокий уровень интегральной миограммы и низкий бета-ритм при высоком тета-ритме. Начиная с 7-го сеанса появилась незначительная положительная динамика; причем в течение одного сеанса наблюдалось вначале снижение мышечного тонуса, а затем его рост. После 15-го сеанса у мальчика стабильно положительная динамика: стойкое расслабление мышц, сочетающееся с ростом бета-ритма (рис. 1). Мальчик стал более спокойным; гиперкинетиче-ский синдром - менее выражен. Результаты пробы Шульте (118, 107, 125, 145, 175); скорость чтения - 26 слов в минуту; освоен арифметический счет в пределах “20”. Собственные успехи повышают самооценку ребенка и способствуют его самоактуализации. Мальчик охотно посещает занятия и настроен на продолжение коррекционного курса.
Клинический пример № 4. Пациент М., 8 лет, ученик 1-го класса выравнивания средней школы. Мальчик состоит на учете у психиатра с диагнозом: “ЗПР, синдром двигательной расторможенности”; сопутствующий диагноз: “бронхиальная астма, атопическая форма”. Ребенок импульсивен, невнимателен, неусидчив, легко отвлекается на посторонние стимулы. На начало курса получал медикаментозное лечение седативными препаратами. Результаты пробы Шульте (104, 112, 101, 128, 146) свидетельствуют о низкой способности к концентрации внимания. Скорость чтения - 57 слов в минуту.
С сентября 2003 года проведены 15 сеансов миографического тренинга для снятия синдрома гиперактивности и 15 сеансов бета-стимулирующего тренинга. С первых сеан-
16
15
14
13
12
Я \ А
\ Я X і ж
; / I
5 6 7 8 9 10 11 12
Рис. 1. Курсовая динамика бета-стимулирующего тренинга (по средним значениям).
График № 1. Пациент Л.
• у
;
; ж
—
' і
1
26
24
22
20
18
16
1
8 9 10 11
Рис. 2. Курсовая динамика бета-стимулирующего тренинга (по средним значениям).
График № 2. Пациент Л.
сов наблюдалась положительная динамика снижения параметров интегральной миограммы (рис. 3). График повышения активности в бета-диапазоне представлен на рис. 4. Кратковременное снижение активности бета-ритма обусловлено, вероятно, обострением основного заболевания, а также быстрой истощаемостью и усталостью ребенка, “перепадами” настроения.
В ходе проводимого коррекционного курса ребенок стал более усидчив, внимателен к выполнению заданий. С ноября 2003 года были отменены медикаментозные препараты.
Скорость чтения - 71 слово в минуту.
Результаты пробы Шульте (97, 109,
90, 92,132) свидетельствуют о некотором повышении концентрации внимания. Получаемые положительные результаты способствуют повышению самооценки ребенка и являются стимулом для дальнейшего проведения коррекционного курса.
Получаемая положительная динамика в ходе проводимого бета-стимулирующего тренинга свидетельствует о возникновении у детей адекватных физиологических реакций, что позволяет надеяться не только на ремиссию СДВ, но и на улучшение психоэмоционального состояния воспитанников: появление стремления к более полному проявлению и развитию своих возможностей. Это особенно важно в условиях детского дома, где ребенок в процессе лечения СДВ еще и восполняет дефицит личностного общения со взрослым.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джафарова О.А. Клинический анализ использования нейробиоуправления для коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности / О.А. Джафарова, А.Б. Скок, Е.В. Хаймович // Биоуправление-4: теория и практика. Новосибирск, 2002. С. 116-125.
2. Любар Д.Ф. Биоуправление, дефицит внимания и гиперактивность / Д.Ф. Любар // Биоуправление-3: теория и практика. Новосибирск, 1998. С. 142-162.
СиротюкА.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью / А.Л. Сиротюк. М., 2002.
Штарк М.Б. Применение электроэнцефалографиче-ского биоуправления в клинической практике (обзор литературы) / М.Б. Штарк, А.Б. Скок // Биоуправление-3: теория и практика. Новосибирск, 1998. С. 131-137.
5. Электроэнцефалографическое биоуправление (бета-тренинг) для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности (АББ-синдром). Руководство для врачей и психологов. Новосибирск, 1999.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Рис. 3. Курсовая динамика миографического тренинга (по средним значениям).
Пациент М.
м ||м 1111111111 ш 111111111111111 и 111111111 ■ I г» ^411 > 4 м ||и ч*и|ч и пирит
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
Рис. 4. Курсовая динамика бета-стимулирующего тренинга (по средним значениям).
Пациент М.
3.
4.