Вестник Томского государственного университета. 2024. № 504. С. 183-189 Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 2024. 504. рр. 183-189
Научная статья
УДК 796.431
doi: 10.17223/15617793/504/20
Использование древнегреческой методики прыжка в длину с хальтересами в учебном процессе студентов вуза
Александр Сергеевич Сидоренко1
1 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Аннотация. Представлена проверка эффективности использования утяжелителей разного веса при выполнении прыжка в длину с места. В результате эксперимента с участием студентов Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения зафиксировано незначительное улучшение результатов в прыжке в длину с места с удерживаемыми в руках утяжелителями весом 1-1,5 кг у юношей и весом 0,5 кг у девушек, достигнутыми при грамотном техническом исполнении прыжка после предварительной подготовки. Ключевые слова: история античного спорта, прыжок в длину с места, хальдерeсы, студенты вуза
Для цитирования: Сидоренко А.С. Использование древнегреческой методики прыжка в длину с хальтересами в учебном процессе студентов вуза // Вестник Томского государственного университета. 2024. № 504. С. 183189. doi: 10.17223/15617793/504/20
Original article
doi: 10.17223/15617793/504/20
The use of the ancient Greek long jump technique with halteres in the educational process of university students
Aleksandr S. Sidorenko1
1 Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, Saint Petersburg, Russian Federation, [email protected]
Abstract. Ancient Greece was a highly developed civilization that gave the world many useful discoveries and inventions. According to ancient Greek historians and artifacts that have survived to this day, the Greeks were able to achieve a lot in the field of sports. Ancient athletes performed the long jump with special stone or metal dumbbells in their hands, called halteres, weighing from 1.5 to 4.6 kg each. Accurate information about the jumping technique and the effectiveness of halteres has not been preserved, however, a number of experts, based on research, believe that the use of weights can increase the range of a standing long jump to 15-20 cm. In order to test the effectiveness of using weights of different weights when performing a standing long jump, the authors conducted a small pedagogical experiment, the participants of which were 27 male and 12 female first-year students of the St. Petersburg University of Aerospace Instrumentation. Participants in the experiment performed 3 standing jumps without dumbbells, then after a little preliminary technical training they made alternate jumps with dumbbells weighing 0.5 kg, 1 kg, 1.5 kg and 2 kg in each hand, 3 jumps with each weight. The average result of a jump with dumbbells weighing 0.5 kg among young men practically did not change compared to a regular jump, and when using dumbbells of 1 kg and 1.5 kg, an average improvement in the result was observed, respectively, by 1.63 cm and 3.04 cm, heavier dumbbells of 2 kg reduced the result by 5.11 cm relative to 1.5 kg dumbbells and by 2.07 cm relative to a no-load jump. In girls, an improvement in the average result relative to a jump without weights was noted only when using dumbbells weighing 0.5 kg by 1.83 cm. However, further, with an increase in the weight of dumbbells, a slight decrease in results was found below the level of a regular jump without weights, with a weight of 1 kg by 0.28 cm, with a weight of 1.5 kg by 1.92 cm. But then, when performing a jump with dumbbells of 2 kg, the result slightly increased compared to a jump with a weight of 1.5 kg by 1.04 cm. At the same time, some male students were able to improve the result of the jump by 17 cm with dumbbells of 1.5 kg, and girls 10 cm with dumbbells of 1 kg. The halteres used by ancient athletes during a jump, according to the laws of biomechanics, contribute to increasing the distance of the jump only if accurate and competent technique is observed in combination with a sufficient basic level of general physical fitness. The use of light weight dumbbells during training sessions for university students will help students more effectively master the correct standing long jump technique, because weights will allow the jumper to make more competent directed movements of the upper shoulder girdle to move the center of mass of the body in all phases of the jump. Keywords: history of ancient sports, standing long jump, halderes, university students
For citation: Sidorenko, A.S. (2024) The use of the ancient Greek long jump technique with halteres in the educational process of university students. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal. 504. рр. 183-189. (In Russian). doi: 10.17223/15617793/504/20
© Сидоренко А.С., 2024
Техника выполнения упражнений древними греками на античных Олимпийских играх, запечатленная на сохранившихся экспонатах живописи, демонстрирует, что античные атлеты и их наставники обладали достаточно высоким уровнем знаний в вопросах кинематики и динамики движений. Атмосфера состязательности античного греческого общества, как известно, сформировала высокую культуру, которая позволяла грекам ощущать свое духовное превосходство над «варварами», т.е. над всеми остальными народами, которым это было не свойственно [1]. При этом из всех видов соревнований одним из самых необычных и непонятных для современного восприятия был древнегреческий прыжок в длину, который входил в состав пентатлона, древнегреческого пятиборья. Дело в том, что атлеты выполняли его со специальными каменными или металлическими гантелями в руках, называемыми хальтересами, вес которых на разных соревнованиях, судя по найденным артефактам, колебался от 1,48 до 4,63 кг, а длина варьировалась от 18 до 26 см [2. С. 47]. При этом известно, что тяжелые хальтересы использовались античными атлетами не только для прыжков, но и в качестве обычной силовой подготовки, поэтому невозможно точно сказать, какого именно веса камни применялись на состязаниях в прыжках. Более того, прыжок каждого атлета сопровождался игрой на флейте [3. С. 39]. Имеющиеся в распоряжении ученых античные экспонаты дают возможность оценить конструкцию хальтереса, которая представляла собой особым образом обточенный камень для лучшего обтекания воздуха с отверстием для хвата (рис. 1). Древнегреческий историк Павсаний так описывал хальтересы: «Эти гири имеют такой вид: посередине они представляет несколько удлиненный, не совсем правильный диск; он сделан так, что через него можно пропустить пальцы рук таким же образом, как через ручку щита» [4].
Рис. 1. Хальтересы. Национальный Археологический музей, Афины
Почему именно прыжок на дальность был таким важным элементом подготовки и состязаний в античной Греции? Очевидно, что одной из главных задач проведения античных соревнований была военная подготовка, которая предполагала через занятия спортом создание более боеспособной армии, вследствие чего в программу античных Олимпиад входили состязания, схожие по своей структуре с действиями воинов на
поле боя. А преодоление естественных препятствий, в том числе оврагов и ям, да еще и с грузом в руках, является неотъемлемой частью движений пехотинца.
По мнению древних греков, хальтересы должны были усиливать отталкивание и точнее направлять размах рук, облегчая прыжок и увеличивая его длину. В данном случае они точно представляли себе такие понятия, как общий центр масс тела, действие на атлета силы реакции опоры, векторы приложения сил тяжести и инерции.
Точных описаний того, каким образом греки выполняли прыжок, не сохранилось. Технику прыжка можно оценить только по рисункам на немногочисленных сохранившихся древнегреческих вазах, да и то на некоторых из них позы атлетов разительно различаются (рис. 2). Расцвет древнегреческой чернофигур-ной, а затем и краснофигурной вазописи как раз и приходится на УП-1У в. до н. э., время активного развития античного олимпизма, поэтому многие сюжеты того времени на амфорах, кратерах и ликифах отражали сцены состязаний из Олимпийских игр древности и стали впоследствии главным источником информации о физических упражнениях древних греков [5].
Однако в задачи античных художников не входила точная передача техники движений атлета для их последующей интерпретации потомками. Они старались приукрасить то или иное событие и представить своего героя в лучшем свете в самый яркий момент его действия. Поэтому очевидно, что многие из изображений имеют статичный характер и не могут отобразить все нюансы возможного движения спортсмена, а специалистам в области спорта приходится пытаться воспроизводить технику движений атлетов по ее отдельным фрагментам [6].
На разных вазах по-разному изображены и формы самих хальтересов. Можно выделить три основных типа. Первый тип аналогичен экземплярам, отображенным на рис. 1, и скорее всего предназначался для проведения официальных соревнований. Второй тип чем-то напоминает утюг (рис. 2, а). Третий, наиболее часто встречающийся тип хальтересов, очень похож на телефонную трубку конца ХХ в. (рис. 2, б). Второй и третий типы, по мнению большинства специалистов, представляли собой мешочки с песком, которые, скорее всего, использовались в тренировочном процессе, учитывая что античные прыгуны перед состязаниями проходили длительную серьезную подготовку. И именно тренировки атлетов служили почвой для творчества античных художников.
Вопрос относительно техники выполнения прыжка окончательно запутали древнегреческие литературные источники, согласно которым античный олимпийский чемпион Фаилл из Кротона в 500 г. до н. э. на 70-й Олимпиаде прыгнул на 55 дельфийских стоп. Имя Фаилла из Кротона упоминают многие греческие писатели, в том числе Павсаний и Геродот. Фаилл прыгал, в пересчете на сегодняшние единицы измерения, в районе 16,20-16,40 м, что соответствует результату современного тройного прыжка [7. Р. 130]. Ученые, занимающиеся данным вопросом, с учетом современных знаний о кинематике и биомеханике прыжков, имеют на этот счет разные мнения.
Рис. 3. Кинематическая схема прыжка в длину с разбега с хальтересами [8]
Многие исследователи считают, что имело место выполнение пяти прыжков в длину с места подряд, учитывая, что число пять символично для древнегреческих соревнований. При этом атлет гантели из рук не выпускал [10-13]. Согласно Минетти схема античного прыжка выглядела так, как отображено на рис. 4 [14].
Рис. 2. Прыжок в длину с использованием хальтересов.
Изображения на древнегреческих вазах
Учитывая длину прыжка, по мнению одних специалистов, он выполнялся с разбега с небольшого возвышения, расположенного примерно в 8-10 м от ямы с песком и результат измерялся от начала разбега. В пользу этой версии говорит игра на флейте во время прыжка, так флейтист мог задавать прыгуну ритм разбега [7, 8]. Поза атлета на одной из ваз соответствует фазе разбега (рис. 2, б). Прыгали греки в яму с песком, называемую скаммой, которая достигала в длину около 6 м. Если по отпечаткам ног, оставшихся на песке, устанавливали, что одна нога ступила впереди другой, прыжок не засчитывался, так как греки чрезвычайное значение придавали стилю. Длину прыжка отмечали чертой на песке, иногда сбоку втыкали в песок специальные палочки. Длину прыжка судья измерял ступнями от места начала разбега (возвышения) до следов ступней, оставленных в яме с песком. Поэтому результат порядка 16 м складывался из длины разбега и длины «чистого» прыжка. В журнале «Легкая атлетика» Уткин воспроизводит кинематическую схему данного прыжка с разбега с хальтересами в руках (рис. 3).
Косвенным подтверждением этой версии являются слова древнегреческого учёного-энциклопедиста Фиофраста, так описавшего прыжок Фаилла: «Сей муж пролетел над скаммой от начала до конца и, опустившись на твердую, каменистую землю, сломал левую ногу» [8].
Рис. 4. Кинематическая схема прыжка в длину с места с хальтересами [14]
По предположениям других специалистов атлет мог совершать тройной прыжок аналогичный современному [9, 10]. Теория тройного прыжка была очень популярна среди исследователей в конце XIX - начале XX в., в тот период, когда и зародился современный тройной прыжок. Причем высказывались варианты как в пользу обычного тройного прыжка с ноги на ногу, так и в пользу классического прыжка «скачок-шаг-прыжок». Сторонники версий тройного прыжка ссылались на изображения на вазах, когда одна нога прыгуна отстоит от другой, в то время как обе руки с хальтере-сами одновременно направлены вверх-вперед. Противники данной версии полагают: античные художники специально искажали структуру прыжка, чтобы равномерно заполнить имеющееся круглое пространство на вазе и придать изображению лучший художественный эффект, а это часто приводило к довольно неестественным позам атлетов. Однако в дальнейшем гипотеза о тройном прыжке была отвергнута после практических попыток ее исполнения хорошо подготовленными спортсменами, которые испытывали проблемы с координацией во время каждой фазы прыжка [9].
Вполне вероятно, что на играх, которые проходили в разных городах античной Греции - Олимпии, Дельфах, Коринфе, Немеи, правила могли несколько отличаться, и те и другие специалисты могут быть правы.
Вне зависимости от стиля прыжка с хальтересами увеличение его длины можно объяснить изменениями положения центра масс при взлете и приземлении и увеличением скорости центра масс при взлете. Согласно исследованиям Ашби и Хигарда, движение рук с гантелями вперед при взлете увеличивает горизонтальное расстояние между ступнями и центром масс прыгуна [15].
Минетти и Ардиго считают, что центр масс тела преодолеет большее расстояние по вертикали, поскольку движение гантелей направлено вверх при взлете и вниз непосредственно перед приземлением,
б
что удлиняет траекторию полета и приводит к дополнительному увеличению расстояния прыжка [14].
Замах рук с утяжелителями во время фазы разгибания нижних конечностей может привести к увеличению накопления механической энергии в сухожилиях и связках, способствуя более мощному взлету (Андерсон и Панди) [16]. А дополнительный импульс, передаваемый центру масс путем раскачивания гантелей, может способствовать увеличению его скорости (Ли и Бартон) [10]. Без активного замаха руками прыгун не использует всю доступную мышечную силу при отрыве от поверхности, а применение гантелей должно усиливать этот эффект, позволяя задействовать все доступные мышечные группы.
Проватидис считает, что максимальная длина прыжка возможна при достижении наибольшей угловой скорости рук по перемещению хальтересов, вне зависимости от начального положения гантелей [17]. При определенной угловой скорости чем больше вес каждого хальтереса, тем дольше прыгун остается в воздухе и длиннее прыжок. Истинная причина увеличения длины прыжка заключается в том, что вращение рук приводит к увеличению скорости отрыва центра масс всего тела прыгуна. При выполнении взлета обе руки поднимаются на высоту бедер и создается большой вертикальный импульс.
Насколько эффективно хальтересы помогали атлету во время прыжка, долгое время было предметом дискуссий. Основываясь на своих практических экспериментах, Эберт установил, что гантели весом по 2,5 кг в каждой руке обеспечивают преимущество в 15-20 см в прыжке в длину с места, по сравнению с прыжком без нагрузки [9]. Минетти и Ардиго подсчитали, что прыжок с места с гантелями весом по 3 кг улучшает результат на 17 см [14].
Ленуар, Клерк и Лапорте провели эксперимент, в котором приняли участие 4 спортсмена, 3 подготовленных легкоатлета и велосипедист. Они совершали прыжки с места со специальными гантелями в руках весом 2,63 кг, что соответствует среднему весу всех найденных в Греции хальтересов. Средний результат без утяжелителей у них получился 2,59 м, с утяжелителями - 2,77 м, т.е. на 18 см больше [18]. Кроме того, 4 легкоатлета принимали участие в эксперименте Фридмана и Миллера: они выполняли прыжки с гантелями разного веса, однако у них произошло небольшое снижение результата при прыжках с отягощениями [19].
Для того чтобы самостоятельно проверить эффективность использования утяжелителей разного веса при выполнении прыжка в длину с места, автором был проведен небольшой педагогический эксперимент, участниками которого стали 27 студентов - юношей и 12 девушек 1-го курса Санкт-Петербургского университета аэрокосмического приборостроения. Уникальность работы заключалась в том, что данную тему подняли сами студенты в процессе изучения лекционного курса дисциплины «Физическая культура», которые и предложили в процессе практических занятий экспериментально проверить, как вес снаряда влияет на дальность прыжка.
Испытуемые юноши представляли собой обычных студентов из трех учебных групп, в то время как все участницы группы девушек имели спортивную подготовку и являлись членами сборных команд вуза по разным видам спорта.
После разминки участники эксперимента выполняли 3 прыжка с места на результат без утяжелителей, затем испытуемые проводили небольшую предварительную техническую подготовку с гантелями, которая включала в себя теоретическое освоение техники прыжка и несколько пробных прыжков с гантелями. После этого участники эксперимента совершали поочередные прыжки с гантелями весом 0,5 кг, 1 кг, 1,5 кг и 2 кг в каждой руке, по 3 прыжка с каждым весом, и в конце снова совершали 3 прыжка без нагрузки. Использовать гантели весом более 2 кг было нецелесообразно, во-первых, по соображениям техники безопасности, во-вторых, тестовые прыжки показали, что для студентов они неудобны и значительно искажают структуру прыжка.
При выполнении прыжков с гантелями, согласно технике античных атлетов, реализовывалась установка на вынос рук с утяжелителями вверх-вперед в первой части полетной фазы и резкий замах рук назад перед приземлением (рис. 2, а). Кроме непосредственного измерения длины прыжка, визуально оценивалась его техника: наклон туловища, удержание равновесия, размах конечностей.
Графические результаты проведенного исследования отображены на рис. 5. Данные эксперимента показали, что динамика результатов юношей и девушек в прыжке в длину с места различается.
237,74 237,26 236,83
239,37
240,78
230,24
191,42
18° 58 а 189,30
235,67 233,03
188,71
234,71
239,27
190,00
0 кг 0,5 кг 1 кг 1,5 кг 2 кг 2,5 кг 3 кг 0 кг Студенты юноши ГУАП, 2022 Friedman, Miller, 2017 Студентки девушки ГУАП, 2022
Рис. 5. Средний результат в прыжке в длину с места с утяжелителями разного веса
Так, средний результат прыжка с гантелями весом 0,5 кг у юношей по сравнению с обычным прыжком практически не изменился, а при использовании гантелей 1 и 1,5 кг наблюдается среднее улучшение результата соответственно на 1,63 и 3,04 см, более тяжелые гантели 2 кг снизили результат на 5,11 см относительно гантелей 1,5 кг и на 2,07 см относительно безнагрузочного прыжка.
При этом у полученных автором результатов по сравнению с похожим экспериментом Миллера-Фридмана наблюдается разная динамика. У иностранных специалистов результаты прыжка с гантелями в 1 кг существенно снизились, затем стали повышаться, но
так и не достигли величины прыжка без утяжелителей [16]. В нашем же эксперименте повышение средних результатов наблюдается при использовании веса 11,5 кг, а более тяжелый вес гантелей средний результат снижает.
У девушек улучшение среднего результата относительно прыжка без нагрузки отмечено только при использовании гантелей весом 0,5 кг на 1,83 см. Однако далее при повышении веса гантелей обнаруживается незначительное снижение результатов - ниже уровня обычного прыжка без утяжелителей: при весе 1 кг на 0,28 см, при весе 1,5 кг на 1,92 см. Но далее при выполнении прыжка с гантелями 2 кг результат чуть повысился относительно прыжка с весом 1,5 кг на 1,04 см.
В процессе проведения эксперимента среди испытуемых (как юношей, так и девушек) отчетливо выделились 3 группы: первая включала 7 юношей и 3 девушки, у которых при повышении веса гантелей результаты улучшались; вторая состояла из 9 юношей и 5 девушек, результаты которых при использовании утяжелителей заметно снижались; третья - 11 юношей и 4 девушки, их результаты относительно прыжка без нагрузки колебались как в сторону увеличения, так и уменьшения.
На рис. 6 представлены максимальные изменения результата относительно своего прыжка без нагрузки среди всех испытуемых. Как видно из графика, некоторые студенты юноши смогли улучшить результат прыжка на величину 17 см с гантелями в 1,5 кг, а девушки - на 10 см с гантелями в 1 кг. Таким образом, наблюдается очень значительный разброс значений, который у юношей оказывается больше, чем у девушек.
17
12
10
д.
0,5 кг
-16
1 кг
14
6
Ж
-12
-10
1,5 кг 2 кг
-6
-15
-12 -11
О - юноши, о - девушки
Рис. 6. Максимальные положительные и отрицательные изменения результата при использовании гантелей разного веса относительно своего безнагрузочного прыжка, см
Наблюдение показало, что определяющее значение для успешности прыжка имеет его правильная кинематика и возможность испытуемого «поймать» технику. У многих юношей и девушек были зафиксированы большие отрицательные значения в прыжках с весом 0,5 кг, так как на тот момент у них не хватало практического опыта техники прыжка с гантелями в руках, а в дальнейшем при повышении веса гантелей результаты стали лучше. Улучшение результатов прыжка с большими весами продемонстрировали в основном более подготовленные студенты, имеющие более дальние прыжки без нагрузки. По этой же причине у девушек, имеющих спортивную подготовку,
общий разброс значений при прыжках с гантелями разного веса оказался ниже, чем у юношей. У тех же студентов, чьи результаты прыжка с гантелями стали хуже, очевидно прослеживалось ухудшение техники прыжка (излишний наклон туловища вперед, приземление на носки, нарушение координации, недостаточная активная работа рук). При этом какой-либо зависимости между результатами прыжка с гантелями разного веса и росто-весовыми данными непосредственно внутри групп студентов визуально обнаружено не было, хотя очевидно, что для девушек гантели весом 1,5 и 2 кг оказывали более существенное влияние на технику прыжка, чем у юношей.
Выполнение прыжков с использованием гантелей позволило улучшить технику обычного прыжка в длину с места без нагрузки, что практически было доказано результатами эксперимента. В конце эксперимента испытуемые повторно выполнили обычный прыжок в длину с места, в результате которого 16 юношей из 27 (59%) и 6 девушек их 12 (50%) сумели улучшить свои первоначальные результаты при средней величине в 1,53 см по группе юношей (239,27 см) и 0,42 см по группе девушек (190 см).
Оценивая результаты данного эксперимента, нельзя не обратить внимание на мнение некоторых специалистов, которые полагают, что сравнивать современные прыжки с обычными гантелями и древнегреческие прыжки с хальтересами не совсем правильно, так как античные приспособления имели совершенно другую обтекаемую цилиндрическую форму и отличались от современных по балансировке и аэродинамике [20]. Тем не менее очевидно, что утяжелители любой формы изменяют технику прыжка и вносят свой вклад в итоговый результат.
По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Прыжок в длину с места является нормативом комплекса ГТО и одним из обязательных контрольных нормативов, оценивающих уровень физической подготовленности студентов вуза, поэтому технике его выполнения следует уделять внимание на учебных занятиях по физической культуре. По мнению автора, использование гантелей небольшого веса на учебных занятиях как раз и будет способствовать более эффективному овладению студентами правильной техникой прыжка в длину с места, так как утяжелители позволят прыгуну совершать более грамотные направленные движения верхнего плечевого пояса по перемещению центра масс тела во всех фазах прыжка.
2. Используемые античными атлетами во время прыжка хальтересы, согласно законам биомеханики, способствуют повышению дальности прыжка только при соблюдении точной и грамотной техники его выполнения в сочетании с достаточным базовым уровнем общефизической подготовленности.
3. Научная новизна работы состоит в том, что впервые прыжок в длину с места с гантелями выполняли девушки. До этого во всех известных научных исследованиях в данном эксперименте принимали участие исключительно юноши. И еще одним положительным
7
7
4
моментом работы является большая выборка испытуемых, многие из которых не имели опыта специальной спортивной подготовки. Как правило, в экспериментах зарубежных авторов принимали участие всего несколько человек, обычно действующих спортсменов. Поэтому результаты, приводимые разными специалистами из разных стран, имеют высокий разброс значений.
4. Проведенная автором работа имела практическое воспитательное значение с точки зрения понимания занимающимися важности совершенствования техники движений, которой необходимо уделять особое внимание в процессе спортивной тренировки. Студенты вуза на своем собственном примере убедились,
что на итоговый результат любого двигательного действия оказывает влияние не только степень развития физических качеств, но прежде всего эффективная техника выполнения упражнения и умение занимающегося чувствовать и соблюдать оптимальные пространственно-временные характеристики движения.
Проведенный эксперимент имел важное образовательное значение, он сумел объединить практическую двигательную активность, науку и искусство и заинтересовал молодых людей историей античного спорта, позволил практически к ней прикоснуться, чем способствовал росту у студентов интереса к занятиям физической культурой и повышению в целом интеллектуального уровня.
Список источников
1. Богданова М.А. Культурное содержание олимпизма: От античности к современности // Вестник Томского государственного университета.
2010. № 336. С. 55-59.
2. Томилин К. Прыгнуть за 16 метров. К вопросу возрождения техники прыжков в длину древних греков // Легкая атлетика. 2020. № 3-4.
С. 47-52.
3. Петров Е.Н. Очерки по истории физической культуры. М. : Физкультура и спорт, 1938. 178 с.
4. Павсаний. Описание Эллады. Ч. 2 / под ред. Е.В. Никитюк. СПб. : Алетейя, 1996. 563 с.
5. Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1953. 302 с.
6. Сидоренко А.С. Репрезентация техники движений античных атлетов по изображениям древнегреческой вазописи // Вестник Томского
государственного университета. 2023. № 496. С. 44-51. doi: 10.17223/15617793/496/5
7. Golden M. Sport in the Ancient World from A to Z. Routledge Taylor; Francis eBooks, 2008. 208 p.
8. Уткин Ю. Прыжки в длину в Древней Греции // Легкая атлетика. 1985. № 1. С. 33.
9. Ebert J. Der Pentathlonsprung // Abh. S6chs. Akad. Wiss. Philo-Hisot. Klasse. 1963. Vol. 56. P. 35-65.
10. Papadopoulos C., Noussios G., Manopoulos E., Kiritsi O., Ntones G., Gantiraga E., Gissis I. Standing long jump and handheld halters; is jumping performance improved? // Journal of Human Sport & Exercise. 2011. Vol. 6, № 2. P. 436-443.
11. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта : учеб. пособие. М. : Академия, 2001. 312 с.
12. Lees A., Barton G. The interpretation of relative momentum data to assess the contribution of the free limbs to the generation of vertical velocity in sports activities // Journal of Sports Sciences. 1996. Vol. 14. P. 503-511.
13. Lees A., Vanrenterghem J., De Clercq D. Understanding how the arm swing enhances performance in the vertical jump // Journal of Biomechanics. 2004. Vol. 37. P. 1929-1940.
14. Minetti A.E., Ardigo L.P. Halteres used in ancient Olympic long jump // Nature. 2002. Vol. 420. P. 141-142.
15. Ashby B.M., Heegaard J.H. Role of arm motion in the standing long jump // Journal of Biomechanics. 2002. Vol. 35. P. 1631-1637.
16. Anderson F.C., Pandy M.G. Storage and utilization of elastic strain energy during jumping // Journal of Biomechanics. 1993. Vol. 26. P. 1413-
1427.
17. Provatidis С. Simplified Biomechanics for a Possible Explanation of the Ancient Greek Long Jump Using Halteres // Universal Journal of Engineering Science. 2013. Vol. 1 (1). P. 5-16.
18. Lenoir M., Clercq D., Laporte W. The «how» and «why» of the ancient Greek long jump with weights: A five-fold symmetric jump in a row? // Journal of Sports Sciences. 2005. Vol. 23 (10). P. 1033-1043.
19. Friedman H., Miller P.J. Reconstruction of the Ancient Greek Long Jump - an Opportunity for Multidisciplinary Collaboration // EXARC Journal. 30.08.2017. URL: https://exarc.net/ark:/88735/10300
20. Filush A. Effect of Using Hand-Weights on Performance in the Standing Long Jump // M.S.E. Grand Valley State University. 2012. URL: https://scholarworks.gvsu.edu/theses/2
References
1. Bogdanova M.A. Kul'turnoe soderzhanie olimpizma: Ot antichnosti k sovremennosti // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010.
No. 336. S. 55-59.
2. Tomilin K. Prygnut' za 16 metrov. K voprosu vozrozhdeniya tekhniki pryzhkov v dlinu drevnikh grekov // Legkaya atletika. 2020. No. 3-4.
S. 47-52.
3. Petrov E.N. Ocherki po istorii fizicheskoy kul'tury. M.: Fizkul'tura i sport, 1938. 178 s.
4. Pavsaniy. Opisanie Ellady. Ch. 2 / pod red. E.V. Nikityuk. SPb.: Aleteyya, 1996. 563 s.
5. Blavatskiy V.D. Istoriya antichnoy raspisnoy keramiki. Monografiya. M.: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1953. 302 s.
6. Sidorenko A.S. Reprezentatsiya tekhniki dvizheniy antichnykh atletov po izobrazheniyam drevnegrecheskoy vazopisi // Vestnik Tomskogo
gosudarstvennogo universiteta. 2023. No. 496. S. 44-51. doi: 10.17223/15617793/496/5
7. Golden M. Sport in the Ancient World from A to Z. M. Routledge Taylor & Francis eBooks, 2008. 208 p.
8. Utkin Yu. Pryzhki v dlinu v Drevney Gretsii // Legkaya atletika. 1985. No. 1. S. 33.
9. Ebert J. Der Pentathlonsprung // Abh. S6chs. Akad. Wiss. Philo-Hisot. Klasse. 1963. Vol. 56. P. 35-65.
10. Papadopoulos C., Noussios G., Manopoulos E., Kiritsi O., Ntones G., Gantiraga E., Gissis I. Standing long jump and handheld halters; is jumping performance improved? // Journal of Human Sport & Exercise. 2011. Vol. 6, No. 2. P. 436-443.
11. Goloshchapov B.R. Istoriya fizicheskoy kul'tury i sporta: ucheb. posobie. M.: Akademiya, 2001. 312 s.
12. Lees A., Barton G. The interpretation of relative momentum data to assess the contribution of the free limbs to the generation of vertical velocity in sports activities // Journal of Sports Sciences. 1996. Vol. 14. P. 503-511.
13. Lees A., Vanrenterghem J., De Clercq D. Understanding how the arm swing enhances performance in the vertical jump // Journal of Biomechanics. 2004. Vol. 37. P. 1929-1940.
14. Minetti A.E., Ardigo L.P. Halteres used in ancient Olympic long jump // Nature. 2002. Vol. 420. P. 141-142.
15. Ashby B.M., Heegaard J.H. Role of arm motion in the standing long jump // Journal of Biomechanics. 2002. Vol. 35. P. 1631-1637.
16. Anderson F.C., Pandy M.G. Storage and utilization of elastic strain energy during jumping // Journal of Biomechanics. 1993. Vol. 26. P. 1413-1427.
17. Provatidis S. Simplified Biomechanics for a Possible Explanation of the Ancient Greek Long Jump Using Halteres // Universal Journal of Engineering Science. 2013. Vol. 1(1). P. 5-16.
18. Lenoir M., Clercq D., Laporte W. The "how" and "why" of the ancient Greek long jump with weights: A five-fold symmetric jump in a row? // Journal of Sports Sciences. 2005. Vol. 23 (10). P. 1033-1043.
19. Friedman H., Miller P. J. Reconstruction of the Ancient Greek Long Jump - an Opportunity for Multidisciplinary Collaboration // EXARC Journal. 30.08.2017. [Online] Available from: https://exarc.net/ark:/88735/10300
20. Filush A. Effect of Using Hand-Weights on Performance in the Standing Long Jump // M.S.E. Grand Valley State University. 2012. [Online] Available from: https://scholarworks.gvsu.edu/theses/2
Информация об авторе:
Сидоренко А.С. - канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры и спорта Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Information about the author:
A.S. Sidorenko, Cand. Sci. (Pedagogics), associate professor, Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation (Saint Petersburg, Russian Federation) E-mail: [email protected]
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 30.03.2024; одобрена после рецензирования 10.05.2024; принята к публикации 30.07.2024.
The article was submitted 30.03.2024; approved after reviewing 10.05.2024; accepted for publication 30.07.2024.