Использование для контроля состояния Российского рынка нефтепродуктов
физико-химических методов
Курашова Анна Андреевна К.э.н., старший преподаватель кафедры «Менеджмент» Российский университет дружбы народов e-mail: [email protected] Лебедева Дарья Владимировна студентка 3 курса кафедры «Бухгалтерский учет, финансы и аудит» Московский государственный университет приборостроения и информатики
e-mail: [email protected]
Аннотация: Проблема качественности снабжения автомобильным топливом населения и экономических субъектов, имеющих автомобильные парки, а так же производственное оборудование, работающее с использованием нефтепродуктов является актуальной на сегодняшний день. Существует необходимость создания методической базы контрольно-аналитического обеспечения розничной реализации, которая смогла бы повысить конкурентоспособность компаний и значительно увеличить эффективность функционирования экономических субъектов, как следствие это приведет к укреплению доходной базы бюджетной системы РФ, а так же повысит качество жизни населения. Основной целью данной статьи является оценка состояния российского рынка нефтепродуктов и обоснование необходимости использования естественно-научных методов (физико-химических методов) для оценки свойств нефтепродуктов.
Abstract: The problem of quality supply of automotive fuel of the population and economic entities with car parks, as well as production equipment, operates using petroleum products is relevant today. There is a need to establish a methodological framework of control and analytical support for retail sales, which could increase the competitiveness of companies and significantly increase the efficiency of the economic entities, as a consequence of this will strengthen the revenue base of the budget system of the Russian Federation, as well as improve the quality of life of the population. The main purpose of this article is to assess the state of the Russian market of petroleum products and the rationale for the use of natural-scientific methods (physico-chemical methods) to estimate the properties of oil.
Ключевые слова: нефтепродукты, российский рынок нефтепродуктов, розничная реализация, вертикально интегрированные компании, АЗС, факторы конкурентоспособности, франчайзинг, задачи контрольно-аналитического обеспечения
Keywords: petroleum products, the Russian market of oil products, retail sales of vertically integrated companies, gas stations, competitive factors, franchising, task control and analytical support.
АЗС начинают свою деятельность с 1907г., впервые компания Standard Oil of California (сейчас ChevronTexaco) построила первый топливный магазин. Изначально заправочные станции были различной архитектуры, большинство из них были представлены небольшими домами, рядом с которыми находились бочки с топливом, снабженные ручными насосами. Но с развитием данной отрасли, владельцы поняли, что для развития их бизнеса и конкурирования необходим контроль и анализ результатов.
Благодаря анализу сбыта продукции, в качестве факторов влияющих на реализацию, были выявлены некие условия продажи дизельного топлива и бензина. Для стимулирования продаж нефтепродуктов стали вводится единые стандарты по оформлению АЗС с использованием запоминающихся и ярких логотипов единых сервисов и владельцев. На сегодняшний день мы можем видеть, что данные стандарты укрепились, а автозаправочный бизнес приобрел современные очертания.
Современная специфика структурирования автозаправочного бизнеса заключается в его сетевой организации и управлении. Специфика анализа и контроля в сетевом бизнесе связана с территориальным рассредоточением нефтеперерабатывающих заводов (далее - НПЗ), перевалочных и нефтеналивных баз, АЗС и других функциональных структур данных сетей. Главными сетевыми участниками рынка розничных продаж нефтепродуктов являются
вертикально интегрированные компании (далее - ВИНК), основной задачей которых при централизованном управлении бизнесом является оценка экономической эффективности региональных сбытов, состоящих из автозаправочных станций.
Если детально рассмотреть практику управления нефтесбытовых компаний, то все чаще реализация нефтепродуктов через сети АЗС, представляют бизнес-процессом, существующим наряду с бизнес-процессами планирования и контроля текущей деятельности и бизнес-процессами развития ВИНК в целом. Данный подход является некой обособленностью процесса контроля и анализа сбытовой деятельности от физического процесса отпуска нефтепродуктов и расчетов за них со стороны покупателей. Данная обособленность связана с определенным методическим разрывом в понимании особенностей нефтепродуктов как объекта реализации и как объекта бухгалтерского учета, анализа и внутреннего контроля.
Изучение тенденций развития автозаправочного бизнеса позволило систематизировать факторы конкурентоспособности основных участников этого рынка по принципу детализации зависимости показателей деятельности АЗС российских нефтесбытовых ВИНК от состояния динамики рынка. По результатам исследования состояния конкурентных процессов на российском рынке розничных продаж нефтепродуктов нами предлагается расширенная классификация факторов воздействия на конкурентоспособность бизнеса, состав и содержание которых представлены на рисунке 1.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ __АВТОЗАПРАВОЧНОГО БИЗНЕСА_
Детализация факторов по их влиянию на экономические показатели
ВНЕШНИЕ
ВНУТРЕННИЕ
Усиление тенденций монополизации рынка и рост масштабов франчайзинга
Усиление тенденций огосударствления рынка
Территориальная передислокация управляющих компаний и их структурных
Ужесточение конкуренции в приграничных зона в силу открытости рынка и наличия «зеленых карт»
Дестимул ирование
Усиление текучести кадров и снижение их профессионального уровня
Стимулирование топ-менеджеров по результатам функционировав ия системы ~
Оказывают негативное влияние
С
V
Отлаженная система бюджетнирования и управления затратами
Отлаженная система бюджетнирования и управления затратами
Оказывают позитивное влияние
СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БИЗНЕСА
Рисунок 1 - Расширенная классификация факторов воздействия на конкурентоспособность автозаправочного бизнеса
При систематизации факторов, влияющих на конкурентоспособность розничных продаж нефтепродуктов, были выделены две основные группы признаков:
1. По направлению воздействия (оказывающие негативное или позитивное влияние)
2.По источнику влияния факторов на экономические показатели компании (внешние и внутренние факторы)
Судя по публикациям экспертов А.Д. Шеремета, Р.С. Сайфулина и Е.В. Негашева и нашему
мнению, состав и сила влияния многочисленных факторов на деловую активность компаний крайне неустойчивая и это четко проявляется при современных нестабильных темпах всех макроэкономических показателей (вступление РФ в 2013 г. в рецессионное состояние экономических процессов).
На тесную связь процессов реализации и деловой активности, указывал В.В. Ковалев, говоря о том, что состав характеризующих деловую активность показателей должен отражать «результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности» [7]. Влияние факторов розничной реализации нефтепродуктов на деловую активность нефтесбытовых компаний может характеризоваться различными способами, первичная детализация которых, позволяет выделить два массива: показатели, характеризующие качество бизнеса и показатели
Рисунок 2. - Адаптация для нефтесбытовой компании первичной детализации ключевых характеристик деловой активности
На основании изучения специфики учета, контроля и анализа, практики расчетов за реализованные нефтепродукты, товарной ценности и физико-химических свойств нефтепродуктов было определено пять ключевых свойств нефтепродуктов как объектов розничной реализации (рисунок 3)
и О
ш О и О
специфика учета
специфика расчетов
Специфика контроля
X
Товарная ценность
Физические свойства
обособленность процесса контроля и анализа сбытовой деятельности от физического процесса отпуска нефтепродуктов и расчетов за них со стороны покупателей
реализация нефтепродуктов: за наличный расчет по пластиковым картам различных платежных систем; с использованием ведомостей отгрузки (крупными государственными предприятиями)
отчеты по отпуску нефтепродуктов, в разрезе держателей пластиковых карт, содержат информацию об объемах отпуска, ценах и суммах выручки от реализации, не
стыкующихся со счетами-фактурами
широкое использование, высокая привлекательность как вида актива (ввиду функциональных особенностей и потребительской ценности)
изменение объема при изменении температуры (ввиду физико-химических свойств)
Рисунок 3 - Специфика нефтепродукта как объекта розничных продаж
Корректно учитывать при формировании показателей контрольно-аналитического обеспечения реализации нефтепродуктов их свойства позволяют показатели, используемые в методах стоимостного управления бизнес-процессами, базирующиеся на экономической прибыли и маржинальном доходе. Например, такие как зарубежный показатель экономической добавленной стоимости, при условии его соответствующей адаптации.
На Российском нефтяном рынке основными гигантами являются: «Газпром нефть», «Лукойл», «Татнефть» и «Башнефть». По оценке МВД, около 40 % бензина, продаваемого в Московском регионе, не отвечает стандартам качества, если говорить о регионах, то там ситуация еще более отрицательная. Существует возможность «обмануться», иными словами нарваться на суррогатный бензин на неизвестных одиноких заправках или же на фальшивых АЗС, которые в свою очередь создают иллюзию принадлежности к популярному бренду. И на известных заправках данные случаи не исключение, так как имя крупной компании на АЗС не является доказательством принадлежности станции ей. Собственная система контроля за качеством реализуемых нефтепродуктов российских нефтесбытовых компаний малоэффективна, а порой и вовсе незначительна. В большинстве своем это происходит из-за невозможности осуществления сплошного контроля.
На российском рынке представлено достаточно малое количество АЗС иностранных компаний. По мнению представителей зарубежных нефтяных компаний, российский рынок розничных продаж нефтепродуктов не приносит ожидаемого дохода, особенно в последнее время. Существует ряд объективных отличий, выделяющих иностранные АЗС, среди других автозаправок, на российском рынке. Одна из причин, что для многих пользователей автотранспорта, проживающих в мегаполисах степень доверия к заправкам с иностранными брендами намного выше, так как они не практикуют франчайзинг, а, следовательно, тщательно контролируют качество топлива, предлагаемого покупателям. Однако, такие бизнес-процессы требуют высоких затрат, несоразмерных с прибыльностью бизнеса. К примеру, представитель «Шеврон Нефтегаз Инк» И. Рыбальченко полагает, что большое количество иностранных компаний не считают российский розничный рынок привлекательным. По данным «BusinessWeek Россия», американская компания Chevron рассматривала возможность формирования собственной розничной сети в России, однако так и не осмелилась на этот шаг. У Chevron АЗС представлены исключительно на Западном побережье США, это объясняется тем, что именно там расположены добывающие и перерабатывающие активы компании. Расположение заправочных сетей вдали от добычи и переработки компания считает экономически неэффективным шагом.
Наиболее качественное топливо представлено в Санкт-Петербурге и Мурманске: жители этих городов имеют возможность купить топливо страны его производства. Statoil привозит в Мурманск автоцистерны в небольшом количестве качественного дизельного топлива и бензина Аи-95 для своих заправок. Однако из-за высокой цены широким спросом эти продукты там не пользуются: их доля составляет всего 1,5-2% от общего объема реализации топлива на заправках. Средняя цена за литр обычного дизтоплива в Мурманске в 2014 г. держалась на уровне 31 руб, а норвежского 42. Основная часть топлива для заправок Statoil покупается на Ярославском НПЗ («Славнефть») и Киришском НПЗ в Ленинградской области («Сургутнефтегаз»). А продает под собственным бредом, что дезинформирует покупателей. В какой мере розничная реализация зарубежных нефтепродуктов может сказаться на финансовых результатах российских нефтесбытовых компаний при их сотрудничестве с зарубежными нефтеперерабатывающими заводами? Таких исследований в России, не производилось и вовсе не потому, что отсутствуют факты международного сотрудничества оптовых и розничных продавцов нефтепродуктов, а по причине отсутствия средств контроля и соответствующего аналитического инструментария.
К примеру, финская Neste привозит на свои питерские заправки достаточно незначительное количество высококачественного бензина Аи-98 - его доставляют по железной дороге из Финляндии с НПЗ компании в городе Порво. Около 97% реализуемого на заправках топлива, по
словам руководства «Несте СПб», компания покупает у «Сургутнефтегаза» и «ЛУКОЙЛа». Пользующихся популярностью в Санкт-Петербурге бензин и дизтопливо Futura, которое производится путем добавления в российский бензин импортных моющих присадок, являются «ноу-хау» Neste.
Вопрос о производителе реализуемого бензина решается нефтесбытовыми компаниями чаще исходя не из соотношения цена/качество, а используя сложившуюся систему отношений с нефтеперерабатывающими заводами. Всегда ли оправдана покупка низкокачественного бензина у давних поставщиков? Такой вопрос часто подвергается качественному рассмотрению, но никогда не подвергался количественной оценке со стороны аналитиков российских нефтесбытовых компаний. Еще до объединения в ТНК-ВР, компания ВР никогда не скрывала, что бензин на ее московских заправках «рязанский», то есть тот же самый, что продают на заправках ТНК. Бренд ВР принадлежит ЗАО «Петрол Комплекс Эквипмент Кампани», которое теперь входит в ТНК-ВР. ТНК-ВР А. Шадрин. Являющийся представителем сообщил «BusinessWeek Россия», что на АЗС компании в Санкт-Петербурге в том числе будут завозить рязанское топливо. Стоить взять во внимание, что топливо с рязанского завода соответствует экологическому стандарту Евро-3. А представленный недавно ВР бензин Ultimate, как и Futura в Питере, производят путем добавления в рязанское топливо немецких моющих присадок. Ценовой тренд Компания ВР после объединения с «Роснефтью» изменился в сторону роста оптовых цены на отпуск сырья «не своим» переработчикам и АЗС. В результате розничные цены резко выросли по всему бензиновому рынку, несмотря на правительственную программу сдерживания розничных цен в 2012 г.
Shell дает весьма расплывчатые комментарии о своих поставщиках. Руководство компании настаивает на том, что бензин для собственных заправок Shell завозит и планирует завозить «не только со своего производства», но в перспективе компания будет покупать бензин у «ЛУКОЙЛа» и «Сургутнефтегаза». Представители Shell заверяли, что все топливо будет строго отвечать международным экологическим классам Евро-3 и Евро-4. Если ситуация с российскими поставщиками достаточна ясна, то с какого именно завода Shell будет привозить топливо, а так же какие именно транспортные схемы будут применены, компания не дает пояснений. Иными словами, бензин на заправках иностранных компаний почти полностью российского производства, и в наилучшем случае если он с добавлением качественных моющих присадок.
Иной вывод, который следует из оценки состояния автозаправочного рынка заключается в отсутствие договоров коммерческой концессии, одной из разновидностью которых часто является франчайзинг, остается единственным неоспоримым достоинством иностранных заправочных сетей в России, ибо заправляясь на Shell или Statoil, клиенты считают, что компания, заботясь о своей репутации, следит за качеством топлива, в отличие от некоторых джобберов и франчайзинг российских компаний, для которых своя прибыль все же важнее сторонней репутации. Именно на этом основании иностранные нефтегиганты не планируют развивать франчайзинговые схемы работы на российском бензиновом рынке. Полагаем, что оснований для отказа зарубежных нефтесбытовых компаний от работы на российском рынке, много. Качество топлива и неблагоприятный инвестиционный климат - самые очевидные из этих причин.
В настоящее время как на отечественном, так и на зарубежном рынках нефтепродуктов сложились самые различные формы управления финансово-хозяйственной деятельностью, структурируемые по типовым и оригинальным схемам взаимодействия управляемых сегментов и ответственных лиц. Типовые организационные структуры автозаправочного бизнеса представлены на рисунке 4. Главным вопросом является: «Какая из них оптимальна?».
Рисунок 4 - Базовая типология субъектов автозаправочного сервиса России
Этот вопрос является риторическим, так как анализ не проводился, инструментарий не разработан. Это еще раз подтверждается не только необходимость их проработки, но и предопределяет ее направления.
АЗС, помимо реализации бензина и дизельного топлива, может осуществлять другие виды деятельности: продавать аксессуары к автомобилям, оказывать различные услуги клиентам и т.п. Какие направления и вспомогательной деятельности АЗС целесообразны? Какие факторы влияют на эффективность вспомогательной деятельности, связана ли она с основной сбытовой деятельностью, или является относительно самостоятельной? Ответ на этот вопрос также может быть получен только на основе исследования, содержащего элементы финансового и маркетингового анализа.
Многие российские нефтяные компании функционируют с использованием концессионных договоров, однако, франчайзинговые тренды представлены в трейдерской аналитике весьма разнонаправлены. По приблизительным «оценкам Российского топливного союза, в России представлено около 30 тысяч АЗС и АЗК. Почти половина принадлежит крупным нефтяным компаниям, большинство из которых развивают или собираются развивать сети АЗС с помощью франчайзинга. Однако ситуация в этой области неоднозначна. У доли ВИНК снижается число франчайзинговых точек, вплоть до полного отказа от этой формы бизнеса».
Российский розничный топливный рынок является заманчивым для предпринимателей, так как «на 1 АЗС приходится намного больше клиентов, чем в Европе, а её маржинальный доход достигает 15-20%. Так же помимо ВИНК, на рынке есть место и независимым АЗС. Это говорит о большой монополизации рынка, но стоить заметить, что конкурентоспособность рынка сохраняется.
Все чаще малые и средние предприниматели, занимающиеся продажей автомобильного топлива, покупают франшизы крупных компаний. Для определенных регионов, где основную часть рынка занимает одна из крупных ВИНК, франчайзинг становится, едва ли не единственным способом выживания для независимых АЗС. Основным плюсом АЗС-франчайзера или АЗС-концессионера является то, что ВИНК гарантируют поставку качественных нефтепродуктов по устойчивым ценам. Для России, с её сезонными колебаниями спроса и предложения, периодическими провалами в обеспечении розничного рынка нефтепродуктами, гарантированные поставки топлива имеют основное значение. Стоит отметить, что цены гарантированы, поскольку прочим покупателям нефтепродуктов приходится существенно переплачивать за них ВИНК. Следующий плюс, это универсальность любых франчайзинговых отношений: возможность использовать известный брэнд».
Условия исполнения договоров концессии с независимыми АЗС находятся под постоянным и пристальным контролем со стороны материнской нефтяной компании. Проверкам подвергаются все без исключения бизнес-процессы и за отклонения от утвержденных требований накладываются штрафы в размере нескольких сотен тысяч рублей, а при серьезных нарушениях договорных условий концессионный договор аннулируется. Однако, как высказывались на конференции многие специалисты ВИНК, «контроль за соблюдением обязательств джобберов стал крайне обременительным, нередко репутации общего бренда наносится ущерб». На самом деле трудность контроля джобберской сети обусловлена отсутствием четких показателей контроля и их нормативных параметров, а также средств автоматизации, позволяющей компании франчайзеру осуществлять мониторинг деятельности франчайзиата. Отсутствие контрольно-аналитического обеспечения мешает развитию нефтесбытового бизнеса в формате франчайзинга. Возможно, что в связи с этим, ведущие российские ВИНК, осуществляющие розничную реализацию бензина и дизельного топлива, к франчайзингу прибегают редко, и только в тех
случаях и регионах, где иметь собственные АЗС невыгодно.
АЗС компании «Газпром нефть» до середины 2012 г. не использовавшая франчайзинговую схему при увеличении топливного бизнеса, во втором полугодии 2012 г. начала к тиражированию принадлежащих ей брендов на условиях франчайзинга. Первую такую АЗС ОАО «Газпром нефть» открыло 25.05.2012 г. на территории Украины. Из большой четверки ВИНК, имеющие стабильную динамику роста, только «Газпром нефть» на территории РФ имеет заправки, которые все входят в собственную сбытовую сеть. Правда, и данная компания собирается включить в бизнес джобберские АЗС.
После первых франчайзинговых АЗС под торговой маркой «Газпром нефть» появившихся на Украине, компания заявила, что откроет фирменные кафе. В начале сентября «Газпром нефть» подала заявку на регистрацию 2 наименований «Кафе Драйв» и «Drive Cafe» в качестве товарных знаков. С данном событием, директор региональных продаж ОАО «Газпром нефть» прокоментировал СМИ, что платформа для развития бизнеса по франшизе сформируется в течение 5 лет. За это время станции приобрели узнаваемый унифицированный фирменный стиль, а так же был разработан «золотой стандарт» качества обслуживания. По мнению руководства компании, открытие кафе должно привлечь новых клиентов и увеличить на 30% выручку каждой АЗС. Стоить обратить внимание, что все российские продавцы нефтепродуктов имеют кафе на АЗС, но ни один из них не имеет собственного бренда. Таким образом, «Газпром нефть» станет вторым крупным нефтяным игроком со своим брендом кафе, вкупе с британской BP (торговая марка Wild Bean Cafe).
Большинство аналитиков сходятся во мнении, что «после 2015 г. ситуация на мировом нефтяном рынке может оказаться неудачной для России. Растущий спрос будет обеспечиваться добычей в новых регионах и за счет других углеводородных источников сырья. Россия же сможет принять участие в разделе этого пирога лишь после 2020 г. Растущий спрос на углеводороды заставляет нефтегазовые компании вовлекать все более дорогостоящие нетрадиционные запасы в разработку: вести добычу на глубоководном шельфе, разрабатывать месторождения нефти с высокой вязкостью или из низко проницаемых коллекторов» [1].
Специалисты считают, что, увеличение спроса произойдет благодаря транспортному сектору. Ожидается, что на изменение объемов реализации бензина через сети АЗС повлияет рост количества транспортных средств, который прогнозируется в России. Чтобы количественно понять какого объема роста рынка стоит ожидать целесообразно в рамках контрольно-аналитического обеспечения реализации ГСМ изучить вопрос о том, какое количество автомобилей в разрезе их марок прибавиться и каков ежегодный средний расход бензина автовладельцем определенной марки на российских дорогах.
Принимая во внимание стандарты функционирования ВИНК, следует отметить, что российские АЗС не отличаются от зарубежных конкурентов ни по маркам оборудования, качеству бензина и даже способам рекламы. Внешне их отличают лишь бренды. Тем не менее, по каким-то трудно уловимым критериям автовладельцы разделяют зарубежные и отечественные заправочные сети на «премиальные» и остальные, отдавая предпочтение первым, несмотря на превышение их цен над ценой отечественных АЗС. В связи с этим возникает закономерный вопрос о том, за счет каких факторов сети зарубежных операторов, действующие в России, обеспечивают свою «премиальность» в сравнении с отечественными. Исследование показало, что одним из таких факторов является наличие в составе иностранных сетей АЗС комплекса сервисных услуг: кафе, мелкооптовых магазинов, мини-гостиниц, туалетов, продажи сопутствующих товаров, автоматического моечного комплекса, точек мелкого авторемонта и т.п. Секрет успеха магазина такого типа является то, что на достаточно ограниченной площади покупателю АЗС нужно суметь предложить все то, что он может захотеть приобрести прямо сейчас.
Анализ окупаемости инвестиций в сопутствующий бизнес и эффективность его работы еще одно направление аналитических исследований факторов деловой активности, параллельный анализу показателей розничной реализации нефтепродуктов. Известно, что именно наличие дополнительных услуг привлекает клиентов АЗС.
Определение «премиальность» является не подходящим к топливной рознице как
независимому бизнесу, т.к.провести оценку премиальных свойств основных продуктов АЗС -бензина и дизельньного топлива конечному потребителю невозможно [2]. «Премиальность» заправочной сети можно определить, только благодаря эмоциональному восприятию клиентов внешних характеристик сервиса. Кафе, мини-гостиница или магазин являются «визитной карточкой» любой АЗС. Поэтому умение управлять розничными продажами сопутствующих услуг влияет на восприятие автовладельцами сети, разделяя её на премиальную или обычную.
В связи с этим, руководители отечественных ВИНК, обладающих в своем составе АЗС должен задаваться вопросом: «Стоит ли вкладывать в создание образа АЗС «премиум класса» или же работать в прежнем режиме?». Получить ответ возможно без организованного финансового контроля всех процессов сбыта и анализа контролируемых показателей.
Совсем недавно лишь большие международные сети АЗС были способны использовать магазины, кафе при АЗС в качестве инструмента извлечения дополнительной прибыли, завлекая своих клиентов качеством обслуживания. Признаком качества, по мнению клиентов, являются профессионально организованные торговые площадки, комфортное обслуживание, наличие скидок, мелких подарков. По этой причине клиенты признают «премиальность» зарубежной сети АЗС и в свою очередь готовы платить большую цену за само топливо. Проигрыш по качеству продуктов и услуг, представляемых кафе, магазинами отечественных АЗС отстает от уровня сервиса сетевых АЗС иностранных компаний. Уступка зарубежным компаниям весьма существенной доли прибыли можно объяснить нежеланием отечественных операторов нести дополнительные затраты в создании кафе и магазинов и управлении ими. Топ-менеджеры российских нефтяных компаний позиционируют свои АЗС в среднем классе, поскольку это не несёт дополнительных затрат. Более того, конкурировать с зарубежными операторами, занявшими в России весь премиальный сегмент, руководство российских нефтяных компаний считает экономически нецелесообразным, ориентируясь на экспортные поставки «сырых» нефтепродуктов. Именно сырьевая ориентация российских нефтяных компаний не только затрудняет развитие внутреннего автозаправочного бизнеса, теряющего значительные суммы добавленной стоимости.
Определенная тенденция в решении данной проблемы уже наблюдается. Многие аналитики, отмечают наличие у них программ развития продаж и создание собственных брендов. Например, один из экспертов состояния автозаправочного бизнеса А. Марков отмечает, что «ребрендинг - это хорошо, однако, тратя на него существенные средства, неэффективно останавливаться только на замене фриза, логотипа или даже оформления всей АЗС. Реновирование бренда уже осуществили ТНК и «Роснефть», сейчас данный процесс проводится и в «Газпром нефти». Несомненно, это стало возможным за счет усилий более искушенных в технологиях управления розницей местных руководителей» [2]. Правомерным также следует считать предложение многих аналитиков об отказе от использования в автозаправочном бизнесе термина «сопутствующие услуги», поскольку он сразу ориентирует на второстепенность дополнительных к автозапровочному видов бизнеса. Вполне очевидно, что при должной организации эти бизнесы будут функционировать как равные, усиливая синергетический эффект друг друга в несколько раз.
Методических подходов к оценке синергетического эффекта от стимулирования розничных продаж нефтепродуктов, на основе развития сопутствующего бизнеса, пока не существует. Это еще одна методическая проблема, которая должна найти свое разрешение в рамках контрольно-аналитического обеспечения.
В 2012-2013гг., большое количество ВИНК заключают с широко известными на мировом уровне консалтерами дорогостоящие договора на разработки концепций розничных продаж нефтепродуктов в своей системе. Данная тенденция присуща всем крупным российским компаниям различных секторов экономики, ориентирующимся на зарубежные модели управления бизнесом, что оценивается нами весьма негативно. Причина в том, что одно дело получить заказчиком продвинутые модели ребрендинга, высоко технологичные проекты оптимальной конфигурации помещений АЗС и оборудования, красочные брендбуки. Совершенно иное дело -разработанную документацию превратить в реальный бизнес, когда кафе, магазин или мини-
гостиница при АЗС станут эффективными, принося всей ВИНК дополнительные доходы. И здесь возникает еще один вопрос для аналитика, не решаемый инструментами традиционного анализа и требующий альтернативных методических подходов. Стоит ли вкладываться в бренд?
Для превращения модели ребрендинга, из проекта в реализуемые действия, необходимо не только желание заключить договор с консалтером. Здесь требуется внедрение системы контроля и анализа, с помощью которой можно обеспечить управление взаимоотношениями с поставщиками, формированием ассортиментных рядов нефтепродуктов и соответствующих цен, накоплением и хранением запасов и т.д в рамках которой необходимы:
1. пошаговая разработка бизнес-процессов по внедрению каждого из предполагаемых изменений;
2. создание группы рабочих из квалифицированных сотрудников самой сети, входящей в ВИНК;
3. внедрение в автозаправочных сетях новейших IT-технологий, упрощающих управление заказами, а также способствующих проведению аналитических исследований эффективности снабжения АЗС топливом и другими товарами.
Решение этих задач не возможно вне рамок контрольно аналитического обеспечения, но его формирование влечет за собой рост расходов на управление. Поэтому, российские ВИНК не идут на широкомасштабные изменения. В то же время, иностранные компании, имеющие сети АЗС осуществляют автоматизацию, контроль и анализ не только бизнес-процессов розничной реализации нефтепродуктов, но и оказания сопутствующих услуг. [3].
К позитивной тенденции совершенствования управления продажами топлива в сети российских АЗС следует отнести организацию систем безналичных расчетов при оплате топлива. В качестве примера можно привести взаимоотношения с клиентами компании «Юникард-Ойл», когда клиентам предоставляется возможность осуществлять расчеты за ГСМ с использованием топливных карт. Компания «Юникард-Ойл» имеет успешный, многолетний опыт работы, является самой большой и быстрорастущей сетью АЗС города Москвы, Московского региона (более 1000 АЗС), Санкт-Петербурга и Ленинградской области (300 АЗС), а также региональные АЗС, которых на данный момент насчитывается более 5000. Качество топлива не вызывает сомнения, так как «Юникард-Ойл» сотрудничает только с известными брендами: МТК, Роснефть, Татнефть, Газпром нефть, ТНК, Нефтьмагистраль, Shell» [4].
Система безналичных расчетов на АЗС, с использованием пластиковых карт является эффективным видом услуг, которой дает возможность контроля за расходованием свих денежных средств и истребование комплекта финансовых документов со стороны компании, продавца ГСМ, что повышает заинтересованность клиентов в использовании топливных карт. Использование топливных карт на бензин или другие услуги защищено условиями договора, в котором прописывается ответственность сторон, кроме того карта защищено ПИН-кодом. В договорах могут предусматриваться авансовые схемы оплаты. Внесения первоначального аванса по подписанному договору дает право клиенту на заправку топливом. Далее для поддержания положительного баланса своего счета клиент самостоятельно отслеживает остаток по счету карты и формирует счета на оплату за топливные карты из своего «Личного кабинета». При утере топливной карты счет блокируется при обращении клиента к управляющему АЗС. На сегодня, контроль за процессом расчетов, осуществляемый на основе пластиковых карт представляет собой один из эффективных инструментов управления расчетами в бизнес-процессах розничных продаж нефтепродуктов.
В России, как и в развитых странах, стратегией развития АЗС является создание многофункциональных комплексов, обслуживающих клиентов в соответствии с высокими мировыми стандартами. Вместе с тем, российскому рынку розничных продаж нефтепродуктов присущи специфические черты, существенно корректирующие содержание стратегии автозаправочного бизнеса. В результате оценки современного состояния российского рынка нефтепродуктов был выявлен круг задач, который не может решаться на основании использования традиционных инструментов анализа и контроля:
1. Отражение факторов, влияющих на результативность автозаправочного бизнеса, в том числе особенностей его сетевой организации и особых свойств нефтепродуктов как объектов реализации; построение формульно-логических взаимосвязей показателей бизнес-процессов
реализации с традиционными показателями анализа и внутреннего контроля.
2. Разработка аналитических процедур, предназначенных для предпроверочного анализа конкретных АЗС на предмет качества реализуемых бензина и дизельного топлива и правильности расчетов с покупателями.
3. Обеспечение методическими инструментами оценки целесообразности приобретения топлива определенного «премиум-класса» у зарубежных производителей или бензина не высокого качества у традиционных поставщиков, для его реализации сетями российских АЗС, в том числе создания образа АЗС «премиум-класса»
4. Определение модели взаимосвязи инвестиционной привлекательности, деловой активности и объемов реализации нефтепродуктов розничными сетями, в том числе анализ эффективности инвестиций во вспомогательные услуги.
5. Определение оптимальных форм организации нефтесбытового бизнеса через АЗС,в том числе целесообразности франчайзинга.
6. Разработка инструментов определения влияния эффективности вспомогательной деятельности, связанной с предоставлением дополнительных услуг покупателям нефтепродуктов на АЗС на результативность деятельности нефтесбытовых компаний с учетом синергетического эффекта.
7. Разработка инструментов анализа влияния продаж автотранспортных средств (в разрезе марок автомобилей) на продажи бензина и дизельного топлива.
Решение этих задач должно осуществляться на основе контрольно аналитического обеспечения, с учетом особенностей нефтепродуктов как объектов розничной реализации. В результате решения этих задач контрольно-аналитическое обеспечение должно не быть не только инструментом оперативно-тактического контроля бизнес-процессов, но способом выявления факторов конкурентоспособности розничных продаж для разработки стратегических мер по их стимулированию.
Библиографический список:
1. Вартнов Д.Т. Проблемы терминлогии в учете и анлизе // Счетоводство, 2004, № 3, с. 52.
2. Информационное письмо Минфина РФ от 14.09.2012 № ПЗ-9/2012 «О раскрытии информации о рисках хозяйственной деятельности организации в годовой бухгалтерской отчетности».
3. Марков А. Российские АЗС: нюансы работы // Начинающему автомобилисту. 25.06.2010
г.
4. Семенова Н.В. Анализ деловой активности организации с учетом налогообложения // Управленческий учет, № 10, 2012.
5. «РОСНЕФТЬ» к олимпиаде оснастит все АЗС в Сочи установками для заправки газом // «Автогазозаправочный комплекс + альтернативное топливо» № 7 (76), 2014
6. Использованы материалы обозрений топливного рынка России, публикуемые ежемесячно в Журнале «Нефть России» специально для BUYBRANDInform. 11.12.2014.
7. Курашова А.А. Сравнение аналитических инструментов измерения деловой активности АЗС в структуре сетевого бизнеса // Транспортное дело России № 5 2013, с. 12-15
8. Курашова А.А. Развитие инструментария системного анализа и контроля для повышения конкурентных преимуществ российских предприятий// Вестник университета № 15,2013, с.45 -50