УДК 378.147:372.881.1
Рольгайзер Анастасия Александровна
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков
Кемеровского института (филиала) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
Демиденко Ксения Анатольевна
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков Кемеровского института (филиала) Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСКУССИОННЫХ МЕТОДИК В ПРЕПОДАВАНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ
Rolgayzer Anastasiya Aleksandrovna
PhD in Philology, Senior Lecturer, Foreign Languages Department, Kemerovo Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Demidenko Kseniya Anatolyevna
PhD in Philology, Assistant Professor, Foreign Languages Department, Kemerovo Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
APPLICATION OF DISCUSSION METHODS IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Аннотация:
В статье рассматриваются интерактивные методы обучения иностранным языкам, обосновывается целесообразность применения их как средства, позволяющего повысить эффективность обучения и стимулировать студентов к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка. Авторами проанализирован опыт применения дискуссионных методов на примере дебатов.
Ключевые слова:
иностранные языки, интерактивные методы, дебаты, дискуссионные методы, высшее образование, эффективность обучения, компетенции.
Summary:
The article deals with the interactive methods of teaching foreign languages, demonstrates their usefulness as the means of intensification of training efficiency and encouragement of students' self-directed studies of foreign languages. The authors analyse application of the discussion methods taking debate as an example.
Keywords:
foreign language, interactive learning methods, debate, discussion methods, higher education, training efficiency, skill competence.
На современном этапе развития педагогика приблизилась к необходимости создания методов и технологий, обеспечивающих развитие личности каждого учащегося и его творческой активности. Повышенный интерес к изучению иностранных языков вследствие претворения в жизнь политики международной открытости вузов и роста академической мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава диктует необходимость переоценки и пересмотра ранее сложившегося состояния их преподавания [1, с. 13].
Повышение эффективности изучения иностранного языка требует увеличения вариативности используемых методов. При выборе методов для формирования профессиональных компетенций используются подходы, подразумевающие активное взаимодействие преподавателя и студентов, а также студентов между собой [2, с. 5]. В связи с этим в последние годы в методике преподавания иностранных языков обозначилась тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности - интерактивному подходу, предложенному ранее западными методистами. Применение интерактивного подхода к обучению иностранным языкам дает возможность оптимизировать процесс овладения навыками иноязычного общения и сделать его более эффективным в рамках как школьного, так и вузовского образования. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. Важная роль в процессе интерактивного обучения отводится умению педагога мотивировать учащихся и создавать благоприятные условия для получения, освоения знаний, а также взаимодействия участников с целью формирования навыка самостоятельной постановки задач и их решения.
Существует несколько подходов к классификации интерактивных методов обучения. По мнению Г.С. Хархановой, все интерактивные методы обучения могут быть подразделены на интерактивные методы обучения с широким, средним и узким спектром возможностей [3, с. 25]. Другая классификация, разработанная О.А. Голубковой и И.Ф. Кефели, основана на коммуникативных функциях и включает в себя дискуссионные, игровые и психологические методы [4, с. 16]. В свою очередь Т.С. Панина и Л.Н. Вавилова подразделяют интерактивные методы на дискуссионные, игровые и тренинговые [5, с. 11].
Рассмотрим подробнее дискуссионные методы в целом и дебаты в частности.
Дискуссионные методы позволяют участникам осознать и сформулировать свое мнение и способствуют формированию уважительного отношения к мнению оппонентов. В результате применения дискуссионных методик у студентов развивается умение формулировать вопросы, аргументировать свои высказывания, осуществлять конструктивную критику различных точек зрения; а также повышается мотивация к изучению иностранного языка как средству ведения дискуссии/обсуждения/общения. Различают следующие виды интерактивных дискуссионных методов: круглый стол, симпозиум, дебаты, «Пресс», «Займи позицию», «Пустое кресло» и т. д.
Круглый стол является организационной формой познавательной деятельности, позволяющей закрепить полученные знания, сформировать умение находить выход из сложной ситуации, освоить культуру ведения дискуссии. Основная цель данного метода заключается в выработке у обучающихся умений излагать мысли, обосновывать свою точку зрения, предлагать решения поставленной проблемы и защищать свое мнение. В ходе проведения круглого стола поставленная проблема обсуждается группой обучающихся. Каждый участник имеет возможность представить свою точку зрения в отношении обсуждаемой проблемы.
Симпозиум предполагает выступление обучающихся с заранее подготовленными сообщениями, отражающими их мнение по дискуссионному сюжету. Все участники имеют возможность задавать вопросы и высказывать свои соображения после каждого доклада.
Метод «Пресс» направлен на развитие у обучающихся умения аргументированно и сжато формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу. Данный метод позволяет научиться находить веские аргументы и формулировать свое мнение относительно спорного вопроса. Метод включает в себя четыре этапа: 1. Высказывание собственного мнения (I think / in my opinion / from my point of view). 2. Обоснование своей мысли (because). 3. Аргументы для поддержания своей точки зрения (One argument in support of... / It is true that...). 4. Выводы (In conclusion / in summary).
Метод «Займи позицию» основывается на использовании педагогом двух и более выводов по одной теме. Каждому учащемуся дается возможность представить свое мнение, сравнить свои аргументы с аргументами других участников, что способствует развитию толерантности в отношении наиболее острых проблем. После того как все точки зрения выслушаны, целесообразно уточнить, не поменял ли кто-либо из студентов свое отношение к рассматриваемому вопросу, и, если изменил, попросить аргументировать свой выбор.
Метод «Пустое кресло» заключается в поиске ответа на четко поставленный вопрос путем обмена мнениями. Данный метод способствует формированию критического мышления, учит аргументировать.
Метод дебатов представляет собой процесс формулирования и отстаивания своей точки зрения по конкретной проблематике. Цель дебатов: обсуждение и оценка проблемы, не имеющей однозначного решения. По мнению Н.Г. Зайченко, метод дебатов универсален, поскольку может быть наполнен любым содержанием и применен при изучении любого предмета, включая иностранный язык, «так как он является одним из способов развития иноязычной коммуникативной компетентности, с одной стороны, и навыков социального взаимодействия - с другой» [6].
В качестве условий для эффективного проведения дебатов можно назвать следующие: 1. Тема дебатов должна быть сформулирована так, чтобы у участников появилось желание ее обсуждать. 2. Участники должны иметь возможность самостоятельно выбрать определенную позицию по рассматриваемой проблеме. 3. Необходимо объяснить правила проведения дебатов. 4. Нужно следить за корректностью поведения участников и не допускать высказываний, задевающих личность оппонента. 5. Дебаты не должны выходить за рамки предложенной темы. 6. По завершении дебатов следует подвести итоги.
Этапы проведения дебатов: 1. Деление участников на две группы. Распределение может осуществляться самостоятельно или при помощи жребия.
2. Озвучивание темы обсуждения. 3. Определение времени на подготовку в группах и общее время дискуссии. 4. Подготовка аргументов в группах. 5. Начало дебатов. Ведущий предоставляет слово каждому оппоненту и следит за соблюдением регламента. 6. Подведение итогов.
По сути, данный метод представляет собой спор, организованный по определенным правилам. В дебатах побеждает сторона, сумевшая более аргументированно отстоять свою позицию.
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет достаточно высокие требования к современному образовательному процессу. На базе иностранного языка, выступающего в роли как поддерживающей, так и самостоятельной дисциплины, возможно формирование комплекса профессиональных и социально-личностных компетенций [7, с. 3]. Перед студентами стоит задача в короткие сроки овладеть большим объемом информации, в связи с чем
возникает необходимость использования новых подходов к организации учебного процесса. Применение интерактивных методов обучения позволяет создать условия для формирования и развития как общекультурных, так и профессиональных компетенций.
Так, применение на занятии дискуссионного метода «Дебаты» у студентов направления подготовки бакалавриата 38.03.01 «Экономика» способствует освоению общекультурных компетенций ОК-4, ОК-5, а также профессиональной компетенции ПК-7 в соответствии с ФГОС ВО [8].
Ниже представлен примерный план проведения дебатов для студентов направления «Экономика» на тему «Venality is the biggest problem of Mexican economy»:
The debate involves 2 teams (pro and contra). The team defending the game statement is called «Proposers», and the team disproving this statement is called «Opposers». Each team consists of 57 people and has 3 debaters (speakers): speaker 1 argues, speaker 2 proves, speaker 3 summarizes. Several students act as experts. A timekeeper carries on the debate: he controls the time limit and the rules of the game.
Context: The level of venality in Mexico is very high. Corruption exists in different fields of economic activity, therefore causing a decrease of economic expansion rates. As a result internal markets and economic mechanisms specializing in venality are formed.
After all speeches are given, a particular time is allowed to the experts in order to pose questions to the debaters (5-7 min). In the course of the debate the experts and the teacher evaluate adequacy of knowledge, problem-solving ability, judgments and so on in the given context and fill in the assessment sheets which are used for evaluating the teams and defining the winner:
Assessment sheet
№ Criteria Description Score
1 2
1 Knowledge, competence - profound knowledge on the subject is shown (3 points) - information is presented correctly, but sufficient knowledge of the subject was not shown (2 points) - the revealed knowledge is insufficient (1 point)
2 Argumentation - convincing and explicit facts and examples are given (3) - facts are convincing, but not sufficient (2) - arguments are not adduced (1)
3 Presentation skills - logical presentation of information (3) - some inconsistencies with logic are present (2) - logic is broken (1)
4 Speech culture - speakers feel confident, have educated speech, respect the timelimit, and hold the audience's attention (3) - speakers make minor mistakes, slightly violate regulations and use supportive notes (2) - speakers have undeveloped speaking skills, violate regulations, fail to hold the audience's attention and read supportive notes (1)
5 Team collaboration - team work is well-planned (3) - team work is partially planned (2) - team work is completely unplanned (1)
Total score:
Благодаря применению методов интерактивного обучения у студентов формируется способность неординарно мыслить, успешно решать задачи межличностного и культурного взаимодействия, собирать и анализировать информацию, обосновывать свои точки зрения; развивается умение работать в команде и проявлять толерантность по отношению к своим оппонентам.
Использование современных образовательных интерактивных методик оправданно и обоснованно. Они необходимы как в школьной программе, так и при изучении иностранного языка в вузе. Их применение позволяет повысить эффективность обучения и стимулировать студентов к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка. В то же время интерактивные методы должны не вытеснять традиционные образовательные технологии, а лаконично с ними сочетаться.
Ссылки:
1. Рольгайзер А.А. Способы повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка // Социогуманитарный вестник. 2011. № 6. С. 13-17.
2. Жиронкина О.В. Мониторинг процесса формирования общекультурной компетенции студентов, обучающихся по направлению подготовки «Экономика», при изучении иностранного языка // Там же. 2013. № 1 (10). С. 5-8.
3. Харханова Г.С. Интерактивные методы обучения как средство формирования мотивации конфликта у школьников : дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 1999. 142 с.
4. Голубкова О.А., Кефели И.Ф. Использование активных методов обучения в учебном процессе. СПб., 1998. 42 с.
5. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. М., 2008. 176 с.
6. Зайченко Н.Г., Милая Ю.А. Использование метода дебатов в ходе обучения иностранному языку [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/28_PRNT_2011/Pedagogica/5_94811.doc.htm (дата обращения: 04.04.2016).
7. Кадникова О.В. Значение языковой подготовки при формировании профессиональной компетентности будущего специалиста // Социогуманитарный вестник. 2015. № 1 (14). С. 3-7.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/upload-files/fgosvob/380301.pdf (дата обращения: 04.05.2016).