Научная статья на тему 'Использование диагностических параметров состояния моторного масла при техническом обслуживании машин'

Использование диагностических параметров состояния моторного масла при техническом обслуживании машин Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
74
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / DIAGNOSTIC PARAMETERS / МОТОРНОЕ МАСЛО / MOTOR OIL / ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОБСЛУЖИВАНИЯ / MAINTENANCE INTERVALS / МАШИНА / CAR

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Серков А. П.

В современной эксплуатации машин центральное место занимает как качество выполнения технического обслуживания, так и его своевременность. Система планово-предупредительного обслуживания и ремонта не позволяет повысить уровень надежности машин и снизить эксплуатационные расходы. Для этого требуется переход к системе обслуживания по фактическому состоянию, основанную на техническом диагностировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Серков А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING DIAGNOSTIC STATE PARAMETERS OF THE ENGINE OIL FOR MAINTENANCE VEHICLES

In modern operating machinery takes center stage as the quality of maintenance and its timeliness. System preventive maintenance and repair is impossible to increase the reliability of machines and reduce operating costs. This requires a transition to a system service on the actual condition, based on the technical diagnosis.

Текст научной работы на тему «Использование диагностических параметров состояния моторного масла при техническом обслуживании машин»

УДК 621.89:621.436

А.П. Серков, Л.P. Serkov, e-mail: [email protected]

Омский государственный технический университет, г. Омск. Россия

Omsk State Technical University, Omsk, Russia

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ СОСТОЯШ1Я МОТОРНОГО МАСЛА ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ МАШИН

USING DIAGNOSTIC STATE PARAMETERS OF THE ENGINE OIL FOR MAINTENANCE VEHICLES

В современной эксплуатации машин центральное место занимает как качество выполнения технического о&служнвания. так н его своевременность. Система планово-предупредительного обслуживания и ремонта не позволяет повысить уровень надежности машин и снизить эксплуатационные расходы. Для этого требуется переход к системе обслуживания по фактическому состоянию, основанную на техническом диатностирова-

lu modern operating machinery takes center stage as the quality of maintenance and its timeliness. System preventive maintenance and repair is impossible to increase the reliability of machines and reduce operating costs. This requires a transition to a system service on the actual condition, based on the technical diagnosis.

Ключевые слова: диагностические параметры, моторное масло, периодичность обслуживания, маши-

Kevwords: diagnostic parameters, motor oil, maintenance intervals, car

Многие предприятия стремятся организовать свои лаборатории по оценке масел в процессе эксплуатации для замены их по фактическому состоянию н перейти на полноценное использование всех свойств смазочных материалов при эксплуатации машин. Собственную лабораторию может себе позволить не каждое предприятие из-за её высокой стоимости. Но существуют комплексные, не требующие больших затрат методы оценки состояния моторных масел. Распространенным методом эксплуатационной опенки качества моторного масла является метод капельной пробы, который по внешнем}7 виду масляного пятна позволяет определять диспергирующие свойства моторного масла по соотношению диаметров его ядра и диффузии. Диспергирующие свойства (ДС) работающего моторного масла являются комплексным показателем оценки его работоспособности, коюрый включает в себя изменения вязкости, концентрации присадок, общей загрязненности. Однако субъективная опенка и недостаточная точность определения количественного показателя ДС не позволяют выполнять достоверные оценки.

Для повышения достоверности определения состояния моторного масла и последующего проведении обслуживания по фактическому состоянию предлагается методика диагностирования моторных масел [1; 2], основанная на оценке диагностических параметров системы «двигатель - моторное масло» методами капельной пробы и последующей цифровой обработке полученных хромагограмм (рис 1).

В результате оценки хроматограммы масляного пятна получены диагностические параметры Ub, U«,U0 [1; 2].

При оценке состояния моторного масла по диагностическим параметрам важно выяснить их значимость. При этом целесообразно использовать теорию распознавания образов.

В качестве меры близости идентификации состояния моторного масла используется евклидово расстояние [3]

gi0J)= '¿a^CU^-U,)2, (1)

V i-i

где - каэффшщжг, учитывающий разброс данных; Ь. - коэффициент, учитывающий

важность диагностического параметра; и,;,, - результат очередного значения диагностического параметра; II,, - среднее значение диагностического параметра для данной области.

Рнс. 1. Алгоритм методики объективной оценки состояния моторных ыэсеж в условиях эксплуатации мобильной техники

На основании полученных данных (таблица 1) принимается диагностический параметр Иь. наиболее весомый и потом будет использоваться в оценке состояния моторного масла, так как параметр Ub имеет среднее евклидово расстояние и наибольшую степень аппроксимации. и вероятную объективность выше, остальных 11; 2|

Таблица 1

Результат оценки значимости диагностических параметров

Параметр оценки значимости диагностического параметра Диагностический параметр

Uh и. иа

Евклидово расстояние g 0.031 0,046 0.012

Степень аппроксимации 0,86 0,68 0,63

Для определения предельного значения диагностического параметра Ц, необходимо определить диагностический параметр ДС моторного масла известным методом, предельное

Таким образом, использование полного ресурса моторного масла позволит сократить периодичность его замены, а это, в свою очередь, сократит расходы на техническое обслуживание при сохранении надежности машин.

Библиографический список

1. Иванов В. И. Обеспечение долговечности двигателей дорожно-строительных машин путем выбора и назначения рациональных сроков замены моторных масел / Б. И. Иванов, А. П. Серков // Омский научный вестник. Серия: приборы, машины и технологии. -2011.-№2 (100). -С.157- 162.

2. Корнеев С. В. Обеспечение работоспособности двигателей рациональной заменой моторных масел / C.B. Корнеев. А.П. Серков, В.И. Иванов И Строительные и дорожные машины.-2012.-№ 9 .-С. 29-32.

3 Аветисов А. Г , Булатов А . И, Шаманов С. А. Методы прикладной математики в инженерном деле при строительстве нефтяных и газовых скважин / А. Г. Аветисов, А.И. Булатов, С.А. Шаманов -М. ООО <{Недра-Бнзнесцентр»3 2003. - 239 с.

4. Техническая диагностика строительных, дорожных и коммунальных машин: учеб. пособие / В.И. Иванов, В.И. Кузнецова, Р.Ф. Сатихов, Е А. Рыжих - Омск: Изд-во СибАДИ, 2006. - Ч. 1 Теоретические основы технической диагностики СДКМ. - 132 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.