Любанец Ирина Ивановна
старший преподаватель УВО «Барановичский государственный университет » (г. Барановичи, Республика Беларусь)
УДК 004.9
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ BYOD-ТЕХНОЛОГИИ в образовательном
ПРОЦЕССЕ
USING BYOD-TECHNOLOGY IN THE EDUCATIONAL PROCESS
Смысл концепции BYOD состоит в том, что не следует запрещать, а, наоборот, разрешить использование мобильных устройств в процессе обучения, что всячески мотивирует обучающихся на то, чтобы они приносили на занятия свои ноутбуки, планшеты и смартфоны. Одним из аспектов концепции BYOD является изменение представления обучающихся о потенциале их электронных устройств и предоставление возможности пользоваться ими в процессе обучения, что долгое время было запрещено. Конечно, мобильные устройства могут использоваться ненадлежащим образом, но их запрещение не решит проблему, так как из инструмента для общения и конфиденциальных мероприятий, планшеты и смартфоны превратились в мощные средства связи.
Ключевые слова: BYOD-технология, мобильные устройства, процесс обучения, цифровое оборудование.
The essence of the BYOD concept is that you should not prohibit, but, on the contrary, allow the use of mobile devices in the learning process, which in every possible way motivates students to bring their laptops, tablets and smartphones to their classes. One aspect of the BYOD concept is to change the students' perception of their electronic devices potential and to provide them with the opportunity to use them in the learning process that was forbidden for a long time. Of course, mobile devices can be used improperly, but their prohibition will not solve the problem, because now tablets and smartphones are not only tools for communication but also powerful communication tools.
Key words: BYOD-technology, mobile devices, learning process, digital equipment.
В 2005 году, после выхода работы Р. Баллагаса «BYOD - Bring Your Own Device» («Принеси с собой своё устройство»), перед мировым педагогическим сообществом встал вопрос об использовании обучающимися гаджетов во время учебных занятий. Смысл концепции BYOD состоит в том, что не следует запрещать, а, наоборот, разрешить использование мобильных устройств в процессе обучения, что всячески мотивирует обучающихся на то, чтобы они приносили на занятия свои ноутбуки, планшеты и смартфоны. Если использование этих устройств в учебных заведениях будет под запретом, они будут все сильнее привлекать обучающихся и отвлекать их от учебы. Одним из аспектов концепции BYOD является изменение представления обучающихся о потенциале их электронных устройств и предоставление возможности пользоваться ими в процессе обучения, что
долгое время было запрещено. Проникновение личных мобильных устройств на территорию учебного заведения ранее рассматривалось как нарушение и вторжение внешнего мира в учебные помещения [3].
BYOD - это способ одним движением решить две очень важные проблемы, стоящие перед современным образованием.
Во-первых, проблему обеспечения каждого обучающегося собственным мобильным устройством. При BYOD-подходе мобильное устройство - это собственность и забота семьи, а не учебного заведения.
Во-вторых - это решение все более остро ощущаемой проблемы: «Что делать с мобильными телефонами обучающихся на занятиях?». В мобильную эпоху у обучающихся появились универсальные устройства с набором мощных приложений, которые могут использоваться во всех сферах жизни: как дома, так и во время учёбы. В настоящее время, мобильные устройства, такие как планшеты и смартфоны, не приветствуются на занятиях, потому что, по мнению преподавателей, они способствуют «побегу» обучающихся с занятий, помогая им подключаться к различным социальным сетям, SMS-сообщениям и т. д. BYOD - это путь к их «легализации» и превращению из врагов в союзников.
Однако, при BYOD-подходе, не следует упускать из вида некоторые «погрешности», возникающие при нерегулируемом использовании такого оборудования и приводящие к таким социальным явлениям как домогательства и насилие, связанные с их недобросовестным использованием. Другие негативные факты: съемка без ведома преподавателя, запись изображения в раздевалках и т.д. [2].
Существует точка зрения, что эти устройства также подрывают представление о роли преподавателя, который при традиционной модели обучения является исключительным носителем знаний. Таким образом, они, нарушив сложившийся порядок вещей, ставят под сомнение авторитет преподавателя. Конечно, мобильные устройства могут использоваться ненадлежащим образом, но их запрещение не решит проблему, так как из инструмента для общения и конфиденциальных мероприятий, планшеты и смартфоны превратились в мощные средства связи, которые позволяют обучающимся искать информацию, делиться новостями и открывать мир.
При работе с технологией BYOD возникают такие основные проблемы
как:
1. Педагогические:
- не все обучающиеся при работе с устройством выполняют педагогическую задачу, а просто развлекаются;
- образовательная деятельность должна планироваться таким образом, чтобы использование BYOD было не только уместным, но и необходимым;
- особенности в организации сетевого и реального взаимодействия на занятиях;
- неготовность преподавателей воспринимать мобильные устройства, не как замену учебнику и электронной книге, а как полнофункциональный мобильный компьютер;
- сложность планирования учебной деятельности вне учебного заведения.
2. Технические:
- наличие доступа к Интернету для устройств, у которых нет GPRS (нет сим-карты);
- одновременная зарядка разрядившихся во время занятия нескольких устройств;
- передача информации с мобильного устройства на другие мобильные устройства и на стационарные компьютеры (ноутбуки) для дальнейшей работы с ней;
- общее управление устройствами и контентом на них (при групповой работе на занятиях);
- минимальный круг приложений, который можно использовать на всех мобильных устройствах;
- подключение мобильного устройства к проектору или телевизору;
- наличие платных приложений.
3. Физиологические:
- возможный вред для зрения при длительной работе за устройством;
- при ослабленном зрении работа с мобильными устройствами может вызвать дальнейшее падение зрения.
4. Социальные:
- не у всех обучающихся есть смартфоны и планшеты;
- не все согласны с такой технологией работы на занятиях.
Устранив все вышеуказанные проблемы, мы можем превратить
смартфоны и планшеты в очень эффективные обучающие объекты, используя их разумно и в паре с другими техническими средствами, такими как, например, интерактивная доска.
На наш взгляд, ни один учебник не сравнится с планшетом по функциональности. Планшет позволяет выделять и редактировать тексты, а также писать примечания и заметки прямо на экране. Планшеты позволяют быстро находить ключевую информацию, подсвечивать экраны, облегчая чтение при слабой освещенности, и даже пользоваться некоторыми интернет-функциями для поиска дополнительной информации. Помимо учебных текстов, на планшет можно записывать домашние задания, примеры и раздаточные материалы, сокращая габариты учебных пособий [1].
Что же мешает воспользоваться столь заманчивыми возможностями? С нашей точки зрения, главные препятствия это: расходы, информационная безопасность и эффективность внедрения.
Однако, несмотря на возникающие препятствия, использование идеи BYOD позволяет обучающимся работать в онлайн-режиме и в короткие сроки получать обработанные результаты, проходить опросы, не тратить
время на работу с разными методическими материалами, создавать собственные закладки, входить в личный кабинет без логина и пароля и т.д. Кроме увлекательности, здесь есть ещё один важный аспект - экономия времени, которое теперь не нужно тратить на лишние действия, как, например, найти страницу в учебнике, перерисовать график или записать цитату. Обучающиеся могут использовать планшеты, смартфоны, нетбуки, ноутбуки и т.д. для поиска соответствующей информации по изучаемым предметам; и некоторые учебные заведения решили «интегрировать» их в учебный процесс, а не накладывать табу на их использование [1].
Поэтому использование метода BYOD подталкивает обучающихся к использованию своего собственного цифрового оборудования (планшетов и смартфонов) во время учебной деятельности или на рабочем месте дома. Что касается модуля BYOD, то это простое «сетевое» устройство, оборудованное Wi-Fi-антеннами, которые подключаются к интерактивной доске, интерактивному видеопроектору или интерактивному экрану.
Основная роль модуля BYOD состоит в том, чтобы на большом экране, поддерживающем презентацию, отображались попеременно несколько экранов, и во время демонстрации преподаватель мог бы изменить порядок расположения экранов, выбрать один и комментировать его.
Модуль BYOD прост в использовании. Он работает через HDMI или VGA-соединение, сетевое соединение или WI-FI. Кроме того, получив разрешение на использование своих собственных устройств, обучающиеся будут обеспечивать надлежащее их функционирование и лучше контролировать процесс своего обучения. Концепция BYOD также учит обучающихся, что учебное занятие не ограничивается стенами аудитории [5].
Обучение по системе BYOD не может состояться на пустом месте. Необходимо, чтобы были соблюдены несколько важных условий:
1. Наличие сложившейся практики использования сетевых ресурсов в проектной учебной деятельности.
2. Покупка мобильного устройства - смартфона, нетбука или планшета, самим обучающимся или его родителями.
3. Использование в обучении мобильных устройств обучающихся, что не мешает учебному процессу, а помогает.
Как же следует развивать современные образовательные технологии, в том числе и технологию BYOD, чтобы их можно было использовать не только в учебном процессе, но и при самостоятельной работе обучающихся?
На занятиях по иностранному языку мы рекомендуем использовать:
- стандартные онлайновые тесты, которые позволяют лучше следить за усвоением учебных материалов и получить результаты онлайновых тестов можно гораздо быстрее;
- учебные мобильные приложения и видеоматериалы YouTube повышают мотивацию обучающихся, организуют активные дискуссии, делают занятия живыми и увлекательными с помощью сайтов Cambridge University Press, http: //dictionary. Cambridge. org/, Rainews24, http: //www. rainews
24.rai.it/it/, Busuttil, Stéphane, http://another-teacher.net/spip.php7article239, на которых наглядно демонстрируется предмет изучения;
- электронные учебник, являясь компьютерными, педагогическими программными средствами, предназначаются для предъявления обучающимся новой информации, дополняют печатные издания, служат для индивидуального обучения и позволяют тестировать полученные знания и умения в онлайн-режиме.
При организации внеаудиторной деятельности обучающихся использование BYOD-технологии:
- Предоставляет возможность обучения в любом месте и в любое время, стирая границы между обучением на занятиях и дома. Мобильные устройства стали неотъемлемой частью повседневной жизни обучающихся, поэтому их вполне можно использовать для организации самостоятельной работы после занятий. BYOD освобождает обучающихся от жесткой привязанности к лабораториям и библиотекам. Преподаватель может мгновенно загрузить на мобильные устройства обучающихся учебные программы, раздаточные материалы и другую информацию, независимо от их местоположения. В результате процесс обучения может продолжаться в любом месте и в любое время.
- Организует совместную работу обучающихся. Одна из отличительных особенностей современной системы обучения - новые методы совместной работы. С помощью социальных сетей легко создаются учебные группы. Обучающиеся используют мобильные устройства для выполнения групповых проектов или помощи друг другу в выполнении домашних заданий без посещения компьютерных кабинетов. BYOD стимулирует совместную работу в реальном времени, позволяя обучающимся и преподавателям обсуждать интересующие их вопросы после занятий и мгновенно передавать учебным группам внешние ресурсы, расширяющие понимание предмета с помощью простых операций поиска на планшете [4].
Как использование BYOD-технологии может изменить учебный процесс?
1. Выполнение заданий онлайн индивидуально или в группе обеспечивает оперативность обработки результатов, экономичность во времени, открытый доступ к результатам. Например, для тестирования очень удобны формы Google, для создания визуальных организаторов - Cacoo, сервисы Stixy, WikiWall помогут провести опрос, выпустить виртуальную газету, сервис Wordle - систематизировать лексику по теме.
2. Использование онлайн словарей позволяет оперативно находить значения лексических единиц, их грамматических форм, развивает навыки письменной речи.
3. Использование BYOD-технологии способствует развитию информационной культуры обучающихся.
В заключение следует отметить преимущества BYOD-технологии перед использованием обыкновенных технических средств обучения:
- обучающиеся уже умеют использовать свои мобильные устройства, поэтому они действительно учатся на занятиях, а не учатся пользоваться этими устройствами;
- наличие у обучающихся более передовых персональных мобильных устройств, чем в учебных заведениях;
- экономически эффективный способ экономии денег учебного заведения;
- предоставление обучающимся неограниченного доступа к информации и ресурсам;
- использование специальных приложений для связи преподавателя с обучающимися в любое время;
- персонализация обучения, т. к. обучающиеся могут обучаться в своем собственном темпе;
- обеспечение контроля за мобильным устройством со стороны обучающегося;
- использование данной технологии на занятиях в качестве поощрения.
Однако, у использования BYOD-технологии имеет свои «минусы»:
- актуальна проблема соблюдения принципа здоровьесбережения;
- наличие риска «не удержать» обучающегося в рамках занятия, поэтому при организации работы нужно четко указывать ссылки на ресурсы, чередовать различные формы работы и поддерживать достаточно высокий темп занятия;
- перегрузка беспроводной сети учебного заведения;
- наличие более передовых мобильных устройств может стать символом статуса обучающегося, что приведет к разделению обучающихся в группе;
- обучающиеся могут забыть зарядить свои устройства, или оставить их
дома;
- наличие вредоносных программ на устройствах обучающихся;
- трудности в обеспечении бесперебойной работы всех устройств;
- приложения не могут быть универсальными для всех платформ;
- некоторые преподаватели могут сопротивляться преподаванию дисциплины с помощью BYOD-технологии.
По данным организации Cisco, которая занимается популяризацией идеи BYOD и обеспечением учебных учреждений необходимым оборудованием, потребность в этой технологии возникла тогда, когда внимание обучающихся устремилось в разнообразные уголки Интернета. Задача образовательных учреждений сейчас - не пытаться вытащить молодое поколение из Сети, а направить этот интерес в нужное русло. И концепция BYOD как нельзя кстати подходит для таких целей [3].
ЛИТЕРАТУРА
1. Швелова Ю. Об учебнике нового века и влиянии BYOD на среднюю школу [Электронный ресурс] / Ю. Шведова - Режим доступа: http://www.cisc0.c0m/c/ru_ru/ab0ut /press/press-releases/2013/09-090213d.html (Дата обращения: 18.04.2017).
2. Как можно использовать BYOD в школе [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://newtonew.com/school/kak-mozhno-ispolzovat-byod-v-shkole (Дата обращения: 18.04.2017).
3. Палладии А. BYOD меняет традиционный подход к обучению школе [Электронный ресурс] / А. Палладин - Режим доступа: http://www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/ 2012/090712c.html (Дата обращения: 20.04.2017).
4. BYOD и вузы - понятия совместимые [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/www.cisco.com/web/RU/news/releases/txt/2012/ 091812d. html (Дата обращения: 20.04. 2017).
5. Educational Technology and Mobile Learning [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.educatorstechnology.com/2014/07/a-comprehensive-byod-toolkit-for-schools.html -(Дата обращения: 21. 04. 2017).
Махмудов Абдулхалим Хамидович
кандидат технических наук самостоятельный соискатель УзНИИПН
им. Т.Н. Кары Ниязи (г. Ташкент. Республика Узбекистан)
УДК 37.013.46(09)
ИНТЕГРАТИВНАЯ ДИСЦИПЛИНА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У СТУДЕНТОВ
INTEGRATIVE DISCIPLINE AS AN EFFECTIVE MECHANISM FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF COMPETENCE IN
STUDENTS
В статье расскрывается дидактический механизм формирования интегративных дисциплин, которые способствуют развитию у студентов интегративных знаний. Автор рассматривает интегративные знания - как концептуальное положение для эффективного формирования и развития компетентности у студентов.
Ключевые слова: интегративные знания, интегративные дисциплины, проблемный кластер, компетентность.
The article conveys a sense of the didactic mechanism of formation of the integrative disciplines that contribute to the development of students ' integrative knowledge. The author examines integrative knowledge as the conceptual provision for the effective formation and development of competence in students.
Key words: integrative knowledge integrative discipline, problem-cluster, competence