Научная статья на тему 'Использование бот-технологий для образовательной коммуникации в вузе'

Использование бот-технологий для образовательной коммуникации в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мессенджер / чат-бот / коммуникации / совместная работа / Smarsy. / messenger / chatbot / communication / collaboration / Smarsy.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимова Залина Майрбековна, Магазиева Зарема Абусамитовна, Батчаева Зурида Борисовна

В статье проанализированы условия и преимущества использования чат-ботов в мессенджерах для обеспечения эффективной образовательной коммуникации. Определены наиболее популярные средства обмена мгновенными сообщениями, используемые современными студентами возможности, предоставляемые мессенджерами, в частности создание специальных программ, имитирующих человеческую деятельность, – чат-ботов. Особое внимание уделено определению возможностей использования ботов в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ибрагимова Залина Майрбековна, Магазиева Зарема Абусамитовна, Батчаева Зурида Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using bot technologies for educational communication at the university

The article analyzes the conditions and advantages of using chatbots in messengers to ensure effective educational communication. The most popular means of instant messaging used by modern students are identified, the opportunities provided by messengers, in particular the creation of special programs that simulate human activity – chatbots. Special attention is paid to determining the possibilities of using bots in the educational process.

Текст научной работы на тему «Использование бот-технологий для образовательной коммуникации в вузе»

Педагогические исследования

DOI 10.47576/2949-1878_2023_11_167 УДК 378:004

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БОТ-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ВУЗЕ

Ибрагимова Залина Майрбековна,

ассистент кафедры программирования и инфокоммуникационных технологий Института математики, физики и информационных технологий, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, Грозный, Россия, [email protected]

Магазиева Зарема Абусамитовна,

старший преподаватель кафедры информационных технологий, Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М. Д. Миллионщикова, Грозный, Россия, [email protected]

Батчаева Зурида Борисовна,

старший преподаватель кафедры прикладной информатики Института цифровых технологий, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия, [email protected]

В статье проанализированы условия и преимущества использования чат-ботов в мессенджерах для обеспечения эффективной образовательной коммуникации. Определены наиболее популярные средства обмена мгновенными сообщениями, используемые современными студентами возможности, предоставляемые мессенджерами, в частности создание специальных программ, имитирующих человеческую деятельность, - чат-ботов. Особое внимание уделено определению возможностей использования ботов в образовательном процессе.

Ключевые слова: мессенджер; чат-бот; коммуникации; совместная работа, Smarsy.

UDC 378:004

USING BOT TECHNOLOGIES FOR EDUCATIONAL COMMUNICATION AT THE UNIVERSITY

Ibragimova Zalina M.,

Assistant of the Department of Programming and Infocommunication Technologies of the Institute of Mathematics, Physics and Information Technologies, Kadyrov Chechen State University, Grozny, Russia, [email protected]

Magazieva Zarema A.,

Senior Lecturer of the Department of Information Technologies, M. D. Millionshchikov Grozny State Petroleum Technical University, Grozny, Russia, [email protected]

Batchaeva Zurida B.,

Senior Lecturer of the Department of Applied Informatics of the Institute of Digital Technologies, North Caucasus State Academy, Cherkessk, Russia, zuridabat@ mail.ru

The article analyzes the conditions and advantages of using chatbots in messengers to ensure effective educational communication. The most popular means of instant messaging used by modern students are identified, the opportunities provided by messengers, in particular the creation of special programs that simulate human activity - chatbots. Special attention is paid to determining the possibilities of using bots in the educational process.

Keywords: messenger; chatbot; communication; collaboration, Smarsy.

Информационно-коммуникационные технологии активно используются в современном мире. Они являются катализатором изменений и влияют на систему образования - от содержания до форм и методов. Именно их достижения позволили нам вернуться к новым образовательным технологиям, основанным на эффективных электронных коммуникациях в режиме реального времени и интегрированных системах обмена данными. Электронные коммуникации объединяют людей через Интернет с помощью таких сервисов, как электронная почта, социальные сети, блоги и т. д. Это позволяет пользователям общаться и решать общие задачи в любое время. Можно учиться из лю -бого места, получать актуальную информацию и принимать совместные, обдуманные решения в режиме реального времени [1].

Поэтому образовательные среды современного вуза должны включать компоненты, обеспечивающие электронные возможности.

Решаемые задачи в исследовании - выявить наиболее популярные среди студентов средства массовой коммуникации.

Наиболее распространенными формами электронного общения в режиме реального времени являются видеоконференции, он-лайн-совещания, веб-форумы и обмен мгновенными сообщениями [2].

Количество и разнообразие социальных сетей постоянно меняется. По мере того как электронные коммуникации приобретают все большее значение и становятся одним из основных средств общения современного мира, особое внимание в общении уделяется мессенджерам. Их поддерживают чат-боты -программы, имитирующие человеческую деятельность. Стремительное развитие технологий захлестнуло рынок программного обеспечения. Продукты и мобильные приложения используются для общения. Опыт показывает, что пользователи неохотно получают новости об установке или использовании новых специализированных приложений и мобильных приложений. По данным ComScore, 80 % рабочего времени пользователи тратят на использование только базовых приложений. На этом фоне сегмент мессенджеров для электронного общения продолжает переживать бурный рост.

В 2021 г. совокупная аудитория самых популярных мессенджеров обогнала самую

популярную социальную сеть. В результате исследования стало ясно, что набрать ее проще с помощью программ, которые пользователь устанавливает и открывает каждый день, чем убедить его в необходимости рабо -ты с новым приложением.

Это означает, что разработчикам приложений желательно создавать кастомизирован-ные приложения для известных программ, которые могут расширить их функциональность. Так появляются новые технологии, одной из которых являются боты.

Робот, или бот, - это специальная программа, которая выполняет какую-либо задачу через интерфейс автоматически и/или по заданному расписанию.

Более 170 млн аккаунтов в Facebook и 48 млн аккаунтов в Twitter являются ботами. Такие данные получили исследователи из Университета Южной Калифорнии. Боты становятся важными. Однако их использование находится в зачаточном состоянии. Дело в том, что бот - это собеседник в мес-сенджере, который автоматически отвечает на запросы, взаимодействует с сервисами и приложениями и с внешними сервисами и приложениями и, если необходимо, по определенному расписанию. Вместо того чтобы долго искать в Google или устанавливать десятки приложений на смартфон, можно использовать несколько команд для выполнения одной и той же задачи.

Боты также используются в ситуациях, требующих сравнительно оптимальной реакции. Иногда используются для имитации поведения человека (например, боты для чата и т. д.).

Чат-боты могут давать очень актуальные ответы на правильные вопросы. Такие боты часто используются для сообщения прогнозов погоды, результатов спортивных соревнований, курсов валют и т. д.

Термин «ChatBot» был впервые введен Майклом Молдином (Джулия, создатель Verbot) в 1994 г. для описания голосовой про -граммы («Hello, Bot! Are Chat Bots - The Next Application Creation?», 2016).

К основным преимуществам использования чат-ботов относятся:

- установить бота проще, чем мобильное приложение. Чтобы установить бота, необхо -димо найти его в мессенджере и начинать с ним общаться. Бот представляет собой автоматический набор сообщений;

Педагогические исследования

- их легко распространять. Боты могут распространяться с помощью ссылок и других ботов. Для мессенджера Slack все члены рабочей группы могут добавить бота, чтобы он стал доступен для всей команды;

- качественные мобильные приложения требуют больших затрат на разработку и поддержку [3; 4]. Предполагается, что для написания программы должен быть квалифицированный разработчик (или команда). Для Android и iOS это требует тестирования, отладки и размещения приложения в магазине приложений;

- существует огромное количество ситуаций, когда использование мобильного приложения не оправдано. Бот запускается практически мгновенно, что открывает множество новых сценариев использования. Боты используются, когда нет необходимости создавать дополнительное приложение;

- боты могут управлять поисковыми запросами, данными, хранящимися в облаке. При транзите вычисления в облако снижается нагрузка на пользователя;

- бот адаптирован. Чат - это «естественная среда» вашего бота, поэтому он может легко жить и работать в живом диалоге, как это делает персональный ассистент (Siri, Google). В настоящее время они могут использоваться в автонавигаторах, умных часах, электронной почте, push-сообщениях и т. д. Использование чат-ботов создает образ структуры, которая следует современным технологиям;

- использование чат-ботов не требует сложных знаний в области программирования, не нужно знать ни одного языка программирования. Достаточно определиться, какой мессенджер нужен. Создайте бота и изучайте, что вам нужно делать;

- чат-боты - это еще один шаг к использованию искусственного интеллекта.

Рассмотрев использование чат-ботов, можно прийти к выводу, что чат-боты - очень популярный способ решения самых разных задач. От общения до консультирования, от предоставления информации до голосования.

Изначально необходимо решить, как использовать чат-боты в учебном курсе. В ходе исследования мы выявили пользователей в возрасте от 17 до 21 года, на сайте был проведен провели опрос, чтобы выяснить, какие

типы мессенджеров студенты используют чаще всего. По результатам опроса (количество студентов, ответивших более чем на 5 из 1000 вопросов), выяснили, что Viber, Telegram, WhatsApp - наиболее популярны среди респондентов.

Были также изучены инструменты, которые предлагают популярные мессенджеры для создания чат-ботов, а также функциональность самих мессенджеров, примеры чат-ботов и текущее состояние инструментов для них.

Мессенджер Viber не имеет публичного инструмента для разработки чат-ботов. Доступен только для пользователей, подписавшихся на публичный аккаунт, который предназначен для государственных агентств, брендов или предприятий, органов государственной власти или общественных организаций.

Telegram - это мессенджер, позволяющий обмениваться текстами и мультимедийными файлами. В нем существуют боты - специальные учетные записи, которые могут автоматически обрабатывать и отправлять сообщения. Аккаунт Telegram может выполнять практически любую задачу, которую обычный пользователь может выполнить в Интернете.

Боты могут обучать, развлекать, искать, транслировать, напоминать и подключаться к Интернету вещей. По сути, боты - это удобные пользовательские интерфейсы. Для работы они используют различные веб-сервисы. Для использования ботов достаточно иметь следующие учетные записи. Для пользователя взаимодействие выглядит как общение в чате. Разница заключается в том, что собеседником является не человек, а программа. Именно поэтому в качестве объекта исследования был выбран мессенджер Telegram.

К преимуществам мессенджера Telegram относятся:

- облачное хранение файлов;

- передача файлов объемом до 1,5 ГБ (rar, pdf, mp3, jpeg);

- возможность синхронизации с другими устройствами;

- максимальное количество собеседников в чате - 5000 человек;

- максимальная скорость прихода сообщений;

- самый высокий уровень безопасности среди мессенджеров;

- самоуничтожающиеся сообщения (удаляются после получения адресатом);

- наличие ботов;

- наличие тематических каналов.

Неотъемлемой частью современной информационной образовательной среды университета является электронная связь между всеми участниками. Образовательный процесс в режиме реального времени представляет собой интегрированную систему обмена данными. Не многие сотрудники готовы устанавливать новое программное обеспечение на свои мобильные устройства. Тогда им приходится пользоваться уже установленными приложениями. Проанализировав, какими мессенджерами пользуются студенты и их возможности, мы приняли следующее решение: использовать Telegram и создать персонального учебного помощника - чат-бота Smarsy. Его цель - предоставить

студентам, преподавателям и администраторам университета возможность быстро общаться друг с другом для решения учебных проблем, не обмениваясь контактной информацией и не создавая групп в мессенджерах или сетях. Функции Smarsy предназначены для решения информационных и организационных задач - возможность проводить опросы или анкетирование автоматически и без участия людей. Доступ к информации о вмешательстве, обучении или административной информации необходимо загрузить на сайт и запомнить логин и пароль. Одна роль студента, преподавателя или администратора дается каждому участнику.

Таким образом, использование технологии чат-ботов в учебной коммуникации дает возможность построения персональной траектории обучения студента, планирования, диспетчеризации, формирования, корректировки расписания занятий и принятия соответствующих правильных решений.

Список источников _

1. Джанарсанам С. Разработка чат-ботов и разговорных интерфейсов. М. : ДМК Пресс, 2020. 340 с.

2. Разработка интеллектуальной системы автоматизации конструирования зубчатых колес и проектирования технологических процессов их обработки. Ч. 1 / Г Б. Евгенев, А. А. Кокорев, С. С. Крюков, А. Г Стисес. М.: МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2022. 17 с.

3. Лауферман О. В., Лыгина Н. И. Разработка программного продукта: профессиональные стандарты, жизненный цикл, командная работа: учебное пособие. Новосибирск: НГТУ, 2020. 75 с.

4. Мокрозуб В. Г, Немтинов В. А., Егоров С. Я. Элементы интеллектуальной автоматизированной системы разработки технологии изготовления зубчатых колёс: учебное пособие. Тамбов: ТГТУ, 2021. 112 с.

References _

1. Janarsanam S. Development of chatbots and conversational interfaces. M.: DMK Press, 2020. 340 c.

2. Development of an intelligent automation system for the design of gears and the design of technological processes for their processing. Part 1 / G. B. Evgeniev, A. A. Kokorev, S. S. Kryukov, A. G. Stises. M.: MGTU named after N. E. Bauman, 2022. 17 c.

3. Lauferman O. V., Lygina N. I. Software product development: professional standards, life cycle, teamwork: textbook. Novosibirsk: NSTU, 2020. 75 p.

4. Mokrozub V. G., Nemtinov V. A., Egorov S. Ya. Elements of an intelligent automated system for the development of gear manufacturing technology: a textbook. Tambov: TSTU, 2021. 112 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.