психокоррекционных методик, специально подобранных в ходе экспериментальной работы.
В базовый комплект АПК предлагается пакет стандартных специально подготовленных аудио-визуальных фильмов и музыкальных произведений (мобилизующего и релаксирующего содержания); а также занятия психорегулирующей (аутогенной) тренировки, записанные на высококачественных БУБ и СБ - дисках.
Исследования в процессе разработки вышеуказанных программ показали:
- рекомендуемые методики ( аутогенной саморегуляции, аудио - визуального воздействия, музыкального сопровождения и музыкотерапии) позволяяют нормализовать психорегуляторные возможности человека при возникновении нарушений функционального состояния и психосоматических заболеваниях, увеличивают резервные возможности организма и способствуют повышению работоспособности в процессе ответственной и напряженной работы.
- предлагаемые методики, реализованные в аппаратно-программном комплексе не имеют противопоказаний при использовании, как здоровыми работниками, так и лицами, имеющими диагнозы;
- разработанные методы и подходы к восстановлению функционального состояния операторов в процессе профессиональной деятельности позволяют повысить стрессоустойчивость; помехоустойчивость; снизить эмоциональную реактивность и улучшить психическую регуляцию межполушарных взаимоотношений головного мозга;
- созданный образец аппаратно - программного комплекса оптимизирует деятельность психолога при осуществлении дифференцированой психодиагностики и дальнейшей психокоррекции; позволяет более эффективно проводить групповые занятия по освоению методики аутогенной тренировки и применять другие методики коррегирующего воздействия; освоение принципов работы комплекса не требует дополнительного времени на подготовку специалистов-пользователей;
- предлагаемые методики воздействия и разработанный аппаратнопрограммный комплекс позволяет использовать их в сочетании с другими реабилитационно-восстановительными мероприятиями и значительно усиливает эффект их применения;
- учитывая схожесть воздействия патогенных факторов на функциональное состояние различных категорий профессионалов, разработанный аппаратнопрограммный комплекс и предложенные методики могут быть использованы с учетом профессиональной специфики работников в различных сферах производственной деятельности.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИООБРАТНЫХ СВЯЗЕЙ В ТРЕНИНГЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ.
С.С. Бесова
ИЛПИНТЦ «Техноцентр» ТРТУ, тел.311-143
Одной из основных задач при развитии навыков саморегуляции функциональных состояний человека является развитие способности к произвольному физическому и психическому расслаблению (а также произвольной мобилизации, выходу из состояния расслабления).
Пребывание в спокойном бодрствующем состоянии и способность к быстрому восстановлению физических и психологических ресурсов - необходимое условие внешней и внутренней эффективности человека, а также основа сохранение
МИС-2004
Модели и методы оценки и коррекции психофизиологического состояния
человека-оператора
здоровья и профилактики болезненных состояний. Техники релаксации является основой антистрессового иммунитета.
Обучение приемам активной саморегуляции психических состояний также проводится с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям и ситуациям, воспитания способностей быстро снимать последствия острого нервного и физического перенапряжения.
Как и любой другой навык, указанные способности требуют тренировки.
Для реализации поставленных задач на первом этапе тренинга саморегуляции необходимо обеспечить обучаемому возможность чувствовать и понимать свое наличное состояние, а также знать, что меняется в его ощущениях и внутреннем состоянии при переходе в необходимое состояние (например, при формировании состоянии расслабления, обучаемый должен понять, что значит «быть расслабленным»). Здесь необходима способность тонко чувствовать ощущения своего тела и эмоциональные состояния, т.е. хорошо развитые навыки самонаблюдения без вмешательства в наблюдаемые процессы - бездеятельное внимание. Кроме того, необходимо наличие ясного образа-ощущения расслабления (либо другого нужного состояния) в теле. Чаще всего такой образ-ощущение необходимого состояния приходится формировать непосредственно в тренинге. При этом обучающийся во многом двигается так называемым методом «проб и ошибок», в поиске такого состояния. Задача тренера здесь - помочь найти данное состояние быстрее и точнее его запомнить.
Для более быстрого овладения навыка перехода в необходимое состояние эффективно использование в тренинге саморегуляции биообратных связей (БОС), дающих обучающемуся объективный показатель его способности произвольно изменять свое состояние и служащих ориентиром для более быстрого достижения желаемого состояния. Биологическая обратная связь основана на том принципе, что освоение новых навыков ускоряется, когда результаты процесса известны субъекту (что и создает обратную связь).
Показатель деятельности организма, предъявленный человеку в виде психофизиологической обратной связи, точно информирует его о том, что с ним на самом деле происходит, когда он думает, что занимается саморегуляцией. Такая объективизация позволяет ему вступить в реальный, честный диалог с самим собой. За счет этого может значительно сокращаться время обучения навыкам саморегуляции (и более определенная способность его изменять), имеется ясное представление о состоянии во время обучения - ощущения в теле объективно подтверждаются, что служит ориентиром во время занятий, позволяя немедленно узнавать о результатах попыток саморегуляции.
С помощью БОС можно научиться управлять непроизвольными функциями организма, пользоваться этим комплексом методов в любой ситуации, даже в качестве альтернативы лекарственной терапии.
Практически любой физиологический параметр деятельности центральной и вегетативной нервной систем может быть использован для организации биообратной связи. Конечная цель тренинга с БОС - эффективная саморегуляция важных физиологических функций организма. Таким образом, тренинг саморегуляции по БОС может быть направлен на отработку навыков изменения любого из выбранных показателей. В связи с этим возникает ряд вопросов, требующих решения в отработке БОС-методик в тренинге саморегуляции:
- поиск интегральных показателей саморегуляции, адекватно отражающих именно тот аспект саморегуляции состояния, который необходимо отработать в соответствии с запросом испытуемого;
- наполнение используемого показателя не только физиологическим содержанием, но и видение за происходящим психологическое содержание физиологических изменений.
Т. е. при психологическом тренинге саморегуляции с БОС должен быть использован такой показатель, изменение которого соответствует изменению общего функционального состояния испытуемого в необходимом направлении.
В нашей работе с БОС мы использовали в качестве одного из показателей индекс напряжения Баевского (важнейший показатель вариационной пульсометрии). Данный показатель характеризует состояние центрального контура саморегуляции и отличается очень высокой чувствительностью к усилению тонуса СНС (в норме и покое колеблется в пределах 80-150 единиц). Ин = Сн = АМ” /2ДхММ Данный показатель имеет ряд преимуществ при его использовании в БОС. Так, например, он легко рассчитывается и не требует больших «наборов» кардиоинтервалов (отражает, с небольшими оговорками, текущее состояние обучающегося), чувствителен к изменению психофизиологического состояния (тонуса автономной НС), что показательно при отработке навыков расслабления.
Использование ИН для БОС имеет свои особенности, связанные с его расчетом - это статистический показатель. В связи с этим данный показатель хорош для оценки только стационарных процессов и длительных состояний, медленно меняющихся, но не может использоваться для переходных и динамичных процессов. Кроме того, данный показатель очень чувствителен к возникновению артефактов при записи сигнала. В связи с этим данный показатель применим не для всех видов тренинга (как, например, в тренинге поиска и отработки пусковых механизмов для изменения текущего состояния на желаемое). В этих случаях показатель ИН не достаточно адекватно и полно отображает происходящие с человеком процессы.
Однако использование ИН при обучении навыкам аутогенной тренировки и образной регуляции является продуктивным.
Возможность проведения БОС по ИН реализована в программе АРМ психолога, позволяющей записывать, обрабатывать, сохранять данные ЭКГ и ЭЭГ. В данной программе обратная связь по ИН реализована с использованием аудиоканала. В программе имеется возможность организации как прямой, так и обратной связи громкости звука и величины ИН. При этом в качестве аудио сигнала для БОС может быть использован любой музыкальный файл. В своей работе мы использовали монотонные звуки дождя, журчания реки и т.п. Звуковая обратная связь может подаваться как на фоне любого другого музыкального сопровождения (например, текста аутогенной тренировки), так и без фонового сопровождения. В нашей работе были опробованы различные варианты сочетания фона и аудио БОС.
Основные вопросы, которые решались при проведении исследований с БОС
по ИН:
1. Обеспечение плавности и непрерывности изменения громкости обратной связи (т. к. показатель ИН весьма динамично меняется).
2. Определение максимумов и минимумов громкости звучания, т.к. при наработке навыка произвольного расслабления значение ИН значительно снижается в процессе занятия по сравнению с фоновым (до занятии) уровнем.
3. Соответствие (адекватность БОС) процессам, происходящим в ощущениях и внутренних переживаниях участников исследований.
Учитывая выявленные особенности применения ИН в тренинге саморегуляции с БОС в дальнейшем планируется отработать другие показатели, менее чувствительные к артефактам, и имеющими возможность адекватно отражать не только стационарные, но и изменяющиеся состояния.
В качестве одного из возможных подходов при организации БОС по ЭКГ
может быть использован спектральный анализ ЭКГ. А именно - показатели
спектрального анализа по различным диапазонам. Например, показатель
вегетативного баланса, как показатель влияния центрального контура регуляции (по двухконтурной модели регуляции Баевского Р.М.) на деятельность сердечнососудистой системы.