Научная статья на тему 'Использование банковских гарантий как механизма оптимизации сроков выполнения государственного оборонного заказа и Федеральной космической программы'

Использование банковских гарантий как механизма оптимизации сроков выполнения государственного оборонного заказа и Федеральной космической программы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ ГАРАНТИЯ / КРЕДИТНЫЙ РЕСУРС / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / КРИЗИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьева Анна Владимировна, Пикулин Максим Вячеславович, Тарасов Дмитрий Владимирович

В статье рассматриваются проблемы финансирования развития космической отрасли, а также банковские гарантии как эффективный инструмент обеспечения проектных решений. Особое внимание сосредотачивается на разработке принципиально новой схемы внедрение механизма «банковских гарантий ВЭБ» с целью оптимизации сроков выполнения ГОЗ и ФКП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Григорьева Анна Владимировна, Пикулин Максим Вячеславович, Тарасов Дмитрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF BANK GUARANTEES, AS THE MECHANISM USED TO OPTIMIZE THE TIMING OF THE STATE DEFENSE ORDER AND FEDERAL SPACE PROGRAM

The article considers the problem of financing the development of the space industry, as well as bank guarantees as an effective tool to ensure design decisions. Particular attention is focused on the development of a fundamentally new scheme of implementation of «VEB bank guarantees» mechanism in order to optimize the timing of the SDO and the PCF.

Текст научной работы на тему «Использование банковских гарантий как механизма оптимизации сроков выполнения государственного оборонного заказа и Федеральной космической программы»

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

6'2016

2.6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАНКОВСКИХ ГАРАНТИЙ КАК МЕХАНИЗМА ОПТИМИЗАЦИИ СРОКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА И ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

Григорьева Анна Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Прикладная экономика» Место работы: Российский университет дружбы народов

[email protected] Пикулин Максим Вячеславович, студент экономического факультета. Должность: специалист 2 категории Место работы: АО «Российские космические системы» Место учебы: Российский университет дружбы народов

[email protected]

Тарасов Дмитрий Владимирович, студент экономического факультета. Должность: заместитель начальника отдела

Место работы: АО «Российские космические системы»

Место учебы: Российский университет дружбы народов

[email protected]

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы финансирования развития космической отрасли, а также банковские гарантии как эффективный инструмент обеспечения проектных решений. Особое внимание сосредотачивается на разработке принципиально новой схемы внедрение механизма «банковских гарантий ВЭБ» с целью оптимизации сроков выполнения ГОЗ и ФКП.

Ключевые слова: банковская гарантия, кредитный ресурс, финансовое обеспечение, федеральная космическая программа, кризис.

THE USE OF BANK GUARANTEES, AS THE MECHANISM USED TO OPTIMIZE THE TIMING OF THE STATE DEFENSE ORDER AND FEDERAL SPACE PROGRAM

Grigoryeva Anna V., PhD, Associate Professor Work place: Peoples' Friendship University of Russia

[email protected] Pikulin Maksim V., the student. 2 Professional. Work place: JSC «Russian Space Systems»

Study place: Peoples' Friendship University of Russia

[email protected] Tarasov Dmitry V., the student. Deputy Head

Work place: JSC «Russian Space Systems»

Study place: Peoples' Friendship University of Russia

[email protected]

Annotation: The article considers the problem of financing the development of the space industry, as well as bank guarantees as an effective tool to ensure design decisions. Particular attention is focused on the development of a fundamentally new scheme of implementation of «VEB bank guarantees» mechanism in order to optimize the timing of the SDO and the PCF. Keywords: Bank guarantee, credit resources, financial services, Federal space program, the crisis.

В современных условиях Россия находится в сложном экономическом положении, при этом развитие космической отрасли остается одним из приоритетов в стратегическом развитии нашей страны. Российское руководство видит в космической отрасли один из самых важных атрибутов силы и престижа страны в современном мире.

В настоящее время российская ракетно-космическая отрасль переживает глубокий системный кризис, который имеет целый ряд причин - от технологической отсталости и изношенности оборудования до поведения руководства предприятий, а также переживает сложный этап выхода на рынок, с точки зрения обострения мировой конкуренции, и необходимость эффективной загрузки для увеличивающейся в размерах группировки спутников.

Хотя следует отметить тот факт, что ракетно-космическая отрасль смогла стать одним из локомотивов в проектах по им-портозамещению и созданию новых высокотехнологичных продуктов мирового уровня. Россия должна сохранить статус ведущей космической державы, а результаты космической деятельности должны давать большую практическую отдачу, служить инновационному развитию.

На сегодняшний день ракетно-космическая промышленность представлена 94 организациями численностью 235,7 тыс. человек. Более 80% организаций являются акционерными обществами. Предварительные результаты работы предприятий положительные. Основные из них: темпы роста объема промышленного производства в 2015 году составили 108,5%, темпы роста производительности труда - 110,3%, средняя заработная плата - 46,6 тыс. рублей (увеличение - на 3,7 тыс. рублей). Хотя по важнейшему показателю - эффективности работы в космической отрасли - она в девять раз уступаем США. По оценкам экспертов, в ближайшие годы спрос в мире на космическую продукцию, совместные исследования будет стабильно расти. Если сейчас объём этого рынка составляет 300-400 миллиардов долларов, то к 2030 году он может увеличиться до 1,5 триллиона долларов.

До 2015 года Федеральной космической программ оценивала объем финансирования российского космоса в размере 2 трлн 315,3 млрд рублей. Благодаря реализации ФКП группировка космических аппаратов на тот момент планировалось увеличить с 35 в 2015 году до 76 в 2025 году, а всего до 2025 года планировалось запустить 180 космических аппаратов. Из обновленного варианта Федеральной космической программы на 2016-2025 годы (ФКП) оказались вычеркнуты практически все работы по пилотируемым полетам на Луну.

В целом же на финансирование новой российской космической программы на период с 2016 по 2025 годы предлагается заложить 1,4 триллиона рублей, что позволит России оставать-

Пикулин М. В., Тарасов Д. В., Григорьева А. В.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАНКОВСКИХ ГАРАНТИЙ КАК МЕХАНИЗМА ОПТИМИЗАЦИИ СРОКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО ЗАКАЗА И ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

ся лидером практически во всех отраслях ракетно-космической сферы, а также не потерять наработки по перспективным проектам освоения Солнечной системы. При этом все внимание в большей степени сосредотачивается на фиксировании лидерских позиций и их укреплении, а значит, нуждается в финансовом обеспечении и государственной поддержке. В сложившихся условиях использование банковских гарантий в финансировании ФКП является важным средством поддержания отраслевого развития.

Важно отметить, что в развитии ФКП существуют объективные проблемы. В 2015 году из 29 пусков ракет-носителей 2 пуска завершились аварийным исходом. Уровень аварийности составил 6,9%, что превышает среднестатистическое значение (5%). Характер выявляемых в последние годы отказов космических аппаратов и их средств выведения предопределяет направленность мер по предупреждению отказов изделий ракетно-космической техники.

Россия в сфере освоения и использования космоса очень сильно зависит от международного сотрудничества как донор, получатель и координатора услуг по доставке. В настоящее время тем или иным образом в космической деятельности

Финансирование «Федеральной космической програ/

принимают участие около 180 стран. Как минимум 40 из них задействованы в использовании информации из открытого космоса и обеспечении военных систем и сил. 19 стран обладают научным и промышленным потенциалом для создания собственных космических аппаратов. В общей сложности на различных орбитах сегодня находится более 700 космических спутников гражданского, военного и двойного назначения. Среди них около 400 американских и около 100 российских, включая Международную космическую станцию.

Следовательно, финансирование проектных решений, находится под устойчивым контролем государства. В рамках Федеральной антимонопольной службы функционирует выделенная служба контроля государственного оборонного заказа (ГОЗ), что подтверждает значимость рассматриваемой проблемы. Однако следует отметить, что размер финансирования Федеральной космической программы на 2016-2025 годы урезали с 2 трлн до 1,4 трлн рублей (табл.1). Причиной сокращения финансирования стала сложная экономическая ситуация и падение курса рубля. Из-за сокращения размера ассигнований ФКП, из нее, в частности, исключили создание ракетного комплекса с возвращаемой первой ступенью.

Таблица 1

)| России на 2016-2025 годы» из Федерального бюджета

Наименование 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 Весь период

Предусмотрено из федерального бюджета по направлению капитальные вложения 1227,3 3839,5 7871,1 9423,8 9635,8 11812,2 9606,2 6466,3 4641,5 3065,0 67588,7

Предусмотрено из федерального бюджета по направлению НИОКР 81900 80280,4 71446 83736,7 99073,1 113734,2 118070,6 110770,9 119106,8 139044,8 1017163,5

Предусмотрено из федерального бюджета по направлению «прочие нужды» 21421,7 20429,1 25231,9 24439,6 27691,1 29453,6 34223,2 50662,8 50151,7 37543,3 321248

Всего предусмотрено текстом программы из федерального бюджета 104549 104549 104549 117600,1 136400 155000 161900 167900 173900 179653,1 1406000,2

Над проектом программы была проведена огромная ра- работы, которая началась по созданию госкорпорации бота в условиях сокращения финансирования, но за счет «Роскосмос», удалось сохранить все основные приоритеты.

Таблица 2

_Финансовое обеспечение «Роскосмос» за счет средств федерального бюджета[2] (млн. рублей)_

2014 год 2015 год 2016 год

Сводная бюджетная роспись на 31.12.2014 Исполнение на 31.12.2014 Процент исполнения Федеральный закон № 384-ФЭ (с изменениями) Сводная бюджетная роспись на 01.10.2015 Исполнение на 01.10.2015 Процент исполнения Федеральный закон № 384-ФЭ с учетом законопроекта Федеральный закон № 384-ФЭ (с изменениями) Законопроект Отклонение от Федерального закона № 384-ФЗ с учетом законопроекта на 2015 год, %

1 2 3 4=3/2 5 6 7 8=7/6 9 10 11 12=11/9

Роскосмос 294,5 294,5 100,0 247,1 247,1 151,5 61,3 247,1 288,6 0,0

На основе приведенных данных (табл.2) следует констатировать снижение государственного финансирования, по сравнению с 2014 годом и положительную динамику, по сравнению с 2015.

Банки являются основными участниками финансовой системы страны и определяют возможности финансирования проектов ГОЗ. Российские реалии, накладывают свои требования на сценарные условия развития бизнес-модели и, в частности, по определению правил ценообразования, которые обеспечивают переход от чисто государственной модели финансирова-

ния к модели «&^+» коммерческой или смешанной, то есть частно-государственной.

Рассмотрим особенности привлечения банков к финансированию государственных проектов за рубежом. Кризис с острой фазой осенью 2008 г. в США привел к резкому сокращению новых секьюритизаций, поддерживавших оборот кредитных ресурсов в сегментах потребительского кредитования, ссуд малому и среднему бизнесу, кредитов на покупку автомобилей и оплату образования, ссуд владельцам кредитных карт. В связи с этим ФРС анонсировала в ноябре 2008 г. временную

Бизнес в законе.

Экономико-юридический журнал

6'2016

программу TALF, в рамках которой в 2009-2010 гг. предоставляла среднесрочные кредиты частным компаниям под залог принадлежащих им секьюритизированных активов [3]. Рефинансирование предоставлялось под залог секьюритизирован-ных активов со сроком непогашенной части долга не более пяти лет. Общим условием признания секьюритизации в качестве залога являлось наличие наивысшего инвестиционного кредитного рейтинга. Залоговая стоимость исчислялась на базе рыночной стоимости или по внутренней методике ФРС.

Реализация программы TALF имела ограниченный успех. Она была рассчитана на то, чтобы при ожидаемом «эффекте рычага» 5:1 обеспечить прирост кредитов на сумму 1трлн. дол. за счет рефинансирования на сумму 200 млрд. дол. (общий лимит программы). Фактически за время действия программы с марта 2009 г. по март 2010 г. ФРБ Нью-Йорка предоставил кредиты на сумму 71 млрд. дол. (35% лимита по программе). При этом остаток задолженности по кредитам за все время действия программы не превышал 50 млрд. дол., что объяснялось увязкой погашения кредитов с сокращением основного долга по ссудам, составлявшим обеспечение внесенных в залог се-кьюритизаций.

Задолго до событий, начавшихся в 2008 г., в 1990-х годах Япония столкнулась с последствиями «перегрева» финансового рынка, которые привели к долговременной потере динамики экономического развития, в частности, из-за стагнации внутреннего кредита. Банк Японии был «первопроходцем» в области количественного смягчения, осуществлявшегося им еще в первой половине 2000-х гг. Нестандартная денежно-кредитная политика была завершена к 2006 г., но возобновилась после событий 2008 г. в форме сочетания покупки Банком Японии ценных бумаг с рефинансированием банков на срок до шести месяцев. В рамках нестандартной денежно-кредитной политики Банк Японии предоставлял финансовым организациям обеспеченные кредиты на срок один год по фиксированной процентной ставке, равной ключевой ставке. Конечными заемщиками (инвестируемыми субъектами) могут быть резиденты. Предусмотрена поддержка научно-исследовательской деятельности, развития социальной инфраструктуры, социальной помощи населению и медицинского обслуживания, развития сельского хозяйства и энергетики и ряда других направлений деятельности, способствующей повышению качества жизни и росту человеческого капитала.

В 2010 г. эти инструменты были интегрированы в программу Assets Purchase Program, и почти одновременно Банк Японии начал использовать временный инструмент стимулирования кредитной и инвестиционной деятельности банковского сектора - Growth-Supporting Funding Facility (GSFF) [4]. В 2012 г. Банк Японии анонсировал реструктуризацию действовавшей программы путем ее объединения в рамках временной программы Loan Support Program (LSP) с новым инструментом - Stimulating Bank Lending Facility (SBLF). Его отличие заключается в более гибких условиях предоставления кредитов Банка Японии: по-прежнему увязывая право финансовых организаций на льготное рефинансирование с ростом кредитных вложений в экономику, он не требует конкретизации кредитных планов и не регламентирует отраслевую структуру и сроки кредитования[5].

Модификация программы LSP в феврале 2014 г. позволила финансовым организациям с использованием обоих инструментов (GSFF и SBLF) первично получать рефинансирование на срок до четырех лет. Решениями, принятыми в 2015-2016 г.,

срок действия программы LSP по обоим ее компонентам (GSFF и SBLF) в части первичного предоставления кредитов Банка Японии продлевался (в настоящее время - до середины 2017 г.). Лимиты по программе GSFF увеличены до 10 трлн. иен в совокупности и 2 трлн. иен на каждого участника (по остаточной величине совокупной и индивидуальной задолженности).

В России участие банков и использование банковских гарантий в системе финансирования ФКП получило широкое применение, когда Внешэкономбанк (далее ВЭБ) и Федеральное государственное унитарное предприятие «Космическая связь» (ГПКС) подписали кредитное соглашение о финансировании проекта по созданию космического аппарата (КА) «Экспресс-АМ7» в объеме €124,6 млн.

В современной России развивается и пополняется новыми инструментами система применяемых Банком России специализированных механизмов рефинансирования. Сейчас она адекватна «повестке дня» в области избирательной поддержки секторов и направлений экономической деятельности. Ограниченный спрос на рефинансирование по линии специализированных инструментов говорит об отсутствии в текущих условиях предпосылок к значительному увеличению объемов этих программ.

Использование любых инструментов - вопрос целесообразности, а не копирования стороннего опыта. Нельзя исключать, что проблема структурной инфляции или другие причины в то или иное время могут потребовать временного усиления опоры на внесистемные инструменты. Тогда полезным может стать опыт зарубежных стран по привязке квот рефинансирования к объему и динамике нетто-кредитования целевого сегмента экономики. Вместе с тем нужно учитывать и опыт Банка Японии, свидетельствующий о малой востребованности программы с высоким уровнем конкретизации целевого использования ресурсов.

Для обеспечения поступательного развития космической отрасли следует активизировать применение банковских инструментов и задействовать зарубежный опыт.

Поскольку ФКП является приоритетным проектом, важно индивидуализировать программу финансирования и сформировать систему банковского льготного целевого финансирования.

Так же в настоящее время участились случаи срыва (переноса) сроков выполнения государственного оборонного заказа (далее ГОЗ) и федеральной космической программы (далее ФКП). Одним из факторов, влияющих на сроки выполнения работ, является не своевременность проведения авансовых платежей работ предприятий - кооператоров.

Головным заказчиком работ предприятий российской космической отрасли являются, в основном, ДОГОЗ МО РФ и государственная корпорация Роскосмос (далее Роскосмос).

Причины, приводящие к позднему авансированию работ предприятий кооперации второго и последующего уровней:

- Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ;

- позднее выделение средств из бюджета;

- длительные сроки согласования технических заданий;

- невозможность получения банковского кредита предприятиями кооперации до заключения договора.

Пикулин М. В., ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАНКОВСКИХ ГАРАНТИЙ КАК МЕХАНИЗМА ОПТИ-

Тарасов Д. В., МИЗАЦИИ СРОКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБОРОННОГО

Григорьева А. В. ЗАКАЗА И ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

Рисунок 1. Действующий порядок проведения работ по авансированию предприятий кооперации.

Рисунок 2. Предлагаемый механизм выдачи целевых кредитов для предприятий кооперации.

Предлагается внедрение нового механизма - «банковских гарантий «Банка развития и внешнеэкономической деятельности (далее ВЭБ)» для уменьшения рисков выполнения работ по ГОЗ и ФКП, связанные с поздним авансированием предприятий кооперации.

Внедрение механизма «банковских гарантий ВЭБ» позволит:

- облегчить получение целевых кредитов (для закупки элементной базы и материалов) предприятиям кооперации,

- снизить ставку по вышеуказанным кредитам,

- проводить упреждающую закупку элементной базы и материалов предприятиям кооперации,

- оплачивать авансы заводам-изготовителям и поставщикам элементной базы (из кредитных средств, для обеспечения требуемых сроков поставки) до подписания госконтракта.

Чтобы в полной мере реализовать представленный механизм, необходимо внесение изменений в следующие законодательные акты:

1. Для внедрения указанного механизма необходимо внесение изменений в следующие законодательные акты:

2. Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» от 29.12.2012 № 275-ФЗ.

3. Федеральный закон «О государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» от 13.08.15 № 215-ФЗ.

4. Федеральный закон «О банке развития» от 17.05.2007 № 82-ФЗ.

5. Ввести порядок проведения работ по проведению упреждающей закупке элементной базы и материалов в обеспечение ГОЗ и ФКП.

Список литературы:

1. Годовой отчет Госкорпорации «Роскосмос» 2016

2. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» (утверждено Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30 октября 2015 г. № 47 К (1058) Режим доступа: http://audit.gov.ru/upload/iblock/8d8/8d89ab8cae2a8bc39cd380b9b6f4 4c77.pdf (Дата обращения: 02.11.2016)

3. Federal Reserve Press Releases dated November 25, 2008; February 6, 2009; March 3, 2009; March 19, 2009; May 19, 2009; October 5, 2009; December 4, 2009; July 20, 2010; January 15, 2013; Режим доступа: www.federalreserve.gov (Дата обращения: 02.11.2016)

4. Statement on Monetary Policy (June 15, 2010). Principal Terms and Conditions for the Fund-Provisioning Measure to Support Strengthening the Foundations for Economic Growth Conducted through the Loan Support Program. Guidelines on Eligible Collateral. Bank of Japan; Режим доступа: www.boj.or.jp (Дата обращения: 03.11.2016)

5. Enhancement of Monetary Easing (Press Release, December 20, 2012). Principal Terms and Conditions for the FundProvisioning Measure to Stimulate Bank Lending Conducted through the Loan Support Program. Bank of Japan; Режим доступа: www.boj.or.jp (Дата обращения: 03.11.2016)

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Использование банковских гарантий как механизма оптимизации сроков выполнения государственного оборонного заказа и федеральной космической программы», авторы: Григорьева А.В., Пикулин М. В., Тарасов Д. В. Тема статьи является весьма актуальной и представляет не только научный, но и практический интерес. В статье рассматриваются проблемы финансирования развития космической отрасли, а также банковские гарантии как эффективный инструмент обеспечения проектных решений, что является весьма актуальным в свете сокращения бюджетного финансирования космической отрасли.

Авторы уделяют особое внимание разработке принципиально новой схемы внедрение механизма «банковских гарантий ВЭБ» с целью оптимизации сроков выполнения государственного оборонного заказа и ФКП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интересным и полезным представляется вывод авторов о необходимости применения банковских инструментов и зарубежного опыта его использования для активизации поступательного развития космической отрасли. Диверсификация источников финансирования предприятий РКП - насущная необходимость. Поскольку Федеральная космическая программа является приоритетным проектом, диверсификация финансирования важна и для её реализации также возникновения рисков, управление которыми требует унификации нормативно-правового регулирования на уровне государства и отраслей.

В целом статья канд. экон. наук Григорьевой А.В. и магистров Пику-лина М. В., Тарасова Д. В. «Использование банковских гарантий как механизма оптимизации сроков выполнения государственного оборонного заказа и Федеральной космической программы» соответствует всем требованиям, предъявляемым к публикациям в журналах, включенных в перечень ВАК, и рекомендована к печати в одном из таких журналов.

Рецензент:

канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Прикладная экономика» РУДН

А.Ю. Глебанова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.