Высокий уровень комбинированного воздействия профессиональных факторов (химические вещества в сочетании с шумом и повышенным температурным фактором) негативно влияет на здоровье рабочих. Наиболее выраженным является неблагоприятное воздействие условий труда на рабочих ведущих профессий. Высокий уровень заболеваемости зарегистрирован в производствах вагоносборочного, рамно-кузовного, литейного и холодно-прессового цехов. В структуре заболеваемости ведущие ранговые места занимают болезни органов дыхания, травмы, болезни органов кровообращения, костно-мышечной системы, органов пищеварения.
Исследования показали снижение функции иммунной системы у рабочих литейного и рамно-кузовного цехов; условия труда с высокой температурой и запыленностью приводят к снижению барьерно-защитной функции кожи. В группу риска по изученному показателю включены рабочие в возрасте 20—29 лет при стаже работы 1—5 лет.
Высокие уровни физического и химического факторов в производствах являются причиной профессиональной заболеваемости: установлен высокий уровень профессиональной заболеваемости с наибольшим числом заболевших в ведущих цехах: рамно-кузовном, вагоносборочном, литейном и холодно-пре-ссорном. Наиболее распространен кохлеарный неврит, развивающийся при шуме от 80 до 100 дБА. Наибольшее число профзаболеваний приходится на лиц в возрасте 50 лет и старше и высокостажированных работников при стаже работы в контакте с вредным фактором 15 лет и более.
При оценке состояния здоровья учащихся школы, расположенной на территории, близкой к вагоностроительному заводу (вне территории санитарно-защитной зоны), в период 2003— 2007 гг. выявлено увеличение хронической заболеваемости болезнями крови и кроветворной системы, эндокринными болезнями и болезнями обмена веществ. Отмечено снижение показателя скрытой проходимости бронхов в сравнении с нормой. Он рассматривается как донозологический маркер заболеваний бронхов, обусловленных влиянием неблагоприятных условий среды обитания; у детей выявлены также изменения, характеризующие состояние дезадаптации организма.
Определены неканцерогенные риски для здоровья населения Твери и работающих на вагоностроительном заводе, связанные с фактором питания и обусловленные наличием в пищевых продуктах и продовольственном сырье тяжелых металлов (свинец, кадмий). Уровень контаминантов пищевых продуктов характеризуется как недопустимый. Установлена несбалансированность белков, жиров, углеводов с выраженным дефицитом витаминов (В1, В2, РР, С) и минеральных элементов (Са и М^).
Реализация комплекса организационно-управленческих, санитарно-гигиенических и технологических мероприятий направлена на минимизацию факторов риска для здоровья населения Твери и работающих на Тверском вагоностроительном заводе.
Поступила 17.04.12
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 614.2:681.518
С. В. КРАСИЛЬНИКОВ1, Н. И. ВИШНЯКОВ2, А. Г. КУЗЬМИН3, Н. А. МАРТЫНОВА4
Использование автоматизированной системы в повышении эффективности функционирования медицинского оборудования
'Городская больница № 1 Архангельска; 2Медицинский университет им. акад. И. П. Павлова (С.-Петербург); 3областная больница № 1 Вологды;
; 2М
"Северный арктический федеральный университет, Архангельск
Ключевые слова: техническое оснащение стационаров, базы данных, информатизация здравоохранения, медицинское оборудование
Key words: technical facilities, stationary, data base, informatization ofpublic health, medical equipment
К числу приоритетных направлений развития муниципального здравоохранения относится информатизация, однако именно в этом секторе отмечаются серьезные отставания. Между тем в настоящее время становится совершенно очевидной необходимость использования автоматизированных систем как в диагностике заболеваний, так и в управлении ЛПУ
Автоматизированные информационные системы по учету медицинского оборудования практически не представлены на рынке медицинских информационных систем, поэтому медицинские учреждения пользуются системами, не предназначенными для этой цели, что сказывается на работе технической службы ЛПУ. При использовании таких систем часто происходят ошибки при мониторинге технического состояния оборудования [2].
Специализированные системы по учету медицинского оборудования должны содержать в качестве обязательных следующие пункты:
— общая информация о приборе (наименование, тип, изготовитель и т. д.);
— нормативно-техническая документация (сертификат, регистрационное удостоверение, технический паспорт, руководство по эксплуатации);
— метрологическая система (метрологические характеристики, информация о поверках и т. д.);
— данные о ремонтах, сервисном и техническом обслуживании.
Разработка баз данных (БД) начинается с создания таблиц. Таблицы — это основные объекты любой БД, в них хранятся все имеющиеся данные, а также структура базы.
На рисунке приведена общая структура представления информации в автоматизированной системе учета и анализа технического состояния медицинского оборудования.
Для занесения информации в таблицы использовали стандартный режим ввода данных. Для работы с БД удобно использовать экранные формы, которые представляют собой окна с размещенными в них элементами управления. Формы используются для ввода новых записей (строк таблиц), просмотра и редактирования уже имеющихся данных, задания параметров запросов и вывода результатов.
Элементами управления экранной формой служат команды, которые активизируют исполнение различных операций, объекты типа "подчиненные формы" (бланк таблицы, дочерней по отношению к форме), объекты, облегчающие восприятие данных, такие как календарь или счетчик, а также элементы пользователя.
Контактная информация: Красильников Сергей Валентинович, главврач; e-mail: [email protected]
В этом случае на одном экране можно организовать работу с главной и подчиненными таблицами, выбор данных из таблиц-справочников с использованием раскрывающихся списков, режим поиска и отбора информации, печать необходимых отчетов на принтере и т. п.
Имеющийся в системе мастер разработки экранных форм позволяет легко создавать экранные формы различных видов (простые для работы с данными одной таблицы, более сложные для работы с несколькими таблицами с использованием подчиненных форм). Полученные формы при необходимости можно дополнять и модифицировать в конструкторе экранных форм для реализации всех требуемых условий работы с БД.
Для защиты информации от несанкционированного доступа при открытии разработанной системы появляется окно "вход", что дает возможность обеспечить конфиденциальность хранения персональных данных.
Созданная система позволяет автоматически разграничивать права пользователя. Существуют 2 вида доступа:
— с возможностью внесения изменений в систему,
— без возможности внесения изменений в систему.
Для создания пользователя с возможностью внесения изменений в систему необходимо ввести пароль администратора. При отсутствии пароля или администратора, его неправильном вводе система создает пользователя без права внесения изменений.
После подтверждения пароля автоматически загружается "стартовая форма" для работы с системой.
В диалоговом окне имеются элементы, позволяющие пользователю выполнять различные функции.
Общая структура представления данных.
Элемент "редактировать данные" вызывает открытие окна "данные".
Элемент "информация о НТД" вызывает открытие окна "НТД" (нормативно-техническая документация).
Для работы с данными, находящимися в таблицах, прибегают к запросам. Запрос — это средство выбора необходимой информации из БД. Применяются 2 типа запросов: по образцу QBE и структурированный язык запросов SQL. QBE — запрос по образцу — средство для отыскания необходимой информации в БД; он формируется путем заполнения бланка запроса в окне конструктора запросов.
SQL-запросы — это такие запросы, которые составляются из последовательности SQL-инструкций. Эти инструкции задают порядок работы с входным набором данных для генерации выходного набора. Все запросы Microsoft Access строит на основе SQL-запросов.
В разработанной нами системе с помощью запроса на экранной форме "общая информация" осуществляется автоматический расчет возраста медицинской техники (МТ) по вводимой дате выпуска.
Каждый раз при закрытии программы при условии, что работа сопровождалась корректировкой данных, система автоматически выводит окно, содержащее запрос причины корректировки. Элемент "история изменений" выводит данные о корректировках.
Отчет — это форматированное представление данных, которое выводится на экран с целью получения наглядной информации или для дальнейшей печати на принтере. С помощью отчета можно извлечь из БД необходимые сведения и представить их в
виде, удобном для восприятия, а также получить широкие возможности для обобщения и анализа данных.
Отчет позволяет:
— представить данные в удобной для чтения и анализа форме,
— сгруппировать записи с вычислением итоговых и средних значений,
— создать и напечатать графические объекты (например, диаграммы).
Чаще всего отчеты предназначаются для вывода информации из БД на принтер, поэтому данные формируют таким образом, чтобы необходимую информацию было удобно размещать на отдельных страницах. Отчеты поддерживают разнообразные способы оформления и позволяют группировать данные, разбивая их на логически цельные блоки [3].
Элемент "конструктор отчетов" позволяет создать отчет о работе за интересующий период времени.
Разработанная автоматизированная система учета и анализа технического состояния МТ позволяет обеспечить:
— ведение единого архива информации, что ускорит ввод, обработку и поиск сведений о пациентах;
— выполнение поиска;
— получение информации, интересующей специалиста.
Использование разработанной системы дает возможность сократить время на написание годового отчета и исключить ошибки в расчетах. Удобный интерфейс позволяет легко ориентироваться в разработанной системе, не требуя от пользователя каких-либо специальных навыков работы с персональным компьютером.
Следует отметить, что объединение метрологической и технической системы по учету медицинского оборудования повышает качество обслуживания пациентов, предоставляет удобный, быстрый и надежный доступ к большим объемам медицинской, технической и метрологической информации, снижает финансовые, организационные и временные издержки при подготовке отчетов и учете услуг (ремонт, поверка и т. д.), сокра-
щает число ошибок при составлении документов, значительно облегчает и упрощает работу обслуживающего персонала [1]. Эффективность созданной БД можно обосновать:
— сокращением рабочего времени при подготовке отчетов,
— снижением ошибок в процессе введения и обработки данных,
— сокращением времени на заполнение разработанной автоматизированной системы,
— возможностью обеспечения длительного и надежного хранения сведений,
— возможностью осуществления статистической обработки сведений, хранящихся в БД.
Социальный эффект внедрения БД обусловлен автоматизацией учета оборудования. Использование разработанной БД позволит сократить время на написание перечня и исключить ошибки в расчетах.
Достоинствами БД являются простота в эксплуатации и минимальные трудовые затраты на обслуживание, которое заключается лишь в добавлении или удалении поступившего или списанного оборудования.
ЛИТЕРАТУРА
1. АроновЛ. M., БеликД. В. Совершенствование организационно-экономическим механизмов комплексного технического оснащения лечебно-профилактических учреждений. Медицинская техника. 2007; 4: 34—8.
2. ИльинаН. А., КудряшовА. Я., Цирлин А. М. Задача обновления оборудования для лечебно-профилактических учреждений. Проблемы управления здравоохранением. 2002; 3—4: 52—5.
3. Талашов К. Л., Вишняков Н. И. Проблемы оснащения лечебных учреждений Российской Федерации современным медицинским оборудованием. Экология человека. 2005; 6: 52—5.
Поступила 14.09.11
© Н. О. БАЖЕНОВ, Н. С. ИВАНЕНКО, 2012 УДК 614.2:616-082]:34
Н. О. БАЖАНОВ, Н. С. ИВАНЕНКО
Медико-правовые аспекты информированного добровольного согласия
Ярославский филиал образовательного учреждения профсоюзов Академия труда и социальных отношений
Ключевые слова: информированное добровольное согласие, медицинское вмешательство, правовые аспекты
Key words: informed voluntary consent, medical intervention, legal aspects
Медицинское право превращается в реальность медицинской практики. Права пациента являются одним из краеугольных камней медицинского права. Они определены Федеральным законом № 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [2]. Право на информированное добровольное согласие (ИДС) на медицинское вмешательство — важнейшее из прав пациента. Проведенный нами опрос показал, что более половины практикующих врачей недостаточно четко ориентируются в вопросах оформления указанного документа.
ИДС — это добровольное принятие пациентом или его законным представителем (родитель, усыновитель, опекун) медицинского вмешательства, предложенного врачом, непосредственно осуществляющим данное вмешательство, варианта обследования и лечения, основанного на получении в доступной форме исчерпывающей информации о предстоящем вмешательстве,
возможных осложнениях, а также об альтернативных мероприятиях и условиях их предоставления. В настоящее время ИДС является необходимым предварительным условием проведения медицинского вмешательства. По нашему мнению, ИДС — один из основных механизмов защиты прав не только пациента, но и врача; оно значительно повышает степень профессиональной ответственности врача перед конкретным пациентом.
Нормативно-правовая база ИДС представлена ст. 20, 47 и 54 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Основы) [2], ст. 21, 26, 28, 29, 31—33, 35, 36, 41 Гражданского кодекса Российской Федерации [1].
Основные принципы ИДС: • согласие является необходимым и обязательным условием любого медицинского вмешательства — от простой манипуляции до сложной хирургической операции;
Контактная информация: Бажанов Николай Олегович, д-р мед. наук, проф.; e-mail:[email protected]