Методика
О.В. Грызина
Использование алгоритма при изучении поливариантных орфограмм
В статье рассматривается один из нетрадиционных подходов к изучению правописания за счет систематизации правил русской орфографии, в результате чего число правил значительно сокращается, формулировки становятся краткими и логичными, что позволяет обучающимся лучше воспринять и запомнить изучаемый материал.
Ключевые слова: орфография, орфографическая норма, поливариантная орфограмма, методика построения алгоритма.
Взаимосвязь орфографии с другими разделами языка обусловлена самой природой письма. Научиться грамотно писать - значит овладеть еще одной, графической системой языка и еще одной языковой единицей - единицей письма. Но фонетика, морфология, лексика и синтаксис усваиваются прежде всего в естественной речевой практике, а нормативное правописание требует осознанного применения специальных правил. И если приобретение навыков устной речи не предполагает дифференцированного внимания к единицам языка, то умение писать возможно лишь при условии, что носитель языка знает, какие языковые единицы и как именно отражаются в письменной речи.
Понятие единицы письма, актуальное с точки зрения пишущего, сложилось как понятие орфограммы, которое получило активное применение в практике обучения русскому письму: орфографическая норма представлена в школьных учебниках в орфограммах и правилах орфографии.
Конечно, применение этих правил невозможно без разностороннего лингвистического анализа речи. Но учителю, на наш взгляд, необходимы более конкретные сведения о том, какие языковые единицы оказываются центральными в процессе обучения. С одной стороны, это позволяет
Методика
подготовить учащихся школ и вузов к применению их в письменной речи, с другой - закрепить соответствующие понятия в работе по правописанию. Любая орфографическая тема нуждается, таким образом, в «лингвистическом осмыслении: как и какими разделами языка она связана, какие знания по русскому языку обязательны для использования тех или иных правил орфографии? Наконец, отношения единицы письма к другим языковым единицам позволяют выявить и те наиболее общие закономерности письма, которые помогут обучающимся глубже осознать русскую орфографию как единое целое» [6, с. 6-7]. Решение же других взаимосвязанных практических вопросов - как формулировать конкретную орфограмму, чтобы выделить ее, как установить правило, необходимое для определения данной орфограммы, - обусловлено местом и ролью соответствующих понятий в акте письма.
Необходимо подчеркнуть, что в каждом конкретном употреблении любая орфограмма представлена одним из ее вариантов. Варианты орфограммы позиционно связаны и различаются дифференциальными признаками. Позиционная связанность вариантов орфограммы позволяет обозначить ее обобщенно: 1) перечень всех возможных в данной позиции правильных графических знаков; 2) интегральный мотивационный признак. Например, «ы-и после ц», «правописание безударных гласных». Формулировка варианта орфограммы, помимо двух названных компонентов, включает еще и третий - его дифференциальный признак: «ы-и после ц в корне слова», «ы-и после ц в суффиксах и окончаниях»; «правописание безударных гласных в окончаниях глаголов» и т.д. Таким образом, «формулировка орфограммы отражает задачу, стоящую перед пишущим в позиции поливариантной орфограммы, формулировки вариантов - ее частные разновидности, а правила орфографии - способы ее решения» [5, с. 301].
Так, А.А. Мурашов выделяет в качестве одного из концептуальных подходов к изучению норм правописания психологическую мотивацию восприятия правил (законов и принципов) орфографии, что, в конечном итоге, дает возможность обучающимся автоматически усвоить то или иное орфографическое правило, т.к. «работающим фактором оказывается не формулировка, а формируемая модель в единстве конкретных образов и аналоговых структур» [1, с. 5]. С этим стоит согласиться, т.к. правило, о котором учащийся имеет представление в связи с изучением соответствующих тем школьного курса, должно формулироваться на основе образной или вербальной краткой схемы (алгоритма).
Как показывает практика, можно разработать алгоритм любой поли-вариантной орфограммы. В общем виде методика построения алгоритма сводится к следующему.
1. Выявить и при необходимости исследовать лингвистическое содержание орфограммы.
2. Установить дифференциальные (различительные) признаки вариантов орфограммы.
3. Сформулировать орфограмму в совокупности всех ее вариантов.
4. Сформулировать варианты орфограммы и соответствующие им правила орфографии.
5. Определить структуру орфограммы и на ее основе построить алгоритм.
Необходимо также обратить внимание на тот факт, что алгоритмизированное изложение правил подразумевает не только способ их применения, но и обобщенное формулирование, когда число правил в целом может сократиться, что, без сомнения, позволит обучающимся лучше воспринять изучаемый материал [6, с. 24].
Так, например, в учебнике по русскому языку для 5 класса Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др. к орфограмме № 17 «Буквы е и и в окончаниях имен существительных» даны четыре правила, особенность которых заключается в их морфологической «насыщенности». В качестве мотивирующих признаков во всех орфографических правилах выступают тип склонения, падеж и число существительного. Поэтому нельзя сказать, что эти формулировки просты для запоминания, причем в отдельных случаях они дублируют друг друга.
«Окончание -е пишется у существительных I склонения в дательном и предложном падежах и у существительных II склонения в предложном падеже (кроме существительных на -ия, -ий, -ие); окончание -и (-ы) пишется у существительных I склонения в родительном падеже и у существительных III склонения в родительном, дательном и предложном падежах» [2, с. 212].
«У существительных женского рода на -ия (армия, лекция) в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа пишется на конце -ии; у существительных мужского рода на -ий (санаторий, лекторий) и у существительных среднего рода на -ие (произведение, решение) в предложном падеже единственного числа пишется на конце -ии» [Там же, с. 214].
В правилах, как мы видим, не нашла выражения более общая закономерность написания е-и в окончаниях имен существительных единственного числа: буква е не пишется ни в одном падеже, если это существительное III склонения, на -ий, -ия, -ие или разносклоняемое на -мя; буква е пишется только в существительных I и II склонения, если существительное не в родительном падеже. Отметим также и то обстоятельство, что сама зада-
Филологические
науки
Методика
ча выбора написания е-и у существительных единственного числа возникает только в родительном, дательном и предложном падежах и, следовательно, на падеж необходимо указывать лишь в случае, когда именно эта характеристика слова различает выбор буквы.
Таким образом, алгоритм различения е-и в окончаниях имен существительных единственного числа требует последовательно определить следующее.
1. Тип склонения. Рассуждаем здесь следующим образом: если III склонение, существительные на -ия, -ий, -ие, разносклоняемые, то пишется и.
2. Падеж. Рассуждаем так: если родительный, то пишется и; если не родительный (дательный или предложный) - е.
В связи с тем, что написание и оказывается доминирующим и первым выявляется при использовании алгоритма, следует отразить это и в формулировке орфограммы «и-е в окончаниях имен существительных единственного числа». Представим эту закономерность в таблице 1.
Таблица 1
Определите последовательно: Примените правило:
1. Склонение III Оканчивается на -ий, -ия, -ие Разносклоняемые И к ночи, о дочери о гербарии, о здании к имени, о пламени
2. Падеж родительный И из пустыни, от деревни
другие Е к поляне, в комнате
Еще один пример использования алгоритмизированного подхода к изложению правил русской орфографии. Теперь нас будет интересовать достаточно сложная для изучения орфограмма - «н-нн в суффиксах прилагательных и причастий». В учебнике для VI класса М.Т. Баранова, Л.Т. Григорян и др. [3, с. 112] о правописании отыменных прилагательных и в учебнике для VII класса тех же авторов [4, с. 50-51] о правописании причастий и отглагольных прилагательных соответствующие правила даются разобщено и без сравнения их между собой, поэтому учащимся может оказаться неясным, какую группу правил нужно применять при выборе определенного написания.
Так, «правило употребления н-нн в отыменных прилагательных ориентирует на определенные суффиксы (-ин-, -ан-, -ян-, -енн-, -онн-), а как различить эти суффиксы - не раскрывается, что без дополнительных объяснений лишает это правило эффективности» [7, с. 27].
Во-первых, если учащегося не научили отличать отглагольные прилагательные от отыменных, он может недоумевать, почему, например, в прила-
гательных крашеный (забор), ношеный (костюм) пишется одно н, а в прилагательных растерянный (вид), сдержанный (тон) - два нн, ведь, по его рассуждениям, в первых двух - суффикс -енн-, а в следующих двух -ян-(-ан-)!
Во-вторых, без объяснения того, как различаются суффиксы отыменных прилагательных, учащийся, как бы руководствуясь правилом учебника, может написать: «серебренный», «коженный», «глиненный», а не серебряный, кожаный, глиняный. Вот почему принципиально важно сразу учесть следующие закономерности:
1) правило, где рассматривается правописание суффиксов -ин-, -ан-(-ян-), -енн-, -онн-, затрагивает только отыменные прилагательные (ср. воробьиный ^ воробей, полотняный ^ полотно, жизненный ^ жизнь, дискуссионный ^ дискуссия);
2) без знания отличительных признаков разных суффиксов это правило во многих случаях применить практически невозможно [7, с. 28]. В связи с этим алгоритм применения правила будет следующим: а) необходимо определить, что перед нами - полное или краткое отыменное образование, полное или краткое отглагольное образование; б) следует применить соответствующий порядок действий, позволяющий систематизировать достаточно разрозненный учебный материал по данной теме (таблица 2).
В заключение следует отметить, что применение алгоритма есть не что иное, как один из наиболее действенных способов установления однозначных отношений между вариантами орфограммы и орфографическими правилами, имея дело с поливариантной орфограммой; лингвистической основой разработки алгоритма является структура орфограммы (ее вариантная иерархия). Поэтому без знания структуры конкретной орфограммы нельзя разработать оптимальных методик обучения правописанию.
Таблица 2
Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий
1. Определите, что это 2. Найдите исходное слово 3. Смотрите, как образовано, и пишите -нн- 4. Смотрите, как образовано, и пишите н
Отыменное образование а) полное б) краткое Имя существительное Полное отыменное образование 1. Суффиксы -онн, -енн *: лиственный 2. Основа на -н + суффикс -н- туманный ^ туман От слова с -нн-(дорога) длинна (от слова длин-н-ый) В остальных случаях**, гусиный; песчаный; конопляный От слова с -н-(погода) ветрена (от слова ветреный - искл.)
Филологические
науки
Методика
1. Определите, что это 2. Найдите исходное слово 3. Смотрите, как образовано, и пишите -нн- 4. Смотрите, как образовано, и пишите н
Отглагольное образование а) полное б) краткое Глагол в неопределенной форме Полное отглагольное образование 1. На -ова(нн)-, включая производные полированный 2. Глагол совершенного вида купленный 3. Глагол несовершенного вида, если есть зависимые слова*** крашенный краской забор (зависимое слово) От слова с -нн-(значение качества) (девушка) воспитанна (какова?) (море) взволнованно (каково?) Глагол несовершенного вида если нет зависимых слов: вязаный (свитер) путаный (рассказ) бешеный (взгляд) жареный (картофель) От слова с -нн- и с -н- (значение действия) (море) взволновано (что сделано?) ветром
* Искл. ветреный.
** Искл. оловянный, деревянный, стеклянный.
*** Искл. священный, медленный, нежданный, негаданный, неслыханный, невиданный, нечаянный, данный, читанный, чеканный, деланный.
Библиографический список
1. Мурашов А. А. Абсолютная грамотность. М.-Воронеж, 2003.
2. Русский язык: Учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. М., 2000.
3. Русский язык: Учеб. для 6 кл. общеобразовательных учреждений / Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. М., 2000.
4. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразовательных учреждений / Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. М., 2000.
5. Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1998.
6. Селезнева Л.Б. Русская орфография: Алгоритмизированное обучение. СПб., 1997.
7. Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. М., 1994.