Научная статья на тему 'Использование активных методов социальнопсихологического обучения в адаптации студентов в вузе'

Использование активных методов социальнопсихологического обучения в адаптации студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование активных методов социальнопсихологического обучения в адаптации студентов в вузе»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Н.В. СЕМЁНОВА

Современная система высшего образования предполагает не только формирование у студентов глубоких и разносторонних знаний в определённой профессиональной области, но и создание условий для личностного роста, развития самосознания, повышения адаптационного потенциала личности будущих специалистов. Уровень притязаний выступает как внутренний движущей фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе её высокого уровня личностного развития возможно эффективное формирование профессиональной образованности и культуры. Адаптация студента к обучению в вузе понимается не как пассивное приспособление к объективным условиям жизнедеятельности, а как процесс активного личностного саморазвития, при котором объективные условия и обстоятельства используются в качестве эффективных средств для достижения значимых личных, профессиональных и социальных целей. Учебная деятельность в высшей школе - это прежде всего труд, в процессе которого формируются необходимые специалисту нравственные, деловые, коммуникативные качества, профессиональные умения и навыки. Поэтому притязания личности, самооценка, отношение к учёбе, её мотивация, успешность адаптации к вузу как составляющая профессиональной адаптации являются важнейшими показателями социальной зрелости личности. В процессе педагогического взаимодействия преподаватель и, прежде всего, психолог, должен заботиться о внутреннем мире личности студента, видеть психологические трудности и противоречия взросления, тесно связанные с вхождением в новую образовательную среду вуза, тактично помогать их разрешению.

В современный учебно-воспитательный процесс в высшей школе внедряется множество разнообразных педагогических методов и средств психолого-педагогической поддержки процесса адаптации и личностного развития студентов. Это, прежде всего, новые формы организации учебного процесса - планирование и рейтингово-модульная система оценки успеваемости, информационно-методическое обеспечение, система студенческого самоуправления; оказание психологической поддержки со стороны кураторов; внедрение спецкурсов, направленных на самопознание, развитие коммуникативных навыков, обучение организации и технологии учёбы в вуз, как специфическому виду деятельности. [1]

Для повышения уровня адаптации к обучению в вузе необходимо проведение со студентами младших курсов специальной работы, направленной на оказание психологической поддержки в их личностном развитии, в формировании тех характеристик личности, которые являются значимыми в решении проблем адаптации и развития, прежде всего, таких как формирование адекватных высоких притязаний и устойчивой позитивной самооценки. Наиболее эффективной психолого-педагогической технологией для решения данных задач выступают, активные методы социально-психологического обучения, групповые тренинговые занятия.

Активные методы социально-психологического обучения получают всё более широкое распространение в современной психологии и педагогике. Они используются при подготовке специалистов в областях деятельности, требующих навыков эффективного общения, при оказании психологической поддержки людям, оказавшихся в новых, сложных жизненных условиях [6]. Социально-психологический тренинг как психолого-педагогический метод был разработан и впервые применён в 50-е годы М. Форвергом в США. На основании обширной экспериментально-исследовательской работы Форверг сделал вывод об эффективном влиянии тренинга на повышение коммуникативной компетентности людей, позитивном воздействии групповых занятий на установки, мотивы, притязания личности. В России тренинговые формы работы стали применяться сначала 80-х годов 20 века, и к настоящему моменту являются достаточно широко распространёнными как в обучении, так и в психологической помощи. Однако, психологический тренинг имеет существенные отличия как от традиционных форм обучения, так и от психокоррекции и терапии. Цель тренинга не предполагает лечебного воздействия, его участники - это здоровые люди. Тренинг направлен на повышение уровня социальнопсихологической адаптации, расширение коммуникативного опыта, самопознание, развитие умений и навыков взаимопонимания, сотрудничества, изменение неадекватных мотивов, установок, притязаний, повышение самооценки и приобретение новых форм поведения. В тренинге уделяется внимание не столько отдельным характеристикам личности, сколько развитию личности в целом. В тоже время, тренинговая работа -это приобретение эмоционального опыта взаимодействия с другими людьми и с самим собой. В общем смысле, психологический тренинг есть метод развивающего обучения, связанный с повышением социальной, профессиональной, коммуникативной, личностной адаптивностью.

Тренинг - широкое понятие, включающее в себя разнообразные виды и формы социальнопсихологического обучения. Целями тренингов могут выступать: повышение навыков общения, развитие уверенности в себе, формирование команды, личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новых поведенческих паттернов. Как справедливо отмечает А.П. Ситников, тренинг ориентирован в первую очередь на «воссоздание целостного феномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности» [5, с. 172]. Автор определяет тренинг как синтетическую антропотехнику - составляющую акмеологической практики, которая направлена на личностное развитие, сочетающую в себе учебную и игровую деятельность, проходящую в условиях моделирования различных игровых ситуаций». [5,с.144] По мнению Емельянова Ю.Н., тренинг представляет собой систему методов развития способностей к обучению или овладению любым сложным видом деятельности, в частности общением. [3, с.89]. Таким образом, тренинг становится своего рода «метаобучением»- обучением тем процессам, которые происходят в группе по мере ее развития и изменения, способам познания себя и других людей, стратегиям адаптации к изменяющимся условиям, эффективной постановке жизненных целей и их успешному достижению. Целью тренинговых групп является повышение способности участников осознавать ситуацию; поощрение исследовательского отношения к действительности; создание атмосферы раскованности и свободы для того, чтобы можно было искренне и правдиво выражать свои чувства; сосредоточение внимания на принципе «здесь и теперь».

Групповое взаимодействие в сочетании с активными формами обучения (игры, дискуссии, психогимнастика и т.п.) обладает значительно большим воздействием на личность, нежели индивидуальная психологическая помощь или традиционное обучение в форме лекций и семинаров. Группа обладает большим потенциалом воздействия, чем отдельный индивид [4]. Это связано со следующими особенностями группового взаимодействия. Во-первых, группа является своего рода «моделью» жизни, «общество в миниатюре», где проявляются различные паттерны поведения и межличностных отношений. Во- вторых, именно тренинговая группа, для успешной работы которой является обязательной атмосфера взаимопринятия, доверия, даёт человеку возможность почувствовать себя в психологической безопасности, а следовательно - быть открытым новому опыту. Особенностью взаимодействия в тренинговой группе также является возможность получения эффективной обратной связи от участников по поводу собственного поведения, деятельности, общения, самовосприятия. Группа становится своего рода «зеркалом», отражающим личность. Именно в процессе группового взаимодействия человек идентифицирует себя с другими, использует эмоциональную связь с участниками для оценки чувств, поведенческих проявлений, как своих так и других людей. В процессе такого взаимодействия происходит принятие ценностей и потребностей других, изменяется Я-концепция, притязания, установки, поведение. Группа становится «экспериментальной площадкой» для апробации новых форм поведения, самопрезентации, общения, даёт участникам возможность моделирования реальных жизненных и профессиональных ситуаций, условий и проблем, побуждает активность, интерес и игровую мотивацию, что усиливает психологическое воздействие группы на личность.[2]. По мнению большинства специалистов в области психологического тренинга основные задачи активных методов социально-психологического обучения заключаются в следующих аспектах развития личности и повышения её адаптационных возможностей: приобретение знаний в области психологии личности, общения; формирование умений и навыков в сфере профессионального и личностного взаимодействия; развитие способности адекватно воспринимать и оценивать себя и других людей, уверенности в себе, умения добиваться поставленных целей; коррекция и развитие системы ценностей, целей, жизненных и профессиональных планов личности; сплочение группы, развитие способностей к сотрудничеству, взаимопониманию.

Программа тренинга строится с учётом групповой динамики, в связи с этим в ней выделяется три основных этапа. Первый этап работы направлен на создание доверительной атмосферы, взаимопринятия в группе и содержит в основном психогимнастические упражнения, ориентированные на знакомство участников и установление контакта. Второй этап предполагает работу содержательного плана по осознанию и коррекции уровня притязаний и самооценки, формирование мотивации достижения. На данном этапе используются психодиагностические методики, групповые дискуссии, психогимнастические упражнения, направленные на повышение самопринятия и стремления к успеху. Таким образом достигается комплексный эффект воздействия тренинга на формирование адекватных высоких притязаний, раскрытие адаптивных возможностей личности.

Список литературы

1. Виштак О.В. Мотивационные предпочтения абитуриентов и студентов. Экономическая социология, №2, 2003, с.20-24

2. Донцов А.И. Проблемы групповой сплочённости. Изд-во Московского университета.-1979.

3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.,лгу, 1985.

4. Парыгин Б.Д Основы социально-психологической теории-М.,1971.-351 с.

5. СитниковА.П. Акмеологический тренинг: Теория .Методика. Психологии. М..1996.-428 с.

6. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг, М., Фис, 1988.-178с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.