УДК 377.1 ББК 74.58
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА МВД РОССИИ
ТАТЬЯНА ВЯЧЕСЛАВНА МАЛЬЦЕВА,
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
E-mail: [email protected]; ВЕРА КУЗЬМИНИЧНА МИХАЙЛОВА, кандидат психологических наук, доцент доцент кафедры криминологии, психологии и педагогики Омской академии МВД России Научные специальности 19.00.06- юридическая психология;
19.00.07- педагогическая психология; 13.00.08 - теория и методика профессионального образования
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Анализируется эффективность использования в процессе профессиональной подготовки сотрудников полиции активных и интерактивных методов обучения с целью активизации и развития познавательной и творческой деятельности обучаемых; повышения результативности образовательного процесса; формирования и оценки профессиональных компетенции, а также формирования специальных знаний и практических навыков у преподавателей и организаторов учебного процесса.
Ключевые слова: профессиональное образование, педагогика высшей школы, активные и интерактивные методы обучения.
Annotation. The article is concerned with the effectiveness of applying active and interactive teaching methods in the process of training future police officers in order to prompt and enhance students' cognitive and creative activity; to improve the results of educational process; to build up and assess professional competence and to develop specific knowledge and practical skills with teachers and organizers of teaching process.
Keywords: professional education, theory of higher education, active and interactive teaching methods.
Условия современной России предъявляют высокие требования к сотрудникам правоохранительных органов, к их профессиональной квалификации. Кроме того, современные тенденции развития высшего профессионального образования определяют кардинальное изменение подходов к организации образовательного процесса в высшей школе и профессиональном образовании. Однако, неизменной остается цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника, компетентного, ответственного, конкурентоспособного, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Сотрудник правоохранительных органов должен обладать определенными ценностными ориентациями, созидательной личностной позицией, качествами и способностями, обеспечивающими устойчивость его развития [12, с. 203].
Изменение вектора образовательного процесса с подхода, основанного на знаниях, на практико-ориен-тированный подход неизбежно привело к постановке проблемы перехода от информативных форм и методов обучения к активным технологиям и методам. Сегодня педагогический поиск должен быть направлен на возможности гармоничного соединения теоретических знаний с практическими потребностями и одновременной корреляцией с формируемыми компетенциями. Одним из современных требований к организации процесса обучения в вузе является нацеленность на формирование необходимых профессиональных и общекультурных компетенций посредством широкого использования в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.
Научно-технический прогресс требует увеличения объема информации, обязательной для усвоения.
Постоянно идет устаревание информации; регулярно перед человеком встает проблема ее обновления. Таким образом, традиционное обучение, ориентированное на запоминание и сохранение материала в памяти, только отчасти удовлетворяет современным требованиям.
Совершенно очевидно, что в современном высшем образовании просматривается тенденция к переходу от информативных форм обучения к активным методам, к включению в деятельность обучающихся не только элементов проблемности и научного поиска, но и разнообразных форм самостоятельной работы; переход от воспроизведения изученного к пониманию и осмыслению изученного в практическом аспекте. Такая организация взаимодействия педагога и обучаемого переносит акцент с деятельности преподавателя как обучающего на познающую деятельность обучаемого.
Отметим, что современные педагогические системы, отличаясь ценностным подходом и гуманистической направленностью, образуют учебно-смысловое пространство, в котором находит место свободное творческое направление, имеющее конкретное выражение в активных методах обучения - «совокупности способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, ориентированных на конструирование педагогических ситуаций, характеризующихся активизацией мышления и поведения обучаемых» [6, с. 314].
Таким образом, задачи совершенствования образовательного процесса вузов МВД России на основе компетентностного подхода обусловливают необходимость разработки и применения таких образовательных технологий, которые способствуют активному участию обучаемого в познавательном процессе, выполнению им творческих, поисковых, проблемных заданий, обеспечивают баланс фундаментальности и компетентностного подхода; формируют систему непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, создавая условия для самореализации и самообучения в течение всей жизни.
Методологической основой внедрения активных и интерактивных методов обучения в образовательный процесс вузов МВД России являются такие теоретические идеи и подходы, как личностно-деятельностный, где личность рассматривается как субъект деятельности (Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.); «конструктивистский» (Выготский Л.С., Палинксар А., Пиаже Ж. и др.); социокультурная теория (Выготский Л.С.); теория программированного обучения (Куписевич Ч., Ланда А.Н., Скиннер Б.Ф., Талызина Н.Ф. и др.); развивающего обучения (Давыдов В.В., Занков Л.В., Эльконин Д.Б. и др.); контекстного обучения (Вербицкий А.А.); лич-ностно-деятельностного и личностно-ориентирован-ного обучения (Зимняя И.А., Якиманская И.С. и др.); теория когнитивной гибкости (Андерсон Р., Коул-сон Р., Спиро Р., Фельтович П. и др.); метакогнитивное обучение (Браус Дж. и Вуд Д., Бруннер Д., Бустром Р., Вертч Д., Коул М., Рассел Б., Халперн Д. и др.), а так-
же подходы в образовании и педагогические новации: компетентностный подход; проблемное обучение (Архангельский С.И., Дьюи Д., Лернер Л.Я., Матюшкин A.M., Махмутов М.И., Скаткин М.Н. и др.); технология полного усвоения знаний (Блюм Б., Кэрролл Дж. и др.); технология разноуровневого обучения (Калмыкова З.И., Кохен Е., Кэрролл Дж., Платонов К.К. и др.); технология коллективного обучения (Дьяченко В.К., Лебединцев В.Б., Ривин А.Г. и др.); технология модульного обучения (Муравьева А.А., Кузнецова Ю.Н., Червякова Т.Н., Юцявичене П. и др.) и технология применения активных методов обучения (Абрамова И.Г., Арутюнов Ю.С., Бирштейн М.М., Герасимов Б.Н., Грудзинская Е.Ю. и Марико В.В., Жуков Р.Ф., Комаров В.Ф., Лифшиц А.Л., Панфилова А.П., Платов В.Я., Порховник Ю.М., Рыбальский В.И., Смолкин А.М., Сыроежин И.М., Тимофеевский Т.П., Хуторской А.В. и др.).
Как показывает опыт работы преподавателей образовательных учреждений МВД России и практических психологов органов внутренних дел [1; 4; 7; 8; 9; 10; 11; 14; 16], использование активных методов в вузовском обучении и в профессионально-психологической подготовке является необходимым условием формирования высококвалифицированных специалистов, способных к развитию, самостоятельности, ответственности в принятии решений, выдвижению и формулировке идей, проектов, предвидению последствий предпринимаемых шагов, адаптации в группе; умеющих ясно, убедительно излагать мысли, устанавливать личные контакты, обмениваться информацией, принимать нестандартные решения, идти на обдуманный и оправданный риск, избегать повторения ошибок, эффективно управлять своей деятельностью и временем.
Однако, применение активных и интерактивных методов в образовательном процессе сопряжено с рядом трудностей: незнание содержания метода, его особенностей; неумение применять его в практике преподавания; непонимание места метода в структуре конкретного занятия; неверие в эффективность результатов метода в образовательном процессе.
Выбор форм и методов обучения профессиональным знаниям, умениям и навыкам во многом зависит от целого ряда факторов, таких как особенности организации процесса обучения в конкретном вузе, особенности обучаемой профессии, особенности изучаемой дисциплины, характеристики профессорско-преподавательского состава, индивидуальные особенности обучаемых (уровень образования, возраст и т.д.), а также их численность [9, с. 47-49].
Рассмотрим преимущества активных и интерактивных методов обучения.
Традиционная модель организации учебного процесса предполагает одностороннюю форму коммуникации, т.е. трансляцию преподавателем информации и ее последующее воспроизведение обучающимся. Деятельность обучающегося заключается в восприятии информации об определенных областях знания. Такая модель учеб-
ного процесса предполагает авторитарный стиль взаимодействия. Временами возможна двусторонняя коммуникация: уточнение информации, вопрос преподавателю и т.д., но так или иначе основным действующим лицом, управляющим ходом занятия, является преподаватель. Ситуация не меняется и на семинарских занятиях, когда обучающийся в одностороннем порядке воспроизводит усвоенную информацию: ответы на вопросы, рефераты, воспроизведение лекционного материала и т.д. Подобный способ педагогической коммуникации не соответствует принципам компетентностного подхода.
Принципиально другим в коммуникативном плане является учебный процесс, основанный на активных и интерактивных методах обучения. Такой учебный процесс характеризуется тем, что обучающиеся воспринимают материал, овладевают определенными умениями и осваивают предмет через собственный опыт, свой способ усвоения знаний, а преподаватель активно стимулирует обучающихся к высказыванию своих мнений, принимает и включает эти мнения в обсуждение, даже если они не совпадают с его собственной точкой зрения. В данном случае обучающийся выступает субъектом учебной деятельности, включается в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания [15]. Активные и интерактивные методы обучения предполагают демократический стиль взаимодействия.
Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся; они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, характеризуются высоким уровнем активности учащихся [2, с. 4].
В процессе реализации активных методов обучения успешно формируются такие свойства и качества личности, как социальная адаптивность; коммуникативная компетентность; готовность принять на себя ответственность за деятельность группы; способность выдвигать и формулировать идеи, проекты; готовность принимать правильные и нестандартные решения; умение избегать ошибок и их повторения; ясно, грамотно и убедительно излагать мысли; способность прогнозировать последствия предпринимаемых действий; умение эффективно организовывать личное время и деятельность.
Специфика активных методов обучения заключается, во-первых, в высокой степени вовлеченности обучаемых в учебно-воспитательный процесс, а также в наличии предпосылок для поэтапной оценки успешности и полноты усвоения изучаемого материала; во-вторых, в творческом характере занятий, в ярко выраженной направленности на развитие или приобретение профессиональных, интеллектуальных, поведенческих навыков и умений; в-третьих, в незаурядном потенциале достижения субъектной позиции в образовательном процессе [11, с. 233-234].
Задача преподавателя во время реализации активных методов обучения - направлять деятельность обучаемых на освоение знаний, умений, навыков, не-
обходимых для их профессиональной деятельности, развивая творческие и коммуникативные способности.
Активные методы обучения имеют следующие особенности.
1. Проводятся в ситуациях, максимально приближенных к реальным, что вводит материал, подлежащий усвоению, в цель деятельности.
2. Осуществляется не только сообщение информации, но и обучение умениям практического использования усвоенных знаний.
3. Генерируется новая, качественно иная установка на обучение в эмоционально насыщенном процессе коллективного творческого труда.
4. Характеризуется высоким уровнем мотивации и эмоциональности, без которых невозможно присвоение знаний и закрепление навыков.
5. Формируют чувство коллективной ответственности за свою деятельность и стремление занять авторскую позицию в учебно-воспитательном процессе.
6. Создаются условия для саморазвития и самореализации.
7. Преподаватель выступает в роли консультанта, а участники занятий свободны и не зависят от него.
8. Обеспечивают создание прямых и обратных связей во взаимодействии участников учебно-воспитательного процесса.
В целом активные методы обучения характеризуются тем, что в них формализованность заменена эмоциональностью и демонстративностью; они насыщены информацией; характеризуются высоким уровнем продуктивности формирования практических умений, необходимых для успешного общения с людьми и профессиональной деятельности.
Интерактивные1 методы обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, совместное решение учебных задач и проблем, исключают превалирование какого-либо субъекта учебного процесса или какой-либо идеи. Обучающийся становится активным субъектом учебного взаимодействия.
Отличие активных методов от интерактивных заключается, на наш взгляд, в том, что интерактивные методы ориентированы на организацию взаимодействия обучающихся в учебном процессе не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающегося в процессе обучения. Роль и место преподавателя на интерактивных занятиях сводятся к направлению деятельности обучающихся, на достижение целей занятия через выполнение заранее разработанного плана занятия; он выступает «в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся» [3].
Таким образом, можно сказать, что интерактивное обучение - это обучение в сотрудничестве и посредством его. Все субъекты образовательного процесса находятся во взаимодействии друг с другом, обмениваются информацией, совместно вырабатывают решение проблем, моделируют ситуации. Причем важно создать для этого атмосферу доброжелательности и взаимной
поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность.
Исходя из этого следует заключить, что интерактивное обучение соответствует личностно-ориентиро-ванному подходу, так как оно обеспечивается посредством сообучения, обучения в сотрудничестве, когда и обучающийся, и преподаватель выступают субъектами учебного процесса. Использование методов интерактивного обучения, по мнению многих авторов [3; 13; 15], должно быть основано на собственном опыте обучающихся, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого профессионального опыта, а также иметь отличную от привычной логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению.
Активные и интерактивные методы обучения направляют обучающихся на развитие самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи, вовлекают их в решение проблем, расширение и углубление знаний и одновременное развитие практических навыков и умения мыслить, размышлять, осмысливать свои действия.
Активные и интерактивные методы обучения включают обширную группу приемов и способов проведения теоретических и практических занятий. Центральным дидактическим элементом данных методов обучения является решаемая группой проблема или проблемная ситуация, которая, с одной стороны, включает в себя информационный шум, и, с другой стороны, являясь многофакторной, имеет различные подходы в решении.
Посредством активных и интерактивных методов обучения обеспечивается развитие и саморазвитие личности обучающегося на основе выявления его индивидуальных особенностей и способностей, идет вовлечение обучающихся в решение проблем, максимально приближенных к профессиональным, тем самым не только расширяются и углубляются профессиональные знания, но одновременно развиваются практические навыки и умения. В данных методах особое место занимает и развитие теоретического мышления, которое предполагает понимание внутренних противоречий изучаемых моделей.
Методы активного и интерактивного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса. Например, на этапе первичного овладения знаниями это может быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.; на этапе закрепления или контроля знаний возможно использование коллективной мыслительной деятельности, тестирование, методы развития критического мышления и т.д.; на этапе формирования профессиональных умений, навыков на основе знаний и развития творческих способностей возможно использование моделированного обучения, игровых и неигровых методов.
Несмотря на многообразие подходов к классификации методов обучения, каждый из них наиболее эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, при выполнении определенных
дидактических функций. Относится ли метод к активной технологии или интерактивной, на наш взгляд, зависит от вида взаимодействия, организованного преподавателем во время учебного процесса.
В заключение хочется отметить, что эффективность обучения дисциплине напрямую связана с формами, методами и приемами, избранными преподавателем, с его индивидуально-личностными особенностями, стремлением к саморазвитию, а также с реализацией диалогово-дискуссионного сотрудничества преподавателя и обучаемых.
Литература
1. Баранникова М.В., Алексеева Л.А., Дзуцев И.К., Костина Л.Н. Деловые игры в преподавании курса криминологии: Уебно-практическое пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2010 (Гриф МВД РФ).
2. Грудзинская Е.Ю., Марико В.В. Активные методы обучения в высшей школе. Учебно-методические материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии». Н. Новгород, 2007.
3. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал. № 2. 2012.
4. Каналов В.В. К вопросу об использовании инновационных образовательных технологий при проведении аудиторных занятий в учебных заведениях системы МВД России // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. № 2. 2013.
5. Каналов В.В. Роль изучения науки уголовного права в процессе обучения курсантов при реализации ФГОС третьего поколения // Приоритеты современной российской уголовной политики: проблемы совершенствования уголовно-правового регулирования: Материалы Международного межведомственного научно-практического семинара, Московская область, г. Руза, 4 декабря 2013 г. / Под ред. Э.Ф. Побегайло, Ю.С. Жарикова. М.: Изд-во СГУ 2014.
6. Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала: Монография. М.: ПЕР СЭ, 2006.
7. Макаренко Ю.Б. Профессиональное будущее глазами современных курсантов вуза МВД //Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 19-20 сентября 2013 г.
8. Мальцева Т.В. Использование интерактивных методов обучения в обучении сотрудников полиции // Полицейская деятельность. № 6. 2013.
9. Мальцева Т.В. К проблеме преподавания юридической психологии как учебной дисциплины юридического вуза // Вестник Московского университета МВД России. № 9. 2013.
10. Марьин М.И., Мальцева Т.В., Петров В.Е., Сафронов А.Д. Психологическая подготовка сотрудников полиции к профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие. Руза: МОФ МосУ МВД России, 2014.
11. Михайлова В.К. Использование активных методов обучения в формировании профессиональной компетентности сотрудников правоохранительных органов / Проблемы формирования и развития компетенций обучаемых в системе высшего профессионального образования: материалы межвузовской учебно-методической конференции / Под ред. А.Г. Парадникова Т.Ю. Морозовой. Омск: Омская академия МВД России. 2009.
12. Михайлова В.К. Проблемы формирования психологической готовности выпускников вуза МВД России к условиям служебной практической деятельности / Полиция - новый институт современной государственной правоохранительной системы: материалы всероссийской научно-практической конференции. Омск, Омская академия МВД России, 2012.
13. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Под ред. Т.С. Паниной. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008.
14. Петров В.Е., Минаева О.В. Развитие познавательной деятельности обучающихся: учебное пособие. М.: Группа АБСОЛЮТ, 2013.
15. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие. Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. 52 с.
16. Уразаева Г.И. Совершенствование воспитательной работы с молодыми сотрудниками на этапе их профессионального становления и формирование безопасного мышления: проблемы, возможности, перспективы // Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: теория и практика: Материалы Международной научно-практической конференции. Ч. I / Под общей ред. д-ра тех. наук, проф. Р.Н. Мин-ниханова. Казань: ГУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности детей», 2012.
References
1. Baranchikova M.V., Alekseeva L.A., Dzutsev I.K., Kostina L.N. Delovye igry v prepodavanii kursa kriminologii: uchebno-prakticheskoe posobie. M.: TsOKR MVD Rossii, 2010 (Grif MVD RF).
2. Grudzinskaya E.Yu., Mariko V.V. Aktivnye metody obucheniya v vysshei shkole. Uchebno-metodicheskie ma-terialy po programme povysheniya kvalifikatsii «Sovre-mennye pedagogicheskie i informatsionnye tekhnologii». Nizhnii Novgorod, 2007.
3. Gushchin Yu.V. Interaktivnye metody obucheniya v vysshei shkole // Psikhologicheskii zhurnal. № 2. 2012.
4. Kachalov V.V K voprosu ob ispol'zovanii innovat-sionnykh obrazovatel'nykh tekhnologii pri provedenii audi-tornykh zanyatii v uchebnykh zavedeniyakh sistemy MVD Rossii // Vestnik obrazovatel'nogo konsortsiuma Sred-nerusskii universitet. Seriya: Yurisprudentsiya. № 2. 2013.
5. Kachalov V.V. Rol' izucheniya nauki ugolovnogo prava v protsesse obucheniya kursantov pri realizatsii FGOS tret'ego pokoleniya // Prioritety sovremennoi rossiiskoi ugolovnoi politiki: problemy sovershenstvovaniya ugolov-no-pravovogo regulirovaniya: Materialy Mezhdunarodnogo
mezhvedomstvennogo nauchno-prakticheskogo seminara, Moskovskaya oblast', g. Ruza, 4 dekabrya 2013 g. / Pod red. E.F. Pobegailo, Yu.S. Zharikova. M.: Izd-vo SGU, 2014.
6. Kashapov M.M. Psikhologiya tvorcheskogo mysh-leniya professionala: Monografiya. M.: PER SE, 2006.
7. Makarenko Yu.B. Professional'noe budushchee gla-zami sovremennykh kursantov vuza MVD //Aktual'nye problemy prava i pravoprimenitel'noi deyatel'nosti na sovremennom etape: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 19-20 sentyabrya 2013 g.
8. Mal'tseva T.V Ispol'zovanie interaktivnykh met-odov obucheniya v obuchenii sotrudnikov politsii // Polit-seiskaya deyatel'nost'. № 6. 2013.
9. Mal'tseva T.V K probleme prepodavaniya yuridich-eskoi psikhologii kak uchebnoi distsipliny yuridicheskogo vuza // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. № 9. 2013.
10. Mar'in M.I., Mal'tseva T.V., Petrov V.E., Safronov A.D. Psikhologicheskaya podgotovka sotrudnikov politsii k professional'noi deyatel'nosti: uchebno-metodicheskoe posobie. Ruza: MOF MosU MVD Rossii, 2014.
11. Mikhailova V.K. Ispol'zovanie aktivnykh metodov obucheniya v formirovanii professional'noi kompetentnosti sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov / Problemy formirovaniya i razvitiya kompetentsii obuchaemykh v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya: materialy mezhvuzovskoi uchebno-metodicheskoi konferentsii / Pod red. A.G. Paradnikova, T. Yu. Morozovoi. Omsk: Omskaya akademiya MVD Rossii. 2009.
12. Mikhailova V.K. Problemy formirovaniya psikhologicheskoi gotovnosti vypusknikov vuza MVD Rossii k usloviyam sluzhebnoi prakticheskoi deyatel'nosti / Politsiya - novyi institut sovremennoi gosudarstvennoi pravookhranitel'noi sistemy: materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Omsk, Omskaya akademiya MVD Rossii, 2012.
13. Panina T.S. Sovremennye sposoby aktivizatsii obucheniya: uchebnoe posobie / pod red. T.S. Paninoi. 4-e izd., ster. M.: Izdatel'skii tsentr «Akademiya», 2008.
14. Petrov V.E., Minaeva O.V. Razvitie poznavatel'noi deyatel'nosti obuchayushchikhsya: uchebnoe posobie. M.: Gruppa ABSOLYuT, 2013.
15. Stupina S.B. Tekhnologii interaktivnogo obucheniya v vysshei shkole: uchebno-metodicheskoe posobie. Saratov: Izdatel'skii tsentr «Nauka», 2009. 52 s.
16. Urazaeva G.I. Sovershenstvovanie vospitatel'noi raboty s molodymi sotrudnikami na etape ikh professional'nogo stanovleniya i formirovanie bezopasnogo myshleniya: problemy, vozmozhnosti, perspektivy // Sovremennye problemy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti: teoriya i praktika: Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ch. I / Pod obshchei red. d-ra tekh. nauk, prof. R.N. Minnikhanova. Kazan': GU «Nauchnyi tsentr bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti detei», 2012.
1 Интерактивный («inter» - взаимный, «act» - действовать) - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.