Научная статья на тему 'ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ТУРКМЕНСКОМ ЭПИЧЕСКОМ СКАЗИТЕЛЬСТВЕ ДАШОГУЗСКОЙ ШКОЛЫ'

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ТУРКМЕНСКОМ ЭПИЧЕСКОМ СКАЗИТЕЛЬСТВЕ ДАШОГУЗСКОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
Дашогузская школа эпического сказительства / Туркменское народное творчество / Исполнительские направления / Эпические сказания / Гарадяли Гёклен / Ходжа бахши / Сохранение традиций / Развитие сказительского искусства / Обучение молодых талантов

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Курбанова Дж, Ёвбасаров К.

Дашогузская школа эпического сказительства в Туркменистане – это самобытная школа с богатыми традициями и разнообразием исполнительских направлений. В работе рассматриваются особенности таких направлений, как Гарадяли Гёклена, Ходжа бахши, Шихли, Тойлы и Мяне. Анализируются их уникальные черты, такие как экспрессивность исполнения, мелодичность пения, использование юмористических элементов, архаичных языковых форм и диалектной речи. Особое внимание уделяется вопросам сохранения и развития традиций дашогузского сказительства, роли конкурсов и фестивалей, обучения молодых талантов, издания книг и сборников. В заключение подчеркивается вклад Дашогузской школы в туркменскую культуру, значение эпических сказаний для сохранения истории, воспитания патриотизма и обогащения духовной жизни общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ТУРКМЕНСКОМ ЭПИЧЕСКОМ СКАЗИТЕЛЬСТВЕ ДАШОГУЗСКОЙ ШКОЛЫ»

УДК 7.072

Курбанова Дж.

Кандидат искусствоведения, преподаватель Туркменская Национальная Консерватория имени Маи Кулиевой

г. Ашхабад, Туркменистан Ёвбасаров К.

Студент

Туркменская Национальная Консерватория имени Маи Кулиевой

г. Ашхабад, Туркменистан

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ТУРКМЕНСКОМ ЭПИЧЕСКОМ СКАЗИТЕЛЬСТВЕ ДАШОГУЗСКОЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Дашогузская школа эпического сказительства в Туркменистане - это самобытная школа с богатыми традициями и разнообразием исполнительских направлений.

В работе рассматриваются особенности таких направлений, как Гарадяли Гёклена, Ходжа бахши, Шихли, Тойлы и Мяне.

Анализируются их уникальные черты, такие как экспрессивность исполнения, мелодичность пения, использование юмористических элементов, архаичных языковых форм и диалектной речи.

Особое внимание уделяется вопросам сохранения и развития традиций дашогузского сказительства, роли конкурсов и фестивалей, обучения молодых талантов, издания книг и сборников.

В заключение подчеркивается вклад Дашогузской школы в туркменскую культуру, значение эпических сказаний для сохранения истории, воспитания патриотизма и обогащения духовной жизни общества.

Ключевые слова:

Дашогузская школа эпического сказительства, Туркменское народное творчество, Исполнительские направления, Эпические сказания, Гарадяли Гёклен, Ходжа бахши, Сохранение традиций, Развитие сказительского искусства, Обучение молодых талантов.

Введение:

Изо дня в день развивается и процветает туркменская культура. В эпоху национального возрождения государства большое развитие получают все области искусства.

Эпическое сказительство в Туркменистане не утратило своего значения до сегодняшнего дня. В 2015 году номинация «Эпическое искусство «Гёроглы» была включена в список «Выдающихся образцов нематериального культурного наследия человечества», а в декабре 2021 года Репрезентативный список ЮНЕСКО был дополнен номинацией «Ремесло изготовления дутара, искусство игры и пения под дутар».

О туркменских бахши, исполнительское искусство которых сохранило для нас сотни народных песен и инструментальных произведений, упоминает Лидер Туркменистана, Гурбангулы Бердымухамедов. В своих книгах «Бахши - предвестники народного счастья...», «Культура - душа народа», «Туркменская культура», «Музыка мира, музыка дружбы и братства» [1 - 4], он раскрывает интересные факты, связанные с историей музыкальной культуры и традициями народа.

Роль и значение музыкального наследия в жизни туркмен достаточно полно изучено различными учеными, исследователями и путешественниками. Много интересного о туркменской музыке можно найти в воспоминаниях учёных-путешественников Арминия Вамбери, Генри де Блоквилля и других.

Сведения о мастерстве туркменских бахши-сказителей и об их тесных культурных контактах с музыкальным искусством соседних народов содержатся в работах русских этнографов В. Успенского и В. Беляева [7]. Более целенаправленно туркменская музыка исследована отечественными авторами Н. Абубакировой, Ш. Гуллыевым [5 - 6], М. Гапуровым, Ч. Джумаевым, С. Туйлиевым и другими.

Благодаря огромной поддержке глубоко уважаемого Президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова, научная система страны достигла больших успехов. Важным является включение подрастающего поколения в область научных исследований.

Направлении дестанчи бахшы Дашогузского велаята

В Дашогузском велаяте существуют несколько школ бахшы-дестанчи. Каждое направление имеет свои характерные стилевые особенности, музыкальные обороты, репертуар. Названия школ именуются в честь мастера, возглавлявшего каждое исполнительское направление. Одной из важных ветвей сказительского исполнительства в Дашогузском регионе является школа Назара Бага.

Школа Назара Бага. Этот путь отличается тем, что, если быть точнее, он не мгновенный. Потому что при пении одной из основных характеристик этого трека являются резкие повороты, например, начало с высокой ноты, а затем понижение, или начало с низкой ноты и внезапное повышение. Но в то же время подобные повороты в песне придали песням другое украшение. Для этого нужно быть мастером музыки. А также потребовал особой ответственности от альпиниста, преследовавшего его козу. Потому что он должен был вовремя чувствовать эти взлеты и падения и строго следовать за музыкой. Несмотря на множество перипетий, группа сохранила первоначальную структуру песни.

Направление Оре Шыха. Вместо этого Оре Шиху называли оформлённый звучный бахши. Потому что, когда он исполнял эту песню, он умел доводить свекровь до слез. Но когда он читает быстро, такие как етта, naga, hayyr, yag§y («но, почему, ладно, хорошо»). Он продолжал в том же темпе и сумел развлечь деса. Песни в дестанах тоже приходилось поднимать постепенно. В результате нарастающий темп песни соответствует счету дессанов и удерживает слушателя в напряжении до кульминации событий.

Направление Чувал багшы. Конечно, мастер Магтумкули Гарлыев смог создать уникальный путь, о происхождении его имен Алили, Чувал и многих его учеников. Главная особенности направления Чувала Багши в том, что она создала дорогу, не потеряв при этом гармонии двух дорог - Ахалской и Дашогузской. «Махтумкули Гарлыев, представившийся народам Средней Азии под именем Чувал Багси, является халифом Багшы, внесшим большой вклад в обогащение и развитие туркменского музыкального искусства». На самом деле, хотя и существуют записи песен этого учителя, записей его устных песен нет. Но есть воспоминания о том, как главный тренер забывал многие дессаны. Вот почему об этом можно сказать согласно тому, что сказали некоторые из его учеников.

Направление Човдур ёлы. Эта направление отличается своей древностью. Для этого жанра характерно продолжение дестанного примере в таком стиле, а также тонкость текстов его песен. Еще одним отличием является сохранение диалектных особенностей. Это ясно показывает характеристики диалекта Чоудхур. Это дает уникальное украшение. Напоминаем, что в предыдущих разделах работы мы дали точную информацию о мастерах Човдхура и их продолжающих учениках.

Заключение:

Сегодня культура и искусство нашей страны вышли на новый этап развития. Созданы художественные и совершенные произведения искусства, ставшие духовными ценностями нашего народа. Туркменское искусство приобретает большую популярность в стране и за рубежом. В прекрасной столице и наших провинциях строятся и сдаются в эксплуатацию здания культурного назначения, соответствующие мировым стандартам. Это яркое свидетельство огромного импульса к процветанию туркменской культуры и искусства.

Список использованной литературы: 1. Гурбангулы Бердимухаммедов. Бахши предвестники народного счастья. (Из истории песенно-

музыкального искусства туркменского народа) Ашхабад: Туркменское государственное печатное издательство. ('I'DNG) 2015 г

2. Гурбангулы Бердимухаммедов. Туркменская культура. Туркменское государственное печатное издательство. ('I'DNG) 2015 г

3. Гурбангулы Бердимухаммедов. Культура - душа народа. Туркменское государственное печатное издательство. ('I'DNG) 2015 г

4. Гурбангулы Бердимухаммедов. Музыка мира, музыка дружбу и братства - Ашхабад: Туркменское государственное печатное издательство. ('I'DNG) 2016. - 278 с

5. Гуллыев Ш. Искусство туркменских бахши, — Ашхабад: Ь1лым, 1985 г.

6. Гуллыев Ш. Туркменская музыка (наследие). — Диссертация на соискание учетной степени доктора искусствоведения. Ташкент. 1998

7. Успенский В., Беляев В. Туркменская музыка, Том 1-2. Алматы: Фонд Сорос Казахстан. 2003 г.

© Курбанова Дж., Ёвбасаров К., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.