Научная статья на тему 'Исполнительская культура эстрадного певца как Высшая форма его профессиональной деятельности'

Исполнительская культура эстрадного певца как Высшая форма его профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1250
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / PERFORMING CULTURE / ЭСТРАДНОЕ ПЕНИЕ / VARIETY SINGING / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ВЫСОКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РЕПЕРТУАР / HIGHLY ARTISTIC REPERTOIRE / КОМПЕТЕНЦИЯ ЭСТРАДНЫХ ПЕВЦОВ / COMPETENCE OF CROONERS / КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / QUALITATIVE CHARACTERISTICS / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВКУС / ART TASTE / ВОКАЛЬНАЯ ШКОЛА / VOCAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Маргатова Е. В.

Статья посвящена проблеме формирования исполнительской культуры эстрадных певцов в процессе обучения в эстрадной студии. Раскрываются психолого-педагогические условия наиболее эффективного воздействия на учащихся. Данная проблема рассматривается с позиций: философии, педагогики, психологии и методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMING CULTURE OF THE CROONER AS THE HIGHEST FORM OF HIS PROFESSIONAL ACTIVITY

The article describes different aspects of performance and cultural development of students who are in the beginning of their singing career. The author reviews psychological and pedagogical methods that she used in her practice with students, pointing out which of them appeared the most efficient. The article reveals philosophical, pedagogical, psychological and methodological sides in reaching the assigned goal.

Текст научной работы на тему «Исполнительская культура эстрадного певца как Высшая форма его профессиональной деятельности»

Из трех основных видов атак звука - твердой, мягкой и вспомогательной - работать над извлечением звука с начинающими саксофонистами следует с освоения твердой атаки, которая является основой техники выполнения других атак [5]. При извлечении звука твердой атакой язык саксофониста должен энергично отталкиваться назад от трости, имитируя произношение слога «ту». Ученику производить это движение языка будет понятнее, если произнести этот слог вначале без мундштука - четко, твердо, на опоре, в медленном темпе, затем постепенно увеличивая скорость произношения слогов, доводя их количество до 12-16 на один выдох.

Можно разнообразить упражнение на слог «ту», усиливая и уменьшая громкость произношения, как бы имитируя приближение и удаление паровозика. Необходимо зафиксировать ощущение работы языка, далее повторив это упражнение на мундштуке.

Для развития артикуляционного аппарата, для большей подвижности мышц языка предложите ученику сделать упражнения на слог «ду».

Соедините слоги «ту» и «ду», «ду» и «ку», «ту» и «ку». Выполняя все упражнения, ученик должен обращать внимание и добиваться синхронизации работы пальцев и амбушюра, не забывая о правильной осанке и исполнительском дыхании.

Необходимым условием выполнения учеником всех

упражнений является осознание им своих действий и запоминания ощущений, вызываемых напряжением или расслаблением различных групп мышц при работе над выработкой навыков извлечения звука, исполнительского дыхания, постановки амбушюра.

Предложенные предварительные упражнения дают возможность ученику быстро и осознанно научиться управлять своими мышцами, что положительно сказывается при работе с ним педагога над выработкой первоначальных навыков игры на саксофоне.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шклярова О. А., Шестакова Н. В., Павлович И. Г. Здоровьесберегающее направление в современной школе. М.: Перспектива, 2012.

2. Шклярова О. А. Предупреждение и профилактика нарушений осанки школьников. М.: Перспектива, 2012.

3. Коняхин В. Мы любим скороговорки. М., 2007.

4. Шапошникова М. К. Хрестоматия для саксофона. М., 2007.

5. Иванов В. Д. Школа академической игры на саксофоне. М., 2003.

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА ЭСТРАДНОГО ПЕВЦА КАК ВЫСШАЯ ФОРМА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PERFORMING CULTURE OF THE CROONER AS THE HIGHEST FORM OF HIS PROFESSIONAL ACTIVITY

Е. В. Маргатова

Статья посвящена проблеме формирования исполнительской культуры эстрадных певцов в процессе обучения в эстрадной студии. Раскрываются психолого-педагогические условия наиболее эффективного воздействия на учащихся. Данная проблема рассматривается с позиций: философии, педагогики, психологии и методики.

Ключевые слова: исполнительская культура, эстрадное пение, профессиональная деятельность, высокохудожественный репертуар, компетенция эстрадных певцов, качественные характеристики, учебный процесс, художественный вкус, вокальная школа.

E. V. Margatova

The article describes different aspects of performance and cultural development of students who are in the beginning of their singing career. The author reviews psychological and pedagogical methods that she used in her practice with students, pointing out which of them appeared the most efficient. The article reveals philosophical, pedagogical, psychological and methodological sides in reaching the assigned goal.

Ключевые слова: performing culture, variety singing, professional activity, highly artistic repertoire, competence of crooners, qualitative characteristics, educational process, art taste, vocal school.

Социальные и культурные преобразования в современной России, ломка многих идеологических стереотипов, процессы демократизации и либерализации, постоянно усиливающаяся потребность в человече-

ском общении, в межкультурной коммуникации ставят ряд серьезных проблем в сфере музыкального образования, так как музыка открывает один из самых мощных коммуникативных каналов, помогая взаимопониманию между на-

родами, между различными культурами и в том числе между традиционно противопоставленными во времени группами отцов и детей. Это обуславливает новые требования к качеству профессионального образования, повышению роли профессиональной культуры специалиста, которая в дальнейшем преобразуется в устойчивые тенденции гуманизации профессионального образования. В нашем случае речь пойдет об исполнительской культуре эстрадных певцов, которая требует постоянного саморазвития и самосовершенствования в творческой деятельности.

Это возможно при следующих психолого-педагогических условиях:

• выявление системы методов педагогического воздействия на учащихся с целью повышения их мотивации к постоянному совершенствованию своей исполнительской культуры:

а) обучение на примерах высокохудожественного репертуара;

б) создания ситуаций успеха;

в) раскрытия смысла учебной деятельности;

г) развитие творческого потенциала учащихся;

д) постановка ближних и дальних целей в профессиональной деятельности;

е) знакомство с творчеством выдающихся исполнителей и пр.;

• способности к оценке и самооценке исполнения вокальных произведений;

• формирования в учебном процессе ценностных ориентаций в профессиональном саморазвитии;

• направленности обучения на индивидуально-дифференцированный подход при выборе репертуара и творческих знаний.

Проблема развития исполнительской культуры певцов является предметом исследования различных наук. Поиску условий достижения вершин профессионального мастерства посвящены труды в области акмеологии (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина и др.).

Культурологические аспекты проблемы развития профессиональной исполнительской культуры специалиста рассматриваются в исследованиях С. С. Аверинцева, М. А. Ариар-ского, А. И. Арнольдова, А. А. Аронова, А. В. Богданова, В. А. Во-лобуева, Л. С. Зориловой, С. Н. Иконниковой и др.

В психолого-педагогических исследованиях данная проблема затрагивается в трудах таких авторов как: М. М. Бахтин, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Л. С. Зорилова, Э. В. Ильенков, А. Н. Леонтьев, Д. С. Лихачев, Я. А. Пономарев, Б. М. Теплов и др.

Вопросы, раскрывающие аспекты педагогической культуры, получили отражение в исследованиях ведущих педагогов прошлого и современности - К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Ю. П. Азарова, Ю. К. Бабанско-го, Л. С. Жарковой, А. Г. Казаковой, В. А. Кан-Калика, В. С. Садовской, В. А. Сластенина, В. М. Чижикова и др.

Для данного исследования также являются важными работы, в которых получила освещение проблематика, связанная с педагогической культурой в области профессионального музыкального образования (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев,

О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Л. А. Безбородова, О. А. Блох, В. И. Петрушин, В. Г. Ражников, Г. М. Цыпин и др.).

В области педагогики и психологии музыкального образования особое значение приобретают труды, в которых рассматриваются вопросы обучения музыкантов-исполнителей, формирования их личностных качеств (Л. А. Баренбойм, Л. Л. Бочкарев, А. Л. Готсдинер, В. Ю. Григорьев, Г. Г. Нейгауз, С. И. Савшинский, С. Е. Фейнберг, О. Ф. Шульпяков, А. И. Щербакова, А. П. Щапов и др.).

И. Ю. Алиев, А. В. Артемова, Д. Л. Аспелунд, И. Н. Ви-линская, Н. Б. Гонтаренко, В. А. Деряжный, Л. Б. Дмитриев, А. Л. Доливо, Н. И. Жинкин, А. П. Зданович, Д. В. Люш, Н. М. Малышева, А. Г. Менабени, И. К. Назаренко, В. П. Морозов, Г. П. Стулова обосновывают принципы и методы российской вокальной подготовки, направленной на расширение голосовых возможностей певца.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что во многих научных работах подчеркивается важность проблемы формирования исполнительской культуры академических певцов. Однако, несмотря на значительное количество трудов, посвященных данной проблеме, в области профессиональной подготовки эстрадных певцов она разработана недостаточно.

Существует острая необходимость в разработке данной проблематики. Это позволит значительно повысить уровень готовности специалистов в системе дополнительного образования, детерминируя самые различные аспекты учебно-творческого процесса и нравственно-эстетического воспитания учащихся, самостоятельности в постижении художественного смысла и выбора средств для раскрытия содержания исполняемых произведений.

При рассмотрении данной проблемы были выявлены некоторые противоречия:

• между возросшей информационной составляющей профессиональной компетенции эстрадных певцов и недостаточным их умением применять полученные знания в самостоятельной исполнительской деятельности, связанной не только с трансляцией, но и интерпретацией исполняемых произведений;

• между декларированием приоритета творческой составляющей музыкально-педагогического процесса и недостаточным уровнем внимания к общему развитию личности певцов в процессе обучения их специфическим вокальным навыкам;

• между потребностью общего гармоничного развития личности музыканта-исполнителя, обладающего высоким уровнем профессионального мастерства и нередко низким уровнем развития профессионально значимых личностных качеств;

• между задачами комплексного обучения эстрадных певцов, обеспечивающего их полноценную исполнительскую деятельность, и недостаточной разработанностью образовательного процесса, направленного на формирование как специфического, так и общего их развития.

В музыкальной культурологии (Н. И. Мельникова, Т. В. Чередниченко и др.) были затронуты различные проблемы формирования исполнительской культуры, но несмотря на

значительное количество исследований, в которых изучаются аспекты проблем исполнительства, педагогическая составляющая этого феномена, на наш взгляд, остается наименее разработанной. В педагогике музыкального образования данная проблема до недавнего времени исследовалась в основном с позиций музыковедения, что никак не достаточно для эффективного и комплексного решения задач учебно-творческого процесса. Так, на сегодняшний день в музыкально-педагогической науке нет научного определения понятия «исполнительская культура эстрадных певцов» и особенностей ее формирования.

Понятие «исполнительская культура» включает в себя различные качественные характеристики: прочную базу накопленных теоретических знаний и практических умений, глубокое понимание эстетических и психологических особенностей исполнительского процесса, осознание специфики инструмента и исполняемого на нем репертуара, а также культуру звука и техническое мастерство исполнителя, особенности трактовки музыкального произведения, возможности художественного воздействия на слушателя и т. д. Исходя из этого следует, что развитие исполнительской культуры вообще, в том числе и эстрадных певцов, должно происходить в тесной связи с развитием их личности, на основе системно-деятельного подхода к обучению.

Таким образом, исполнительская культура эстрадного певца отражает духовную культуру личности, характеризует уровень освоения музыкального искусства и проявляется в стремлении к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию в процессе творческой деятельности при наличии высокоразвитой рефлексии, вполне сформированного мировоззрения, владения определенной системой ценностей, активной жизненной позиции.

Исполнительская культура эстрадного певца заключается в синтезе драматического актера, танцора и вокалиста, исходя из этого стоит отметить, что данная триада требует пристального внимания со стороны всех участников художественно-педагогического процесса.

С позиций эстетики исполнительская культура как неотъемлемая часть музыкальной культуры тесно связана с понятием «художественный вкус». Являясь категорией эстетики, художественный вкус принадлежит к более широкой и емкой категории - эстетическому вкусу. Многие исследователи раскрывают явление художественного вкуса исключительно через понятие «эстетический вкус», тем самым подчеркивая его философско-познавательный смысл.

Нельзя не отметить еще одну сторону исполнительской культуры эстрадного вокалиста - развитие его эмоциональности на уроках вокала. У людей разных специальностей творческий процесс протекает по-разному, хотя всегда присутствуют и общие моменты. Искусство певца действенно и впечатляет только тогда, когда ясна идея, понятен замысел и когда он воплощен в яркой эмоциональной и технически совершенной художественной форме. Таким образом, певец всегда должен сочетать в своем исполнении рациональное и эмоциональное начало, мысль и эмоцию. Д. Дидро в «Парадоксе об актере» так говорил об этом: «Актер, обладающий только разумом и

способностью суждения, холоден; тот, который обладает только воодушевлением и чувствительностью, - безумец. Только некое согласование здравого смысла с пылкостью делает человека прекрасным» [1].

Как видим, для того чтобы певец в совершенстве овладел исполнительским мастерством, кроме вокально-технической стороны, необходимо развивать как рациональную, так и эмоциональную сферу его личности. Учащихся необходимо побуждать к постоянному накоплению вокального материала для творчества и регулярности труда в этой области. Исполнительская культура эстрадного певца зависит от развития наблюдательности, памяти, интеллектуальных способностей, богатства эмоциональных переживаний, чтения книг, знания искусства, живописи и многого другого. Творческая фантазия не есть фантазирование вообще. Работа воображения в процессе творчества направляется сознанием, которое в свою очередь действует согласно эстетическим взглядам художника, его мировоззрению. Когда певец знакомится с произведением, с содержанием художественного образа, у него еще нет ясного исполнительского замысла, идеи, плана: вначале замысел возникает в очень общем виде на основе предыдущего опыта и в соответствии со своими эстетическими взглядами. Затем первоначальный замысел перерабатывается сознанием, изменяется, дополняется различными наблюдениями, деталями и догадками, углубленным вхождением в материал. Наступает аналитический период работы над образом, пока, наконец, он не принимает законченный вид.

Основой вокальной культуры является духовное (церковное), народное, эстрадное и оперное пение. В эстрадном искусстве существует много жанровых направлений, которые базируются на синтезе ряда искусств, таких как актерское мастерство, вокал, сценическая речь, помогающие всякий раз по-разному раскрыть художественный образ исполняемого произведения на сцене перед любой аудиторией. Исполнительская культура певца будет проявляться в соответствии со средствами воплощения художественного образа, его содержанием и жанровым стилем.

Изучение истоков, становления и развития русской академической вокальной школы дает право утверждать, что базовые ее теоретические постулаты являются основой методики обучения и эстрадному пению на пути решения проблем формирования исполнительской культуры эстрадного певца.

Этапы развития эстрадного вокального искусства связаны с именами выдающихся музыкантов, привносящих своим творчеством что-то новое в стилистику композиций и исполнительскую манеру певцов.

Эстрадное вокальное искусство исторически развивалось параллельно по трем направлениям: фольклорному, духовному и светскому (развлекательному).

В процессе своего развития эти направления неизбежно испытывали влияние друг на друга. Их взаимопроникновение породило множество стилевых разновидностей, бытующих на современной эстраде.

Можно выделить как основные стилевые черты исполнения вокальной эстрадной музыки: импровизацион-

ность, своеобразие ритма, пение на русском и иностранном языках; повышенная экспрессивность и эмоциональная выразительность; ясная и осмысленная подача слова за счет естественности артикуляции в речевой манере; пение с микрофоном; пение в сочетании с танцевальными движениями; виртуозное владение голосом, умение использовать различные звуковые эффекты (хрип, сип, рычание, крик, фальцет, произвольное управление певческим вибрато и голосовыми регистрами и пр.); полная раскрепощенность на сцене; зрелищность за счет световых эффектов, дымовых завес, фонтанов, необычных и даже порой экстравагантных туалетов, массовых танцевальных сцен, создающих фон для какой-либо «звезды».

Стилевые особенности вокальных композиций различных направлений связаны прежде всего с особенностями музыкального языка: синкопированного ритма остинато на фоне четкой метрической пульсации; своеобразие мелодии импровизационного характера; гармонии с преобладанием септаккордов всех ступеней лада и модуляциями чаще всего в тональность II ступени и пр.

В процессе развития стилевых направлений музыкальный язык постепенно усложнялся. Поэтому наиболее простыми с точки зрения вокальной техники следует считать ранние композиции: народные песни, романсы, архаичный народный блюз, а более сложными - нью-орлеанский джаз, свинг, мейнстрим, би-боп, ритм-энд-блюз, соул, рок-н-ролл, биг-бит, поп-музыка, мюзикл и т. д.

Такая иерархия стилевых направлений в эстрадном вокальном искусстве и определяет последовательность их освоения в процессе обучения.

Знание вокальных произведений различных стилей и владение соответствующими им техническими приемами является непременным условием формирования исполнительской культуры учащихся.

Рабочие инструменты эстрадного певца - это его психофизиологические данные: тело; пластика; моторика; голосовые данные (дикция, связки, дыхательный аппарат и пр.); музыкальный слух; чувство ритма; эмоциональность; наблюдательность; память; воображение; эрудиция; скорость реакции и т. д. Соответственно, каждое из этих качеств нуждается в развитии и постоянном тренинге - только это позволяет исполнителю находиться в рабочей форме.

Таким образом, следует отметить, что артистичность также является обязательным компонентом профессиональной культуры музыканта. Ее изучение, знания, умения и навыки тоже необходимы и жизненно важны для формирования исполнительской культуры эстрадного певца.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Исполнительская культура эстрадного певца как высшая форма его профессиональной деятельности - это интегративное свойство личности, структурными компонентами которого являются:

• владение различными видами сценического воплощения художественного образа исполняемого произведения (вокальной техникой, хореографией, актерским мастерством);

• знание вокальной музыки и стилевых особенностей различных направлений в эстрадном вокальном искусстве, умение анализировать художественные достоинства музыки и оценивать качество исполнения;

• потребность к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию в вокально-технической и художественно-исполнительской деятельности;

• художественный вкус, проявляющийся в выборе высокохудожественного репертуара, творческой интерпретации и сценическом воплощении художественного образа исполняемых произведений;

• эмоциональное и рациональное развитие личности;

• свободное общение с аудиторией слушателей и многое другое.

2. Формирование исполнительской культуры эстрадного певца будет зависеть от того, какую музыку он слушает, так как это влияет на эстетическое воспитание личности и формирование его музыкального вкуса.

3. Фундаментальное решение проблемы формирования исполнительской культуры вокалиста должно способствовать гармоничному развитию личности, способной в дальнейшем адекватно ориентироваться в современном быстро меняющемся мире.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дидро Д. Парадокс об актере. М.; Пг.: Госиздат, 1922.

2. Абдулин Э. Б., Николаева Е. В. Теория музыкального образования. М., 2004.

3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 2001.

4. Аверинцев С. С. Попытки объясниться. Беседы о культуре. М.: Правда, 1988. 45 с.

5. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1986.

6. Григорев В. Ю. Исполнитель и эстрада. М., 2006.

7. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М., 2006.

8. Кадцын Л. М. Массовое музыкальное искусство XX столетия. Екатеринбург, 2006.

9. Лемишев С. Я. Путь к искусству. М., 1974.

10. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 т. М.: Прогресс. Культура, 1993.

11. Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества: учеб. пособие для вузов. М., 2006.

12. Покровский Б. Что, для чего и как? М., 2002.

13. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1994.

14. Стулова Г. П. Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта // Cб. науч. тр. каф. пения и хорового дирижирования МПГУ. Вып. 4. Саранск: тип. «Полиграф», 2009. 160 с.

15. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. 355 с.

16. Цыпин Г. М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. М., 1988. 180 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.