УДК 347: 342
Секаева Т. М. студент магистратуры кафедры
государственно-правовых дисциплин Байкальского государственного университета
Иркутск, Россия ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО КАК ФОРМА
АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ Аннотация. Проводится исследование административной деятельности Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации в сфере исполнительного производства, рассматривается характеристика исполнительного производства. Раскрывается дисциплинарное производство, производство по жалобе, производство по делам об административных правонарушениях.
Ключевые слова: исполнительное производство, административная деятельность, Федеральная служба судебных приставов, судебный пристав-исполнитель.
Sekaeva T. M.
Master student of the department of state and legal disciplines Baikal State University
Irkutsk, Russia ENFORCEMENT PROCEEDINGS AS A FORM OF ADMINISTRATIVE ACTIVITY OF THE FEDERAL COURT BAILIFF
SERVICE
Abstract. A study of the administrative activities of the Federal Bailiff Service of the Russian Federation in the field of executive production is being conducted, the characteristics of the enforcement proceedings are considered. Disclose disciplinary proceedings, the production of the complaint, the proceedings on administrative offenses.
Keywords, enforcement proceedings, administrative activity, Federal Court Bailiff Service, bailiff.
Федеральная служба судебных приставов России представляет собой федеральный орган исполнительной власти, который наделен функциями по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительными функциями и функциями по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.
Верной и обоснованной представляется позиция исследователя А. А. Андреева, который подчеркивает, что гарантированное положениями статьи 46 основного закона отечественного государства - Конституции РФ [1] -право каждого на судебную защиту может быть реализовано в
окончательном виде только в том случае, когда субъект данного права при обращении в компетентную инстанцию с целью защиты его нарушенного либо оспоренного права, реально получил присужденное им юрисдикционным органом [2].
Безусловно, действенность, реальность и эффективность судебной защиты, обеспечиваемой государством, а также авторитет власти последнего находятся в прямой зависимости не только от качества судебных решений, но от быстроты, потенциальной возможности и реальности их исполнения. Обеспечение надлежащего исполнения судебных решений следует рассматривать в качестве одного из наиболее важных условий максимально успешного функционирования всей отечественной судебной системы.
Реальное исполнение судебных решение гарантирует и обеспечивает реализацию прав и интересов физических и юридических лиц, благосостояние общества, ход экономических реформ и, наконец, уверенность граждан в дееспособности государства, призванного защищать свое население [3, с. 726].
Неисполнение судебных решений, также как и решение иных юрисдикционных органов и должностных лиц во многом обесценивает и делает их деятельность бессмысленной, поскольку невозможность реального исполнения решения определенного государственного органа.
Исполнительное производство в современном отечественном государстве представляет собой одно из наиболее дискуссионных и неоднозначных, однако, безусловно, важных и необходимых правовых явлений современности. Часто меняющееся законодательство, нестабильная судебная практика, неоднозначные позиции Европейского суда по правам человека оказывают нежелательное воздействие на процедуру исполнения исполнительных документов [4,с. 656].
Анализ положений Федерального закона «Об исполнительном производстве» [5] позволяет сделать вывод о том, что исполнительное производство в РФ следует рассматривать в качестве деятельности уполномоченных государственных органов и должностных лиц, направленной на соблюдение условий и обеспечение порядка принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
ФССП России представляет собой субъект административного процесса, административно-процессуальная деятельность которого осуществляется по следующим направлениям:
1. Дисциплинарное производство;
2. Производство по жалобе;
3. Производство по делам об административных правонарушениях;
4. Административная деятельность в сфере исполнительного производства [6, с. 159].
По итогам 2018 года количество работников ФССП России, в отношении которых на основании проведенных служебных проверок были возбуждены уголовные дела, снизилось на 8,3 % (с 266 до 245), количество уголовных дел - на 14,7 % (с 300 до 257). Также, например, наблюдается
тенденция сокращения количества работников, в отношении которых возбуждены уголовные дела по статье 160 Уголовного кодекса РФ [7] (присвоение либо растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному) - на 66,7 % (с 57 до 19), по статье 292 (служебный подлог) - на 17,6 % (с 34 до 28).
Производство по жалобам как административная деятельность органов ФССП России также отличается достаточно высокими количественными показателями. Так, по результатам 2018 года, количество жалоб, поданных в порядке подчиненности должностным лицам органов ФССП России, уполномоченных на рассмотрение таковых составило 303 891 жалобу, из которых 35 264 жалобы были признаны обоснованными, а в отношении 193 590 жалоб было принято решение об отказе в их удовлетворении. Количество заявлений и ходатайств, поданных должностным лицам органов ФССП России, уполномоченных на рассмотрение таковых, по результатам 2018 года составило 1 059 966; из которых 485 384 заявления и ходатайства были признаны обоснованными, а в отношении 519 188 заявлений и ходатайств было принято решение об отказе в удовлетворении таковых [8]-
Также, достаточно весомую долю в общем объеме административно-юрисдикционной деятельности, осуществляемой органами ФССП России, составляет производство по делам об административных правонарушениях.
Так, по результатам 2018 года должностными лицами ФССП России возбуждено было 116,9 тысячи дел об административных правонарушениях в отношении должников, не уплачивающих средства на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных родителей, более 113 тысяч дел - за неуплату в установленный срок административного штрафа. Всего к административной ответственности за совершение правонарушений, посягающих на права граждан, институты государственной власти и порядок управления, привлечено 587,3 тысяч лиц [9].
Как отмечает исследователь В. Б. Орлов, административная деятельность ФССП России в сфере исполнительного производства наделена следующими характерными чертами и признаками:
1. группа общих признаков, характеризующих административную деятельность органов ФССП России в сфере исполнительного производства: деятельность осуществляется органами исполнительной власти; анализируемая административная деятельность направлена на исполнение положений действующего законодательства РФ в рамках реализации стоящих перед органом ФССП России задач; в процессе осуществления данной административной деятельности используются и применяются административно-правовые способы и средства; данная деятельность осуществляется в предусмотренных и определенных законодателем в административно-правовых формах;
2. Группа функциональных признаков административной деятельности органов ФССП России в сфере исполнительного производства, обусловленные функциями административно-исполнительного процесса;
3. Группа специальных признаков административной деятельности органов ФССП России в сфере исполнительного производства [10, с. 167] .
Примечательным является то обстоятельство, что административная деятельность органов ФССП России в сфере исполнительного производства имеет достаточно большое значение для отечественного государства и общества. Результаты работы органов ФССП России в сфере исполнительного производства позволяют отметить тенденцию роста количества поступающих исполнительных документов, однако анализ качественных показателей документов, поступающих в органы ФССП России с целью последующего обеспечения их исполнения, позволяет сделать вывод о некоторых структурных изменениях.
Так, в сравнении с 2017 годом на 3,5 млн. (на 15,5 %) возросло количество судебных актов, поступивших на исполнение, в том числе на 1,2 млн. (37,8 %) - о взыскании задолженности по кредитам. Количество поступивших постановлений уполномоченных органов, напротив, уменьшилось на млн. (на 9,2 %). Всего на исполнении в 2018 году в органах ФССП России находилось 87 млн. исполнительных производств, что на 2,5 млн. превысило аналогичный показатель 2017 года. Из них более 46 млн. (53 %) составили акты несудебных органов и должностных лиц [9].
Следует отметить, что вопросам принудительного исполнения судебных актов, а также актов иных органов и должностных лиц традиционно уделяется повышенное общественное внимание. Не в последнюю очередь указанный факт объясняется осознанием подлинной роли исполнительного производства в механизме защиты прав, законных интересов граждан и организаций. Осуществляемая в этой сфере административная деятельность ФССП России затрагивает интересы многих, поскольку непосредственно вытекает из правоохранительной функции государства, обеспечивая реальное действие правовых норм на всей территории РФ.
На основании вышеизложенного, следует сделать вывод о том, что административная деятельность органов ФССП России представлена такими направлениями, как дисциплинарное производство; производство по жалобе; производство по делам об административных правонарушениях; административная деятельность в сфере исполнительного производства.
Следует отметить, что административная деятельность в сфере исполнительного производства, осуществляемая органами ФССП России представляет собой деятельность, направленную на соблюдение условий, а также обеспечение порядка принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Несмотря на важность и необходимость абсолютно всех направлений административной деятельности органов ФССП России, именно исполнительное производство, осуществляемое ее органами и должностными лицами, следует рассматривать и расценивать в качестве определенной гарантии реальной и эффективной деятельности отечественной судебной системы, а также реальности правосудия и деятельности иных государственных органов и должностных лиц, осуществляемой посредством издания обязательных к исполнению актов и решений.
Использованные источники:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с изм. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ; от 05.02.2014 №2-ФКЗ; от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 439.
2. Андреев А.А. Исполнительное производство. Административно -процессуальное право / А.А. Андреев. - Москва, 2013 [Электронный ресурс].
- URL: http://be5.biz/pravo/a006/11.html (дата обращения 05.04.2019).
3. Бессонова Е.Ю. Правосудие как деятельность судов, направленная на обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации / Е.Ю. Бессонова // Молодой ученый. - 2015. - № 23. - С. 725-727.
4. Рассохина А.А. Некоторые проблемы исполнительного производства в Российской Федерации / А.А. Рассохина, А.А. Проданова // Молодой ученый.
- 2016. -№ 21. - С. 656-658.
5. Об исполнительном производстве: ФЗ от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ (в ред. от 06.03.2019) // Российская газета. - 2007. - № 223.
6. Бакурова Н.Н. О некоторых аспектах административно-юрисдикционной деятельности Федеральной службы судебных приставов / Н.Н. Бакурова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. - 2015. - № 8. - С. 159-163.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 01.04.2019) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
8. О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями об организации работы по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц федеральной службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности: письмо ФССП России от 25.05.2018 г. № 00153/18/65008-ИС // Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»
9. Организационно-контрольное управление ФССП России. Итоговый доклад о результатах деятельности Федеральной службы судебных приставов в 2018 году. ФССП России. Официальный сайт [Электронный ресурс]. -URL:https://fssprus.ru/files/fssp/db/files/02019/itogovyj_doklad_za_2018_god_20 193181711.pdf (дата обращения 02.04.2019).
10. Орлов В.Б. Административно-исполнительная деятельность Федеральной службы судебных приставов / В.Б. Орлов // Вестник Московского университета МВД России. - 2014. - № 5. - С. 164-168.