ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Исполнительная власть Кыргызстана на региональном уровне
Токтогулов А. А.
Токтогулов Алмаз Асылбекович / Toktogulov Almaz Asylbekovich - кандидат юридических наук,
доцент, заведующий отделом, отдел права,
Институт философии и политико-правовых исследований,
Национальная академия наук, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассмотрены конституционно-правовые основы организации исполнительной власти в Кыргызстане на местном уровне, особенности взаимоотношений Правительства и органов местной государственной администрации, а также правовая основа деятельности Полномочного представителя Правительства в регионах.
Ключевые слова: исполнительная власть, местные государственные
администрации, Полномочный представитель Правительства, взаимоотношения центральной исполнительной власти и исполнительной власти местного уровня.
Важным звеном системы исполнительной власти являются местные государственные администрации, осуществляющие власть на местах, подотчетные Правительству и Полномочному представителю Правительства в области. Формирование системы органов исполнительной власти на местном уровне происходит в соответствии с конституционными положениями, а также нормативными актами, определяющими их правовой статус.
Конституция Кыргызской Республики содержит лишь самые общие нормы о местных государственных администрациях, в частности, она устанавливает, что «местные государственные администрации действуют на основе Конституции, законов, нормативных правовых актов Правительства, решения местной государственной администрации, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения на соответствующей территории» (ст. 92 Конституции Кыргызской Республики 2010 года) [1].
Положения о местной государственной администрации конкретизированы в Законе Кыргызской Республики «О местной государственной администрации» в редакции Закона от 10 августа 2012 года [3].
Местные государственные администрации вместе с Правительством и другими центральными органами составляют исполнительную вертикаль, органы местной государственной администрации разных уровней находятся в иерархической зависимости друг от друга, их полномочия четко разграничены. Они обеспечивают согласованную деятельность территориальных подразделений министерств, государственных комитетов и административных ведомств.
В Законе «О Правительстве Кыргызской Республики» определены взаимоотношения Правительства с органами местного самоуправления.
Правительство руководит деятельностью органов местного самоуправления по делегированным им государственным полномочиям, а также оказывает им содействие в реализации своих функций в соответствии с законодательством о местном самоуправлении. Органы местного самоуправления вправе обращаться в
Правительство по вопросам местного значения. Местные государственные администрации различных территориальных уровней работают в тесном контакте с представительными органами местного самоуправления - соответствующими кенешами.
141
Правительство в пределах территориальной единицы (области) представляет Полномочный представитель Правительства (ст. 28 Закона «О Правительстве Кыргызской Республики»), который обеспечивает реализацию полномочий правительства и эффективную деятельность государственной власти на местах и контроль.
Правовую основу деятельности Полномочного представителя составляют Конституция Кыргызской Республики, Конституционный закон Кыргызской Республики «О Правительстве», иные законы Кыргызской Республики, указы и распоряжения Президента Кыргызской Республики, постановления Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, постановления и распоряжения Правительства, вступившие в силу международные договоры и соглашения и «Положение о Полномочном представителе Правительства Кыргызской Республики в области», утвержденном 17 июля 2012 г. [6].
Полномочный представитель Правительства является государственным служащим, назначается и освобождается Премьер-министром, подчиняется и подотчетен непосредственно ему.
Полномочный представитель Правительства в области имеет до двух заместителей, назначение которых на должность и их освобождение от должности осуществляет Премьер-министр, который также применяет к ним меры поощрения и взыскания по представлению Полномочного представителя Правительства. В распоряжении Полномочного представителя Правительства имеется аппарат сотрудников, штат которых утверждается Премьер-министром. Аппарат Полномочного представителя Правительства осуществляет координацию, мониторинг и контроль за деятельностью органов исполнительной власти в области [6].
Полномочный представитель Правительства осуществляет реализацию государственной политики в области, координирует и контролирует деятельность местных государственных администраций, и правоохранительных органов, издает приказы и распоряжения на основе и для исполнения постановлений и распоряжений Правительства, Премьер-министра. Полномочный представитель Правительства в области может участвовать в заседаниях Правительства, представлять соответствующую территорию в отношениях с вышестоящими государственными органами. Полномочный представитель Правительства также организует взаимодействие государственных органов власти с органами местного самоуправления, разрабатывает совместно с ними программы социальноэкономического развития территории в пределах области, согласовывает кандидатуры для назначения на должность государственных служащих, осуществляемого Премьер -министром, проекты решений органов государственной власти, затрагивающие интересы области.
Полномочный представитель Правительства вручает в области по поручению Премьер-министра правительственные награды, объявляет благодарности Премьер-министра. Он также организует по поручению Премьер-министра проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между районами, вносит Премьер-министру предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти, находящихся в пределах области в случае их противоречия Конституции и законов Кыргызской Республики, взаимодействует с Прокуратурой при проверке в области исполнения законов, постановлений и распоряжений Правительства и Премьер-министра, а также осуществляет иные полномочия, делегированные Премьер-министром [6].
Полномочный представитель подписывает служебную документацию в пределах своей компетенции, издает указы и распоряжения на основе и во исполнение решений Правительства и Премьер-министра Кыргызской Республики, распоряжается финансовыми средствами в пределах утвержденной сметы расходов, ведет работу по защите прав граждан, работу с жалобами и обращениями граждан.
142
Таким образом, в результате многих законодательных изменений и реорганизаций к настоящему времени в Кыргызской Республике сложилась довольно четкая вертикаль исполнительной ветви государственной власти, определены на всех уровнях ее задачи, структура, функции, полномочия, взаимоотношения ветвей власти друг с другом. В действующей Конституции Кыргызской республики оптимально решен вопрос о соотношении государственной власти и местного самоуправления, что дает возможность продолжить реформу местного самоуправления в сторону дальнейшей децентрализации государственной власти.
Литература
1. Конституция Кыргызской Республики от 27 июня 2010 года.
2. Закон «О Правительстве Кыргызской Республики» от 18 июня 2012 года // Нормативные акты Кыргызской Республики. - 2012. - 9 июля. - С. 5-20.
3. Закон Кыргызской Республики «О местной государственной администрации» (в ред. законов КР от 25 ноября 2011 г. - 10 авг. 2012 г.) [Текст] // Нормативные акты Кыргызской Республики. - 2012. - №39. - С. 4-10
4. Закон Кыргызской Республики «О внесении дополнений и изменений в Закон Кыргызской Республики «О местной государственной администрации». 19 июня 2012 г. [Текст] // Нормативные акты Кыргызской Республики. - 2012. - № 27. - С. 6.
5. Закон Кыргызской Республики «О местном самоуправлении»: (в ред. Законов КР от 30 нояб. 2011 г. - 10 авг. 2012 г.) [Текст] // Нормативные акты Кыргызской республики. - 2012. - №39. - С. 10-32.
6. Положение о Полномочном представителе Правительства Кыргызской Республики в области», утвержденном 17 июля 2012 г.
7. Дуйсенов Э.Э. Реформа местного самоуправления в Кыргызстане (правовое регулирование) [Текст]. - Ош., 2003. - 146с.
Структура власти в кыргызском обществе во 2-й половине ХТХ века Токтогулов А. А.
Токтогулов Алмаз Асылбекович / Toktogulov Almaz Asylbekovich - кандидат юридических наук,
доцент, заведующий отделом, отдел права,
Институт философии и политико-правовых исследований,
Национальная академия наук, г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: в статье рассмотрено формирование властных отношений в
Кыргызстане во второй половине Х1Х века, связанные с вхождением в состав России. Ключевые слова: власть, манапы, бии, обычное право, присоединение Кыргызстана в состав России.
Характер и формы власти в истории кыргызского народа определялись кочевым образом жизни кыргызов и соответствующими данному образу жизни формами хозяйствования. Так, казахский ученый Т.С. Жумаганбетов писал, что общественная жизнь кочевых народов определялась патронимией - формой регулирования общественных отношений в социуме по признакам генеалогической близости и на патриархальных принципах отношений в семье, на основе семейно -родовых связей [5, с. 24].
143