Научная статья на тему 'Испания: национальная антикризисная программа и опыт модернизации экономики'

Испания: национальная антикризисная программа и опыт модернизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
622
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / INTERNATIONAL FINANCIAL AND ECONOMIC CRISIS / ИСПАНИЯ / SPAIN / "ПЕРЕГРЕВ" РЫНКА НЕДВИЖИМОСТИ / OVERHEATING OF REAL ESTATE MARKET / РЕЦЕССИЯ / RECESSION / ПЛАН ПО СТИМУЛИРОВАНИЮ ЭКОНОМИКИ И ЗАНЯТОСТИ / SPANISH ECONOMY AND EMPLOYMENT STIMULATION PLAN / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / ANTI-CRISIS MEASURES / СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / STRATEGY OF SUSTAINABLE ECONOMIC GROWTH / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ECONOMIC MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидоренко Татьяна Викторовна

Цель статьи проанализировать основные антикризисные меры, предпринятые испанским правительством для смягчения негативных последствий современного мирового финансово-экономического кризиса для экономики страны. Особое внимание уделяется рассмотрению мер по модернизации национальной экономики, призванных вывести экономику этой страны на инновационные рельсы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spain: Anti-crisis program and modernization of the national economy

The purpose of the article is to analyze the main anti-crisis measures taken by the Spanish Government to soften the negative consequences of the current world financial crisis on the economy of the country. Particular attention is paid to the investigation of measures that are being used to modernize the national economy and are aimed at bringing the economy of this country to the innovative path of development.

Текст научной работы на тему «Испания: национальная антикризисная программа и опыт модернизации экономики»

Т.В. Сидоренко

ИСПАНИЯ: НАЦИОНАЛЬНАЯ АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА И ОПЫТ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Цель статьи - проанализировать основные антикризисные меры, предпринятые испанским правительством для смягчения негативных последствий современного мирового финансово-экономического кризиса для экономики страны. Особое внимание уделяется рассмотрению мер по модернизации национальной экономики, призванных вывести экономику этой страны на инновационные рельсы развития.

Ключевые слова: мировой финансово-экономический кризис, Испания, «перегрев» рынка недвижимости, рецессия, План по стимулированию экономики и занятости, антикризисные меры, стратегия устойчивого экономического роста, модернизация экономики.

Мировой финансово-экономический кризис, затронувший в большей или меньшей степени экономику большинства стран мира, не обошел стороной и Испанию, страну, вступившую на путь демократических преобразований во второй половине 70-х годов прошлого столетия и с середины 1990-х годов испытывавшую самый продолжительный в своей истории период экономического подъема.

Одной из важнейших причин рецессии в Испании стало гипертрофированное развитие строительной отрасли и как следствие кризис на национальном рынке недвижимости. «Перегрев» рынка недвижимости вызвал начало с середины 2006 г. процесса приведения в равновесие спроса и предложения на рынке жилья, что выразилось в сокращении нового строительства и как следствие в массовых увольнениях в отрасли.

Мировой финансовый кризис, начавшийся летом 2007 г. и усилившийся в сентябре 2008 г., значительно ухудшил условия,

© Сидоренко Т.В., 2011

в которых протекал начатый ранее процесс урегулирования соотношения между спросом и предложением на испанском рынке недвижимости и тем самым стал второй важнейшей причиной рецессии испанской экономики. Дело в том, что парализованность международных финансовых рынков значительно сократила возможности испанских банков, которые к этому моменту сильно зависели от внешних источников финансирования в сфере кредитования. В результате в Испании произошло уменьшение объемов кредитования, повышение процентных ставок, а также ужесточение других условий предоставления кредитов.

Такие факторы как незавершенность процесса урегулирования спроса и предложения на рынке недвижимости, большая доля сектора строительства в ВВП, огромные размеры безработицы и, как следствие, падение покупательной способности населения, а также значительно возросший дефицит государственного бюджета являются основными причинами продолжения спада национальной экономики.

Первые антикризисные меры испанское правительство одобрило весной 2008 г. Затем по мере усиления негативного воздействия мирового финансово-экономического кризиса и начавшейся в мире рецессии правительство страны было вынуждено наращивать данные меры. Результатом явилось принятие в ноябре 2008 г. Плана по стимулированию экономики и занятости, известного как План Е, который обобщил все принятые ранее меры и ввел новые. Важно подчеркнуть, что данный План явился первым в Европе комплексным планом по борьбе с кризисом и самой существенной антикризисной программой в истории страны. Он состоял из четырех основных разделов, а именно мер по поддержке семей и предприятий, прежде всего малого бизнеса, мер по стимулированию занятости, мер по поддержке финансового сектора и мероприятий по модернизации национальной экономики. В целом он содержал более 100 различных антикризисных мер. Первые три группы мер, предусмотренные в Плане Е, представляют собой набор стандартных мер по смягчению последствий кризиса для экономики страны.

Что касается мер по поддержке семей, то они направлены на повышение платежеспособного спроса населения. Среди них можно выделить следующие меры.

- вычет 400 евро из подоходного налога с физических лиц. По подсчетам Ассоциации сберегательных касс Испании эта мера распространяется на более чем 12 млн. налогоплательщиков, что составляет 66,7% от общего их числа, и позволит им сэкономить 4,5 млрд евро. Хотя по оценке правительства страны, данная мера должна была стоить государству 6 млрд евро1;

- с 2009 г. упраздняется налог на собственность, что позволит сэкономить 1,8 млрд евро2;

- налоговые льготы и льготное продление сроков ипотечных кредитов.

Меры по поддержке предприятий в основном ориентированы на увеличение помощи малым и средним предприятиям. Ориентация на малый и средний бизнес обусловлена преобладанием данного вида предприятий в испанской экономике. Так, по данным Министерства промышленности, туризма и торговли Испании, в 2008 г. 99,86% национальных предприятий относилось к данной категории предприятий. При этом 51,3% предприятий это те, которые не используют наемных работников3. Как известно, именно малые и средние предприятия сталкиваются с наибольшими трудностями при получении кредитов. Кроме того, они располагают ограниченным доступом к рынкам капитала. В связи с этим государственные программы кредитования и гарантии крайне важны для направления кредитов в этот сектор.

Важную роль в кредитовании малого бизнеса должен сыграть Институт государственного кредитования, являющийся финансовым агентством государства. В 2009 г. данное учреждение расширило кредитную линию на поддержку малого бизнеса с 7 до 10 млрд евро, ввело мораторий сроком на один год на погашение основной суммы ссуд, предоставляемых по названной линии, и открыло новую линию на 10 млрд евро для финансирования потребностей в оборотном капитале. При этом 5 млрд евро составят кредиты самого института. По данным на 31 декабря 2009 г., на поддержку малого бизнеса институт направил 5,2 млрд евро, а финансирование по линии финансирования потребностей в оборотном капитале составило 8,5 млрд евро4.

Среди мер по поддержке занятости, ставшей одной из приоритетных задач в условиях увеличения безработицы, необходимо выделить создание Государственного фонда региональных инвестиций и Государственного фонда по стимулированию экономики и занятости. Благодаря инвестициям, осуществленным первым из вышеназванных фондов, в 2009 г. было создано более 400 тыс. новых рабочих мест в провинции. Средства, аккумулированные во втором фонде, позволили создать еще 100 тыс. новых рабочих мест. По оценкам испанского правительства, без государственного стимулирования занятости через данные фонды уровень безработицы в Испании в 2009 г. был бы на 2% выше существующего5.

Принимая во внимание стабильное положение национальных кредитных учреждений, правительство Испании только осенью 2008 г. стало предпринимать шаги по смягчению воздействия кри-

зиса на кредитные институты. Важно подчеркнуть, что данные меры носили превентивный характер. Среди этих мер необходимо выделить следующие:

- повышение лимита по страхованию с 20 тыс. до 100 тыс. евро;

- учреждение Фонда для приобретения финансовых активов на сумму в 30 млрд евро с возможностью ее расширения до 50 млрд евро для преодоления нехватки средств на межбанковском рынке;

- предоставление правительственных авалей на сумму до 100 млрд евро в качестве гарантии эмиссии векселей и облигаций на срок от 3 месяцев до 5 лет на официальных рынках6.

Посетившая Испанию в декабре 2008 г. делегация МВФ отметила, что реакция испанского правительства на кризис была более действенной и быстрой, чем у партнеров по Евросоюзу, а банковская система благодаря качественному регулированию оказалась надежнее, чем в других странах. Дело в том, что испанские банки практически не имели на своем балансе «токсических» ценных бумаг, управление активами и капиталом осуществлялось на рыночных принципах и не потребовало государственного вмешательства. Ни один из банков не оказался бан-кротом7.

В июне 2009 г. в Испании был учрежден Фонд по реструктуризации банковского сектора, основной функцией которого должно стать гарантирование стабильности финансовой системы страны. Использование средств данного фонда возможно только в тех случаях, когда не будут найдены другие варианты решения. Размеры данного фонда составят 9 млрд евро, из которых 2,25 млрд евро составят средства фондов по гарантированию депозитов и остальные средства составят излишки Фонда для приобретения финансовых активов8.

Что касается мер Плана Е по модернизации испанской экономики, то они предусматривают осуществление структурных реформ в сфере услуг, транспорта, энергетики и телекоммуникаций, а также мер по улучшению качества человеческого капитала и стимулированию НИОКР в стране. Стратегической целью данных реформ является создание в стране более современной промышленной системы, увеличение потенциала роста национальной экономики, увеличение производительности труда и повышение конкурентоспособности испанских предприятий. Важно подчеркнуть, что данные меры полностью совпадают с мероприятиями, предусмотренными Национальной программой реформ, принятой в 2005 г. как ответ на вновь запущенную Европейским советом весной 2005 г. Лиссабонскую стратегию.

Весьма серьезной проблемой испанской экономики, которая предопределяет ее отставание от ведущих промышленно развитых стран мира по качественным параметрам развития, является ее недостаточная конкурентоспособность. Это объясняется низким объемом инвестиционных затрат, направляемых в сферу НИОКР, отсутствием в стране научных и образовательных учреждений мирового уровня, а также отсутствием стимулов к инновациям, прежде всего у предприятий среднего и малого бизнеса. Так, согласно данным Национального института статистики Испании, в 2007 г. она направляла на НИОКР 1,27% ВВП. Только одна испанская компания - Telefónica - занимает 130 место среди 1 000 ведущих компаний мира по расходам на НИОКР

Другой острой проблемой испанской экономики является ее полная зависимость от импорта нефти и газа. Согласно официальным данным, в 2008 г. энергетическая зависимость Испании достигала 79,9%. При этом Испания полностью обеспечивает себя только атомной и гидроэнергией, а также энергией возобновляемых источников. Следствием явилось то, что в 2008 г. импорт энергоресурсов составил 20% испанского импорта, что является одной из важнейших причин существования значительного дефицита торгового баланса страны, который превышал 90 млрд евро. Данное положение ставит перед страной задачу диверсификации источников энергии и использования возобновляемых источников энергии.

В связи с этим важное место в стратегии модернизации национальной экономики занимают вопросы энергосбережения и использования возобновляемых источников энергии. Так, правительство планирует сократить потребление энергии на величину, равную 10% импорта нефти. С другой стороны, к 2020 г. ставится цель добиться того, чтобы 20% потребляемой в стране энергии производилось за счет возобновляемых источников.

Согласно Докладу о состоянии государственных финансов, представленному Европейской Комиссией в июне 2009 г., Испания является страной ЕС, которая предприняла наиболее значительные меры в сфере финансов для преодоления последствий мирового финансового кризиса. В период с 2009 по 2010 г. страна израсходует на эти цели 2,3% ВВП (средний показатель по ЕС-27 составит 1,1%)9. В результате дефицит госбюджета в 2009 г. возрос до 11,4% ВВП, государственный долг составил 54,3% ВВП10. Данное обстоятельство является результатом понижения налогового бремени в стране в целях увеличения потребительского спроса, выплат пособий по безработице, а также осуществления дорогостоящих антикризисных мер. Важно подчеркнуть, что Испания всегда строго соблюдала критерии конвергенции, предусмотрен-

ные Маастрихстским договором, и в 2007 г. она имела профицит госбюджета. В 2008 г. дефицит государственного бюджета составлял 4,1 %11.

Осенью 2009 г. Европейская Комиссия по просьбе Испании удлинила на один год до 2013 г. срок, в течение которого страна должна сделать все возможное для снижения дефицита государственного бюджета до 3% ВВП. Однако ценой за отсрочку должно стать сокращение государственных расходов, осуществление реформ системы здравоохранения и пенсионного обеспечения, а также наложение запрета на финансовое расточительство автономных сообществ и муниципалитетов.

В декабре 2009 г. правительство Испании представило стратегию устойчивого экономического роста, реализация которой рассчитана до 2020 г. Главная цель данной стратегии заключается в обновлении модели экономического роста национальной экономики. Основным элементом данной стратегии станет Закон об устойчивой экономике. Кроме того, предполагается проведение 20 реформ в социальной и экономической сферах. Для этого в течение 18 месяцев с начала 2010 г. будет принято множество различных законов. По существу это означает развитие идей Плана Е, направленных на модернизацию испанской экономики.

Центральное место в стратегии устойчивого экономического роста занимают вопросы, связанные с повышением конкурентоспособности экономики страны на базе инноваций, а также энергосбережения и повышения эффективности использования энергии и возрастания роли возобновляемых источников энергии. Особая роль в данной стратегии отводится вопросам качественного улучшения системы образования Испании, а также совершенствования законодательной базы в сфере трудовых отношений и уменьшение значения сектора строительства в экономическом росте страны.

Для претворения в жизнь разработанной правительством Испании стратегии было создано два фонда, общий размер ресурсов которых составит 25 млрд евро. Ресурсы государственного фонда по стимулированию занятости и местной устойчивости (5 млрд евро) будут направляться в муниципалитеты для финансирования проектов, которые должны способствовать развитию научных и технологических парков, внедрению информационных технологий, а также проектов по энергосбережению и развитию возобновляемых источников энергии.

Фонд для устойчивой экономики будет управляться Институтом государственного кредитования. Его размер достигнет 20 млрд евро, половина из которых составят ресурсы финансовых учреждений. Средства фонда в течение 2010 и 2011 гг. будут

направляться на проекты, способствующие развитию технологий и инноваций, энергосбережению, развитию биотехнологии, аэронавтики и авиакосмической промышленности, реализуемых частным сектором12.

Среди мер испанского правительства, принятых в начале 2010 г. в развитие стратегии устойчивого экономического роста, необходимо выделить следующие.

Во-первых, для улучшения состояния государственных финансов в конце января правительством страны была принята Программа фискальной консолидации. Основной целью данной программы является снижение к 2013 г. дефицита государственного бюджета до 3% ВВП. Для этого в течение трех лет государство должно сократить свои расходы на 50 млрд евро. Важно подчеркнуть, что сокращение не затронет такие статьи расходов, как выплаты пенсий, пособий по безработице, образование, а также НИОКР13. Кроме того, для увеличения государственных доходов было решено отменить такую важную меру по стимулированию роста доходов населения как вычет 400 евро из подоходного налога с физических лиц. Важно заметить, что правительство вынуждено было пойти на эту отмену, хотя она была одним их основных предвыборных обещаний ИСРП на выборах 2008 г.

Во-вторых, в конце января Совет министров одобрил проект пенсионной реформы. Основными положениями данной реформы стало предложение об увеличении возраста выхода на пенсию с 65 до 67 лет, а также увеличение количества лет с 15 до 25, принимаемых при расчете пенсии. Эти меры направлены на снижение нагрузки на государственный бюджет, а также продиктованы увеличением доли лиц старше 64 лет в структуре населения страны. Согласно прогнозам, доля этой категории населения в 2049 г. составит 32% населения Испании14.

В-третьих, в начале февраля председатель правительства страны представил предложения правительства по реформе рынка занятости, направленной на увеличение занятости в стране, в том числе среди молодежи. Данная реформа должна способствовать снижению государственных расходов на выплату пособий по безработице. Так, в 2009 г. выплаты по безработице из разных источников достигли 31,5 млрд евро, хотя еще в 2008 г. они составляли 21 млрд евро15. Одно из основных предложений правительства заключается в том, чтобы сократить временную занятость в стране путем ее удорожания и удешевления постоянной занятости.

Кроме того, учитывая крайне сложное положение на рынке труда, правительство Испании продлило на шесть месяцев действие программы по защите безработных. Данная программа заключается

в том, что безработные моложе 65 лет, которые лишились выплат по безработице, с 16 февраля по 15 августа 2010 г. будут получать из государственных источников 426 евро ежемесячно. По прогнозам правительства, эта выплата распространится на 243 тыс. человек, и ее стоимость составит 517,8 млн евро16.

Осуществление мер по модернизации национальной экономики в Испании может способствовать решению важнейшей проблемы испанской экономики, а именно проблемы отставания в сфере НИОКР и подготовки высококвалифицированных специалистов, без чего невозможен переход к инновационной экономике. Кроме того, они создадут стимулы для внедрения научных открытий в производство. Не менее важно для Испании решение задачи энергосбережения. Ведь экономика этой европейской страны полностью зависит от импорта нефти и газа. Тем самым кризис предоставил Испании возможность для создания необходимых условий для устойчивого экономического роста на основе повышения производительности труда, конкурентоспособности национальной экономики и внедрения инноваций.

Примечания

1 El País, 17 de septiembre de 2009. URL: http://www.elpais.com/economia/ ?d_date=

20090917 (дата обращения: 18.09.2009).

2 Medida: supresión del gravamen del impuesto sobre el patrimonio. Madrid: Ministerio

de Economía y Hacienda, 2009. P.3. URL: http://www.meh.es/Documentacion/ Publico/Tributos/Medidas%20tributarias%20del%20Plan%20E/Supresion%20IR pdf (дата обращения: 18.02.2010).

3 Retrato de las PYME 2009. Madrid: Dirección General de Fomento Empresarial, enero

2009. P. 7. URL: http://www.itpymes.es/descargar-whitepaper/ 1005573037803 (дата обращения: 26.01.2010).

4 Resultados. Plan E. Madrid: Gobierno de España, 2009. URL: http://www.plane.gob.es/

resultados/ (дата обращения: 28.01.2010).

5 Discurso del Presidente del Gobierno en la presentación del Informe Económico del

Presidente del Gobierno. Madrid: 10 de diciembre de 2009 URL: http://www.la-moncloa.es/Presidente/Intervenciones/Discursos/prdi20091210.htm (дата обращения: 15.01.2010).

6 Medidas financieras y presupuestarias. Madrid: Gobierno de España, 2009. URL:

http://www.plane.gob.es/eje/financieras-presupuestarias/ (дата обращения: 15.02.2010).

7 Spain: 2008 Article IV Consultation - Concluding Statement of the Mission. Madrid,

December 9, 2008. URL: http://www.imf.org/external/np/ms/2008/120908.htm (дата обращения: 13.02.2010).

8 Fondo de restructuración ordenada bancaria. Madrid: Gobierno de España, 2009.

URL: http://www.plane.gob.es/fondo-de-reestructuracion-ordenada-bancaria/ (дата обращения: 18.02.2010).

9 Public Finances in EMU 2009. European Comission, 2009. P. 14, 218.

10 Discurso del Presidente del Gobierno en el Pleno del Congreso de los Diputados para

informar sobre el Consejo Europeo de Bruselas y sobre las medidas ante la evolución de la situación económica y del empleo. Madrid: 17 de febrero de 2010. URL: http://www.lamoncloa.es/Presidente/Intervenciones/Sesionesparlamento/prsp20 100217.htm (дата обращения: 24.02.2010).

11 Eurostat Newsrelease. Euroindicators, 149/2009 - 22 October 2009. P. 5.

12 Estrategia para la Economía Sostenible. ( Síntesis). Madrid: 2 de diciembre de 2009.

P. 13.

13 El Gobierno aprueba medidas para reducir el déficit público y propone la reforma de

las pensiones. Madrid: Copnsejo de ministros, 29 de enero de 2009. URL: http:// www.la-moncloa.es/ActualidadHome/2009-2/290110-consejo.htm (дата обращения: 20.01.2010).

14 Notas de prensa. Madrid: Instituto Nacional de Estadística, 28 de enero de 2010. P. 3.

URL: http://www.ine.es/rss/rss.htm (дата обращения: 20.01.2010).

15 El Mundo, 4 de febrero de 2010. URL: http://www.elmundo.es/elmundo/hemerote-

ca/2010/02/04/t/economia.html (дата обращения: 15.02.2010).

16 El Gobierno prorroga el programa temporal de protección por desempleo e inserción.

Madrid: Consejo de ministros, 12 de febrero de 2010. URL: http://www.la-moncloa.es/ActualidadHome/2009-2/120212-consejo.htm (дата обращения: 15.02.2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.