Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2019. Т. 19, вып. 3
УДК [94:329.3] (55+569.1 )|20|
«Исламское пробуждение» и «Сирийская весна»
А. В. Баранов
Баранов Алексей Владимирович, кондидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, baranovav@mail.ru
В статье анализируются основные положения концепции «Исламское пробуждение», ставшей основой внешнеполитической доктрины Ирана в период «Арабской весны». Однако специфика развития событий 2011 г. в Сирии, получивших название «Сирийская весна», которые не вписывались в концепцию «Исламское пробуждение», побудило официальные власти Ирана «доработать» ее.
Ключевые слова: Ближний Восток, Иран, Сирия, «Исламское пробуждение», «Арабская весна», Али Хаменеи, Башар аль-Ассад.
«Islamic Awakening» and «Syrian Spring»
A. V. Baranov
Alexey V. Baranov, https://orcid.org/0000-0003-3351-9258, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, baranovav@mail.ru
The article analyzes the main provisions of the concept of «Islamic Awakening», which became the basis of the foreign policy doctrine of Iran in the period of «Arab spring». However, given the specifics of the development of events in 2011 in Syria, called the Syrian Spring, which did not fit into the concept of Islamic Awakening, the Iranian authorities were forced to "finalize" it.
Keywords: Middle East, Iran, Egypt, Islamic awakening, Arab Spring, Ali Khamenei, Bashar al-Assad.
DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2019-19-3-366-369
События 2011 г. в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки вызвали пристальный интерес в Иране, который расценил свержение режимов в Тунисе и Египте как начало кардинальных перемен на политической карте региона. Претендуя на роль региональной державы, Иран не мог не выступить с альтернативной концепцией и попытаться возглавить происходящие народные движения.
Первое официальное развернутое заявление по событиям в арабском мире в Иране было сделано аятоллой Али Хаменеи на пятничной проповеди в Тегеранском университете 4 февраля 2011 г.1, когда он заявил, что они являются эхом голоса иранского народа. Фактически в этой проповеди были сформулированы первые положения концепции «Исламское пробуждение», которые стали основой внешнеполитической идеи, объяснявшей и направлявшей действия
Исламской Республики в период так называемой «Арабской весны».
Говоря о событиях в Тунисе и Египте, где были свергнуты правители, десятилетиями узурпировавшие власть, аятолла Хаменеи характеризует эти движения как начало процесса народного освобождения от доминирования в регионе великих держав Запада - Америки и Европы. Именно страны Запада, начиная с колониальной эпохи, стремились сохранить контроль над стратегическим регионом мира, используя широкий спектр мер давления, направленных на недопущение складывания сильных региональных правительств. Запад проводит политику, направленную на сохранение политической раздробленности региона, поддерживая «национальные» движения. Он включил страны региона в мировую экономику, где их экономики должны стать потребителями западных товаров в обмен на поставки энергоресурсов. Страны Запада стремятся сохранить зависимость региона в сфере науки и культуры. Всё вместе поставило страны исламского мира в разряд отсталых государств. И чтобы сохранять страны региона в их нынешнем подчиненном состоянии, Запад будет и дальше насаждать в качестве местных правителей своих марионеток.
Падение режимов Зин аль-Абидина Бен Али в Тунисе и Хосни Мубарака в Египте, по мысли аятоллы Хаменеи, только начало «Пробуждения», которое «можно расценить как знак разочарования со стороны народа»2 сложившейся ситуацией в стране и регионе. Виной тому - политика Соединенных Штатов Америки. «Америка - вот корень всех проблем в мире ислама. Сегодня Америка является главной надменной и колониальной державой мира», уверен аятолла. «Присутствие Америки - это самая большая проблема, которая намного важнее всех остальных проблем мира ислама. И эта проблема должна быть решена. Необходимо сбросить Америку с пьедестала»3.
Ближневосточная политика Америки строится на том, чтобы народы региона и власти были разобщены. Такая политика создает пропасть между народом и правительствами. Однако активный выход на политическую арену народа превратил эту политику в неэффективный атрибут власти сверхдержав. «Если правительства поддержат законные требования народов, то ни Америка, ни какая другая великая держава не смогут им навязывать свою волю»4, - заявил аятолла Хаменеи.
© Баранов А. В., 2019
Л. В. Баранов. «Исламское пробуждение» и «Сирийская весна»
Охвативший регион процесс «Исламского пробуждения» уже есть свидетельство ослабления доминирования США. Народные восстания должны изменить политический ландшафт региона, избавить его от угнетения со стороны узурпаторов. И в этом отношении в большой опасности должен ощутить себя главный союзник Америки в регионе, которым является сионистский Израиль. По словам аятоллы Хаменеи, «Израиль - это «раковая опухоль» на теле региона». Именно сионистский Израиль является страной, оккупирующей территорию Палестины, лишившей палестинский народ их родины. Израиль проводит политику по подрыву единства арабского и мусульманского мира. Египет - яркий тому пример. Страна, шедшая во времена Гамаля Абдель Насера во главе освободительного фронта, «чей флаг антисионизма вдохновлял весь арабский мир, вдруг превратился за один день в символ дружбы Мубарака с сионистами против палестинского народа. Он стал помощником сионистов». Аятолла Хаменеи уверен, что данное отношение Мубарака с Израилем стало одной из причин народного возмущения. «Народ Египта чувствует унижение из-за нынешней поддержки режимом Израиля и слепом подчинении Америке». И поэтому народ сверг режим Мубарака, после которого наступит черед и узурпаторского режима Израиля.
Конечно, присутствие миллионов простых людей на политической сцене было бы невозможно в отсутствие сильной веры, которая объединила бы всех мусульман. И эта вера - ислам. «Враги попытаются представить эти движения (в Тунисе, Египте. - Б. А.) как неисламские», -говорит аятолла Хаменеи, но «это не правильно. Движения определенно исламские. Исторический фон Египта подтверждает это. Нынешнее египетское движение подтверждает это. Лозунги, скандируемые людьми, и их активное участие в пятничных молитвах подтверждают это. Следовательно, движение, определенно исламское, хотя враги и утверждают обратное»5.
Таким образом, проанализировав развитие народных выступлений в Тунисе, Египте, Ливии, Бахрейне и Йемене, аятолла Хаменеи выделил те черты, которые их объединяют. Это лозунги антиамериканизма, антисионизма и возвращения к исламу. С точки зрения аятоллы, движения имеют внутренний источник своего происхождения. Это реакция на ту антинародную и антиисламскую политику, которую проводили национальные власти в этих странах, выстраивавших стратегию развития на основе ориентации на страны Запада, в первую очередь - на отношения с США.
Естественно, исходя из данной характеристики, то, что происходило в Сирии, не вписывалось в общую схему «Исламского пробуждения». Официальные власти Ирана, используя стратегические выкладки Верховного лидера Ис-
ламской революции, осторожно комментировали происходящие в Сирии антиправительственные демонстрации, которые не прекращались, несмотря на попытки властей предпринимать жесткие меры по их пресечению.
Первые официальные комментарии последовали только после выступления Башара аль-Ассада 30 марта 2011 г., когда он заявил, что происходящее в стране - «это заговор» с целью подорвать единство сирийского народа6. Тогдашний иранский посол в Дамаске Сейид Ахмад Му-сави 31 марта 2011 г. практически повторил сказанное Башаром аль-Ассадом днем ранее. По его словам, развитие ситуации в Сирии - это часть вражеского заговора против независимых региональных стран. И подобными действиями враг пытается подорвать сирийскую безопасность и стабильность, поощряя внутренние заговоры7. Ясно, что нити заговора тянутся в Вашингтон. После этого МИД Исламской Республики Иран 18 апреля 2011 г. выступил с официальным заявлением по ситуации в Сирии, в котором говорилось, что Тегеран уверен в способности сирийского правительства пойти навстречу требованиям народа и в возможностях сирийских властей справиться с кризисной ситуацией самим, без внешнего вмешательства. Также в заявлении содержался призыв к американским властям воздержаться от «лживых обвинений и двойных стандартов в оценке событий», что ведет лишь к обострению внутренней обстановки в Сирии8.
Именно обострение ситуации внутри и вокруг Сирии в июне 2011 г., когда произошли крупные столкновения в Джиср эш-Шуггур между правительственными и оппозиционными силами, а Франция и США попытались своими заявлениями легитимизировать действия сирийской оппозиции, поддержав требование смещения Башара аль-Ассада с поста президента САР, срок которого истекал лишь в 2014 г.
Аятолла Хаменеи 30 июня 2011 г., в своей речи впервые коснулся ситуации в Сирии9. По его мнению, положение в Сирии отличается от других стран региона, где развиваются движения «Исламского пробуждения». Сирийский народ находится на передовой Фронта исламского сопротивления, противостоящего сионистскому Израилю и американской политике гегемонии в регионе. Наряду с Сирией туда входят ливанская Хезбалла и Иран. Природа региональных движений «Исламского пробуждения» имеет антиамериканский и антисионистский подтекст, тогда как в Сирии ясно проглядывает рука США и Сионистского образования, отмечает аятолла Хаменеи. Поэтому именно эти страны заинтересованы в свержении народного правительства Башара аль-Ассада и вывода Сирии из рядов Фронта исламского сопротивления.
На примере Сирии можно видеть попытку реализации Соединенными Штатами одного из
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2019. Т. 19, вып. 3
предсказанных ранее сценариев развития событий в странах региона. По словам аятоллы Хаменеи, после потери своих протеже в ряде стран региона, Америка будет действовать по двум сценариям. Первый можно охарактеризовать как оппортунизм, а второй как симуляцию революционного процесса. Согласно первому сценарию Вашингтон на словах поддерживает произошедшие изменения в странах, а на деле пытается провести свои кандидатуры к власти, тогда как симуляция - это попытка спровоцировать «народные» антиправительственные выступления в таких странах, как Иран или Сирия, где уже осуществляется политика в рамках «Исламского пробуждения»10.
Прошедшая в Тегеране в сентябре 2011 г. по инициативе Ирана 1-я международная конференция, посвященная феномену «Исламского пробуждения», фактически закрепила основные положения концепции «Исламского пробуждения», сформулированные Верховным лидером ИРИ аятоллой Али Хаменеи. Он обратился к участникам форума с приветственной речью11, в которой дал историческую ретроспективу «Исламского пробуждения», заявив, что идеологически движение уходит своими корнями в историю, ко -торой уже более 150 лет, когда многочисленные интеллектуалы и богословы из Египта, Индии, Ирака и других стран Азии и Африки выступили провозвестниками и пионерами исламского движения. Именно в обращении к исламу, к исламским ценностям, к исламской культуре аятолла вслед за своими предшественниками, видит главную основу в возрождении исламского мира. Поэтому начавшиеся в регионе народные движения смогут праздновать свою победу только когда «будет установлен народный режим на основе религии».
Естественно, продвижение на пути к победе «Исламского пробуждения», по мысли атоллы Хаменеи, будет не простым. Ситуация может развиваться по трем вариантам. Первый, являющийся наилучшим, с точки зрения аятоллы, связывается с приходом к власти представителей религиозной элиты в лице улама. Второй вариант можно рассматривать как компромиссный. Это установление диктаторских режимов различных оттенков. И третий, самый опасный вариант развития событий - это возвращение марионеточных режимов под прикрытием лозунгов о защите демократии и свободы.
Анализируя возможные препятствия на пути победы движений «Исламского пробуждения», помимо внешнего фактора в лице стран Запада, аятолла выделил еще и внутренний. К нему он отнес тех, кто «поклоняется Америке и Западу», и которые «попытаются, опираясь на поддержку своих покровителей за океаном, изменить основное течение движений в угоду своим кумирам». Поэтому, с точки зрения аятоллы, чтобы противостоять этим вызовам, необходимо
укреплять единство и избегать расколов, тогда как противник с целью ослабления народных правительств «Исламского пробуждения» будет проводить политику поощрения анархии, терроризма и внутренних конфликтов - конфессиональных, национальных и т. д. Параллельно будут использоваться и такие средства давления, как введение экономической блокады и санкций, замораживание национальных активов и запуск в СМИ информационных войн. Главная задача всех этих кампаний - добиться у народа разочарования в их революциях.
Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Термин «Арабская весна» не устраивал аятоллу Хаменеи по нескольким параметрам. Во-первых, «Арабская весна» характеризует движения исключительно в национальных и светских тонах. По мнению аятоллы, основные лозунги окрашены в религиозные, исламские цвета. Во-вторых, термин «Арабская весна» предполагает заведомую локализацию движения в рамках одного региона, что также не отражает реального положения. Аятолла уверен, что воздействие этого движения выйдет далеко за рамки региона и распространится по всему миру. Он охарактеризовал происходящее как «Исламское пробуждение», которое должно «пробудить» не только исламский мир, но и оказать влияние на весь остальной мир.
Следовательно, основными лозунгами «Исламского пробуждения» будут лозунги антиамериканизма, подразумевающие подрыв американского доминирования в регионе и мире; антисионизма, который рассматривается как основная проблема исламского мира, угрожающая его безопасности и стабильности, а также лозунг возрождения ислама, в котором в Иране видят залог возрождения исламской уммы на основе независимости, национального достоинства и самоуважения.
Сирийские события 2011 г., таким образом, не вписывались в первоначальную схему «Исламского пробуждения». Потребовалась ее теоретическая доработка, чтобы эти события в нее вписались. Результатом стала идея о «заговоре» внешних и внутренних противников сирийского режима с целью его свержения, чтобы раздробить Фронт исламского сопротивления и не допустить его усиления после победы исламских сил в Египте. В итоге Иран стал ассоциировать себя в качестве стратегического союзника правительства Башара аль-Ассада в Сирии, занявшего передовую линию обороны в противостоянии внешней агрессии со стороны Запада и его союзников в регионе.
Примечания
1 Friday prayers at Tehran University. URL: http://www. leader. ir/langs/en/index.php?p=contentShow&id=7774 (дата обращения: 16.11.12).
368
Научный отдел
А. В. Баранов. «Исламское пробуждение» и «Сирийская весна»
2 Supreme Leader Calls on Muslim Nations to End America's Interference URL: http://www.leader.ir/langs/ en/index.php?p=contentShow&id=7829 (дата обращения: 21.02.2011) ; Leader's Speech to Government Officials. URL: http://english.khamenei.ir/news/1425/Leader-s-Speech-to-Government-Officials (дата обращения: 21.02.2011).
3 Leader's Address to Participants of International Islamic Unity Conference. URL: http://english.khamenei. ir/news/1426/Leader-s-Address-to-Participants-of-International-Islamic-Unity (дата обращения: 20.02.2011).
4 Leader's Speech to Government Officials. URL: http:// english.khamenei.ir/news/1425/Leader-s-Speech-to-Government-Officials (дата обращения: 21.02.2011).
5 Leader's Address to Participants of International Islamic Unity Conference. URL: http://english.khamenei. ir/news/1426/Leader-s-Address-to-Participants-of-International-Islamic-Unity (дата обращения: 20.02.2011).
6 Syria leader dashes hopes of end to emergency rule //Asharq Al-Awsat. 2011. Mar. 31. URL: https ://eng-archive.aawsat.
com/theaawsat/news-middle-east/syria-leader-dashes-hopes-of-end-to-emergency-rule (дата обращения: 31.03.2011).
7 Iran's ambassador : Developments in Syria conspiracy of enemies. URL: http://english.irib.ir/news/world/west-asia/ item/72690-irans-ambassador-developments-in-syria-conspiracy-of-enemies (дата обращения: 31.03.2011).
8 Iran : Syrian gov't able to meet nation's demands. URL: http://isna.ir/en/news/9001-12765/Iran-Syrian-gov-t-able-to-meet-nation-s (дата обращения: 18.04.2011).
9 Leader Meets Government Officials. URL: http://english. khamenei.ir/news/1479/Leader-Meets-Government-Officials (дата обращения: 30.06.2011).
10 Leader's Public Address in Mashhad. URL: http://english. khamenei.ir/news/1434/Leader-s-Public-Address-in-Mashhad (дата обращения: 21.03.2011).
11 Head and members of the Experts of Leadership's Assembly. URL: http://www.leader.ir/langs/en/index. php?p=contentShow&id=8557 (дата обращения: 08.09.2011).
Образец для цитирования:
Баранов А. В. «Исламское пробуждение» и «Сирийская весна» // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 366-369. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2019-19-3-366-369
Cite this article as:
Baranov A. V. «Islamic Awakening» and «Syrian Spring». Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. History. International Relations, 2019, vol. 19, iss. 3, рр. 366-369 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1819-4907-2019-19-3-366-369