Научная статья на тему 'Исламский вызов Европе'

Исламский вызов Европе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
195
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВА ДЛЯ ГЕРМАНИИ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ПРОТЕСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ИСЛАМИЗАЦИЯ / ИММИГРАЦИЯ / БЕЖЕНЦЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Грибовский Василий Сергеевич

В связи с нарастающей иммиграцией в Европу становится очевидно, что на континенте сталкиваются две противоположные тенденции – европейское либертарианство и исламский традиционализм. В их основе лежат совершенно разные и во многом противоположные мировоззрения. На сегодняшний день европейская политическая наука так и не выработала концепцию межкультурного и межрелигиозного сожительства, которая отвечала бы пожеланиям как коренных европейцев, так и прибывших мусульман. Особенно выпукло это проявилось летом 2015 г., когда Старый Свет наводнили десятки тысяч беженцев-мусульман, а правительства не смогли оперативно справиться с ситуацией. Именно это обстоятельство привело к росту популярности антисистемных протестных партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Islamic challenge to Europe

Given the ever-growing immigration to Europe, we can witness two opposite tendencies in Europe libertarianism and Islamic traditionalism. These worldviews are completely different and in many ways opposite to each other. To date, European political science has not elaborated the concept of intercultural and interreligious cohabitation, which would meet the interests of the indigenous Europeans as well as the migrants from Muslims countries. It has become one of the reasons, why the European governments did not have ‘the road map', how to cope with the situation, when tens of thousands of Muslim refugees flooded the Old World. It resulted in the growing popularity of anti-system protest parties.

Текст научной работы на тему «Исламский вызов Европе»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3

УДК 329

Василий ГРИБОВСКИЙ1

ИСЛАМСКИЙ ВЫЗОВ ЕВРОПЕ

Аннотация. В связи с нарастающей иммиграцией в Европу становится очевидно, что на континенте сталкиваются две противоположные тенденции - европейское либертарианство и исламский традиционализм. В их основе лежат совершенно разные и во многом противоположные мировоззрения. На сегодняшний день европейская политическая наука так и не выработала концепцию межкультурного и межрелигиозного сожительства, которая отвечала бы пожеланиям как коренных европейцев, так и прибывших мусульман. Особенно выпукло это проявилось летом 2015 г., когда Старый Свет наводнили десятки тысяч беженцев-мусульман, а правительства не смогли оперативно справиться с ситуацией. Именно это обстоятельство привело к росту популярности антисистемных протестных партий.

Ключевые слова: Альтернатива для Германии, Европейский Союз, протестное движение, исламизация, иммиграция, беженцы.

В марте 2018 г. в Германии между руководителями правящего партийного блока ХДС/ХСС с новой силой разгорелся стародавний спор по животрепещущей теме. Канцлер А. Меркель сказала, что ислам стал частью страны, поскольку в Германии живут 4,5 млн мусульман. Премьер-министр Баварии Х. Зеехофер выразил категорическое несогласие с этим утверждением.2 Эти разночтения, выражаемые на самом высоком государственном уровне, показывают, что Европейский Союз испытывает огромные трудности с вовлечением мусульман в западное общество. Социологи и специалисты по исламу выделяют целый ряд существенных препятствий на пути к их интеграции: значительный приток новых мусульманских иммигрантов, глубокую укоренённость мусульман в собственной культуре, а также их нежелание и невозможность в достаточной мере адаптироваться к системе образования и общественной жизни принимающих стран.3 Рассмотрим эти проблемы более подробно.

Во-первых, иммиграция стала более интенсивной. Во второй половине ХХ в. в ряде европейских стран, в том числе в Германии, действовала система гостевой занятости, когда отдельные работники из менее развитых стран приезжали в Европу для выполнения заранее оговоренных работ. Позже они возвращались обратно или же оставались в стране в качестве постоянных жителей и, не будучи в значительном числе, быстро «растворялись» в западном обществе. Однако уже к концу прошлого столетия ситуация значительно изменилась. В связи с заметным повышением уровня жизни в Европе и, напротив, ростом социально-экономической напряжённости в ближневосточных странах мусульмане стали приезжать уже массово. Арифметически понятно: чем большее количество людей прибывает вместе,

1 Грибовский Василий Сергеевич - м.н.с. Отдела социальных и политических исследований ИЕ РАН, аспирант ИЕ РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. E-mail: vasily. [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran32018190194

2 Seehofer fehlt jegliches Verständnis für Merkel. Die FAZ. 23 März. 2018. Über: http://www.faz.net/aktueU/politik/inland/horst-seehofer-greift-angela-merkel-in-islam-debatte-scharf-an-15508996.html (zuletzt aufgerufen am 25.05.2018)

3 Гаджимурадова Г.И. 2016. Интеграция мусульман в Европе: история и современное состояние. - Научное обозрение. Сер. 2. Гуманитарные науки. № 3. С.5.

тем труднее принимающему обществу «переварить» их. Кроме того, психологически они не стремились уже к интеграции, т.к. отправлялись в Европу не зарабатывать, а спасаться от несостоятельности собственных государств и потреблять местные социальные блага. Оба эти фактора и обусловили создание закрытых обществ в Европе, которые местами выглядят как государства внутри государства.

Во-вторых, картины мира у европейцев и мусульман-мигрантов являются не только разными, но и во многом противоположными. В основе миропонимания европейцев лежит человек, чьи незыблемые права добыты в годы Французской революции и закреплены в последующих конституциях. Фундаментом же мусульманского миропонимания выступает Бог, который сообщил свою волю человечеству устами пророка Магомеда. Иными словами, европейское сообщество человекоцентрично, тогда как мусульманское - богоцентрично. Отсюда проистекают различия между двумя цивилизациями, в частности, стремление многих мусульман жить в Европе не по местному светскому законодательству, а по религиозному обычаю, который воплощён в закон в странах их происхождения.

Мышление европейцев становится всё более интернациональным и отрывается от исторических корней. Так, например, в Германии с 2000 г. было закрыто более 400 католических и 100 протестантских церквей. Культовые сооружения сносятся или продаются. В то же время мусульмане демонстрируют стойкую приверженность своей культуре. В упомянутой Германии уже действуют сотни мечетей и ещё более 120 находятся на стадии строительства.1 Религия остаётся основой мусульманского бытия в западноевропейских странах.

Помимо всего прочего, современный Европейский Союз идёт дальше, и под флагом защиты европейских ценностей разворачивается продвижение неолиберального мировоззрения. Оно приходит на смену традиционным христианским ценностям. Это выражается не только в узаконивании однополых браков или специфическом исполнении ювенального законодательства, но и в агрессивном продвижении идей толерантности, которые зачастую воспринимаются как обратная дискриминация, т.е. ущемление прав большинства. Люди нетрадиционной сексуальной ориентации и трансгендеры активно участвуют в различных фестивалях и конкурсах и демонстративно продвигаются на важные государственные должно-сти.3 Так, например, либеральная часть европейской общественности восприняла победу Кончиты Вурст на конкурсе Евровидения как ещё один шаг к пресловутому всеобщему равенству.

В то же время некоторые мусульманские иммигранты ведут себя вызывающе и демонстрируют неуважение к местным порядкам. Так, например, в 2017 г. в Бонне состоялся праздник Ашура, когда тысячи шиитов прошли по улицам города с голым торсом, громко выкрикивая религиозные лозунги и истязая себя плёточными ударами в память о мучениче-

1 В Германии церкви превращают в мечети. URL: http://www.islam.ru/news/2015-09-04/34624 (последнее посещение: 25 мая 2018)

2 Деминцева Е. 2004. Второе поколение магрибинцев во Франции: станут ли они французами? - Диаспоры. № 2. - С.57.

3 Гаджимуратова Г.И. 2017. Система европейских и исламских ценностей в контексте миграции мусульман в Европу. Власть. №11. С.180.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3

ской кончине имама Хусейна.1 Безусловно, подобные зрелища, с одной стороны, и пропаганда либеральных ценностей, с другой стороны, вызывают стойкую взаимную аллергию у большинства европейцев и мусульман друг к другу. Как считают политологи Ф. Виленга и Ф. Хартлеб, конфликт происходит между ортодоксальным исламом и либеральным европейским обществом, в котором «процесс эмансипации стал одной из определяющих ценностей».2

В-третьих, государства-члены Европейского Союза испытывают огромные концептуальные проблемы в деле интеграции иммигрантов в западное общество. В этой связи интересно проследить, как менялось отношение европейских лидеров к этой проблеме. В течение многих десятилетий они безоговорочно придерживались политики мулькультурализма. Под этим термином часто понимается аккультурация, т.е. процесс взаимовлияния культур.3 Они считали, что, будучи привлечёнными благами социального и правового государства, мусульмане «перекуются» добровольно и примут европейскую систему ценностей. Их религиозное мышление постепенно отодвинется на второй план, что позволит им стать такими же европейцами, хотя и несколько иной внешности и с другим прошлым. Размывание культурных различий должно было произойти уже через два-три поколения. Судя по всему, европейцы судили о мусульманах «по себе». Если они сами в большинстве своём со временем отказались от христианских ценностей в угоду построения общества потребления, то и мусульмане, как предполагалось, последуют по тому же пути.

Однако уже в 2010 г. лидеры трёх основных государств ЕС сами же раскритиковали собственный политический курс. Так, канцлер ФРГ А. Меркель заявила, что «политика мультикультурализма полностью провалилась».4 Премьер-министр Великобритании Д. Кэ-мерон сказал, «мультикультурализм усиливает экстремистскую идеологию и напрямую способствует разрастанию террористического подполья в стране».5 Тогдашний президент Франции Н. Саркози обратил внимание на то, что европейские страны уделяли слишком много

внимания идентичности мигрантов, не обращая достаточного внимания на идентичность ко-

6

ренного населения.

1 Schiiten ziehen in Gedenken an Imam Husain durch Bonn. General Anzeiger, 27. September 2017. Über: http://www.general-anzeiger-bonn.de/bonn/stadt-bonn/Schiiten-ziehen-in-Gedenken-an-Imam-Husain-durch-Bonn-artide3663696.html (zuletzt aufgerufen am 25.05.2018)

2 Wielenga F., Hartleb F. Populismus in der modernen Demokratie. Die Niederlande und Deutschland im Vergleich. Münster, Waxmann, 2011. - S.163.

3 Friedend K. Was ist Multikulturalismus? Berlin: Humboldt Universität, 2011. - S.42.

4 Integration: Merkel erklärt Multikulti für gescheitert / Spiegel, 16 Oktober 2010. Über: http://www.spiegel.de/politik/deutschland/integration-merkel-erklaert-multikulti-fuer-gescheitert-a-723532.html (zuletzt aufgerufen am 25.05.2018)

5 Cameron: My war on multiculturalism/ The Independent, 5 February 2011. Mode of access: http://www.independent.co.uk/news/uk/politics/cameron-my-war-on-multiculturalism-2205074.html (last visited 26.05.2018)

6 Nicolas Sarkozy joins David Cameron and Angela Merkel view that multiculturalism has failed/ Dailymail, 11 February 2011. Mode of access: http://www.dailymail.co.uk/news/article-1355961/Nicolas-Sarkozy-joins-David-Cameron-Angela-Merkel-view-multiculturalism-failed.html (last visited 26.05.2018)

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3

Несмотря на эти откровенные, тревожные и соответствующие действительности заявления глав основных стран объединения, европейская политическая наука не обнаруживает попыток разработать единую рамочную стратегию в сфере межнациональных отношений, которая бы не только соответствовала правам человека, но и защитила страну от очевидно нарастающей исламизации. Более того, до сих пор отсутствует даже теоретическое видение того, как следует выстраивать сожительство европейцев и мусульманских иммигрантов в современной Европе. Результатом этого стала неэффективная политика властей, что с кристальной ясностью проявилось во время острейшего миграционного кризиса 2015 года.

Несостоятельность властей в этом насущном вопросе привела к тому, что его «перехватили» протестные партии. Они сумели обернуть иммиграцию к собственной выгоде и одержали ряд убедительных побед на выборах разного уровня от парламента до муниципалитета. В 2015-2017 гг. можно было наблюдать, как точно сбывается прогноз политолога М. Эрке, сказавшего после терактов в Нью-Йорке, что антиисламская составляющая правых протест-

ных партий будет только усиливаться.1

***

В настоящий момент европейская цивилизация неожиданно столкнулась с традиционалистским (и даже фундаменталистским) вызовом, который она уже сама прошла в Средние века, отмеченные повсеместным господством Католической церкви. Системные партии и стоящая за ними либеральная наука не могут дать ответы на вопросы о том, возможно ли мирное сожительство на одном континенте людей европейского и религиозного мышления, а также представляют ли мусульманские пришельцы культурную и демографическую угрозу Старому Свету. В результате в дело вступают протестные партии, которые, тоже не решая эту проблему, перетягивают на себя часть голосов встревоженных избирателей.

Список литературы

Ehrke M. Rechtspopulismus in Europa. Die Meuterei der Besitzstandswahrer. Bonn: Fried-rich-Ebert-Stiftung, 2002. - 23 s.

Friedend K. Was ist Multikulturalismus? Berlin: Humboldt Universität, 2011. - 133 s.

Wielenga F., Hartleb F. Populismus in der modernen Demokratie. Die Niederlande und Deutschland im Vergleich. Münster, Waxmann, 2011. - 22 s.

Гаджимурадова Г.И. 2016. Интеграция мусульман в Европе: история и современное состояние. - Научное обозрение. Сер. 2. Гуманитарные науки. № 3. 3-7 сс.

Гаджимуратова Г.И. 2017. Система европейских и исламских ценностей в контексте миграции мусульман в Европу. Власть. №11. 177-181 сс.

Деминцева Е. 2004. Второе поколение магрибинцев во Франции: станут ли они французами? - Диаспоры. № 2. - 51-75 cc.

1 Ehrke M. Rechtspopulismus in Europa. Die Meuterei der Besitzstandswahrer. Bonn: Friedrich-Ebert-Stiftung, 2002. -17 S.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3

References

Cameron: My war on multiculturalism/ The Independent, 5 February 2011. Mode of access: http://www.independent.co.uk/news/uk/politics/cameron-my-war-on-multiculturalism-2205074.html (last visited 26.05.2018)

Integration: Merkel erklärt Multikulti für gescheitert / Spiegel, 16 Oktober 2010. Über: http://www.spiegel.de/politik/deutschland/integration-merkel-erklaert-multikulti-fuer-gescheitert-a-723532.html (zuletzt aufgerufen am 25.05.2018)

Nicolas Sarkozy joins David Cameron and Angela Merkel view that multiculturalism has failed/ Dailymail, 11 February 2011. Mode of access: http://www.dailymail.co.uk/news/article-1355961/Nicolas-Sarkozy-joins-David-Cameron-Angela-Merkel-view-multiculturalism-failed.html (last visited 20.12.2014)

Schiiten ziehen in Gedenken an Imam Husain durch Bonn. General Anzeiger, 27. September 2017. Über: http://www.general-anzeiger-bonn.de/bonn/stadt-bonn/Schiiten-ziehen-in-Gedenken-an-Imam-Husain-durch-Bonn-article3663696.html (zuletzt aufgerufen am 25.05.2018)

Seehofer fehlt jegliches Verständnis für Merkel. Die FAZ. 23 März. 2018. Über: http://www.faz.net/aktuell/politik/inland/horst-seehofer-greift-angela-merkel-in-islam-debatte-scharf-an-15508996.html (zuletzt aufgerufen am 25.05.2018)

В Германии церкви превращают в мечети. URL: http://www.islam.ru/news/2015-09-04/34624 (последнее посещение: 25 мая 2018)

The Islamic challenge to Europe

Author. Gribovsky V., Master of Political Sciences, Researcher of Department of Social and Political Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. Email: [email protected]

Abstract. Given the ever-growing immigration to Europe, we can witness two opposite tendencies in Europe - libertarianism and Islamic traditionalism. These worldviews are completely different and in many ways opposite to each other. To date, European political science has not elaborated the concept of intercultural and interreligious cohabitation, which would meet the interests of the indigenous Europeans as well as the migrants from Muslims countries. It has become one of the reasons, why the European governments did not have 'the road map', how to cope with the situation, when tens of thousands of Muslim refugees flooded the Old World. It resulted in the growing popularity of anti-system protest parties.

Key words: the European Union, European migrant crisis, refugees, Liberalism, Islam. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran32018190194

Научно-аналитический вестник НЕ РАН, 2018, №3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.