ФЕДОРОВА Наталья Валентиновна - кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела и товарного менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
ФЕДОРОВ Валентин Герасимович - доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры торгового дела и товарного менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
FEDOROVA, Natalya Valentinovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Trade Business and Commodity Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
FEDOROV, Valentin Gerasimovich - Doctor of Agricultural Sciences, Professor of Trade Business and Commodity Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 336.711
исламский банкинг в системе национальных
банков мира
р.А. Хабибуллов
Проанализирована активность исламских банков, выявлены основные факторы, влияющие на развитие исламского банкинга. Изучены особенности системы национальных банков и принципы работы исламского банка.
Ключевые слова: банк; банкинг; ислам; кредит; структура; финансы; контракт мудараба.
R.A. Habibullov. ISLAMIC BANKING IN THE NATIONAL BANK OF THE WORLD
Analyzed the activity of Islamic banks, the major factors affecting the development of Islamic banking. The features of the system of national banks and the principles of the Islamic bank.
Keywords: bank; banking; Islam; credit; structure; finance; Mudaraba contract.
Мировой рынок финансовых услуг, соответствующих предписаниям Корана и нормам шариата, за последнее десятилетие вырос в шесть раз: с 150 млрд долл. в середине 90-х гг. до 1 трлн долл. в 2013 г. При этом по оценкам рейтингового агентства Standard & Poor's он обладает семикратным потенциалом развития. Это и обусловливает актуальность рассмотрения и анализа данной темы.
Создание исламских банков было предрешено потребностью мусульманского мира в развитии национальных банков и необходимостью соблюдения при этом положений шариата. Основные факторы, повлиявшие на развитие исламского банкинга, - это рост численности мусульманского населения в мире, бурное увеличение нефтяных доходов государств Востока, принятие нового финансового направления западными странами, поддержка его на законодательном уровне. Как результат, использование этих механизмов традиционными банками и их клиентами - представителями других конфессий.
Активность исламских банков, резко возросшая к концу 2008 г., обусловлена их количественным увеличением с 27 в 1985 г. до 450 к 2009 г. Данные показатели поражают своим ростом, учитывая мировой финансовый кризис в банковской системе, происходящий в последнее десятилетие. Существуют две основные причины, благодаря которым исламским банкам удалось минимизировать потери от финансового кризиса. Во-первых, банки не могут занимать друг у друга деньги под процент, процентные ставки попросту запрещены. Во-вторых, они не нагружают себя непрофильными высокорисковыми активами, такими как ипотечные обязательства, предпочитая более надежные, хотя, возможно, менее доходные активы.
В структуре исламских финансов отдельной группой выделяются банки как источники финансирования деятельности предприятий и населения исламских стран. Исламские банки - финансовые институты, получающие депозиты и реализовывающие инвестирование
48
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. №4(14)
накопленных средств. Заметим, что в данную группу попадают как полноценные исламские банки, так и вспомогательные банковские подразделения или исламские «окна» обычных банков.
Первый исламский сберегательный банк, основанный по принципу участия в прибылях, появился в 1963 г. в одном из небольших городов Египта. Из-за опасений по поводу возможных обвинений в открытой манифестации исламского фундаментализма этот первый современный эксперимент в области исламского банкинга был осуществлен в обстановке фактической секретности.
К 1967 г. таких банков в Египте было уже девять. Эти банки не взимали процентов по ссудам и не платили процентов по вкладам, они «делали деньги» путем участия в торговых или производственных бизнес-проектах, разделяя полученную прибыль между своими вкладчиками. Таким образом, они выступали в роли не столько традиционных коммерческих банков, сколько сберегательно-инвестиционных институтов.
Во время первого нефтяного кризиса в 1970-е гг. был создан управляющийся из Женевы «Исламский фондовый дом». Он стал аккумулировать немалую часть доходов мусульманских стран, полученных от торговли нефтью. Его целью было создание денежного источника и капитальной базы для будущей, основанной на исламских принципах, глобальной сети беспроцентных банковских услуг.
В 1970-е гг. изменение общего политического климата во многих мусульманских странах позволило перейти от первых исламских банков, имевших полуподпольный статус, к созданию легальных банков. Именно в конце 1970-х гг. были созданы, в частности, Dubai Islamic Bank, Islamic Bank of Sudan, Islamic Bank of Egypt и Bahrain Islamic Bank. В азиатско-тихоокеанском регионе это произошло даже раньше: в Филиппинах в 1973 г. президентским указом был создан исламский Philippine Amanah Bank.
С победой исламской революции в Иране банковская система в этой стране после трехлетнего переходного периода полностью перешла на модель исламского банкинга. Сегодня в мире насчитывается около 150 исламских банков и множество других исламских небанковских финансовых институтов, предлагающих широкий спектр услуг - от простого розничного финансирования до сложно-структурированных продуктов.
Исламская финансовая индустрия, по срав-
нению с традиционной, отличается явно опережающим развитием. Особенно это заметно в банковском секторе тех стран, где государственной или ведущей религией является ислам. За последнее десятилетие эта отрасль финансов развивается бурными темпами - 15-20% ежегодного прироста активов [2].
Принципы ведения бизнеса исламского банкинга успешно применяются также в США и Европе. Во многих западных банках открыты и поддерживаются так называемые исламские окна - отделения занимающиеся предоставлением услуг согласно нормам шариата [1].
Исламский банкинг получил развитие и в России. В нашей стране сегодня проживает около 30 млн этнических мусульман. Проводятся такие ежегодные мероприятия по исламским финансам, как: Международная инвестиционная конференция, Казанский саммит, семинары и т.д. Все предпосылки для создания исламских банков имеет Республика Татарстан, которая сотрудничает с институтами международной организации ОИК, а в 2007 г. подписала меморандум о взаимопонимании с Исламским банком развития.
Традиционные банки также находят ряд преимуществ в использовании продуктов исламских банков. Так, в конце августа 2006 г. российский банк «ГЛОБЭКС» привлек средства по контракту мурабаха в размере 20 млн долл. от одного из старейших в мире исламских банков - Дубай Исламик Бэнк.
Стержнем исламского банкинга является ряд основополагающих принципов и запретов, содержащихся в Коране. Считается, что нельзя требовать плату за пользование деньгами как со стороны банка, так и со стороны вкладчика. Также шариат требует от сторон стопроцентной прозрачности сделки, равноправное участие как в прибылях, так и в убытках общего дела. Одним словом, шариат уравнивает роль и шансы финансируемой стороны и владельца бизнеса. Исламская экономическая система выстраивает свои задачи и стратегии, основываясь на исламском мировоззрении и моральных ценностях, и исключает возможность конфликтов между двумя сторонами.
Понятие «кредит» в исламском финансировании отличается от традиционного понимания кредита. Поэтому если говорить о ссудах, то таких кредитов при исламских принципах финансирования практически не бывает. Вместо этого партнерам исламского банка предоставляется финансирование, основанное на принципах участия банка в прибылях и убыт-
ках делового проекта, а также долгового финансирования.
Деловые взаимоотношения в исламском финансировании ограничиваются законностью бизнеса, что является критерием выбора того или иного вида деятельности. Кроме перечисленных выше моментов, в исламском финансировании однозначно запрещены виды деловой активности, связанные с производством и торговлей запрещенных товаров, таких как наркотическая и алкогольная продукция, свинина, порнографическая продукция. Следующие виды деятельности, категорически несовместимые с моралью ислама: игорный бизнес, лотереи, установление монополии и традиционное (коммерческое) страхование. Запрещается нерациональное использование природных ресурсов или препятствование их восстановлению.
Высокорисковым проектам банки предпочитают менее рисковые, приносящие стабильный доход. Шариатский совет, функционирующий при исламском банке, контролирует соответствие сделок банка принципам исламского финансирования. Банки позволяют клиентам финансировать покупку недвижимости или оборудования, строительные и сельскохозяйственные проекты, малый и средний бизнес и прочее и делают это посредством купли-продажи, лизинга или долевого участия. Баланс исламского банка формируют сделки [3].
Отказ от ссудного процента является главным отличием исламских финансов от мировой банковской. Традиционный банк, по сути, покупает и продает денежные средства, получая выгоду за счет ссудного процента. Исламский же банк переводит кредитную основу финансового бизнеса на инвестиционную.
Банк открывает счета, на которых аккумулирует средства вкладчиков. Этими средствами он финансирует предпринимателей. Однако вместо традиционного процента предприниматель делит полученную прибыль с банком, а тот, в свою очередь, с вкладчиком. То есть, например, если компания получила финансирование от исламского банка, то банк с компанией участвует в проекте на равных, разделяя все риски. Если начинание не удается, банк теряет свои деньги вместе с компанией. Но если проект удается, то прибыль тоже делится пополам.
Главный же принцип таков: вознаграждение банка или вкладчика не является изначально гарантированным, а возникает как производное от прибыли бизнеса. Таким образом, из экономического оборота полно-
стью выводится основа господствующей банковской системы - ссудный процент.
Основной принцип работы исламского банка состоит в том, что поскольку деньги не есть товар, они не могут возрастать лишь потому, что были выданы в виде ссуды. Следовательно, кредитор может рассчитывать на доход только в том случае, если деньги, будучи вложены в экономику, создали реальную добавленную стоимость.
Однако, существуют и беспроцентные кредиты, предоставляемые или как материальная помощь нуждающимся лицам, организациям, регионам, или как краткосрочная субсидия на конкретную хозяйственную деятельность фирмы, часто являющейся партнером банка.
В исламской банковской системе, в отличие от западной, исключена ситуация, когда в банках на депозитных счетах существует лишь менее 2 долл. реальных денег на каждые 100 долл. (такая ситуация наблюдается, например, в США). С одной стороны, это ограничивает возможности использования инструментов активной монетарной политики для макроэкономического регулирования, а с другой - в такой системе существенно менее вероятно банкротство банков.
Исламские банки теснят позиции западных банков в арабских странах. И это создает объективные условия для более интенсивного перенесения основ исламского банкинга на другие регионы исламского мира, а затем за его пределы.
Ведущие западные банки открывают у себя исламские подразделения: «Goldman Sachs», «The Chase Manhattan Bank», «Nomura Securities», «J.P. Morgan», «ING» и др. Американский банк «Citybank» уже длительное время сотрудничает с исламскими банковскими структурами, вложив около 1 млрд долл. в специализированные исламские фонды. Еще в 1997 г. «Citybank» учредил в Бахрейне свое полномочное отделение «City Islamic Investment Bank» с капиталом в 20 млн долл. Специальные исламские департаменты открывают также крупнейшие мировые банки «Deutse Bank» и HSBC. По оценке «Citybank», темпы роста исламского банкинга составляют от 10 до 15% в год, что красноречиво свидетельствует о динамичности исламских банков.
К услугам исламских банков прибегают такие транснациональные гиганты, как «General Motors», «DAEWOO», «IBM», «Alcatel», а также крупнейшие финансовые холдинги Societe. Финансисты, представляющие исламские банки, говорят уже о том, что в ближайшем будущем все мировые банки будут в состоянии
обеспечить клиентам полный пакет услуг как в традиционной, так и в исламской форме.
Так, например, казахстанский банк «Тура-нАлем» стал первой кредитной организацией СНГ, получившей в 2003 г. кредит от международной финансовой организации Исламского банка развития. Сумма была довольно невелика, но уже в июле 2006 г. банку удалось привлечь кредит по законам шариата на сумму 200 млн долл. За ним последовал выход на потребительский рынок. 8 мая 2007 г. банк в ходе подписания соглашения с Emirates Islamic Bank объявил о том, что создание первого в Казахстане банка, работающего по принципам шариата, - дело ближайшего будущего. Банк контролирует 47,3% акций банка «БТА-Казань», расположенного в Республике Татарстан, где около половины населения -мусульмане, и имеет долю в ряде других российских банков.
Ведущим исламским финансовым центром в Западной Европе согласно докладу Inertnational Financial Service, London (IFSL) от 22 января 2008 г. является Великобритания.
В настоящее время, как отмечает IFSL, мировым лидером по объему финансовых активов, соответствующим нормам шариата, является Иран (154,9 млрд долл.). Далее со значительным отставанием следуют Саудовская Аравия (70,1 млрд долл.) и Малайзия (65,2 млрд долл.). В первую десятку также входят Кувейт, Бахрейн, Пакистан, Ливан, Турция. Однако, ориентированный на мусульман банкинг развивается и за пределами исламского мира. Так, Великобритания занимает девятое место в мире по объему соответствующих нормам шариата активов (10,4 млрд долл.). Это единственная европейская страна, где этот показатель превышает 10 млрд долл. Услуги в этой области предоставляют 23 банка, вчетверо больше, чем в любой другой европейской стране: для сравнения, в Швейцарии на рынке исламских финансов присутствует пять банков, во Франции и Люксембурге - по четыре. При этом в Великобритании работают три финансовые компании, полностью соответствующие нормам шариата: The Islamic Bank of Britain, The European Investment Islamic Bank и The Bank of London and The Middle East. Кроме того, Великобритания находится на третьем месте в мире по числу управляющих исламскими инвестициями компаний, уступая только Саудовской Аравии и Малайзии [4].
Выдвижение Великобритании как ключевого европейского центра по работе с ислам-
скими финансами связано с развитием этой отрасли властями. Британское правительство в последние годы активно развивало нормативно-правовые основы сектора, которые позволили исламским финансовым услугам функционировать так же, как традиционным. Эти действия были направлены не только на развитие Лондона как мирового финансового центра, но и на социальную интеграцию мусульманского населения страны (около 2 млн человек). Поэтому с учетом роста мусульманского населения в Европе он прогнозирует дальнейшее развитие ориентированного на него финансового сектора в регионе, стратегическими странами являются Франция и Германия, в которых очень большая доля мусульманского населения, которое нуждается в финансовых услугах.
В условиях мирового финансового кризиса особенно заметно процветание исламских банков, активы которых растут на 15% в год. Самый крупный исламский банк Персидского залива Qatar Islamic Bank сообщил, что за второй квартал 2008 г. его прибыль выросла на 69%, не менее прибыльными являются Sharjah Islamic Bank и Dubai Bank.
Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что одним из механизмов реализации дополнительного инвестиционного потенциала для региональной банковской системы, по нашему мнению, может стать создание местных финансовых организаций с участием исламских банков, равных по инвестиционному потенциалу. Это позволит банкам, прежде всего, снизить риски и выполнить требования регулятора относительно их уровня. Исламские банки, несмотря на отличия от традиционных, могут участвовать в таких региональных синдикатах. Делать это им разрешает контракт мудараба (доверительное партнерство). Исламские банки могут стать одним из ведущих факторов развития реального сектора экономики и местного товарного рынка, в частности, через финансирование малого и мелкого предпринимательства мусульманских слоев населения. Их операционная деятельность, например в Татарстане, поможет решить проблему достаточности финансовых ресурсов, включая постоянное сопровождение и финансирование местных проектов инвестиционного характера, в том числе путем пополнения доходной части местного бюджета за счет притока налогов, взимаемых с исламских банков.
Список литературы
1. Беккин Р.И. Особенности функционирова-
ния исламских финансовых институтов: российский опыт // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 8. Менеджмент. 2006. Вып. 2.
2. Петров Г.Б. Банковский бизнес по исламским правилам // Управление в кредитной организации. 2008. № 5.
3. Трунин П.В., Каменских М.В., Муфтяхет-динова М. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития. М.: Ин-т экономики переходного периода, 2009.
4. URL: www.IMF.org.
ХАБИБУЛЛОВ Рифкат Арифуллович - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
HABIBULLOV, RifkatArifullovich - Graduate Student. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]